Психоанализ: эмпатическое отношение
Когут, работы которого известны во Франции (Palaci, 1975), отводит эмпатии центральное место в своих рассуждениях о патологии нарциссизма. Его идеи близки к американскому структурализму и опираются на теорию развития (основанную на «прямом наблюдении» за поведением ребенка). Согласно ему, психоз и пограничные состояния между неврозами и психозами связаны с нарушениями развития нарциссических структур, коренящимися в недостаточной эмпатической способности матери в ее отношении к ребенку (грудного возраста). Роль психотерапевта состоит в том, чтобы содействовать развитию особой формы переноса — «нарциссического трансфера» — и с его помощью дать возможность пациенту вернуться к переживанию архаических форм отношения и пережить заново их эволюцию.
Английская школа, испытавшая большое влияние теорий Мелани Клайн (Винникотт, Масуд Кан, Милнер и др.), также придает важное значение понятию эмпатии. Следующий отрывок из книги Масуда Кана очень живо иллюстрирует реально пережитое эмпатическое отношение. Автор описывает в нем эпизод, имевший место во время психоаналитического сеанса с одной из его суицидных больных: «Она начала тихо плакать, все ее тело выражало скорбь. Я ощущал ее страдания, их реальность, чувствовал их в себе самом… Трудно выразить это словами… Ибо в моем контртрансферентном опыте я воспринял их со всей острогой своей психической и телесной чувствительности. Именно в ходе этой фазы я сумел опереться на свое тело, использовать его как метод восприятия в рамках психоанализа» (Masud Khan, 1974). И он добавляет: «Чуть только мое телесное внимание отвлекалось, больная тотчас замечала это… Ни в какой момент лечения не было физического контакта между ней и мной. Она требовала от меня именно такого соучастия… Когда мое телесное внимание ослабевало, больная просыпалась в особом, искусственном психическом состоянии и впадала в апатию».
Такая позиция предполагает сильную эмоциональную вовлеченность со стороны психотерапевта, способность переживать вместе с пациентом, не теряя, однако, контроля, нарциссическую регрессию.
Американский психотерапевт Элизабет К. Хансен (1978), разделяя идеи английской школы и ряда американских ученых (Когут, Кернберг), изучала пограничные состояния между неврозами и психозами и рассмотрела эту проблему в своей недавней статье, озаглавленной «Симбиоз». Она упрекает Когута и Кернберга в том, что они не дали достаточно точного описания контртрансферентного опыта психотерапевта, и с поразительной тщательностью и добросовестностью передает свой личный опыт того, что она называет «контртрансферентным психозом». «Я, несомненно, участвовала в спонтанной регрессии, пережитой моей пациенткой. В какие-то минуты я чувствовала, как глаза мои наполняются слезами, испытывала временами ощущение, похожее на утрату предмета, когда я как личность предчувствовала завершение этого процесса и конец наших отношений… Сеансы с этой пациенткой были самыми важными минутами за всю неделю, они вселяли в меня отчаянную смелость и уверенность, чувство ответственности и сознания выполненного долга».
Автор подчеркивает, что ей как психотерапевту этот опыт принес большую пользу и что проведенное ею лечение преобразило ее. Винникотт (1954) делится сходными чувствами по поводу психоаналитического курса с одним психотиком: «Мне довелось пережить опыт, уникальный даже для психоаналитика. Я вышел из него иным, чем был до его начала».
Заметим, что, хотя концепция эмпатии исторически была выдвинута в связи с пограничными состояниями между неврозами и психозами, она фактически касается всей психотерапии в целом. В самом деле, мы не можем провести резкую грань между психозом и неврозом, так что эти исследования затрагивают и психотерапию, и теорию психоанализа.
Разумеется, ни Когут, ни Масуд Кан не практикуют гипноз. Мы процитировали их потому, что понятие эмпатии действует на уровнях, сходных с теми, которые участвуют в гипнотическом отношении. Внесем, однако, уточнение. Гипноз, как мы видели, представляет собой квазиавтоматическое поведение, в котором есть свой инструментальный аспект. Вызывая глубокую регрессию, он создает условия, благоприятствующие развитию отношения, имеющего эмпатический характер. К тому же гипнотизер должен быть готов вступить в это отношение и не укрываться за лишенной эффективности «объективирующей» установкой.
Можно ли использовать гипноз для лечения психозов или пограничных состояний между неврозами и психозами? В соответствии с традиционным представлением психотики не поддаются гипнозу. В действительности этот вопрос никогда глубоко не изучался. Здесь, скорее всего, сказываются предвзятые мнения; точно так же в течение долгого времени считалось, что психотики не способны создавать трансфер. Согласно Винго и Кремеру (1966) и Лавуа (1973), гипнабельность психотиков в общем близка к гипнабельности нормальных людей. В литературе (Wolberg, 1948, 1964; Bowers, 1961; Abrams, 1963, 1964; Biddle, 1967; Erickson, 1970; Crasilneck, Hall, 1975) мы находим клинические примеры, в которых гипнотическое вмешательство дало положительные результаты. Гилл и Бренман (1959) сообщают о молодой шизофреничке, полностью замкнувшейся в себе, которая после гипнотического сеанса нормально контактировала со своим окружением в течение 24 часов. Назрела необходимость осуществить более углубленное исследование, которое позволило бы выяснить, можно ли и каким образом применять гипноз в подобных случаях
70.
Психоанализ и гипноанализ
Относящаяся к совершенно иной области психоаналитическая релаксация позволяет более направленно изучать опыт «телесного переживания», сочетая методы «аутогипноза» Шульца и психоанализа. Специалисты, проводящие релаксацию, применяют очень легкую индукцию, затем начинают психоаналитический сеанс. Работы этого направления дают, по-видимому, интересные результаты.
Включение гипноза в психоаналитическое лечение, несомненно, встретит трудности. Самый термин «гипноанализ» неточен, ибо гипноз может предполагать как самый легкий транс, так и сомнамбулизм. Неудобство легкого транса состоит в том, что вызываемая им регрессия носит поверхностный характер и может довольно быстро исчезнуть. В случае глубокого транса состояние отличается большей стабильностью и дает возможность осуществлять такие вмешательства, как внушенное сновидение, автоматическое письмо, возрастная регрессия и т. п. Но, с другой стороны, сам факт получения материалов в «состоянии диссоциации» может способствовать тому, что этот материал не будет по-настоящему включен в процесс «переработки». Нет сомнений в том, что гипноанализ поднимает множество вопросов, как практических, так и теоретических. Но до тех пор, пока не будет осуществлено углубленное исследование, нельзя ни ответить на них, ни отвергнуть с порога некоторые его направления.
Пусть нас поймут правильно. Мы вовсе не предлагаем заменить психоанализ гипноанализом. Применяемый со знанием дела и в тщательно отобранных случаях, психоанализ остается наиболее разработанной техникой. Кроме присущих ему специфических факторов — переноса, осознания,— сама его продолжительность позволяет ему включить в свой арсенал и другие компоненты: обучение, обусловливание, внушение, эмпатию, катарсис и — кто знает,— может быть, и какие-то иные, к которым почему бы не добавить и просто любовь. Даже если бы психоанализ сводился, в сущности, к внушению, как полагают некоторые, существуют пациенты, нуждающиеся в длительном времени, чтобы могло осуществиться какое-либо изменение.
С другой стороны, нет сомнений в том, что в теоретическом плане исследование процессов, вступающих в действие посредством гипнотического отношения, имеет в наши дни чрезвычайную важность для психоанализа.
Такое заявление может показаться самонадеянным. Я заранее предвижу скептические, а то и презрительные улыбки, которые оно вызовет у тех, для кого гипноз — анахронизм, годный лишь для музея достопримечательностей допсихоаналитических времен. Но тем хуже, если для некоторых психоаналитическая теория является раз и навсегда установленной догмой, освобождающей от рассмотрения новых проблем.
Совершенная Фрейдом революция открыла невиданные перспективы для понимания человеческой психики. Все здесь было еще неизведанным, и самые выдающиеся психиатры и психологи использовали все свое воображение и творческие способности, чтобы заложить основы новой науки и новой терапии. В атмосфере эйфории, созданной первыми открытиями, можно было считать, что все, что касалось бессознательного, уже понято. Области, остававшиеся туманными, не привлекали тогда к себе внимания.
Прошло время. На смену первым психоаналитикам, воодушевленным своими открытиями и нонконформизмом, пришли психотерапевты, получившие официальное признание и не выходящие за рамки истэблишмента. Были учреждены психоаналитические общества. Теория упрочилась, превратилась в доктрину, в орудие самоутверждения и власти. Это не мешало интенсивному развитию теоретической мысли. Расцвели разнообразные школы и направления. Были проложены и новые пути: детский психоанализ, лечение психозов, психосоциология, педагогика и т. п. Но, несмотря на все это, существует много неясного.
Многочисленные признаки указывают на кризис, переживаемый сегодня психоанализом. Продолжительность лечения не перестает увеличиваться. Теперь никого во Франции не удивишь и десятилетним курсом лечения. Широкая публика постепенно утверждается во мнении, что эффективность психотерапии обеспечивается только ее длительностью. Окупаются ли достигнутые результаты затраченным временем и средствами?
К тому же эти результаты с трудом поддаются оценке. Тут царит величайшая неопределенность. Упрощенные с теоретической точки зрения методы оказываются иной раз эффективными на практике, и объяснить это мы не в состоянии. Американские ученые безуспешно пытаются выработать критерии для измерения эффективности разных видов психотерапии. Не было приведено никакого формального доказательства, которое с несомненностью доказывало бы преимущества психоанализа. И даже внутри самого психоанализа мы видим большое разнообразие методов, из которых трудно сделать выбор.
Противники психоанализа все больше и больше пользуются таким положением вещей для дискредитации его теории и практики. Наряду с этим наблюдается известное разочарование и у широкой публики, которая обращается к другим видам психотерапии. Эта тенденция особенно заметна в Соединенных Штатах, но ее предвестники ощущаются и в других странах.
Во Франции все еще властвует психоанализ. С 50-х годов, главным образом под влиянием Лакана и его учеников, наблюдается небывалый расцвет теоретической мысли. Широкое движение пересмотра и углубления основных принципов теории Фрейда дало возможность проложить новые увлекательные пути в самых разнообразных направлениях. Но одновременно это движение породило настоящую инфляцию в области теории, и эта инфляция принимает сегодня все больший размах. Как это всегда бывает, за первоначальными интуитивными прозрениями последовал и новый догматизм. Знакомство с многочисленными современными публикациями часто создает впечатление, будто перед нами повторение известных истин, которые претендуют дать ответ на все проблемы. Контакт теории с клинической практикой становится все более зыбким. Теперь мы часто встречаемся с психологами и философами, которые способны теоретизировать по поводу этиологии того или иного невроза, хотя никогда не видели ни одного пациента… Молодые психоаналитики предпочитают неизменно пассивную позицию, вызванную нередко просто тем, что они не знают, что делать. Изложение данных психоанализа носит большей частью литературный и философский характер. Их язык часто грешит абстрактностью и невразумительностью.
Психоаналитики, по ироническому замечанию Катрин Клеман (1978), стремятся, судя по всему, не к тому, чтобы лечить своих больных, а к тому, чтобы стать писателями. Размышления по поводу психоаналитического процесса приобретают большую важность, чем эффективность психоанализа. Интерес сосредоточивается на дидактическом курсе в ущерб всякой иной цели. Как писала Мод Маннони (1979): «Разве не сводится мечта «чистого» психоаналитика к тому, чтобы он более не рисковал скомпрометировать себя с пациентом?»
В то же время ряд принципиально важных вопросов, затрагивающих основные проблемы, не находит удовлетворительного ответа: исчезновение трансфера, конец психоанализа, подготовка психоаналитиков — вот уже много лет представляют неотступные и неразрешимые трудности. И не случайно в высказываниях психоаналитиков все чаще мелькают нотки слабости и сомнений. Так, среди последователей Лакана высказывается мысль о существовании «неанализируемого ядра», а такой автор, как Федида, в недавней статье (1977) говорит о «слепых пятнах» психоанализа в проблеме психоза. А то, что Рустан пришел в своих размышлениях к вопросу, не является ли психоанализ, в сущности, всего лишь «долговременным внушением», показывает, насколько велик разброд в среде французских психоаналитиков.
Приходится признать неоспоримую истину. В области межличностных отношений мы пока еще гораздо больше не знаем, чем знаем. Пора нам пересмотреть всю проблему с самого основания, не отвергая в угоду так называемой ортодоксальности ни одного направления. Трудно предвидеть, на каком пути появятся новые проблески. Мы вовсе не думаем, что исследования в области гипноза принесут ответ на все вопросы, которые мы здесь сформулировали, тем более что при нынешнем состоянии знаний невозможно наметить четко определенное направление поисков. Ясно одно: если бы хоть часть серого вещества, которое было затрачено и продолжает затрачиваться на теоретизирование в области психоанализа, была использована для исследования проблемы гипноза, мы бы лучше понимали гипноз и наши знания о бессознательном и о сфере межличностных отношений расширились бы.
В 1964 г., выступая на конференции в Чикагском институте психоанализа, Балинт призвал своих коллег уделить пристальное внимание психологическим аспектам отношения «врач — больной». В связи с этим он заметил, что каждые двадцать лет перед психоаналитиками возникает необходимость высказаться по поводу новых областей применения их науки. В 20-е годы речь шла о правомерности детского психоанализа. В 40-е годы возникла проблема групповой психотерапии. В 60-е годы Балинт, выдвигая проблему психологической подготовки врачей, хотел поставить перед психоаналитиками вопрос о патологическом функционировании тела, о загадке конверсии — «этого таинственного прыжка в органику», «одного из самых старых и самых притягательных психоаналитических понятий» (1964). Удастся ли нам в 1980-е годы теми же доводами убедить психоаналитиков обратиться к гипнозу? Или же придется ждать 2000 года?
71.
Пилог
Эпилог
К какому же выводу привели нас эти долгие размышления? К тому, что мы находимся в почти полном неведении относительно механизмов действия гипноза и внушения. Это было бы не так серьезно, если бы наше незнание не простиралось на разнообразные области, существенно важные для понимания человека. Хотя наши опыты доказывают, что можно воздействовать на состояния сознания, мы все же не знаем, каким образом осуществляется переход от одного состояния сознания к другому и каковы особенности, присущие каждому из них. Между тем именно эта изменчивость состояний является основой нашей психической деятельности, как нормальной, так и патологической.
В общем, и межличностные отношения, и аффект, и изменения, происходящие в процессе лечения, неизменно ставят перед нами проблему взаимодействия между психическим и соматическим. Мы все еще находимся в плену декартовского дуализма. Большинство современных исследователей мыслят в понятиях психосоматического единства. Врачи повседневно констатируют воздействие психики на соматику. Многие концепции, лежащие в основе современных подходов, предполагают такое воздействие. Но на практике сотрудничество между психологами и врачами оказывается трудным делом. Каждый остается замкнутым в рамках своей области, в своих специфических категориях. Врачи продолжают часто придерживаться представлений о строгой физико-химической причинной зависимости, унаследованной от XIX в. со своей стороны, психологи не проявляют интереса к физиологическому аспекту психических процессов.
Чтобы выйти из создавшегося тупика, потребуется, по-видимому, настоящая эпистемологическая революция. Откуда она придет? Предсказать это нелегко. Биологическим наукам предстоит, несомненно, сыграть главную роль, поскольку трудно рассчитывать на то, что нам удастся понять отношение между телом и духом, пока мы не будем лучше знать, какие механизмы управляют сложными функциями нервной системы.
Можно также надеяться, что и психология отношений внесет свой вклад в этот синтез. В самом деле, психоаналитики проявляют все растущий интерес к отношениям, наблюдаемым в раннем возрасте, и таким образом приближаются к той точке, где смыкаются психология и биология. Возможно, эти исследования откроют новые перспективы.
Как бы там ни было, гипноз в отношении исследования этой проблематики представляет собой исключительно благоприятную область по двум причинам. Во-первых, в связи с тем, что проявляющиеся при гипнозе психобиологические взаимодействия носят постоянный характер и доступны для экспериментирования, гипноз является бесценным инструментом исследования. Во-вторых, гипноз сам по себе представляет загадку, которую предстоит разгадать. Возможно, что раскрытие этой загадки произойдет в результате исследований, осуществленных в совершенно различных областях. Пути открытий непредсказуемы…
Понимание принципов действия психотерапии межличностных отношений тесно связано с раскрытием этой тайны. С ней связаны также изучение психических заболеваний и проблема воздействия психики на физиологические системы (вегетативную, эндокринную, иммунную), роль которых во всех патологических состояниях представляется все более важной. Это позволит нам, возможно, лучше определить, в частности, ряд недугов, этиология которых остается пока неизвестной.
От гипноза, как мы видели, тянутся нити в многочисленные области: психологию, психоанализ, медицину, экспериментальную психологию, психосоциологию, психофармакологию, нейрохимию, нейропсихологию, нейрофизиологию… Изучение гипноза требует междисциплинарного подхода, который, к сожалению, редко имеет место.
В заключение скажем, что настоящая книга призывает к смирению, к осознанию ограниченности наших знаний. Мы полагаем, что в достаточной степени показали на ее страницах, насколько скудны наши знания в области механизма психотерапевтического воздействия. Слишком многие психотерапевты занимают позицию благодушного спокойствия и восполняют свое незнание догматизмом. Отсюда бесконечные споры между различными направлениями, которые поглощают творческие силы и препятствуют развитию научного исследования.
Почти два века назад, в 1784 г., ученик Месмера маркиз Пюисегюр беседовал с пастухом по имени Виктор, которого он перед тем загипнотизировал. Обнаружив, к своему великому удивлению, что испытуемый по пробуждении ничего не помнил о том, что происходило во время гипнотического сеанса, Пюисегюр пришел к выводу о существовании у человека двух независимых видов памяти. Так проблема бессознательного стала предметом экспериментального исследования. Столетие спустяЗигмунд Фрейд постепенно, по мере анализа высказываний погруженных в гипноз пациентов, открыл динамику желания и вытеснения. Дважды гипноз послужил катализатором, способствовавшим фундаментальным открытиям. Мы вправе поэтому ждать от него и других сюрпризов
С сайта http://vprosvet.ru/biblioteka/
Т