Поведенческая терапия (продолжение).
В этой связи мне вспоминается рассказ одной франко-американской специалистки по детскому психоанализу о ее поездке в Советский Союз для ознакомления с постановкой лечения аутичных детей. Она выражала свое восхищение увиденным и сожалела о том, что в соответствующих лечебных учреждениях ее страны нет таких ласковых «бабушек», чьи заботы оказываются гораздо продуктивнее, чем деятельность среднего медицинского персонала, прошедшего психоаналитическую подготовку, который ставит перед собой проблемы контртрансфера всякий раз, когда надо посадить ребенка на горшок.
В целом психологические концепции советских ученых более гибки, чем это представляется на Западе. В 1934 г. Павлов писал, что, «когда очень запрятан ущемленный пункт», приходится прибегать к положительному искусству Фрейда (1934, т. II, с. 296). Начиная с 1956 г. психология освобождалась от господствующего влияния физиологии, и интерес к изучению бессознательного становился все более заметным. Десять лет назад Бассин (1968) и Шерозия (1969, 1973) опубликовали работы, посвященные этой проблеме. В другой своей работе Шерозия утверждает, что открытие Фрейда стоит в одном ряду с открытиями Коперника (1978, I). При этом Шерозия и Бассин упрекают Фрейда в том, что он делал основной упор на антагонизме между бессознательным и сознательным, а не на их синергии. (Заметим, что американский психоаналитик Джеймс Т. Мак-Лафлин (1978) также попытался поставить под сомнение антагонизм между первичными и вторичными процессами в свете данных о специализации полушарий головного мозга.) Тем не менее упомянутые советские ученые пользуются понятием конфликта (Бассин, Рожнов, Рожнова, 1974) и понятием психологической защиты (Бассин, 1971), подавление которой является, по мнению Бассина, лишь одной из возможных форм реагирования. Наконец, в последние годы советские специалисты проявили особый интерес к усилиям французских марксистов перебросить мост между психоанализом и марксизмом при помощи теорий структурализма. Действительно, структурализм отвергает биологизм Фрейда и позволяет установить связь между бессознательным и обществом в соответствии с особо важной ролью, которую он отводит языку. Книга Клеман, Брюно и Сэва (1973), которая представляет собой одну из наиболее значительных в этом направлении попыток, была опубликована в русском переводе с одобрительным предисловием Бассина и Рожнова (1976). Молодой философ из Москвы Н. Автономова недавно посвятила целую книгу французскому структурализму (1977а), а также написала предисловие к русскому изданию работы Мишеля Фуко «Слова и вещи» (Автономова, 19776). Напомним в этой связи, что уже в 1927 г. советский автор Волошинов написал работу под названием «Марксистская критика фрейдизма» (1927), где указывалось на родство бессознательного с языком. В английском издании (1976) этой книги Волошинов был назван предшественником Лакана.
Интересно отметить, что если сторонники поведенческой терапии связывают свою теорию с Павловым, то американские психологи обнаруживают сегодня, что Павлов гораздо менее, «механистичен». Тулмин (1978) указывает, что истолкование, данное на Западе теориям Павлова, зиждется на ошибочном переводе. И действительно, Павлов говорит не об «обусловленных», а об «условных» рефлексах. Следует, по его миопию, изучать различие между рефлексами, которые являются «безусловными» (автоматическими), и теми, которые проявляются лишь «при определенных условиях». Иными словами, Павлов хотел понять, каким образом активный организм реагирует на окружающую среду. Но он никогда не пытался свести все поведение организма к пассивному ответу на внешние стимулы. Раз условия существования человека отличаются от условий существования животных (а Павлов всегда особо подчеркивал важную роль членораздельной речи), то схемы, пригодные для животного, не могут объяснить психическую жизнь человека в целом. По мнению Тулмина, упомянутая ошибка западных исследователей в интерпретации Павлова объясняется тем, что она согласовывалась с их собственными исходными бихевиористскими предпосылками.
В настоящее время в Соединенных Штатах существует «экуменическое» течение, стремящееся объединить тенденции бихевиористской терапии и психодинамики. Так, недавно появилась книга, озаглавленная «Psych-Btialyse et behaviour therapy» («Психоанализ и поведенческая терапия») (Wachtel, 1977). Однако в целом между этими двумя направлениями продолжается острая борьба, в которой сторонники поведенческой терапии превосходят в агрессивности своих противников. Если некоторые из психоаналитиков допускают существование обусловливания или обучения в психоанализе (Alexander, 1963), то сторонники поведенческой терапии не хотят и слышать о трансфере, бессознательном или вытеснении. Порой полемика принимает резкий характер: так, Котро пишет: «Заумь психоаналитиков, их поза безмолвного слушания и метафизическая иносказательность слишком часто превращают их и «бессодержательно болтающие куклы», чьи претенциозные фигуры вполне вписались бы в стиль салонов прустовского романа „В поисках утраченного времени”» (Cottraux, 1978a, с. 174)
43.
опытки определения валидности
Попытки определения валидности
Никогда еще возможность выбора психотерапевтических методов не была так велика, как сегодня,— равно как и неуверенность в их относительной эффективности. Уже с 50-х годов некоторые исследователи пытались произвести объективную, «количественную» оценку результатов и лечебных факторов, применяемых в различных психотерапевтических методах. В 1952 г. Айзенк, английский психолог из больницы Модели в Лондоне, выступил с вызывающим заявлением, утверждая на основе существующих работ, что психотерапия не оказывает никакого действия на неврозы и что случаи выздоровления объясняются спонтанным улучшением (Eysenck, 1952). Желая опровергнуть подобные пессимистические выводы, многие исследователи старались доказать эффективность психотерапии с помощью статистических данных. Исследования такого рода находили поддержку, особенно в последние годы, со стороны правительственных инстанций и страховых компаний, озабоченных растущим весом психотерапии в национальном бюджете. Согласно недавнему докладу назначенной президентом Картером комиссии по вопросам психического здоровья (1978), от 20 до 30 миллионов американцев в тот или иной момент своей жизни нуждаются в психологической помощи. Некоторые считают эту цифру заниженной и полагают, что 40 миллионов американцев страдают эмоциональными нарушениями, требующими помощи специалиста. Известный американский эпидемиолог Доренвенд (1979), изучив 16 различных работ, касающихся жителей Европы и Северной Америки, пришел к сходным выводам: 15% населения страдают психическими расстройствами, требующими специального лечения.
Разумеется, наряду с психотерапией существуют и другие формы лечения. Тем не менее она остается одним из наиболее распространенных средств, и более точное определение степени ее эффективности представится очень важным.
Потребовалось много лет, чтобы эти исследования приобрели относительно строгую методологию. В 1955 г. Мил проанализировал 200 статей по вопросам психотерапии, опубликованных с мая 1953 г. по май 1954 г. Он обнаружил, что с точки зрения оценки результатов ни одна из них не исходила из подлинно научных критериев (контрольные группы, точный анализ случая ни и после лечения, катамнез и т. п.) и не выявляла того, какие именно факторы оказались эффективными в ходе лечения (Meehl, 1955). В 60-е годы число работ увеличилось, методы стали более тонкими. Авторы этих работ поняли, что в действительности перевитый опыт и ощущения пациентов невозможно подморгнуть количественной оценке, и стали стремиться к тому, чтобы определять эффективность различных психотерапевтических методов, исходя из поведенческих проявлений в самом широком смысле слова: исчезновение или сохранение симптомов, социальная адаптация, степень тревоги, отношения пациента с окружающими, психофизиологические реакции и т. д. Тестирование и опросы проводились до и после лечебного курса. И целях сравнения и установления процента спонтанных выздоровлений и улучшений состояния обследованию подвергались в большинстве случаев как больные с определенным диагнозом, получавшие лечение, так и больные аналогичного типа, не подвергавшиеся никакому лечению (контрольные группы).
Мы не имеем возможности резюмировать здесь всю обширную литературу по этому вопросу. Среди наиболее крупных авторов назовем Дж. Франка (1978, 1979), Л. Луборского (1975, 1979), X. Струппа (1978),А. Бергина и Ламберта (1978). Более подробный анализ содержится в двух статьях Струппа (1973, 1978), представляющих собой обзор всех исследований в этой области. Отметим только, что еще и сегодня результаты разных исследований не согласуются друг с другом. Так, например, Айзенк (1975) утверждает, что 60% больных неврозом полностью излечиваются без всякого лечения или испытывают спонтанное улучшение спустя два года с начала болезни и 90% — через четыре года. Напротив, Гласе (Smith, Glass, 1977), изучив работы, посвященные различным видам психотерапии, приходит к заключению, что шансы на улучшение у больных, проходящих психотерапевтическое лечение, на 75% выше, чем у контрольной группы (то есть у больных, не проходящих указанного лечения)
44.
пытки определения валидности (продолжение).
Некоторые психоаналитики также почувствовали необходимость проведения количественных исследований. Напомним, что вначале Фрейд приветствовал инициативу Берлинского института психоанализа, опубликовавшего статистические данные о двух годах своей деятельности. Позднее он вернулся к этому вопросу и утверждал, что исследования такого рода не следует переоценивать и что психоанализ может найти подтверждение своих гипотез и практических методов только в своем клиническом опыте. В течение долгого времени в среде психоаналитиков придерживались этой позиции. Однако в последние годы некоторые исследователи стали считать ее ненаучной и предприняли ряд статистических исследований. Чтобы выяснить, отличаются ли результаты психоаналитического лечения от результатов, получаемых при других видах психотерапии, Малан (1976) провел сравнение двух групп пациентов; пациенты первой группы прошли включавший восстановление в памяти детских переживаний, анализ фантазмов и т. п., в то время как во второй группе затрагивались только актуальные аспекты болезни (которые имели место в момент обследования). Исследователь установил, что в первом случае результаты были лучше, чем во втором. Проект Гилла еще более смелый. В течение более десяти лет он ведет работу по научному изучению процесса лечения: психоаналитические сеансы регистрируются и затем запись передается опытным специалистам, Которые по заранее разработанной шкале оценивают эффект того или иного воздействия. Поскольку Гилл ставит себе целью показать, что именно определяет специфику психоанализа по сравнению с другими психотерапевтическими методами, его в первую очередь интересует роль и интерпретация трансфера.
Следует также упомянуть работу, начатую в 1954 г. группой ученых клиники Меннинджер в Топике, первый отчет о которой был опубликован Кернбергом и его сотрудниками (1972). В рамках этого же исследования Аппельбаум (1977) выпустил книгу «Anatomy of Change» («Анатомия трансформации»), где он пытается точнее очертить изменения, вызываемые лечением, и способ, которым они достигаются.
Так же как Малан, Аппельбаум установил, что больные, достигшие наибольшей глубины осознания, получили лучшие результаты. Это подтвердило исходную гипотезу, согласно которой структурным изменениям способствует осознание и разрешение конфликтов. Однако он констатировал также, что имеется вторая группа пациентов, у которых важные изменения происходят, по-видимому, без существенного участия этих факторов. Это заставило исследователя задуматься о природе процессов, активно действующих в процессе лечения.
Одновременно с этой работой Аппельбаум (1978), отказавшись от традиционного пренебрежения психоаналитиков ко всему, что находится за пределами психоанализа, совершил экскурс в область «новых методов терапии». Хотя он полагает, что они зиждутся на спорных методических и теоретических принципах, он считает, что нет причин отвергать их полностью, пока не доказана их неэффективность. К сожалению, ему не кажется очевидным, что психоаналитический метод служит во всех случаях самым быстрым и эффективным средством изменения личности пациента.
В ходе своих исследований Аппельбаум сформулировал много вопросов, связанных с лечебными факторами. Он задумался о том, не вскрывают ли эти методы психотерапии наличия параметров, неведомых психоаналитикам, но не становящихся от этого менее важными, и не следует ли последним принять их в расчет вместо того, чтобы отворачиваться от них под тем предлогом, что они не специфичны для психоаналитической ситуации. По его мнению, стоило бы внимательнее, чем это делалось до сих пор, изучить роль внушения и различных состояний сознания. Он идет даже дальше, утверждая, что методика «первобытного крика», созданная Яновым, привела его к мысли о необходимости вновь изучить вопрос о роли аффективной разрядки в психоанализе. Аппельбаум пришел к выводу, что у каждого больного в зависимости от его индивидуальности изменения происходят на разных уровнях, и указывает на необходимость проводить исследование с необходимыми временными интервалами. Но, добавляет он, психотерапия, как и художественное творчество, несомненно, содержит в себе нечто, ускользающее от всякого точного измерения.
Как нам относиться к этим идеям? Бесспорно, они выглядят смелыми и даже дерзкими. Стремление подвести под психотерапию фундамент научно проверяемых данных является вполне законным. Но такие попытки порождают целый ряд проблем, ибо психотерапия вводит в действие многие переменные, часть которых трудно уловима и еще труднее поддается измерению. Укажем в качестве примера хотя бы на понятие идентичного диагноза, установление которого представляет особую сложность. На основании каких данных мы чижом утверждать, что два различных случая действительно сравнимы между собой? Не говоря уже о трудных вопросах, которые возникают при попытках определить объективные критерии выздоровления. Эти критерии существенно различаются в зависимости от системы отсчета, принятой тем или иным психотерапевтом. Наконец, субъективность подхода самого исследователя, оказывающего предпочтение какому-то виду психотерапевтической техники, также может оказывать . ильное влияние на оценку результатов. Фанатизм психотерапевтов, острые разногласия между разными направлениями отнюдь не способствуют созданию спокойной обстановки и беспристрастности, необходимых для научных поисков.
Итак, результаты — признаем — пока еще отнюдь не являются окончательными. Если мы обратимся, например, к двум недавно вышедшим книгам с многообещающими названиями — уже упоминавшаяся книга Бёртона «What makes behaviour change possible?» и книга Клагхорна «Successful psychotherapy» («Успешная психотерапия») (1976), — то скудость предлагаемых ими ответов вызывает неизбежное разочарование. В этой области мы переживаем этап освоения целины. Мы не располагаем действительно операциональными инструментами измерения. И вследствие этого результаты, полученные одним исследователем, часто оспариваются другими. В качестве иллюстрации приведем следующий пример: комиссия Американской психиатрической ассоциации два года занималась изучением behaviour therapy и пришла к выводу об эффективности этого метода (Task Force Report, 1973). Не успел доклад этой комиссии выйти в свет, как его методологические основания подверглись критике в статье «The Behaviour Therapies: Therapeutic Breakthrough or latest Fad?» («Поведенческая терапия: терапевтическое открытие или последнее увлечение?») (Shapiro, 1976). Мы весьма далеки еще от пожелания, высказанного Струппом: «Может быть, не так уж утопична мысль о создании института, подобного Управлению по пищевым продуктам и лекарствам, призванного охранять граждан от бесполезных и в особенности от опасных лечебных методик» (1978, с. 20
44.