Характеристика испытуемых: динамика процесса

Динамика процесса

Процесс протекал очень различно.

Время, прошедшее между внушением и появлением результата, варьировало от нескольких секунд до 7 ча­сов для образования эритемы и от 5 мин до более чем 2 часов для возникновения пузыря.

Продолжительность гипноза: испытуемого будили немедленно или полчаса спустя после внушения ожога (II—А, II — Б, V— 1А, V— 1Б, V— 1В, VII —Б, VIII — А, IX — А, IX — Б, XIV) и спустя от одного до нескольких часов после внушения (I — А; I — Б; VIII — В; IX —В; X; XI — Б; XI – В, XI — Г). Нет соответствующего указания в случаях: II — В, III, IV, V-2, VI, VII-А, VIII-Б, XI-А XII, XIII, XV.

На первый взгляд представляется невозможным установить какую-либо корреляцию между продолжи­тельностью гипноза и временем, необходимым для получения эффекта, или природой достигнутого резуль­тата. Однако по этому пункту мы не можем вывести окончательное заключение, поскольку находящийся в нашем распоряжении материал является одновременно и недостаточным и неточным. Во многих случаях продолжительность гипноза даже не указана; к тому же данные относительно времени образования пузыря часто сформулированы недостаточно точно.

Содержание внушения и использованный стимул также очень различаются в разных экспериментах. Большей частью экспериментатор внушал испытуемому, что он получит настоящие ожоги; иногда внушалось только появление пузыря без упоминания об ожоге. В двух экспериментах (VIII, IX) содержится также восстановление в памяти испытуемого пережитого им в прошлом опыта. И наконец, в двух случаях (VII, XI-Г) внушение ожога сопровождалось внушением обезболивания.

Чаще всего в качестве стимула использовался предмет, который в повседневной жизни легко ассоциируется с мыслью об ожоге (металлический предмет, спичка и т. п.). Но не всегда: в эксперименте Шиндлера экспериментатор ограничился тем, что обвел намеченный участок карандашной чертой. В связи с этим возникает вопрос, необходим ли материальный стимул для успеха эксперимента и не окажется ли таким же действенным просто словесное внушение с указанием избранного участка.

Как бы там ни было, отметим, что, как и длитель­ность гипноза, формулировка внушения или выбор того или иного стимула не оказывает, по-видимому, существеннoгo влияния на особенности возникновения пузыря. Вариации, наблюдаемые в развитии процесса, несом­ненно, зависят скорее от большей или меньшей лабиль­ности нейровегетативной системы испытуемого, а также от дерматологических различий между участками, избранными для эксперимента, или же — к этому мы еще вернемся — от психодинамических факторов.

Боль

Часто высказывалось мнение, что галлюцинатор­ное восприятие ощущения ожога является необходимым условием успеха эксперимента. Такая гипотеза основывается а более или менее четкой концепции, согласно которой внушенный ожог есть физиологический эквивалент обычного ожога, при котором механизмы, обусловливающие возникновение пузыря, приводятся в дей­ствие информацией, идущей от периферии. Как мы увидим в дальнейшем, эта концепция представляется сегодня устаревшей.

Тем не менее остается верным, что из наблюдений, имевших положительный результат, в 15 были зафикси­рованы болевые ощущения и только в 3 (V — 2, VII — А, VII — Б) не отмечалось никаких болей. При этом, отсутствие боли в двух из них (VII — А и VII — Б) объясняется внушенной анальгезией, которая имела место одновременно с внушением ожога. В десяти других случаях нет никаких сведений по этому поводу. Здесь, как и всегда при гипнозе, трудно решить, идет ли речь о воображаемой или о реально перенесенной боли. В некоторых случаях болевые ощущения достигают такой силы, что, по-видимому, их следует считать истинными. Впрочем, нет ничего удивительного в том, что у испытуемых с повышенной гипнабельностью можно вызвать болевые ощущения, раз извест­но, что гипнотическое внушение позволяет снять боле­вое ощущение.

Следует различать два рода реакций: в одной боль появляется одновременно с произнесением формули­ровки внушения, в другой — после внушения. В первом случае (II — А, IV, V — 1А, V — 1Б, V — 1В, VIII — А, VIII — Б, XI — А, XI — Б, XI — В) речь идет, не­сомненно, о галлюцинаторном ощущении, вызванном непосредственно самим внушением. Во втором случае (I—А, IV, VI, VIII — В, X), в особенности когда боль возникает спустя долгое время после начала эксперимента, речь может идти о чисто органической боли, вызванной самим спровоцированным нарушением. Таковы, например, случаи VIII — В и XIV, где болевое ощущение возникает лишь после появления красноты в зоне эксперимента. Точно так же и в наблюдении VI боль появляется, судя по всему, уже после образо­вания пузыря. Это наводит на мысль, что даже при наличии боли она не играет существенной роли в разви­тии процесса.

21.

Наши рекомендации