Ффект и язык: телепатические коммуникации.
Именно в этом смысле понятие передачи мысли вызывает тревогу психоаналитика. Оно отсылает к доязыковому способу коммуникации, когда индивиды еще не отделяли себя друг от друга, а состояли в слитном архаическом отношении, подвластность которого психоанализу ничем не гарантирована. Этот риск усиливается тем, что, вызывая регрессию, психоанализ способствует установлению такого отношения: «Итак, то, что устанавливается в ходе психоаналитического лечения и произвольно или непроизвольно усиливается словом или молчанием психоаналитика,— это непосредственное отношение архаического, инфантильного, эротического тина, направленное на отрицание всякой обособленности… Это непосредственный трансфер, принцип которого состоит в том, чтобы никогда не отделяться друг от друга, оставаясь всегда соединенными друг с другом, образуя единое существо, или, вернее, находясь друг в друге» (Roustang, 1978, с. 187).
Архаическое отношение, непосредственный трансфер, коммуникация без языка. Нетрудно заметить родство этих терминов с теми, которые употребляем мы. Рустан не говорит ни о гипнозе, ни об аффекте. Его не заботят энергетические, психобиологические аспекты отношения. Но его статья важна как свидетельство того, что в среде психоаналитиков кое-кто начинает осознавать расплывчатость границ между внушением и анализом трансфера и наличие в самом трансферентном опыте некоего остаточного элемента, не поддающегося анализу, так как этот элемент несводим к речевому опыту.
С нашей точки зрения, нет нужды ссылаться на телепатию, чтобы постулировать существование доязыковой коммуникации. Но рассмотренная статья придаст бодрости нескольким «enfants terribles» в среде психоаналитиков, которые упорно продолжают развивать интуитивные предположения Фрейда и Элен Дойч в области телепатии. Позиция психоаналитиков в этом вопросе неоднозначна и свидетельствует даже о некоторой растерянности. Исследования этого рода вели главным образом представители венгерской школы: Ференчи, Холлос (возглавившийпосле смерти Ференчи Венгерское общество психоаналитиков), Фодор, Ро-хейм, Балинт. В настоящее время к числу наиболее известных исследователей, изучающих эту проблему, относятся Ян Эренвальд (Нью-Йорк), Жюль Эйзенбуд (Денвер), Эмилио Сервадио (Рим).
Эти психоаналитики далеки от мысли, что телепатические явления представляют собой препятствие для психоаналитического процесса и видят в них возможное вспомогательное средство. Так, например, Балинт (1955) утверждает, что в своей практике он неодно кратно сталкивался со случаями, которые не удавалось объяснить как неявную передачу информации с помощью знаков или слов. Он отмечает также, что телепатические коммуникации происходят всегда в таких ситуациях, когда пациент находится под воздействием сильного положительного трансфера, на который психотерапевт не может ответить ввиду того, что он отвлечен какими-либо посторонними заботами. Иначе говоря, пациент прибегал к этому средству ради привлечения внимания психоаналитика. «Пациент,— пишет другой венгерский психоаналитик, Фанни Ханн-Кенде (1933),— использует этот механизм, чтобы снова овладеть либидо, которого он лишился». Балинт ставит следующий вопрос, на который сам не дает ответа: не лучше ли в некотором роде перестраховать пациента, допуская своевременно интерпретации, исключающие необходимость для него прибегать к телепатии? Или же: «Не будет ли предпочтительнее с технической точки зрения и с целью достижения более существенных и стойких результатов дать возможность пациенту перенести напряженную ситуацию и тем самым научить его ей противостоять?»
В сознании широкой публики гипноз всегда связан с паранормальными феноменами. Дингуолл (1967) посвятил четыре тома изучению опубликованных в XIX случаев, когда гипнотическое явление выступало в связи с паранормальным. Такое представление существует и по сей день, и именно этим объясняется в значительной степени пренебрежительное отношение к гипнозу, которое всегда наблюдалось со стороны ученых. Аналогичным образом ввиду невозможности доказать факт наличия экстраретинального видения (чтения без помощи глаз) Французская Академия медицинских наук вынесла в 1840 г. окончательное заключение о том, что животного магнетизма не существует (Cheitok, 1964).
Вот почему исследователи, интересующиеся гипнотическими феноменами, всегда старались избавить гипноз от этого неприятного соседства. Если сегодня в беседе с психологом-экспериментатором, изучающим гипноз, вы заговорите о парапсихологии, то он, в зависимости от своего темперамента, или пожмет плечами, или разразится гневом.
52.
Ффект и язык: телепатия
Все это ничуть не мешает современным парапсихологам Хонортону и Криппнеру (1969) использовать гипноз для своих исследований. Хонортон и Стамп (1969), Моро и Роже (1977) провели эксперименты, имеющие целью доказать, что гипноз усиливает телепатические способности.
Создается впечатление, что в среде современных психиатров пробуждается некоторый интерес к парапсихологическим исследованиям. Весьма официальная Ассоциация американских психиатров провела ряд коллоквиумов на эту тему в рамках своих ежегодных конференций. Французский журнал «Evolution Psychi-atrique» недавно напечатал вышеупомянутую работу Моро и Роже.
Мы лично не имеем никакого опыта в этой области. Разве только то, что нам, как и любому психоаналитику, случалось констатировать поразительное совпадение между словами пациента и нашими собственными мыслями в данный момент. Нам доводилось также замечать в ходе гипнотического сеанса, что пациент просыпается как раз в ту минуту, когда мы решили его разбудить. Однако эти опыты слишком малочисленны, чтобы можно было на их основании делать какие бы то ни было заключения.
Допуская, что телепатия существует, мы при этом не можем априорно исключить наличие связи между телепатией и гипнозом. Медиумы, как известно, часто обладают хорошей гипнабельностью. Можно предположить что гипноз играет роль облегчающего фактора, поскольку он создает условия повышенной психической и физиологической пластичности. Ф. В. Бассин и К. К. Платонов (1973) писали, что гипноз высвобождает то, что они называют «скрытыми резервами центральной нервной системы».
Какую же роль играет фактор межличностных отношений в возникновении телепатических явлений? Предполагают ли эти явления установление особого отношения между двумя людьми, или же телепатия представляет собой врожденную инструментальную способность, которая по неизвестным нам причинам у одних людей развита больше, чем у других? Правда, в экспериментальной телепатии испытуемые, между которыми происходит передача информации, не имеют какой-либо особой связи. Но при внимательном изучении наблюдений Балинта и других психоаналитиков создается впечатление, что такая связь оказывает влияние на эти феномены.
Тот же вопрос встает и в связи с гипнозом. Так, нам известно, что гипноз или предельно близкие к нему состояния могут достигаться с помощью чисто физических средств (сенсорная депривация), не предполагающих в начале никакого фактора из сферы межличностных отношений.
Однако в действительности дело обстоит не так просто. На примере опытов с сенсорной депривацией мы могли убедиться, что она в большинстве случаев сопровождается психологической регрессией, которая выражается в явлениях деперсонализации и в установлении растущей зависимости от какого-то воображаемого лица, воспринимаемого в качестве защитника или преследователя. Иными словами, сенсорная депривация приводит к возникновению аффектов и отношений, которые развиваются в отсутствие всякой опоры в реальности. Можно сказать, что мы имеем здесь дело с адаптивной реакцией, с защитным механизмом, который включается при возникновении стрессовой ситуации, вызываемой обрывом всех межличностных связей.
Кьюби так описывает этот аспект гипнотического процесса: «Неуловимое присутствие чего-то невидимого и неведомого ощущается почти осознанно, но чаще подсознательно или бессознательно… Это трансфер в чистом виде, даже если нет никакого реального или воображаемого, осознаваемого или подпорогового объекта» (1961).
Мы касаемся здесь момента взаимодействия между инструментальными функциями и функцией межличностных отношений. Именно это мы и попытались сформулировать, введя понятие биологически врожденной функции первичного отношения.
Таким образом, в экспериментальной гипнотической ситуации обмен в сфере отношений в большинстве случаев ограничивается рамками, которые препятствуют углублению процесса. Напротив, при лечебном гипнозе трансферентная ситуация создает условия, при которых это отношение переживается гораздо интенсивнее и влияет на личность в целом.
Энергия, эмпатия, симбиоз, слияние, первичное отношение, непосредственный трансфер, аффективный обмен… приходится признать, что все это лишь рабочие метафоры, не имеющие научного основания, с помощью которых мы описываем передачу аффективного влияния от одного индивида к другому.
Можно сказать, что аффект в его связях с проблемой межличностных отношений вступил в экспериментальную стадию исследования во времена Месмера и животного магнетизма. Месмер с его теорией флюида рассматривал эту проблему преимущественно под энергетическим углом зрения. Лишь один раз в его трудах мы находим намек на роль чувства: «Животный магнетизм призван в первую очередь передавать чувство. Только чувство способно сделать теорию доступной пониманию. Так, один из моих больных, привыкший испытывать действие, которое я на него произвожу, обладает по сравнению с другими людьми дополнительной возможностью понимать меня» (Mesmer, 1781).
Последователи Месмера, оставаясь на позициях флюидизма, начали использовать такие психологические термины, как воля, страсть, желание выздороветь, вылечить и др… Гипнотизеры второй половины XIX в. прекрасно сознавали существование междуними и сомнамбулами аффективной связи, некого «элективного родства», но они приписывали его состоянию мозга пациентов.
Введя понятие трансфера, Фрейд сделал огромный шаг вперед, ибо он четко включил аффект в рамки межличностных отношений. Но, как это часто бывает в научной деятельности, снятие покрова с одной части области неведомого лишь расширило его пределы. Для истолкования аффективного движения Фрейд прибегнул к помощи энергетических метафор, либидо, проекции и т. д. Ему не удалось создать подлинно научной теории аффекта.
Лакан в известной мере снимает проблему аффекта. Его теория зиждется на исключении биологического, телесного уровня из бессознательного и межличностных отношений. И именно поэтому эта теория, при всей ее чрезвычайной плодотворности, является все же неполной. До тех пор пока не будет создана теория аффекта — психологическая и физиологическая одновременно,— психотерапия и психоанализ не смогут претендовать на статус научных дисциплин. Кое-кто, может быть, думает, что это и не очень нужно…
55.
Яжелое наследие: регрессия
Отношения между гипнозом и психоанализом всегда несли на себе печать эдиповой амбивалентности. Лишь отказавшись от гипноза, Фрейд смог открыть психоанализ. С тех пор каждый психоаналитик, касаясь этой темы, чувствует себя обязанным доказывать, что и он в свою очередь совершил этот акт отказа, что он неповинен в грехе регрессии к допсихоаналитической стадии. Встречаются, конечно, и исключения, но описанная нами позиция является, особенно во Франции, наиболее распространенной.
К счастью, гипнозу, как недостойным предкам, скрываемым от всех взглядов, свойственно всплывать на поверхность, и притом всегда в самый неудачный момент. Как ни относят его к второстепенным вехам предыстории психоанализа, он, словно феникс, неизменно возрождается из пепла.
Позиция психоаналитиков выглядит особенно парадоксальной, если учесть, что сама психоаналитическая ситуация не лишена гипногенных элементов: сосредоточенность, молчание, положение лежа, тишина создают условия для начала сенсорной депривации. Молчание также может действовать двояким образом: с одной стороны, оно благоприятствует фантазматической активности; с другой — может вызывать модификации в состоянии сознания, которые позволяют объекту психоаналитической процедуры переходить с одного уровня регрессии на другой, пока он не достигнет форм коммуникации, специфических для гипноза (в 1891 г. Фрейд сам описал технику бессловесного погружения в гипноз (1891, франц. изд.)). Можно, впрочем, предположить, что это первичное, предтрансферентное отношение способствует трансферентным феноменам и усиливает их. В этой связи интересно было бы выяснить, являются ли лица с повышенной гипнабельностью наиболее пригодными для психоанализа, раз они больше других открыты для аффективного диалога. Следует, однако, иметь в виду, что такая глубокая регрессия может представлять собой также позицию уклонения, сопротивление психоаналитическому лечению.
Сопротивление гипнозу в среде психоаналитиков принимает различные формы в разных странах. В Соединенных Штатах наблюдалось возрождение интереса к гипнозу после второй мировой войны. В этот период гипноз официально входит в арсенал психотерапевтических средств. Психотерапевты, работающие в русле психодинамики, широко применяют гипноз в различных формах. Такие психоаналитики, как Кьюби, Марголин, Гилл и Бренман, активно интересуются гипнозом. Отметим, однако, что из официальных психоаналитиков, «card carrying analysts», только они серьезно занимались проблемой гипноза и что в дальнейшем они прекратили исследования в этой области.
Итак, нельзя сказать, что гипноз полностью признан в психоаналитических кругах. Некоторые американские психоаналитики считают даже, что он несовместим с их профессиональными занятиями психоанализом.
Иной раз можно слышать утверждения, что психотерапевт, прошедший курс психоанализа, уже не сможет быть хорошим гипнотизером. Желание гипнотизировать связано якобы с всесильными инфантильными фантазмами, и оно исчезает после того, как эти фантазмы будут в достаточной мере проанализированы. В недавно вышедшей книге Джоваккини (1972) из Чикаго объясняет в этой связи, что, пройдя курс психоанализа, он не может больше выносить присущую гипнозу «мелодраматическую» атмосферу. Можно только удивляться, что для столь видного психоаналитика гипноз по-прежнему ассоциируется с эстрадными представлениями. К тому же можно назвать психотерапевтов, чьи гипнотические способности ничуть не уменьшились после психоаналитического курса. Возникает вопрос, отказываются ли психоаналитики от гипноза потому, что они осознают свои инфантильные мотивации, или этот отказ вызван скорее, как писали Гилл и Бренман, «растущим желанием перестать бунтовать и примкнуть к респектабельному обществу своего психоаналитика и своих учителей» (Gill, Brenrnan, 1959).
Второе объяснение кажется нам наиболее правдоподобным: ведь осознание контртрансферентных аспектов гипнотического отношения должно было бы, напротив, усилить способности психотерапевта управлять им с большей свободой и пониманием, вместо того чтобы вызывать запрет, доходящий до фобии. Напрашивается предположение, что, если в один прекрасный день гипноз будет реабилитирован, у многих психоаналитиков обнаружится талант гипнотизера. Конечно, не все психотерапевты в равной мере наделены способностью гипнотизировать. Но это уже совсем другой вопрос.
Возвращаясь к так называемому всемогуществу гипнотизера в ситуации гипнотического отношения и к зависимости гипнотизируемого как его следствия, нужно сказать, что это отношение действительно содержит изрядную долю внушения, но пациент сохраняет свободу принять или не принять гипноз, к тому же курс лечения обычно бывает короче, чем при психоанализе. Зависимость анализируемого от аналитика носит тонкий характер, но, в сущности, она гораздо сильнее, коль скоро под ее влиянием больной соглашается проводить годы на кушетке.
Во Франции — стране Бернгейма и Шарко — гипнотические исследования находятся на особенно низком уровне. Не существует лаборатории, изучающей проблемы гипноза, в рамках официальных научно-исследовательских учреждений (Национальный научно-исследовательский центр, Национальный научно-исследовательский институт медицины и здравоохранения, Высшая практическая школа). Когда недавно проект соответствующих исследований был представлен в комиссию ученых, ее члены спросили, каковы объективные критерии, позволяющие распознавать гипноз. Поскольку такие критерии пока неизвестны, можно было бы считать, что именно этот пробел и обусловливает необходимость исследовательских работ. Однако мнение комиссии было иным, ибо она пришла к выводу, что, раз такие критерии не установлены, значит, гипноза не существует… по крайней мере как объекта научного исследования. Учитывая, что научно-исследовательская деятельность во Франции крайне централизованна, подобная позиция со стороны головного учреждения практически блокирует возможности работы в крупных масштабах. Кроме того, во главе университетских научных лабораторий психологии и психофизиологии стоят либо психологи-экспериментаторы, считающие гипноз недостаточно научным, либо психоаналитики, отвергающие его по идеологическим причинам.
В лечебном плане это табу столь сильно, что гипноз был переименован в софрологию, словно от перемены названия изменяется сущность. Психоаналитики отвергают гипноз еще более решительно. Те из них, кто рискует заниматься гипнозом, предаются настоящей анафеме, а то и полному отлучению. Нам известны случаи, когда молодые психоаналитики при необходимости прибегают к гипнозу тайно.
Мы позволим себе привести несколько анекдотических фактов, иллюстрирующих положение дел. Один молодой психоаналитик, проходящий еще курс обучения, узнал, что дантисты используют гипноз для уменьшения боли при сверлении бором, и пришел в ужас от возможных последствий такого гипнотического вмешательства в связи с символическим значением этого инструмента. Мы напомнили ему следующую историю: однажды кто-то обратил внимание Фрейда на то, что сигара имеет символический смысл. «Знаете,— ответил тот,— сигара может быть также и просто сигарой». И бор может быть просто бором. Если встать на точку зрения нашего молодого сотрудника, то мы совершили настоящее преступление, применив гипноз при описанной выше стоматологической операции.
56.