V. порядок проведения зачета по производственной практике
Зачет проводится на базе практики после её окончания. Зачет принимается комиссией в составе заведующего лечебно-профилактическим отделением, кафедрального руководителя и непосредственного руководителя практики. Оценка заносится в протокол зачета, а затем кафедральным руководителем дополнительно вносится в зачётную книжку и зачетные ведомости в учебной части академии. Определение окончательной оценки зависит от ряда моментов, подробно описанных в разделе "Критерии оценок на зачетах" данного пособия. Зачет принимается в присутствии всей группы студентов. Студент представляет комиссии свой полностью оформленный и заверенный дневник, по которому и ведется основная часть опроса. Вопросы студенту задаются в следующем порядке.
1. Вопросы по ошибкам и замечаниям, выявленным и фиксированным в дневнике при ежедневных и промежуточных проверках дневника руководителем от базы и кафедральным руководителем.
2. Вопросы по технике любых диагностических и лечебных процедур, выполненных студентом лично или на которых он присутствовал; вопросы по любым аспектам клиники, обследования и лечения конкретных больных, с которыми студент лично работал за время практики, или же в обследовании и лечении которых он принимал участие:
организация рабочего места хирурга-стоматолога;
диспансеризация хирургических стоматологических больных;
техника проведения различных видов проводниковой и инфильтрационной анестезии, современные местные анестетики в стоматологической поликлинике;
чтение и оценка результатов ЭОД, прицельной рентгенограммы;
техника операции удаления зуба, периостотомии, резекция верхушки корня зуба;
показания, противопоказания и осложнения операции удаления зуба;
местные способы остановки кровотечения после удаления зуба.
Кроме того, в процессе сдачи зачета студенту могут быть заданы дополнительные теоретические контрольные вопросы, с которыми студенты были ознакомлены до начала практики, касающиеся оборудования стоматологического хирургического кабинета, санитарно-эпидемиологического режима, техники безопасности, методики и техники выполнения конкретных манипуляций.
3. Вопросы по теме выполненного УИРС.
Зачет целесообразно проводить в 2 этапа. На 1 этапе, который может продолжаться в течение нескольких последних дней практики, необходимо проверить освоение умений по уходу или выполнение какой-либо манипуляции непосредственно на амбулаторном хирургическом приёме. Второй этап проводится в день зачета в виде общепринятого опроса по дневнику.
Методику зачета следует строить так, чтобы он не превращался в очередной экзамен по специальности. Как подчеркивалось выше, опрос на зачете проводится, прежде всего, по дневнику студента и должен затрагивать лишь те аспекты, с которыми студент лично встретился в процессе прохождения практики, с учётом перечня наиболее важных контрольных вопросов по хирургической стоматологии.
В конце зачета с группой студентов обсуждаются положительные и отрицательные моменты проведения практики с тем, чтобы устранить выявленные недостатки.
Главными для определения оценки являются «Основные критерии». При несоответствии результатов практики студента по разным дополнительным критериям работы (например, «отличное» выполнение УИРС и «удовлетворительные записи в дневнике) общая оценка представляет из себя среднее арифметическое оценок по основным критериям и дополнительным критериям.
Критерии оценок в начале практики доводятся до сведения студентов.
V. КРИТЕРИИ ОЦЕНОК НА ЗАЧЁТЕ ПО
ПРОИЗВОДСТВЕННОЙ ПРАКТИКЕ
При определении оценки учитывается суммарный коэффициент овладения обязательными умениями, определяемый как отношение количества освоенных согласно нормативам (или с превышением их) обязательных умений к общему количеству обязательных умений, недостатка в которых на базе не было. При суммарном коэффициенте овладения обязательными умениями 1,0 и больше выставляется оценка «отлично»; 0,85-0,99 – «хорошо»; 0,7-0,84 – «удовлетворительно».
«Отлично»
1. «Отличная» теоретическая ориентация по всем заболеваниям пролеченных и осмотренных больных и выполненным на практике умениям (навыкам).
2. Выполненное задание по УИРС. Доклад по выполненному заданию может быть представлен на курсовую научно-практическую конференцию по УИРС, на заседание научного студенческого кружка или сессию СНО.
3. Замечаний по качеству ведения дневника и типовой медицинской документации нет или есть отдельные замечания по форме записей в дневнике или медицинской документации.
4. Замечаний по учебной дисциплине нет.
5. Участие во всех трудовых, общественных, спортивных и прочих мероприятиях, проводимых на базе, чтение необходимого объёма лекций и бесед или выпуск санбеллютеня.
«Хорошо»
1. «Хорошая» теоретическая ориентация по всем заболеваниям пролеченных и осмотренных больных и выполненным на практике умениям (навыкам).
2. Задание по УИРС выполнено без принципиальных замечаний общего и кафедрального руководителей.
3.Есть замечания по форме и отдельные замечания по содержанию записей в дневнике или медицинской документации.
4.Замечаний по учебной дисциплине нет.
5. Участие во всех трудовых, общественных, спортивных и прочих мероприятиях, проводимых на базе, чтение необходимого объёма лекций и бесед или выпуск санбеллютеня.
«Удовлетворительно»
1. Явно недостаточная ориентация по вопросам, указанным в графе об оценке «хорошо».
2. По выполненному заданию по УИРС имеются существенные замечания непосредственного и кафедрального руководителей.
3. Имеются существенные замечания по форме и (или) содержанию записей в дневнике и (или) медицинской документации непосредственного и кафедрального руководителей.
4. Были (есть) замечания по учебной дисциплине.
5. Выборочное, неактивное участие в мероприятиях, указанных в пункте об оценке «отлично».
«Неудовлетворительно»
1. Элементарное незнание более половины из вопросов, указанных в графе об оценке «хорошо».
2. Задание по УИРС не выполнено или выполнено неудовлетворительно.
3. Неполные и небрежные записи в дневнике.
4. Серьёзные замечания по учебной дисциплине, не позволяющие считать практику пройденной.
5. Невыполнение плана санпросветработы.
Примечания:
1. При отсутствии дневника практика не засчитывается.
2. При полном игнорировании санитарно-просветительной деятельности практика не засчитывается.
3. При уважительном пропуске 2-х и менее дней за практику студент допускается к зачёту с обязательной последующей отработкой пропущенных дней. При неуважительном пропуске занятий зачёт не принимается до отработки пропущенных дней.
4. При невыполнении перечня обязательных практических умений (навыков) общая оценка за практику снижается на 1 балл, причём практика оценивается только после полного выполнения задания.
5. При внедрении результатов выполненного задания по УИРС на базе практики или докладе на курсовой конференции или при активной пропагандистской и организаторской деятельности общая оценка может быть повышена на 0,5 балла.
6. При выявлении существенных систематических замечаний по форме или содержанию записей, при неуважительном нарушении режима работы или учебной дисциплины общая оценка снижается на 0,5-1 балл.
7. Неправильно сделанные записи в типовой документации переписываются, а против прежней записи делается указание о её ошибочности; последнее визируется подписью заведующего отделением.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ УСВОЕНИЯ ЗНАНИЙ
1. Классификация методов местного обезболивания, применяемых в хирургической стоматологии.
2. Непосредственные местные осложнения местной анестезии.
3. Аппликационная местная анестезия: показания к применению, методика проведения, используемые препараты.
4. Анестетики для местной инъекционной анестезии: классификация, сравнительная характеристика эффективности и побочного действия.
5. Местная инфильтрационная анестезия: виды, методика проведения, показания к применению, способы повышения эффективности.
6. Местная проводниковая анестезия верхней челюсти: виды, методика проведения, показания к применению.
7. Зоны обезболивания при туберальной анестезии.
8. Зоны обезболивания верхней челюсти при инфраорбитальной анестезии
9. Зоны обезболивания при анестезии у большого небного отверстия.
10.Зоны обезболивания при анестезии у резцового отверстия.
11.Анатомический ориентир при проведении мандибулярной анестезии внутриротовым способом.
12.Анатомический ориентир для проведения стволовой анестезии II и III ветвей тройничного нерва.
13.Местная проводниковая анестезия нижней челюсти: виды, методика проведения, показания к применению. Осложнения при проводниковой анестезии: классификация, патогенез, клиника, диагностика, профилактика,
лечение.
14.Выбор анестетика для местной анестезии с учетом характера предстоящего оперативного вмешательства, возраста больного и сопутствующей
патологии.
15.Премедикация при оперативных вмешательствах на амбулаторном
приеме.
16.Показания к удалению зубов.
17.Местные противопоказания к удалению зубов.
18.Общие противопоказания к удалению зубов.
19.Подготовка больного к операции удаления зуба.
20.Особенности подготовки больного с сердечно-сосудистыми заболеваниями к операции удаления зуба.
21.Особенности подготовки больных с заболеваниями крови к операции удаления зуба.
22.Особенности подготовки больных с психическими заболеваниями к операции удаления зуба.
23.Условия, необходимые для проведения операции удаления зуба с минимальным повреждением тканей пародонта.
24.Основные и вспомогательные инструменты, используемые при операции удаления зуба.
25.Группы щипцов по целевому назначению и конструктивные особенности для каждой группы.
26.Группы элеваторов по целевому назначению, конструктивные особенности каждой из групп.
27.Основные приемы воздействия на ткани пародонта в процессе операции удаления зуба.
28.Принцип механики при вывихивании зуба прямым элеватором.
29.Принцип механики при вывихивании зуба боковым элеватором.
30.Конструктивные особенности крестовидных элеваторов, биомеханика удаления нижнего третьего моляра элеватором Леклюза.
31.Основные позиции положения больного и врача при удалении отдельных зубов с учетом требований эргономики.
32.Методика удаления щипцами зубов с интактной коронкой или поверхностным кариесом, не снижающим ее механическую прочность.
33.Методика удаления зубов с глубокой кариозной полостью, снижающей механическую прочность коронки.
34.Методика удаления зубов с отсутствием коронки или обширным дефектом ее, исключающим возможность применения коронковых щипцов.
35.Методика удаления корня зуба после рассечения вестибулярной стенки альвеолы (альвеолотомии).
36.Методика операции удаления резцов верхней челюсти с учетом анатомо-топографических особенностей зубоальвеолярного сегмента и состояния зуба.
37.Методика операции удаления клыков верхней челюсти с учетом анатомо-топографических особенностей зубоальвеолярного сегмента и состояния зуба.
38.Методика операции удаления премоляров верхней челюсти с учетом анатомо-топографических особенностей зубоальвеолярного сегмента и состояния зуба.
39.Методика операции удаления первых и вторых моляров верхней челюсти с учетом анатомо-топографических особенностей зубоальвеолярного сегмента и состояния зуба.
40.Методика операции удаления третьих моляров верхней челюсти с учетом анатомо-топографических особенностей зубоальвеолярного сегмента и состояния зуба.
41.Методика операции удаления резцов нижней челюсти с учетом анатомо-топографических особенностей зубоальвеолярного сегмента и состояния зуба.
42.Методика операции удаления клыков нижней челюсти с учетом анатомо-топографических особенностей зубоальвеолярного сегмента и состояния зуба.
43.Методика операции удаления премоляров нижней челюсти с учетом анатомо-топографических особенностей зубоальвеолярного сегмента и состояния зуба.
44.Методика операции удаления первого и второго моляра нижней челюсти с учетом анатомо-топографических особенностей зубоальвеолярного сегмента и состояния зуба.
45.Методика операции удаления третьего моляра нижней челюсти с учетом анатомо-топографических особенностей зубоальвеолярного сегмента и состояния зуба.
46.Обработка раны после удаления зуба.
47.Рекомендации больному после удаления зуба.
48.Осложнения во время и после операции удаления зуба.
49.Повреждения мягких тканей при операции удаления зуба: диагностика, профилактика, лечебная тактика.
50.Перелом коронки удаляемого зуба: диагностика, профилактика, лечебная тактика.
51.Перелом корня зуба при операции удаления зуба: диагностика, профилактика, лечебная тактика.
52.Перелом коронки зуба-антагониста при операции удаления зуба: диагностика, профилактика, лечебная тактика.
53.Перелом, вывих соседнего зуба при операции удаления зуба: диагностика, профилактика, лечебная тактика.
54.В каком отделе нижней челюсти наиболее часто происходит перелом при удалении зуба.
55.Повреждение (перфорация) дна верхнечелюстного синуса при операции удаления зуба: диагностика, профилактика, лечебная тактика.
56.Проталкивание корня зуба в верхнечелюстной синус при операции удаления зуба: диагностика, профилактика, лечебная тактика.
57.Проталкивание зуба (части зуба) в околочелюстные мягкие ткани при операции удаления зуба: диагностика, профилактика, лечебная тактика.
58.Аспирация зуба, части зуба, мелких инструментов при операции удаления зуба: диагностика, профилактика, лечебная тактика.
59.Перелом альвеолярной части челюсти при операции удаления зуба: диагностика, профилактика, лечебная тактика.
60.Вывих нижней челюсти при операции удаления зуба: диагностика, профилактика, лечебная тактика.
61.Кровотечения при операции удаления зуба: классификация, диагностика, профилактика, лечение.
62.Альвеолярная (луночная) боль после операции удаления зуба: диагностика, лечение, профилактика.
63.Альвеолит после операции удаления зуба: наиболее вероятные причины альвеолита, диагностика, лечение, профилактика.
64.Объем неотложной помощи больному с острым гнойным периоститом челюсти.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ
1. Бернадский Ю.И. Основы челюстно-лицевой хирургии и хирургической стоматологии. – 3-е изд, перераб. и доп. – Витебск: Белмедкнiга, 1998. – 416 с.
2. Ковальский В.Л. Алгоритмы организации и технологии оказания основных видов стоматологической помощи. Практическое руководство.-М.: «Медицинская книга», 2004. - 180 с.
3. Козлов В.А. Хирургическая стоматологическая помощь в поликлинике, М., Медицина, 1985.— 105с.
4. Пожарицкая М.М.,Симакова Т.Г., Пропедевтическая стоматология, М., «Медицина», 2004. – 304 с.
5. Почивалин В.П. Хирургическое лечение периодонтита /В кн.: Практическая эндодонтия, М., Медицина, 1984,— С. 183—200.
6. Робустова Т.Г., Биберман Я.М. Удаление зубов /В кн.: Хирургическая стоматология, М.: Медицина, 1990,— С.92—138.
7. Руководство по хирургической стоматологии и челюстно-лицевой хирургии: в 2-х томах. Т. 1/ Под редакцией В,М,Безрукова, Т.Г.Робустовой. - М.: «Медицина», 2000. –
776 с.
8. Соловьев М.М. Пропедевтика хирургической стоматологии: Учебное пособие/ М.М. Соловьев – М.: МЕДпресс-информ, 2007. – 264 с.
9. Старобинский И.М. Операции на альвеолярных отростках /В кн.: Руководство по хирургической стоматологии под ред. А.И. Евдокимова. М., Медицина, 1972,—С.73—118
10. Хирургическая стоматология / Под ред. Т.Г. Робустовой. - М., Медицина, 2003.—
503 с.
11. Клиническая оперативная челюстно-лицевая хирургия, Руководство для врачей / Под ред. В.Н. Балина, Н.М. Александрова,. - СПб, Спец. Литература, 1998.—592с.
Приложение 1
Учёт труда врачей стоматологического профиля проводится по условным единицам трудоёмкости. За 1 УЕТ принят объём работы врача, необходимый для наложения пломбы при среднем кариесе.
Извлечение из Приказа Минздрава СССР от 25.01.88 № 50
На приеме больных с заболеваниями хирургического профиля | |
1. Осмотр полости рта, сбор анамнеза заболевания первичного больного. | 0,5 |
2.Оформление документации первичного больного. | 0,5 |
3. Оформление документации при повторном посещении (пункты 1-3 для сложных заболеваний: флегмоны, абсцессы, остеомиелиты, новообразования, переломы и т.п.) | 0,25 |
4.Удаление зуба (в УЕТ включены затраты труда на осмотр больного, анестезию, заполнение документации): простое сложное с отслаиванием слизисто-надкостиичного лоскута, выпиливанием фрагмента кортикальной пластинки альвеолярного отростка | 0,75 1,5 |
5. Перевязка после сложного хирургического вмешательства | 0,75 |
6. Перевязка после удаления зуба (медикаментозная обработка лунки) | 0,5 |
7. Вскрытие абсцесса, дренирование | 1,0 |
8. Лечение периостита (промывание раны, дренирование и т.п.) | 1,0 |
9. Лечение альвеолита с кюретажем лунки | 1,25 |
10.Операция резекции верхушки корня, цистэктомия | 3,0 |
11.Операция цистотомия (с резекцией верхушки корня) | 2,0 |
12.Операция: иссечение доброкачественного новообразования мягких тканей полости рта (папиллома, фиброма и т.п.) | 2,0 |
13. Операция: удаление эпулиса с ростковой зоной | 2,5 |
14. Операция: вылущивание ретенционной кисты | 2,5 |
15. Операция: иссечение капюшона | 0,75 |
16. Операция: остеотомия | 1,0 |
17. Гемисекция | 2,0 |
Шинирование при переломах челюстей | 5,0 |
Приложение 2
Анализ рентгенограмм
1. Оценка коронковой части зуба (форма, контуры, наличие кариозных полостей, их соотношение к полости зуба);
2. Полость зуба (наличие, отсутствие, форма, величина, структура, наличие перфораций);
3. Корень зуба (число, величина, форма, контуры; перелом, перфорация, степень сформированности и рассасывания);
4. Корневой канал (наличие, отсутствие, ширина, облитерация, искривление, при наличии пломбировачного материала – степень заполнения, инородные тела);
5. Состояние периодонта (расширение периодонтальной щели, разрежение костной ткани);
6. Костная ткань альвеолярных отростков челюстей (деструкция, остеопороз, остеосклероз);
7. Кортикальная пластинка (сохранена, разрушена);
8. Межальвеолярные перегородки (характер контуров, структура, изменение гребней.