О современном кризисе психоанализа
Предлагаемая советским читателям книга проф. Л. Шертока является заметным событием в современной научной литературе. Ее автор — руководитель Центра психосоматической медицины им. Дежерина, один из наиболее известных французских психотерапевтов. Ему принадлежит ряд работ по вопросам гипнологии, теории психоанализа, теории психосоматической медицины, переведенных на несколько языков, в том числе на русский (монография «Гипноз», М., Медгиз, 1972). На протяжении многих лет Л. Шерток стремится к поддержанию научных контактов с советскими учеными, неоднократно бывал вСоветском Союзе, принимал активное участие в организации и работе научных конференций и симпозиумов (в частности, Международного симпозиума по проблеме бессознательного в Тбилиси в 1979 г.).
Настоящая его книга заслуживает внимания прежде всего потому, что она посвящена обсуждению глубокого кризиса, который затрагивает сегодня самые основы психоаналитического направления. В ней уделено также много внимания проблеме гипноза, рассматриваемой методически оригинально в экспериментальном и клиническом плане, с использованием огромного опыта, которым располагает автор в этой области. Но представленное в книге обсуждение острых вопросов современной психотерапии, истории и логики их исследования настойчиво обращает мысль автора к теории психоанализа, к запутанной драме ее развития, к парадоксам и тупикам мысли, которыми завершается, по-видимому, в наши дни ее долгая эволюция.
Хорошо известно, что идея неосознаваемой психической деятельности, явившаяся для психоанализа отправной, стала в последние годы звучать (будучи глубоко переработанной с позиций теории диалектического материализма) и в советской научной литературе. Достаточно ясное понимание этого диалектико-материалистического осмысления данной проблемы совершенно необходимо для методологически адекватного подхода к упомянутой выше сложной ситуации, создавшейся в психоанализе, для определения причин, ее породивших, и ее существа. Нам представляется поэтому целесообразным прежде, чем перейти к рассмотрению идей и гипотез Л. Шертока, изложенных в предлагаемой книге, кратко остановиться на общей характеристике постановки проблемы бессознательного в современной научной литературе.
Когда историки культуры примутся за решение предстоящей им нелегкой задачи – за подведение итогов развития психологической и философской мысли в нашем уже близящемся к завершению XX в., – их внимание будет, несомненно, привлечено к весьма своеобразному феномену, каким предстает в результате своей сложной и противоречивой эволюции психоанализ.
Хорошо известно, что психоанализ родился в атмосфере бурных споров и в целом — в обстановке резко выраженного отрицательного отношения к нему со стороны многих наиболее авторитетных представителей науки — медицины, психологии, социологии — рубежа XIX и XX вв. Он продолжал, однако, развиваться, хотя это развитие совершалось под знаком непрекращавшихся острых разногласий между его признанными лидерами,— разногласий, многократно переходивших в расколы течений.Пестрота мнений, которая поныне наблюдается в его рамках, делает нелегким ответ даже на такой, казалось бы, простой вопрос: является ли психоанализ, несмотря на все перипетии и парадоксы его истории, более или менее единой теоретической конструкцией или же, рассматривая его сегодня, мы оказываемся, скорее, лишь перед поверхностно объединяемым конгломератом течений, лишенным подлинного, специфического для него концептуального ядра?
Ответ на этот вопрос тем более затруднителен, что, с одной стороны, теоретические позиции, которые характеризуют различные направления современного психоанализа, никогда не были ранее так трудно совместимыми, а с другой — что, несмотря на эту свою внутреннюю разнородность и даже расщепленность, психоанализ продолжает оставаться в рамках западной культуры течением качественно особым, противостоящим большинству других направлений, которые в той или иной степени символизируют или выражают эту культуру.
Сегодня можно уверенно сказать, что, завоевав с боями определенное место в буржуазной идеологии как течение, имевшее вначале психотерапевтическую, а затем преимущественно философскую и социологическую ориентацию, психоанализ стал постепенно наталкиваться в рамках этой идеологии на довольно резкое сопротивление его дальнейшей экспансии. При всей «модности» некоторых его понятий и призывов, их популярности на страницах невзыскательной массовой печати, он остается тем не менее в условиях современной культуры Запада скорее изолированной сферой мысли. Подлинного оплодотворения идеями психоанализа других концептуальных направлений, проникновения этих идей в иные философские или психологические течения (за исключением разве что, и то лишь в ‘очень’ поверхностной форме, сартровского экзистенциализма, персонализма Э. Мунье или леви-строссовской антропологии) не произошло. И тем более, конечно, не приходится говорить о каком бы то ни было влиянии идей психоанализа (если отвлечься от уже полузабытой ситуации 20-х гг.) на работы советских исследователей.
Такое своеобразное положение вещей, сохраняющееся на протяжении уже почти целого столетия, не может не заострить естественно возникающий вопрос: чем же обусловливается эта парадоксальная жизнеспособность системы, которая сама по себе, то есть при ретроспективном взгляде на ее собственные внутренние противоречия, обрисовывается как крайне неустойчивая? Что позволяет этой системе сохранять определенную степень исторически выраженной стабильности при отнюдь не сочувственном принятии ее миром других идей, при явном наличии в ней сильных критических тенденций, направленных на переосмысление ее основных исходных положений?
Предваряя последующее изложение, мы сразу сформулируем мысль, которую хотели бы, отвечая на эти вопросы, подчеркнуть. Своеобразие судьбы психоанализа объясняется своеобразием спектра идей, которые он пытается утвердить, существованием в этом спектре как важных идей, имеющих серьезное значение для дальнейшего развития наших знаний, так и идей малой и даже негативной научной ценности, идей-эфемер, о которых перестают говорить и думать очень скоро после того, как они сформулированы. Если последние придают истории психоанализа облик динамичной мозаики, неустанной смены программ и декораций, то первые выступают как основа неоспоримой сопротивляемости, которую это течение оказывало на протяжении десятилетий самым разнообразным попыткам его критики.
Каковы же эти «стабилизирующие» психоанализ идеи? Ответ требует глубокого анализа, потому что они не легко воспринимаемы: согласие с ними возможно лишь при отказе от трактовок, уже давно ставших традиционными, то есть при условии нового взгляда на целый ряд психологических и клинических проблем.
Когда мы говорим, что в психоанализе существуют идеи, предполагающие отказ от традиционных трактовок, мы касаемся вопроса, который недавно был предметом оживленного обсуждения и в западной и в советской литературе и связан с теорией так называемых парадигм, предложенной Т. Куном и развитой У. Куайном, П. Файерабендом и др.
Идея «парадигмы», положенная Т. Куном в основу созданной им теории развития научных представлений1, заключается в том, что эти представления не возникают как результат обработки только конкретных данных опыта. Путь от этих данных к обобщенным научным выводам более сложен потому, что выбор исследователем того, что подлежит измерению и наблюдению, а также выбор самих используемых методов наблюдения и измерения определяется теорией, которой придерживается исследователь. Подобные исходные теории Кун квалифицирует как «парадигмы», последовательная смена которых выявляет, по его мнению, основные рубежи в историческом процессе развития знаний.
В каком смысле особенности судьбы психоанализа становятся более понятными, если они рассматриваются сквозь призму куновской «парадигмической» схемы развития научных представлений?
Почти уже вековая история психоанализа убедительно говорит в пользу того, что, сколь бы ярко ни проявлялась изменчивость направлений психоаналитической мысли, все эти направления, начиная от созданных первыми «отступниками» А. Адлером и К. Юнгом и кончая наиболее известными современными теоретиками психоанализа Дж. Клайном и Ж. Лаканом, основываются так или иначе на одной и той же общей для них парадигме: на идее существования «бессознательного», понимаемого как категория принципиально психологическая. Именно эта идея — отражающая теперь уже бесспорный психологический факт — придала психоаналитическому направлению сопротивляемость, позволившую ему уцелеть, несмотря на множество неблагоприятных воздействий, с которыми оно на протяжении своей долгой истории сталкивалось.
Почему мы определяем опору на идею бессознательного как опору именно на парадигму, по крайней мере как на парадигму в том несколько условном понимании этого термина, которое обосновывает Кун? Прежде всего из-за глобальности того сдвига в понимании проблем психологии — да и не только этой дисциплины,— который возникает при принятии этой идеи. Если утверждается, что неосознаваемая психическая деятельность обнаруживается в том или ином виде в структуре любой формы человеческого реагирования, в структуре любого поведенческого феномена, то становится очевидной невозможность понять в отвлечении от этой идеи ни одно, по существу, из проявлений целенаправленной активности человека. Остановимся на этом подробнее.
Нам уже приходилось писать2, что если речь идет, например, об активности восприятия, то принятие парадигмы бессознательного подсказывает, что осознаются субъектом только некоторые из воздействующих на него стимулов, прошедшие через контролирующий так называемый «фильтр значимости», отражается же на поведении и многое из того, что было воспринято неосознаваемым образом.