Глава 25. Только для профессиональных консультантов
Если эта книга стала для вас первым знакомством с теорией типа личности, на вас, без сомнения, произвело впечатление то, сколь мощным инструментом нахождения профессионального пути людей она может оказаться. Знакомство с этой книгой — хорошее начало, но это только начало. Если же вы — один из тысяч профессионалов, которые уже используют в работе теорию типа, то в этой книге вы наверняка нашли подтверждение многому, что вам было известно ранее, а также, возможно, получили напоминание о том, как много вам еще предстоит узнать.
Теория типа предоставляет действительно обширные возможности для понимания людей и их запросов, связанных с работой, но даже если вы прочитали десять книг на эту тему, это еще не делает вас экспертом. Чтобы эффективно использовать этот уникальный и интереснейший инструмент, не нарушая, к тому же, этические нормы, необходимо обладать действительно обширным опытом работы со множеством клиентов, относящихся к разным типам, и солидной профессиональной подготовкой.
Мы призываем вас продолжать проникновение в идею типа и повысить ваш уровень ее использования, для чего предлагаем вам пройти учебный курс, специально разработанный для профессиональных консультантов. За период с 1982 года мы подготовили не одну тысячу консультантов по трудоустройству, по проблемам увольнения, специалистов по трудовым ресурсам и персоналу На экспериментальных семинарах начального, среднего и высшего уровня мы учим консультантов тому, что понимание типа не только принесет пользу их клиентам, но и поможет им самим более успешно работать с различными типами клиентов.
Если вы хотите узнать о возможности организации семинаров в вашем округе, напишите нам по электронной почте. Наш адрес в Интернете: www.personalitytype.com. Мы с удовольствием расскажем обо всех возможностях!
Чтобы помочь профессионалам в использовании теории типа личности, мы создали книгу "Тип личности как инструмент: руководство для профессионалов на тему "Делай то, для чего ты рожден". "Руководство" — это подробный профессиональный учебный курс и информационный ресурс. Мы отвели по две страницы на очерки о каждом из шестнадцати типов. Туда включены краткие описания типов, сильные и слабые стороны с точки зрения работы, некоторые критерии профессионального удовлетворения, распространенные профессии, избираемые представителями всех типов, и рекомендации по поиску работы. Руководство содержит упражнения, с которыми вы познакомились в главе 24 — "Подводя итоги". Как очерки о шестнадцати типах, так и упражнения предназначены для работы с неограниченным числом клиентов.
Этичное использование типа
Участникам наших семинаров мы часто напоминаем, что тип — это мощный инструмент, что-то наподобие молотка. Микеланджело при помощи молотка создавал такие поразительные шедевры, как "Оплакивание Христа". А вот маньяк молотком может проломить кому-нибудь череп.
Разница — в мастерстве и движущих мотивах тех, в чьих руках находится инструмент. Обращаем ваше внимание вот на что: люди относятся к результатам исследований типа очень серьезно, иногда настолько серьезно, что мы, консультанты и советники, это недооцениваем. Следовательно, на нас лежит важнейшая обязанность: использовать теорию типа очень умело и только с добрыми намерениями. Этические нормы в использовании теории типа были и остаются предметом дискуссий. Так происходит, в частности, потому, что эту теорию применяют с очень разными целями люди с самыми разными специальностями и уровнем подготовки.
Конечно, теория типа доступна самой широкой публике благодаря десяткам посвященных данному предмету книг. А вот доступ к тестам MBTI и вспомогательным материалам открыт только для тех, чей уровень подготовки соответствует требованиям разработчиков MBTI. Если вы заинтересованы в квалификации, необходимой, чтобы приобрести, использовать тесты и интерпретировать их данные, советуем вам связаться с издательством "Консалтинг сайколоджистс пресс" и подробно узнать о требованиях к квалификации, которые могут включать прохождение тестов MBTI в одном из многочисленных учебных центров.
Стараясь способствовать этичному использованию концепции типа, Ассоциация психологического типа (APT) разработала свод "Этических принципов", опубликованных в справочнике для членов Ассоциации в 1994—1995 гг. Так как не все читатели нашей книги являются членами Ассоциации и могут не найти текст этих предписаний, ниже мы цитируем и пересказываем их с разрешения APT. Мы призываем всех профессиональных консультантов познакомиться с ними и руководствоваться ими при работе с клиентами.
Ассоциация психологического типа. "Этические принципы"
[Цитируется и пересказывается с разрешения издателя справочника Ассоциации психологического типа за 1994-1995 гг.]
1. Все, кто проходит MBTI, должны быть проинформированы о целях и предполагаемом использовании результатов заблаговременно. Как и любая другая психологическая процедура, MBTI должен использоваться на условиях добровольности.
2. Индивидуальные результаты тестирования типа не должны разглашаться без разрешения респондента.
(Иными словами, информация о типе личности является конфиденциальной. Однако данные о результатах группы, которые не включают информации об отдельных ее участниках, разглашаться могут. Например, если вы проводите MBTI в группе студентов, то можете представить карту распределения типов, но при условии, что имена участников названы не будут.)
3. Информация о типе может использоваться для повышения шансов индивида или группы на успех, но не для того, чтобы ограничивать возможности индивида или группу в чем-либо.
(MBTI призван улучшить профессиональные достижения. Неэтично применять MBTI для проверки кандидатов при приеме на работу. Также неэтично ограничивать круг обязанностей сотрудника исключительно на основании его принадлежности к тому или иному типу. Тип полезен для построения команды и для понимания поведенческих преференций работников.)
4. Точные сведения о теории типа и интерпретация индивидуальных результатов должны обсуждаться с глазу на глаз.
(Когда человек желает пройти MBTI и получить результаты по обычной или электронной почте, возникает дилемма. Главная причина того, что предпочтение оказывается беседам с глазу на глаз, состоит в том, что шансы помочь человеку определить его тип и убедиться, что он имел достаточно времени для правильной интерпретации результатов MBTI, повышаются при личном общении. Впрочем, хотя общение наедине все же предпочтительнее, электронная почта может быть также приемлемой формой, если у клиента имеются неограниченные возможности задавать вопросы и глубоко обсуждать интересующие его аспекты интерпретации результатов.)
5. Респондент всегда должен иметь возможность "проверить" применимость результатов к нему лично.
(Это предписание является, пожалуй, самым важным, а оно, к сожалению, не всегда исполняется. Мы полагаем, что всякий, кто использует MBTI или информацию о типе, обязан быть достаточно компетентным и иметь достаточно времени, чтобы помочь всем участникам тестирования проверить свой тип, в частности, представить клиентам подробные письменные характеристики типа (типов) для уточнения.)
6. Характеристики типов должны даваться в благожелательной манере и быть достаточно нейтральны по форме; например, с использованием слов "преференция", "тенденция", "склонность".
7. Все респонденты должны быть проинформированы о том, что их типы отражают индивидуальные характеристики, а не способности, уровень интеллекта или степень вероятности достижения успеха. Никто не должен советовать респонденту выбирать или не выбирать ту или иную работу только на основании его типа.
(Вообще-то преференции типов нередко связаны с определенными способностями. Например, экстраверты-этики — ESFJ и ENFJ — часто преуспевают в "видении людей". Но это лишь тенденция, а не абсолютная истина, поэтому опасно приписывать определенным типам те или иные достоинства. Опасность здесь в том, что человек может почувствовать себя неуютно, если данным мастерством не обладает, или решить, что этим достоинством не обладает кто-то, кто принадлежит к другому типу. Что касается советов по выбору той или иной работы, то ключевые слова здесь — "... только на основании его типа". Тип — важный фактор в прогнозе большего или меньшего успеха, но, безусловно, не единственный, который следует принимать во внимание.)
8. Сам респондент — лучший судья в вопросе о том, "подходит" ему данный тип или нет.
(Здесь есть почва для разногласий, поскольку результаты клиента могут указывать на один тип, а консультант, в свою очередь, может быть твердо убежден, что перед ним человек совершенно другого типа. Мы советуем вам ненавязчиво донести до клиента основания для вашего предположения, но в конечном счете клиент сам решает, в какой тип он лучше "вписывается", и вам следует с уважением относиться к его выводам.)
9. Консультант не должен заявлять, что тип объясняет все. Это лишь один важный компонент очень сложной человеческой личности.
(Синдром под названием "Тип объясняет все" характерен для многих людей, уверовавших в тип. Модель типа применима в таком множестве ситуаций, что ею действительно очень легко чересчур увлечься. Поэтому мы предупреждаем консультантов о существовании подобной ловушки, дабы они не угодили в нее.)
10. Интерпретатор должен не забывать о субъективности, которая в частности формируется его собственным типом. Сообщать о ней клиентам нежелательно.
(У каждого человека действительно есть особый угол зрения, свойственный его типу. Это предупреждение особенно важно для тех, кто недавно изучает тип. Необходимо уделять пристальное внимание тому, чтобы концепции типов и описания преференций делались в благожелательных или, по меньшей мере, нейтральных тонах. Это умение успешно оттачивается, когда мы объясняем людям с разными преференциями особенности их типов, а затем просим их критически оценить нашу объективность.)
11. Нельзя использовать те индикаторы типа личности, надежность и бесспорность которых не проверены.
(При том, что MBTI наиболее часто используется при работе с типами, в последние годы были разработаны и другие инструменты; одни из них работают лучше, другие хуже. Консультантам следует об этом помнить и знать, что прежде чем использовать тот или иной инструмент, как и всякую другую психологическую процедуру, необходимо убедиться в том, что он надежен и приносит истинные результаты.)
12. Знакомя респондента с полученной информацией о типе, консультант обязан использовать все свои знания и опыт.
(Данный тезис, впрочем, справедлив для всех консультантов, а не только для тех, кто занимается типом.)
Наконец, APT подчеркивает, что для тех, кто использует знания о типе, важно знакомиться с исследовательскими данными о типе. Гипотезы и выводы о том или ином индикаторе типа не должны выходить за границы этих данных. Превосходными источниками исследовательских данных являются "Журнал психологического типа" (Journal of Psychological Type) и Библиотека ресурсов типа в Центре применения психологического типа.
Кому нужно исследовать тип?
Тип личности — это полезный и мощный инструмент для людей всех возрастов и стадий развития. Безусловно, с годами уровень понимания себя претерпевает значительные изменения, но, при непредвзятости и точности объяснений, почти каждый клиент, познакомившийся с концепцией типа, сумеет обогатить свой взгляд и принять более правильное решение относительно будущей работы. Особенно изучение типа полезно, на наш взгляд, представителям следующих категорий:
1. Выпускники школ
2. Студенты колледжей, университетов
3. Аспиранты
4. Люди, потерявшие работу
5. Люди среднего возраста, решившие сменить работу
6. Люди, переехавшие на новое место жительства
Приводим ниже общие советы по использованию типа.
1. Обсудите, с какой целью клиенту понадобилось изучать свой тип, и понаблюдайте за его реакцией на обсуждение. Объясните ему, что не бывает типов плохих или хороших, здоровых или нездоровых, умных или глупых. Сообщите, что, к каким бы выводам вы ни пришли, полученная информация обязательно пригодится в дальнейшей карьере клиента. Скажите клиенту, что он получит свои результаты в конфиденциальной обстановке.
2. Объясните, что модель типа четырехчастна и описывает важнейшие стороны восьми преференций. Существует много материалов, в которых разницы преференций представлены в форме перечня. К ним относятся глава 2 данной книги идругая наша книга "Тип личности какинструмент".
3. Разъяснив особенности каждой из частей модели, предоставьте клиенту возможность определиться со своими преференциями. Запишите результаты его догадок.
4. Следующий шаг: клиент знакомится с очерками, посвященными соответствующему типу или типам в главе 3 этой книги или в другом исследовании, например, в книге "Краткие описания личности" в издании "Очерки карьеры и планирования жизни" и определяет, какой из них подходит ему больше всего. Некоторым клиентам требуется прочитать очерки о нескольких типах, чтобы определиться.
5. Определив, какому из типов лучше всего соответствует ваш клиент, можно обратиться к причинам, которые привели клиента к вам: выбор профессии, помощь в поиске работы и т. д.
Как пользоваться MBTI
Чтобы узнать о требованиях, предъявляемых к квалификации пользователя, а также о материалах, необходимых для интерпретации и использования результатов MBTI, рекомендуем вам обратиться к издателю, "Консалтинг сайколоджистс пресс".
Как сообщать клиенту данные о типе
Информирование клиента о типе — важная составляющая процесса, поэтому мы, воспользовавшись специальным разрешением, пересказали для вас некоторые существенные рекомендации из книги "Руководство по объяснению MBTI" Гордона Лоренса, видного педагога и автора еще одной книги — "Типы людей и полосы тигров", а также присоединили к ним некоторые положения, взятые из нашего собственного опыта.
1. Поясните, что MBTI — не "тест", а "индикатор", здесь нет правильных или неправильных ответов, как нет хороших или плохих, здоровых или нездоровых типов. Все типы одинаково ценны, хотя имеют различные сильные и слабые стороны.
2. Подчеркните, что результаты не указывают на сравнительное качество тех или иных преференций, а лишь показывают сравнительную выраженность различных элементов.
3. Постарайтесь разъяснить сущность концепции типа как можно проще и доходчивее. Отметьте, что некоторые термины, связанные с типом (например, логика и этика), употребляются здесь не совсем в том смысле, в каком они употребляются традиционно.
4. Не забывайте о ваших собственных преференциях, связанных с типом, и преподносите информацию в нейтральных и благожелательных тонах.
5. Описывая преференции типов, используйте такие слова, как "тенденция" и "модель". Комментируя результаты, избегайте фраз вроде: "Вот такой вы есть", а спрашивайте, скажем: "Это можно отнести к вам?"
6. Будьте готовы встретиться с колебаниями клиента и убедить его, что это нормальная реакция. Объяснение концепции типа требует мастерства и терпения.