Емного об истории психотерапии.
Что же такое психотерапия? Страдающий человек решает призвать на помощь другого человека. Он обращается к определенному лицу, ибо в силу усвоенной обществом традиции верит, что это лицо обладает знаниями и умением лечить. Вера является предварительным условием для того, чтобы могли осуществиться изменения.
Эта вера оказывается порой достаточной сама по себе. Мы называем такой случай эффектом плацебо. Известно, например, что нейтральное средство, в лечебные свойства которого верит больной, способно иной раз устранить симптом. На деле плацебо всегда предполагает участие другого лица, которое его прописывает. Даже если этот другой не присутствует физически, имеется какая-то символическая замена: наука, медицинское учреждение и т. п. Плацебо представляет собой косвенное внушение.
Иногда терапевтический процесс принимает форму прямого внушения: «Встань и иди». Так, например, устраняют бородавки путем простого словесного приказания, заверяя пациента, что в указанный день они исчезнут.
Употребленное нами слово «внушение» весьма неточно и часто имеет различные значения. Бернгейм, первым широко применявший этот термин, определил его следующим образом: «Мысль, возникшая у гипнотизера, воспринятая гипнотизируемым и усвоенная его мозгом…» (1886). С тех пор смысл этого слова расширился, и теперь оно может обозначать любую форму влияния. Когда мы говорим, что излечение достигнуто благодаря внушению, это означает, что излечение обусловлено влиянием, которое оказывает терапевт на пациента, а не действительным преобразованием, имевшим место на органическом или психологическом уровне.
Напротив, такие виды терапии, как психоанализ, используют рассмотрение пережитого опыта, выявление неосознаваемых конфликтов и фантазмов и т. д. с целью. Добиться подлинного изменения личности пациента, вследствие этого они нуждаются в сложной методике, предусматривающей определенную продолжительность Лечения и последовательность его этапов.-
И, наконец, иногда прибегают к некоторым видам терапевтической техники — релаксации, гипнозу, лечению сном, химическим агентам, которые предполагают манипулирование состоянием сознания пациента; другие виды техники имеют своей целью воздействие на уровне обучения и обусловливания.
Эти различные подходы всегда в той или иной степени взаимодействуют друг с другом. Однако они представляют собой пути воздействия на симптом, которые могут использоваться и более или менее дифференцированно; но, каким бы ни был избранный метод, переход от болезненного состояния к состоянию здоровья является в конечном счете аффективной перестройкой, которая в свою очередь осуществляется главным образом путем сдвигов в системе межличностных отношений.
Некоторые из применяемых ныне методов воздействия известны с незапамятных времен. В течение долгих веков, а в так называемых первобытных обществах еще и сегодня, эти методы составляли основу исцеления, в той его форме, в которой оно практиковалось колдунами, шаманами, знахарями и т. п. Эту «традиционную» медицину можно определить как сочетание прямого внушения (вера в могущество колдуна, в его желание исцелить больного является здесь главным фактором терапевтического воздействия) и косвенного (последнее действует в основном посредством ритуальных обрядов: заклинаний, магических предметов и движений и т. п.). Манипуляция состояниями сознания часто играет в этой медицине важную роль, выступая в различных формах: прием наркотических снадобий, воздержание от пищи, физические действия, предназначенные для достижения эффектов сенсорной депривации и т. п. Все три перечисленные элемента часто используются вместе.
В некоторых случаях терапевтическое воздействие может принимать тщательно разработанные формы, напоминающие технические приемы современной психотерапии. В знаменитой статье Леви-Стросса приводится анализ того, что он называет шаманским лечением (1958). Вначале рассказывается о применяемом в случае трудных родов ритуальном обряде, бытующем у одного из племен Южной Америки. Совершая обряд, шаман разыгрывает перед роженицей процесс родов в виде сражения с духами, и эпизоды сражения соответствуют различным фазам родов. Леви-Стросс показывает, как этот сценарий обряда дает пациентке нечто вроде путеводной нити, которая позволяет упорядочить хаотический поток телесных ощущений и вызвать соответствующие ситуации физиологические реакции. Таким образом, лечебная эффективность обеспечивается соответствием двух серий процедур: с одной стороны, телесные действия, а с другой — интеллектуальные операции, вокруг которых строится миф. Их соответствие позволяет шаману воздействовать на первые с помощью вторых. Леви-Стросс назвал это символической эффективностью. Шаман, пишет он, «дает пациентке язык, способный непосредственно сообщать о неформулируемых состояниях, которые не могут быть выражены иным путем. Переход к такому словесному выражению (позволяющему переживать в упорядоченной и доступной для восприятия форме текущий опыт, который иначе был бы анархическим и невыразимым), стимулирует ход физиологического процесса, то есть реорганизацию в благоприятном направлении очередного этапа родов»
37.
емного об истории психотерапии на примере шаманизма.
Заметим, что действия шамана достигают желаемого эффекта только потому, что они переживаются в аффективном плане. «Шаман,— пишет Леви-Стросс,— является профессиональным „отреагирователем”». Он буквально ставит себя на место роженицы. Существенная часть его пения посвящена описанию испытываемых ею страданий, что в свою очередь позволяет роженице отождествить себя с ним и подчиниться его внушениям. Психоаналитики определили бы этот процесс как перенос. Впрочем, Леви-Стросс сам проводит сравнение с психоанализом: «При шаманском лечении шаман в своих словах и действиях подменяет собой больного, который молчит, в то время как в ходе психоанализа больной отдается потоку отреагирования перед врачом, который его слушает».
В своем анализе Леви-Стросс совершенно абстрагируется от изменений, происходящих в состоянии сознания. Между тем этот фактор, несомненно, играет роль в процессе лечения. Чтобы убедиться в этом, достаточно перечитать описание, данное в статье Леви-Стросса. В нем поражает настойчивая повторяемость заклинаний, обдуманность приемов, имеющих целью все более и более сосредоточивать внимание пациентки на личности шамана. Это как раз те элементы, которые характерны для техники погружения в гипноз. Как мы уже видели выше, гипноз применяется иногда в наши дни для облегчения трудно протекающих родов.
Впрочем, эти соображения не противоречат объяснению, предложенному Леви-Строссом, и даже, напротив, его дополняют. Можно сказать, что процесс погружения в гипноз состоит в установлении соответствия между словами и телесными ощущениями, соответствия, которое, согласно Леви-Строссу, является движущей силой лечения. С одной стороны, это происходит потому, что при гипнозе язык служит непосредственно для внушения ощущений: ваши глаза закрываются, тело становится тяжелым и т. п. С другой — и это главное,— потому, что язык используется на чисто сенсорном уровне как физиологический стимул, усиливающий процесс «дезафферентации» (с помощью ритма, голоса и т. д.). При гипнозе различие между языком и телом постепенно стирается, и он выступает тем самым как состояние, особо благоприятствующее механизму символизации. Имеется, однако, и отличие. В процессе гипноза не создается атмосфера мифа. Гипнотизирующий не при бегает к миру духов. Леви-Стросс показывает также, что для осуществления шаманского лечения очень важно присутствие зрителей. При гипнозе в этом нет нужды. Различия эти, возможно, носят скорее поверхностный, чем глубокий характер. То, что в шаманском лечении выражается через миф, битва с духами например, есть образное воплощение телесных функций, способ обозначить органы тела. Разумеется, колдун заимствует свою власть у духов. Но разве врач-гипнотизер, как и всякий врач, не представляется нам немножко колдуном? С этой точки зрения, даже если зрители и не присутствуют физически при гипнотическом сеансе, наличие групповой веры является необходимым.
Эта работа Леви-Стросса интересна во многих отношениях. Она позволяет, в частности, лучше понять механизм психосоматических связей, то, каким образом телесные функции могут управляться с помощью психологических средств. При этом, правда, создается впечатление, что процесс исцеления сводится для Леви-Стросса к ряду логических операций. Между тем такие операции действенны лишь при условии аффективного участия пациента. Автор, по-видимому, считает, что это участие само собой разумеется как результат общего для данной социальной группы мироощущения, благо даря которому пациент оказывается восприимчивым к действиям шамана. На наш взгляд, этого недостаточно. Эффективность символического действа подразумевает особый «аффективный обмен» между врачевателем и больным. Эта связь нам почти неведома, и именно она составляет важную тайну психотерапии.
Проблема психотерапии вступила в экспериментальный период своего развития при Месмере. Месмеровский метод состоял в том, чтобы с помощью ряда телесных воздействий (пассов) вызвать «соматическую разрядку», «исцеляющий криз», который нес с собой облегчение для больного и иногда исчезновение симптома. Лечение осуществлялось без слов. Не было, следовательно, и прямых словесных приказов. Но последние имплицитно содержались в поведении терапевта. Пассы, музыка, вся обстановка, атмосфера, царившая вокруг месмеровского чана, были элементами, которые должны были усилить действие внушения, а также привести к своего рода «сенсорной депривации», вызывавшей изменение состояния сознания и постепенно приводившей к «кризу».
Не все больные Месмера впадали в состояние криза. У некоторых развивалось нечто вроде летаргии при сохранении способности говорить, ходить и т. п. Иными словами, они были загипнотизированы. Один из учеников Месмера, маркиз де Пюисегюр, сосредоточил свои исследования на этом феномене и назвал его магнетическим сомнамбулизмом. Он обнаружил, что, когда пациент находится в этом состоянии, можно воздействовать на симптомы словом. Направление дальнейших экспериментов полностью изменилось: модель криза была заменена действием, основанным по преимуществу на словесном диалоге.
Методика, разработанная Пюисегюром и его учениками, была довольно сложной. Вслед за Месмером они прибегали к «пассам», имевшим целью вызвать сомнамбулизм и одновременно оказать лечебное действие, а также воздействовали с помощью намагниченной воды, амулетов и т. п. Существенное новшество, введенное Пюисегюром и его учениками, заключалось в углублении механизма внушения путем более разработанных приемов, связанных с межличностными отношениями. Прямого упоминания об этом у них нет, говорится только о «духовной и физической симпатии» врача по отношению к его больным как непременном условии успешного лечения. Однако в их публикациях содержится теоретическое обоснование магнетического лечения показывающее, что они скрыто учитывали динамику межличностных отношений.
39.