Посещение спортивных кружков и секций
Ведущее место в системе физического воспитания учащихся общеобразовательных школ занимают уроки физической культуры и дополнительные формы физического воспитания.
Снижение двигательной активности неблагоприятно влияет и на аккомодационный аппарат глаза. Наилучшим сочетанием видов физической активности детей, посещающих школу, является их двигательная активность на воздухе не менее 2-3 часов в день (прогулки, подвижные и спортивные игры, физические упражнения), утренняя гимнастика, участие в спортивных кружках и секциях, а также занятия двигательно-активного характера (хореография, ритмика, современные и бальные танцы и т.д.).
В зимнее время полезны занятия на коньках, лыжах 2 раза в неделю. В теплое время года — занятия легкой атлетикой, волейболом, баскетболом, теннисом и другими спортивными играми на открытом воздухе. При этом одежда должна предохранять детей от переохлаждения и перегревания и не стеснять движений. Рекомендуется также посещать плавательный бассейн для занятий плаванием и водным спортом.
Для увеличения двигательной активности в школах, помимо уроков физической культуры и занятий в секциях, рекомендуются: - физкультминутки на уроках; - организованные подвижные игры, динамические паузы на переменах; - спортивный час для детей, посещающих группу продленного дня; - внеклассные спортивные занятия и соревнования.
Закаливающие процедуры рефлекторно влияют на деятельность всех органов и ведущих систем жизнеобеспечения, существенно изменяют терморегуляцию организма, повышают основной обмен, ускоряют течение биохимических реакций, тонизируют организм.
Основные правила закаливания
1. Постепенность увеличения закаливающих воздействий. Недопустимо быстрое, форсированное снижение температуры и увеличение продолжительности процедуры.
2. Систематичность, т.е. регулярное повторение закаливающих воздействий.
3. Положительный эмоциональный настрой ребенка. Процедура должна носить игровой характер, а величина холодового воздействия восприниматься в виде приятно прохладных ощущений и не сопровождаться негативными реакциями.
Водные процедуры.
Закаливание водой нужно начинать с энергичного обтирания махровым полотенцем, варежкой: сначала рук, ног, затем груди, спины и далее всего тела. Первоначально вода должна быть теплой, потом ее доводят до 10 градусов. Затем можно приступить к обливаниям, так же постепенно снижая температуру – от теплой до температуры проточной холодной воды, но не ниже 10 градусов. При этом нужно учитывать, что оптимальная устойчивость организма достигается при чередовании общих и местных охлаждений. Например, общее обливание и обливание стоп, полоскание горла.
Ходьба босиком.
Утром и вечером нужно ходить босиком по комнате, начиная с 15 минут, постепенно удлиняя временной промежуток на 10 минут и доведя до 1 часа. В теплое время года можно 17 ходить по земле, траве, песку, мелким камешкам. После каждой прогулки босиком ступни следует энергично растирать, а икроножные мышцы массировать.
Подведение итогов.
Учитывая тот факт, что дети с нарушениями зрения есть в каждом классе любой школы необходимо объединить усилия врачей, учителей, медицинских сестер, педиатров, родителей в борьбе с возникновением зрительных заболеваний и их прогрессированием.
Все основные гигиенические вопросы режима для школьника в обычных школах имеют прямое отношение к работе учителя, а именно:
1. Построение учебного дня в школе.
2. Организация уроков и перемен.
3. Организация занятий и отдыха во внешкольное время.
В первую очередь, нужно сказать об учащихся младших классов. Именно в младшем возрасте наблюдаются большие изменения состояния зрения за сравнительно короткий период. Следует помнить, что у детей младшего школьного возраста отсутствуют еще достаточные навыки чтения, письма, длительного сидения.
Вот почему для учащихся первых классов, впервые приступивших к занятиям, четыре урока ежедневно - это непосильная нагрузка, в том числе и для органов зрения. Поэтому учителю следует увеличивать число уроков в день постепенно. Несколько раз в неделю делать не по 4, а по 3 и даже по 2 урока в день. Это должно сопровождаться и сменой одного вида деятельности другим.
Чтобы у школьников не развивалась близорукость, нужно улучшить гигиенические условия освещения рабочих мест и в школе, и дома. Стены в классах и поверхности столов следует окрашивать в светлые тона. Оконные стекла надо чаще мыть и протирать, нельзя ставить на подоконник предметы, закрывающие доступ света, например, высокие цветы. Обязательно надо учитывать тот факт, что в первом ряду от окна освещение обычно хорошее, а в третьем при пасмурной погоде может быть недостаточным. Чтобы все дети были в равных условиях, необходимо каждую четверть пересаживать их на другой ряд парт, оставляя на одинаковом расстоянии от классной доски.
Учителя должны регулярно проводить беседы с родителями об организации занятий в домашних условиях. Нельзя приступать к выполнению домашнего задания тотчас по приходу из школы. Это усугубляет наступившее в школе на протяжении уроков понижение зрительных функций. Тогда как 1 – 2 часа отдыха после занятий в школе значительно уменьшает общее утомление учащихся, что сопровождается улучшением зрительных функций. Поэтому, дома, как и в школе, занятия, требующие напряжения зрения, следует чередовать с такими занятиями, когда зрение напрягается меньше. Необходимо рекомендовать 10-20 минутные перерывы после 2-х часов непрерывных занятий.
Большое значение имеет и правильное устройство рабочего места школьника в домашних условиях.
Особая проблема это - ДЕТИ У ТЕЛЕВИЗОРА и компьютера.
Одним из частных компонентов режима дня у школьников разного возраста являются просмотры телевизионных передач. Однако, они должны быть ограничены с позиции гигиены, так как являются дополнительной нагрузкой для нервной системы и конечно для глаз школьников (Рис.14).
Все рекомендации по просмотру телевизионных передач должен давать врач - офтальмолог, но в обязанность учителя следует включить как необходимость, во время беседы с родителями и детьми, еще раз напоминать, что наибольшее утомление и напряжение зрения возникает при слишком близком расстоянии к экрану телевизора. Это усугубляется тем, что ребята часто смотрят телевизор в самых разнообразных позах.
Особую опасность в жизни современного школьника представляет компьютер.
Работа за компьютером – это, как правило, длительная сидячая работа, которая может привести к различным проблемам со здоровьем, таким как снижение зрения, боли в спине и мышцах кистей рук. Чтобы значительно уменьшить риск получения серьезных заболеваний соблюдайте правила работы за компьютером.Немаловажное значение имеет посадка за компьютером.
Рекомендации:
-Детей с нарушением зрения рекомендуется рассаживать на ближние к классной доске парты;
- Если у ребенка хорошее зрение, он должен делать перерыв в занятиях каждые 40 мин.
- Если уже слабая близорукость - через каждые 30 мин
* для младших классов – 15 минут,
* для средних классов – 25 минут,
* для старших – 40 минут;
- Организовать рабочее место школьника;
- Книжку или тетрадку держите на расстоянии 35-40 см.
- Установить время работы за компьютером (СанПин):
- Ограничить просмотр телевизора
- Правильный рацион питания (витамина);
- Делать зарядку для глаз;
-Отдых для глаз - это когда ты бегаешь, прыгаешь, смотришь вдаль.
-Выполняйте с ребенком физкультминутки, направленные на улучшение зрения
-Закаляйтесь, занимайтесь спортом.
-Здоровый сон
-Систематически посещайте врача-окулиста.
Источники:
http://s24002.edu35.ru/
http://7law.info/udmurtia/act2p/v438.htm
http://nivanscool.ucoz.ru/
http://www.mocentro.com/blizorukost/profilaktika/
http://xn--i1abbnckbmcl9fb.xn--p1ai/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/633862/
https://yandex.ru/images/search?p=1&text=%D1%88%D0%BA%D0%BE%D0%BB%D0%B0%20%D0%B7%D0%B4%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B2%D1%8C%D1%8F%20%D0%B7%D1%80%D0%B5%D0%BD%D0%B8%D0%B5&noreask=1&lr=63