Гипноз, отношение, трансфер (продолжение).
Неоспоримо, что понятие трансфера значительно обогащалось по мере развития психоанализа. Вначале он рассматривался, в сущности, в связи с эдиповой фазой. Под влиянием, в частности, английской школы и американских психоаналитиков (Мелани Клайн, Гринейкр, Якобсон, Винникотт и др.) стали все пристальнее изучаться более ранние фазы развития. Подчеркивалось значение отношения к матери, нарциссизм, то есть формы коммуникации, предполагающие известную недифференцированность индивида и окружающей среды.
Внесут ли эти исследования новый вклад в понимание гипноза? Возможно, они смогут пролить свет на некоторые его аспекты, но, думается нам, вряд ли им удастся определить то, что составляет специфику гипноза.
Трансфер действительно включает некое третье лицо. Он предполагает известный опыт пережитого, завязывание клубка фантазматических и символических представлений. Возникает вопрос, не восходят ли отношения, складывающиеся в гипнозе, к отношениям гораздо более архаическим, строго «дуальным», «до-предметным» (pre-objectale). Мы имеем в виду исходное биологическое состояние, уходящее корнями в животный мир, состояние, в котором коммуникация осуществляется на чисто аффективном уровне, еще не связанном с образным содержанием. Такая зачаточная способность к установлению отношений соответствовала бы тому, что этологи называют «запечатлением». На этой стадии развития дифференциация междупсихическим и соматическим у человека исчезает: содержание психических явлений становится физиологической реальностью.
Процесс совершается так, словно в определенный момент происходит щелчок, который приводит в действие у субъекта автоматическое поведение, регрессию к наиболее ранним фазам развития. Какие же элементы лежат в основе такой перестройки при гипнозе? Это, как мы видели, разрыв связей с окружающей средой, и в частности — в плане отношений — разрыв структур, обычно управляющих коммуникацией между людьми. В ходе погружения в гипноз гипнотизируемый оказывается в положении, когда он не может отвечать и поэтому теряет в каком-то смысле свое место в символическом обмене. Поведение загипнотизированного можно, таким образом, определить как реакцию адаптации к необычной ситуации.
Находясь под гипнозом, человек как бы отступает к более примитивным формам коммуникации, к «чисто аффективному» регистру, соответствующему функциям наиболее архаических структур нервной системы, палеокортекса. Речь, стало быть, идет о врожденной исходной потенциальной способности к установлению отношений, составляющей некую как бы незаполненную матрицу, в которую в ходе дальнейшего развития будут вписываться все последующие системы отношений. И действительно, у человека это исходное отношение никогда не проявляется в чистом виде. По мере развития индивида появляются все более сложные предметные связи. Можно поэтому сказать, что отношение существует в двух различных планах: в одном оно врожденное, в другом — приобретенное. Трансфер возникает на втором уровне, усиливая — или тормозя — врожденную гипнабельность. Иными словами, перенос не объясняет гипнабельность, а скорее объясняет ее отсутствие.
На особый характер гипнотического отношения указывал Фрейд в одной из последних своих работ, посвященных гипнозу: «Коллективная психология и анализ человеческого “я”» (1921). Он подчеркивал, что гипноз является загадочным феноменом, главная черта которого заключается в том, что Фрейд называет «чистотой либидинозных установок» («Reinheit der Libidoeinstellungen»), в существовании «состояния влюбленности без прямой сексуальной направленности» (там же, с. 148). Из дальнейшего текста явствует, что речь идет о врожденной способности, предшествующей какому бы то ни было отношению к объекту. Фрейд высказывает гипотезу, согласно которой гипноз является восстановлением состояния, некогда реально пережитого, включенного в филогенетическое наследие: оно воспроизводит первобытное отношение к «отцу», каким это отношение сложилось в период зарождения человеческой семьи. Такая гипотеза опирается на более чем спорные исторические и научные предпосылки, но она показывает, что Фрейд признавал специфичность отношений в гипнозе. В той же работе он говорит о связи между гипнозом у людей и у животных. Этот момент подчеркивают также Шильдер (1922, Schilder, Kauders, 1926) и Павлов (1921).
Внимательное чтение работы Фрейда показывает, что эти утверждения касаются не только гипноза, но и феномена внушения в целом. В упомянутой работе Фрейд пытается определить «коллективную душу», то есть природу психологической связи, которая скрепляет человеческое сообщество. Наиболее предпочтительную модель он видит в том; что он называет «толпой» и описывает как совокупность индивидов, объединенных между собой посредством сходного для всех отношения, связывающего их с личностью «главы», иначе говоря с «отцом». Такое определение социальной жизни выглядит несколько суммарно и схематично, но для нас это несущественно. Нам важно отметить, что затронутый вопрос привел Фрейда к долгим раздумьям о природе идентификации, любви и гипноза. Он определяет гипноз как «толпу из двоих», в которой гипнотизируемый связан с гипнотизером отношением идентификации, сходным с отношением, связывающим членов толпы с личностью «главы». Вот почему, пишет Фрейд, «гипноз без труда раскрыл бы перед нами загадку либидинозной сущности толпы, если бы он сам не скрывал в себе черты, ускользающие пока от всякого рационального истолкования» (1921). Таким образом, загадка гипноза отчетливо уподоблена загадке, окружающей самый принцип любой внушаемости: той «первичной идентификации», которая является условием всякой жизни в сфере отношений и всякой психотерапии.
36.