Глава 7. Совершенствуясь с годами.

Как с возрастом развиваются способности

Четвертая составляющая «формулы» делового успеха — это развитие типа, процесс, продолжающийся всю жизнь. В ходе этого процесса нам, возможно, придется прибегать ко всем преференциям типа, даже к тем, которые у нас наименее ярко выражены или наименее нам соответствуют. Этот процесс происходит в жизни каждого человека естественным образом, но его также можно направлять сознательно.

«Правильным развитием типа» мы бы назвали такое развитие, которое в наибольшей степени раскрывает наши природные способности, помогает нам принимать лучшие решения и избегать неблагоприятных последствий, которые могут быть вызваны нашими врожденными слабостями.

Иногда приходится слышать: «Становясь старше, мы делаемся больше похожими на самих себя, и это хуже всего». С возрастом мы меняемся, становимся более зрелыми, но тип нашей личности сохраняется, доминантная и вспомогательная функции остаются теми же. Однако в рамках типа возможно (и не только возможно, а и желательно!) развить в себе гармоничную личность.

В некоторой степени стадии, проходимые личностью в процессе развития, можно предсказать. Вне зависимости от того, слышали вы о типе или нет, ваши интересы на протяжении жизни наверняка претерпевают изменения. Но если вы будете осведомлены о развитии типа, то поймете, что эти изменения не стихийны. Отдавая себе отчет в том, на каком этапе развития типа вы находитесь, вы сможете определить, использование каких функций должно принести вам максимум пользы; и в сорок два года эти функции могут оказаться вовсе не теми, что в двадцать два. Вы также поймете, отчего то или иное занятие уже не приносит вам былого удовлетворения. Более того, вы будете в состоянии спрогнозировать, какие изменения предстоят вам в будущем, благодаря чему расширите свои профессиональные горизонты.

Теория развития типа была разработана одним из первых специалистов в данной области — У. Гарольдом Грантом. Наши исследования подтверждают многие выводы Гранта, хотя некоторые изменения, вызванные течением времени, также были нами отмечены. Мы убедились в том, что знание принципов развития типа могут помочь человеку определить его ближайшие и дальнейшие потребности в отношении его профессионального роста.

От рождения до 6 лет.

Как мы уже отмечали, все люди рождаются с индивидуальным «родимым пятном», которое остается с ними всю жизнь. Но нам требуется время, чтобы наши преференции сделались очевидными для нас самих. Выносить решительное суждение о преференциях маленького ребенка затруднительно, поскольку дети еще не обладают достаточными речевыми навыками и не могут точно описать свою мыслительную деятельность. Легче всего определить преференцию «экстраверсия» или «интроверсия», а вот другие преференции установить труднее, особенно у детей-интровертов. Ведь интровертов в любом возрасте разгадать тяжелее всего!

Итак, поскольку четыре функции развиваются не одновременно, тип, к которому относится ребенок, как правило, сложно определить с высокой степенью точности, пока ему не исполнится шесть лет. Зная, как истолковать особенности поведения в играх детей взрослые смогут учить их и строить свое поведение, исходя из их природы, а не приспосабливать их к себе. Полезным инструментом для понимания развития своего ребенка, который поможет родителям найти к нему индивидуальный подход, станет наша книга — «Воспитание природой: как определить тип личности вашего ребенка и быть хорошими родителями». Кроме того, советы, как определить тип вашего ребенка, вы сможете получить на нашем сайте, о котором мы уже упоминали, www.nurturebynature.com.

От 6 до 12 лет.

В возрасте приблизительно шести лет доминантная функция ребенка начинает проявляться в полной мере, и закономерности его поведения становятся яснее. Доминантный сенсорик может проявить склонность к сложным гимнастическим упражнениям; доминантный интуит может смастерить какой-нибудь хитроумный музыкальный инструмент из подручного материала; доминантный логик может веско обосновать, почему его не следует наказывать; доминантный этик может проявить заботу о других и привязанность к ним, в особенности если близкий человек страдает или пережил несчастье. В этот период жизни у детей обычно начинает развиваться их доминантная функция, если только они не оказываются в жестких рамках.

Для здорового развития ребенка принципиально важно, чтобы его родители и воспитатели поощряли применение его доминантной функции. Доминантная функция — это двигатель личности, источник данных ему при рождении преимуществ. При должном поощрении доминантная функция оказывается в благоприятных условиях, и ребенок постепенно становится дельным и надежным человеком. Если же в детстве доминантная функция человека подавляется, то может выйти так, что в более позднем возрасте он не будет полагаться на свой природный внутренний стержень. Конечно, в таком случае он не получит полного удовлетворения от жизни.

От 12 до 25 лет.

Приблизительно в двенадцать лет у нас усиливается вспомогательная функция. Как было сказано в предыдущей главе, она уравновешивает действие доминантной функции, и в результате мы учимся и собирать информацию, и принимать решения.

Когда доминантная и вспомогательная функции твердо определились, настает черед третьей и четвертой функций (несмотря на то, что они пока развиты слабо). В возрасте около двадцати пяти лет все мы уже относимся к разным типам личности. К счастью, это еще не конец персонального роста!

От 25 до 50 лет.

Примерно после двадцати пяти лет мы начинаем развивать третью функцию. По нашим наблюдениям, у большинства людей в полной мере она складывается только годам к сорока, а бывает, и позже. А в тот же период имеет место еще одно явление, называемое кризисом среднего возраста.

Мы полагаем, что связь между развитием типа и кризисом среднего возраста (иными словами, переоценкой ценностей!) не случайна. В первой половине жизни мы используем по преимуществу доминантную и вспомогательную функции. Мы полагаемся на них, верим в них, и они отлично на нас работают. За долгие годы мы овладеваем мастерством их применения. Достигнув же «перевала», мы можем прийти к тревожным заключениям. Во-первых, что впереди у нас не так много времени; во-вторых, что не так уж заманчиво посвятить оставшиеся годы тому же, чему была отдана молодость. Нередко в середине жизни люди переосмысливают прежние ценности и меняют свои приоритеты.

Основываясь на опыте работы с нашими клиентами, мы пришли к выводу, что середина жизни означает начало новой фазы развития типа. Не осознавая того, мы стремимся уйти от своей индивидуальности, обнаружить новые возможности и сделать свою жизнь более продуктивной. Тогда мы начинаем развивать в себе третью, а позднее и четвертую функции.

Вот перед нами Марти. Он относится к типу ISFP и является доминантным этиком. Его вспомогательная функция — сенсорика, третья — интуиция, а четвертая — логика. До последнего времени он был основательным человеком, принимал вещи такими, какие они есть, не интересовался причинами сложившегося положения дел и не доискивался глубинных смыслов. Сейчас ему тридцать восемь лет, и он становится более пытливым человеком. Он стал задаваться новыми для него вопросами: почему он поступает так, а не иначе, и какое влияние оказали на формирование его личности родители. Он стал чаще беседовать с сестрой, вспоминая детство, и даже стал задумываться о том, не получить ли ему консультацию относительно его характера и стиля поведения. Марти стал интересоваться связями между вещами и событиями, основаниями поступков людей. Он углубил свои представления о сложностях жизни и стал по-иному смотреть на открывающиеся возможности. Налицо явные признаки развития интуиции.

Случается, что развитие третьей функции приносит человеку нешуточные волнения. Наоми — тридцать семь лет, она работает брокером на бирже, принадлежит к типу ENTP и является доминантным интуитом. Ее вспомогательная функция — логика, третья — этика, четвертая — сенсорика. Ее способности анализировать рынки, просчитывать тенденции и убеждать других в своей правоте уже принесли ей благосостояние. Наоми увлекает деятельность в финансовой сфере, требующая быстрой реакции, риска, и в ней она достигла высокого уровня профессионализма. Недавно, однако, Наоми стала получать от работы все меньше удовлетворения. Она уже не с такой охотой работает по восемнадцать часов в день, в особенности сейчас, когда у нее складываются серьезные романтические отношения, и ее партнеру хочется регулярных встреч. Наоми стала остро чувствовать ход своих биологических часов. Ей по-прежнему нравится решать встающие перед ней профессиональные проблемы, и успех и сейчас много для нее значит, но она понимает, что ее не устраивает перспектива остаться наедине с деньгами и дорогими приобретениями. Третья функция Наоми (этика) подает голос, и не исключено, что Наоми изменит свой образ жизни в соответствии с требованиями этой функции.

Наступление среднего возраста не всегда влечет за собой решительные перемены в жизни, как это произошло у Марти и Наоми. У многих людей просто постепенно возникают новые интересы, появляются новые занятия, или же их жизнь вообще понемногу преобразуется. В среднем возрасте мы часто становимся более открытыми к новым для нас интересам, иным точкам зрения, новым подходам к работе. Наше отношение к миру порой становится более гибким, мы начинаем замечать нюансы, которыми прежде пренебрегали или которые раньше считали несущественными.

Некоторые люди попросту предаются увлечениям, связанным с их третьей функцией; скажем, развитие сенсорики может отразиться в повышении интереса к спорту. У кого-то появляются новые приоритеты в мыслительных процессах; к примеру, развитие логики иногда выражается в том, что человек начинает придавать большее значение объективности и справедливости. У многих людей интерес к дополнительным занятиям и интеллектуальным аспектам, объясняемым развитием третьей функции, проявляется одновременно.А бывает и так, что один из процессов начинается раньше, а второй следует за ним.

Придя к пониманию развития типа, вы сможете сознательно работать над развитием вашей третьей функции в среднем возрасте, углублять ее действие, учиться находить в ней удовольствие и привыкать жить несколько по-другому. Эта динамика индивидуальна для каждого человека.

Филу — сорок один год, он ENFP, доминантный интуит. Вспомогательная функция Фила — этика, третья — логика, четвертая — сенсорика. Фил всегда предпочитал избегать конфликтов, стремился к гармонии в отношениях и большую часть жизни посвятил тому, чтобы обеспечить счастье других людей. А вот сейчас Фил сознательно работает над развитием у себя логической функции.

Недавно Фил купил себе дорогие кроссовки, которые стали разваливаться после двух недель носки. Когда Фил принес обувь в магазин и объяснил суть проблемы, менеджер ответил ему: «Никаких проблем! Мы отошлем кроссовки на фабрику. Если выяснится, что их невозможно отремонтировать, вам пришлют другую пару. Все это займет около месяца».

Десять лет назад Фил удовлетворился бы таким объяснением. Тогда он был бы слишком заинтересован в сохранении конструктивных, добрых отношений с менеджером торговой точки и не пошел бы на конфронтацию. А вот на нынешнем жизненном этапе Фил прибегает к развивающейся логической функции и потому в большей степени готов принести безоблачные отношения в жертву тому, чтобы добиться справедливого отношения к себе. Поэтому Фил сказал: «Я не считаю такой выход правильным. Я не желаю прерывать на месяц свои занятия спортом только из-за того, что вы продали мне некачественные кроссовки. Я купил их не на фабрике, а у вас, причем в цену кроссовок входила и стоимость ваших услуг. Я бы попросил вас заменить кроссовки немедленно,а затем решать ваши проблемы с фабрикой!»

Менеджер неохотно уступил. Не имея в голове разработанного плана действий, Фил пришел к применению развивающихся у него новых способностей к аргументации (т. е. логики) и в итоге выиграл.

После 50 лет.

На более позднем этапе жизни мы обретаем способность с большим успехом использовать четвертую функцию. Некоторые исследователи вопросов типа считают, что четвертая функция развивается у нас весьма слабо, и потому мы так и не приходим к эффективному ее использованию. Но мы находим, что многие люди в этом возрасте овладевают своей четвертой функцией и применяют ее с пользой для себя благодаря осознанным усилиям. Для этого требуется немалая концентрация воли (как-никак, это слабейшая из наших функций), но результат того стоит.

Стив и в пятьдесят семь лет не оставил дела, которым занимался на протяжении большей части жизни; он продолжает работать консультантом на заводе. Помимо прочего, он всегда отличался готовностью работать на добровольной основе. Принадлежа к типу ESFJ, он является доминантным этиком. Его вспомогательная функция — сенсорика, третья — интуиция, четвертая — логика. Стив возглавляет общественную организацию в своем городе и отдает много сил проблеме недорогого жилья для бездомных (здесь он использует интуицию). Заботясь о бездомных, Стив развивает свои логические способности, которые сейчас позволяют ему быть более объективным и избавляться от излишней чувствительности в политических вопросах. Он начал работать над осуществлением программ городского масштаба (где ему помогает логика). Это нелегко, но он заставляет работать голову и поэтому лучше решает проблемы, которые глубоко волнуют его сердце.

Если вы в жизни прошли через правильное развитие типа, то после пятидесяти вы должны быть в состоянии использовать все четыре функции — сенсорику, интуицию, логику и этику, исходя из требований ситуации. Доминантная и вспомогательная функции по-прежнему останутся источниками ваших главных плюсов, применение третьей и четвертой функций потребует более строгого контроля, но все-таки в вашем распоряжении окажется более обширный арсенал навыков и взглядов.

Вы помните, как мы сравнили ваши функции с семейством, едущем в автомобиле? Получается, что при правильном развитии типа ваши третья и четвертая функции (дети на заднем сиденье) подрастают. Лидирующие позиции остаются, как и раньше, за доминантной и вспомогательной функциями, но третья функция — это уже взрослый молодой человек, а четвертая функция теперь напоминает подростка.

Интересно отметить, что использование всех функций открывает перед вами доступ ко всем преференциям, включая подходы. (Вы не забыли этот термин? Подходы — это экстраверсия, интроверсия, рациональность и иррациональность.) Если вы — интроверт, может оказаться так, что вам станут несколько ближе свойства экстравертов: установление новых контактов с людьми, расширение сферы личных интересов. Если же вы — рационал, то станете приобретать способности, более характерные для иррационалов: умение расслабиться, включаться в игру, наслаждаться жизнью, а не только управлять ею.

Поясним нашу мысль на примере. Мариан представляет тип ENFJ. В шестьдесят лет она вошла в состав присяжных заседателей, рассматривавших дело о противозаконных действиях врача. Поскольку Мариан — доминантный этик, можно было бы ожидать от нее позиции, основанной на личных ценностях, иными словами, на сочувствии к пострадавшему. А так как вспомогательная функция Мариан — интуиция, то она могла бы уделить особое внимание роли людей, призванных в качестве свидетелей, и схеме поведения, представленной в заслушанных показаниях.

Но Мариан повела себя иначе. Поскольку ей стала ближе сенсорика, она сумела внимательнее разобраться в содержании ответов свидетелей. В совещательной комнате она вспоминает подробности и цитирует представленные на процессе свидетельства. Это может показаться странным, но ей удается сохранить беспристрастность — благодаря ее четвертой функции, логике. Она даже предостерегает других присяжных от решений, основанных исключительно на сопереживании. Более того, хотя Мариан — экстраверт, она развила в себе способность внимательно прислушиваться ко всему, что говорят другие, и только потом брать слово (качество интровертов) и выносить окончательное решение лишь после того, как она осмыслит услышанное (качество иррационалов).

Может быть, Мариан перестала быть ENFJ и перешла в тип ISTP? Вовсе нет! Просто благодаря правильному развитию типа она теперь умеет при необходимости обращаться ко всем преференциям. И в рассмотренном нами случае для нее было естественным тщательно проанализировать все факты и прийти к беспристрастному решению. Двадцать пять лет назад сделать это было бы ей намного труднее.

Наши рекомендации