Организация статистического исследования
В практической и научно-исследовательской деятельности врач, как правило, анализирует результаты своей деятельности не только на индивидуальном уровне, но и на групповом и популяционном. Такое исследование проводится с помощью различных методов, важнейшим из которых является статистический.
Это необходимо врачу для подтверждения уровня квалификации, а также в целях дальнейшего усовершенствования и профессиональной специализации.
Поэтому умение правильно организовать и провести статистическое исследование необходимо всем врачам различного профиля, руководителям учреждений и органов здравоохранения. Такие знания и умения способствуют повышению качества и эффективности медицинской помощи населению через непрерывную подготовку кадров (важнейший элемент ресурсного обеспечения) и, таким образом, конкурентоспособности лечебно-профилактических учреждений различных форм собственности в условиях рыночной экономики.
ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:уметь организовывать статистическое исследование как здоровья населения, его укрепления и восстановления, так и деятельности учреждений системы его охраны.
По окончании изучения данной темы студент должен
Уметь:
• определить цель и задачи исследования;
• составить программу исследования;
• составить план исследования.
Для этого студент должен знать:
• определение статистической совокупности, ее структуру;
• виды статистической совокупности; требования, предъявляемые к выборочной совокупности;
• методы отбора выборочной совокупности;
• определение единицы наблюдения, классификацию ее учетных признаков;
• принципы составления программы сбора материала;
• последовательность проведения исследования - этапы статистического исследования, их содержание.
ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ СТУДЕНТА
1. Изучить материалы обязательной и рекомендуемой литературы, данного раздела учебного пособия.
2. Разобрать задачу-эталон.
3. Ответить на контрольные вопросы и тестовые задания в данном учебном пособии.
4. Решить ситуационные задачи.
СОБСТВЕННО СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ |
САНИТАРНО-СТАТИСТИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ |
I ЭТАП ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ |
II ЭТАП МЕТОДЫ СБОРА ИНФОРМАЦИИ |
III ЭТАП РАЗРАБОТКА И СВОДКА ДАННЫХ |
IV ЭТАП АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ (СХЕМА 4) ВНЕДРЕНИЕ В ПРАКТИКУ |
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЦЕЛИ (ДЛЯ ЧЕГО ПРОВОДИТСЯ ИССЛЕДОВАНИЕ) |
ОЗНАКОМЛЕНИЕ С СУТЬЮ ИЗУЧАЕМОГО ЯВЛЕНИЯ (ПО ЛИТЕРАТУРНЫМ ДАННЫМ) |
СОСТАВЛЕНИЕ ПЛАНА ИССЛЕДОВАНИЯ (СХЕМА 2) |
ОПРЕДЕЛЕНИЕ ЗАДАЧ (ЧТО НАДО ИССЛЕДОВАТЬ ДЛЯ ДОСТИЖЕНИЯ ЦЕЛИ) |
СОСТАВЛЕНИЕ ПРОГРАММЫ ИССЛЕДОВАНИЯ (СХЕМА 3) |
СОСТАВЛЕНИЕ РАБОЧЕЙ ГИПОТЕЗЫ (ПРЕДПОЛОЖЕНИЕ ОБ ОЖИДАЕМЫХ РЕЗУЛЬТАТАХ ИССЛЕДОВАНИЯ И ПУТЯХ ЕГО ПРОВЕДЕНИЯ) |
КОНТРОЛЬ ТЕХНИЧЕСКИЙ ЛОГИЧЕСКИЙ |
ШИФРОВКА |
РАСКЛАДКА КАРТ ПО ГРУППАМ |
ПОДСЧЕТ КАРТ ПО ГРУППАМ |
СВОД ДАННЫХ В МАКЕТЫ ТАБЛИЦ |
РАСЧЁТ СТАТИСТИЧЕСКИХ ПОКАЗАТЕЛЕЙ |
ГРАФИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ |
Здоровье населения зависит от комплекса различных по своему характеру, направленности и силе влияния факторов. Эти факторы взаимодействуют друг с другом, меняются во времени, имеют региональные особенности. С целью изучения этих причинно- следственных закономерностей проводятся специальные медико-социальные исследования.
Важнейшими элементами организации любого исследования, проводимого на достаточно большой совокупности, являются его четыре этапа. Первым этапом статистического исследования является подготовительный (организационный), после чего переходят к сбору материала, разработке его, затем проводят статистический анализ результатов и заканчивают работу внедрением полученных результатов в практику.
I ЭТАП СТАТИСТИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ – ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ, включающий составление плана и программы
План исследования предусматривает формулировку темы, целей и задач, методики исследования и последовательности его проведения, определение объекта и объема статистической совокупности, времени и места исследования, сил и средств для его проведения. (Схема 2).
Цельисследования должна быть актуальной для медицинской науки и практики здравоохранения, определять пути решения выбранной проблемы. Целью медико-социальных исследований может быть разработка мер по улучшению различных сторон здоровья населения, подготовка рекомендаций по оптимизации деятельности системы здравоохранения и т.д. Она должна быть сформулирована четко и недвусмысленно. Цель исследования может быть одна.
Задачаисследования – это конкретизированное, расширенное и уточненное определение цели, т.е. пошаговое достижение. Задач исследования может быть от 3 до 6.
Название темы должно соответствовать цели исследования. Тема обычно формулируется одним предложением.
Схема 2. Составление плана статистического исследования.
ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЯ |
МЕТОДИЧЕСКИЙ РАЗДЕЛ |
ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ РАЗДЕЛ |
Место исследования |
Руководитель (должность) |
Исполнители (должность, Ф.И.О.) |
Стоимость исследования |
Инструктаж исполнителей |
Время проведения исследования |
Определение объекта исследования |
Пути формирования объекта исследования |
По охвату вид наблюдения |
По времени вид наблюдения |
По методу сбора информации |
Сплошное |
Выборочное |
Анамнестическое |
Выкопировка сведений |
Непосредственное |
Опрос-интервью |
Анкетирование |
Текущее |
Единовременное |
Расчет объема наблюдения |
Выбор метода оценки ошибки репрезентативности |
Методы отбора |
Случайный |
Механический |
Серийный (гнездовой) |
Когортный |
Типологический |
Парно-сопряженный |
Направленный |
Знакомство с литературой, которое позволяет:
· получить представление об изучаемой проблеме;
· выбрать адекватную методику исследования;
· сформулировать рабочую гипотезу.
Рабочая гипотеза - это обоснованное предположение о результатах исследования. В случае несовпадения полученных результатов с гипотезой исследователь должен убедиться:
а) в отсутствии ошибки в расчетах;
б) в адекватности выбранной методики исследования поставленным цели и задачам.
Изучение тех или иных явлений с применением статистических методов требует, прежде всего, умелого подхода к выбору объекта исследования (так называемой статистической совокупности), единицы наблюдения и ее учитываемых признаков.
Статистическая совокупность – это группа, состоящая из большого числа относительно однородных элементов (единиц наблюдения), взятых вместе в известных границах времени и пространства.
Объектстатистического исследования - это статистическая совокупность, с которой будут собираться необходимые сведения. Это могут быть население, студенты, больные, госпитализированные в больницы и т.п.
Единица наблюдения – это первоначальный элемент объекта исследования, который является носителем признаков, подлежащих учету.
Каждая единица наблюдения имеет много характеристик, однако учитываются только те из них, которые необходимы для достижения поставленной цели и решения конкретных задач исследования. Эти признаки учитывают (регистрируют) и поэтому их называют учитываемыми. Признаки классифицируются:
· по характеру:
а) атрибутивные (описательные) признаки - выражены словесно (пол, профессия, нозологическая форма и пр.),
б) количественные признаки - выражены числом (рост, масса тела, число дней лечения и т.д.);
· по роли в совокупности:
а) факторные признаки – влияют на изучаемое явление (методы профилактики и лечения, доза лекарств и т.д.),
б) результативные признаки – изменяются под влиянием факторных признаков (исход заболевания – выздоровление, смерть, инвалидность).
Различают два вида статистического наблюдения:
· по времени:
а) единовременное (одномоментное) наблюдение – когда сбор информации по каждой единице наблюдения изучаемого явления приурочен к какому-либо определенному моменту (час, день). Например, перепись населения.
б) текущее (постоянное) наблюдение – когда регистрация проводится постоянно по меревозникновения единиц наблюдения. Например, регистрация диагнозов в «Карте выбывшего из стационара» производится по мере выписки больных.
· по объему:
а) сплошное наблюдение - регистрация всех единиц наблюдения, входящих в изучаемую группу (совокупность)
б) выборочное наблюдение - регистрация только части совокупности для характеристики целого.
Объем статистического исследования – численность элементов совокупности, взятых для исследования.
Генеральная совокупность состоит из всех единиц наблюдения, которые могут быть к ней отнесены в соответствии с целью исследования. В связи с большой трудоемкостью, дороговизной, а часто и с нецелесообразностью анализа всех единиц наблюдения, составляющие генеральную совокупность, исследования проводят на части генеральной совокупности, т.е. охватывают только определенную часть единиц наблюдения – выборочную совокупность.
Выборочная совокупность – часть генеральной совокупности, отобранная специальным методом и предназначенная для характеристики генеральной совокупности. Она должна быть репрезентативной, т.е. в отобранной части должны быть представлены все элементы и в том соотношении, как в генеральной совокупности. Выборочная совокупность должна отражать свойства генеральной совокупности, т.е. правильно ее представлять.
Методы отбора изучаемых явлений:
· случайный отбор- проводится по жребию. Например, по начальной букве фамилии или по дню рождения и т.п.
· механический отбор- когда из всей совокупности берется для изучения механически отобранная единица наблюдения. Например, каждая пятая (20 %), десятая (10 %) или др.).
· гнездовой (серийный) отбор- когда из генеральной совокупности выбираются не отдельные единицы, а гнезда (серии), которые отбираются путем случайной или механической выборки. Например,для изучения заболеваемости сельского населения Н-ской области изучается заболеваемость сельского населения одного, наиболее типичного пункта. Результаты распространяются на все сельское население области.
· метод основного массиваприменяется при изучении тех объектов, в которых сосредоточено большинство изучаемых явлений. Суть его состоит в том, что из всех единиц наблюдения, входящих в состав данного объекта, избирается их основная часть, характеризующая всю статистическую совокупность. Например, на заводе имеется 7 основных цехов, в которых занято 1300 рабочих и 2 небольших вспомогательных цеха со 100 рабочими. Для наблюдения можно взять только основные цеха и по ним сделать выводы, касающиеся всего завода.
· направленный отбор- отбор, когда из генеральной совокупности с целью выявления определенных закономерностей отбираются только те единицы наблюдения, которые позволят выявить влияние неизвестных факторов при устранении влияния известных.Например, при изучении влияния стажа рабочих на травматизм отбираются рабочие одной профессии, одного возраста, одного цеха, одного образовательного уровня.
· типологический отбор - отбор единиц из заранее сгруппированных качественно однотипных групп. Например, при изучении закономерности смертности среди городского населения следует сгруппировать изучаемые города по численности населения в них.
· кагортный метод. Статистическую совокупность при этом методе составляют относительно однородные группы лиц, объединенные наступлением определенного демографического признака в один и тот же интервал времени. Например, при изучении вопросов, связанных с проблемой рождаемости, формируют совокупность (когорту) по признаку единого срока рождения женщин -исследование рождаемости по поколениям – или по признаку единого срока вступления в брак - исследование рождаемости по продолжительности семейной жизни.
· «копи-пара», или способ уравновешивания групп (метод парных сочетаний). В основе его лежит подбор для каждой единицы наблюдения исследуемой группы «копи-пары» по одному или нескольким признакам. Например, известно, что на уровень младенческой смертности влияют такие факторы, как масса тела и пол ребенка. При использовании метода для каждого случая смерти ребенка из альтернативной совокупности благополучных случаев отбирается «копи-пара» по массе и полу. Этот способ отбора целесообразно применять для изучения редких явлений.
Характеристика исполнителей (кадры). Сколько человек и какой квалификации проводят исследование. Например, исследование по изучению санитарно-гигиенического режима учащихся старших классов средних общеобразовательных школ района проводят два врача и два помощника санитарного врача отделения гигиены детей и подростков ФГУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии в РБ».
Характеристика технического оснащения и требуемых материальных средств:
• Лабораторное оборудование и приборы, соответствующие цели исследования.
• Канцелярские товары (бумага, бланки).
• Финансовые средства.
• Программы статистической обработки и др.
Программа исследования является перечнем вопросов, на которые следует получить ответы при проведении данного исследования (Схема 3).
Схема 3. Составление программы исследования
ПРОГРАММА ИССЛЕДОВАНИЯ |
Программа сбора |
Программа разработки и сводки |
Программа анализа |
Перечень специальных статистических методик обработки результатов |
Определение единицы наблюдения |
Определение учетных признаков |
Составление макета первичного учетного документа |
Определение группировок признаков |
Составление листа намеченных таблиц |
Составление макетов таблиц |
Типологическая для качественных признаков |
Вариационная для количественных признаков |
Простые |
Групповые |
Комбинационные |
Эти вопросы включаются в специальные статистические (регистрационные) бланки. В качестве статистических бланков можно использовать официальные учетные документы, такие как «Медицинское свидетельство о смерти», «Карта выбывшего из стационара» и другие, или специально составленные исследователем бланки (карта выборки из истории болезни, анкеты и т.д.). На первом этапе составляются в качестве будущей программы разработки также макеты таблиц, в которых будут представлены полученные результаты исследования.