Нарушения тембра голоса при ринолалии проявляются

а)в гиперназальности

б)в крикливости голоса

в)в осиплости голоса

Специфические для открытой ринолалии дефекты звукопроизношения

а)нарушения произношения звуков [л] и [р]

б) наличие компенсаторных движений при артикуляциями

в) назальный оттенок гласных звуков

17.При ринолалии нарушение звукопроизношения является:

а)частичным

б)избирательным

в)тотальным

г) незначительным

Какие звуки не различают дети с ринолалией в случаях грубого нарушения фонематического слуха

а) [л] [р] [л'] [p']

б)[ш] и [c]

в)[с] и [х],[т] и [к],[п] и [к]

Патологические изменения голоса при открытой ринолалии начинают проявляться

а)после 7 лет

б)в 4—5 лет

в)с двух лет

Определите одну из задач дооперационного логопедического воздействия

а)коррекция звукопроизношения

б) формирование речевого дыхания при дифференциации вдоха и выдоха

в)автоматизация поставленных звуков

Определите задачи логопеда в послеоперационном периоде

а)развитие подвижности мягкого неба

б)формирование целенаправленной воздушной струи

в)устранение неправильного уклада артикуляции звуков

г)устранение назального оттенка

д) развитие мелкой и общей моторики

ВОПРОСЫ К ЭКЗАМЕНУ

1. Определение ринолалии. Отличие ринолалии от дислалии и ринофонии.

2. Строение и функции небно-глоточного аппарата в норме.

3. Механизм образования и нарушения произношения ротовых и носовых звуков.

4. Этиология ринолалии. Формы ринолалии: открытая, закрытая, смешанная. Клас­сификация врожденных расщелин губы и неба.

5. Особенности ком­бинированных пороков развития: хирургическое лечение, сроки опе­ративного вмешательства, комплексная послеоперационная реабили­тация.

6. Особенности слуховой функции при расщелине.

7. Причины и особенности нарушения звукопроизношения при открытой и закрытой ринолалии.

8. Астенический синдром при ринолалии: причины и характеристика.

9. Механизм небно-глоточного смыкания в норме и при ринолалии.

10. Причины нарушения тембра голоса: гиперназальность (определение, характеристика); характеристика голоса в дооперационный и послеоперационный периоды.

11. Принципы, методы, средства логопедического обследования лиц с ринолалией.

12. Задачи дооперационной работы при врожденных расщели­нах нёба.

13. Открытая ринофония, определение, причины - органические и функциональные, центральные и периферические. Проблемы коррекции дефекта.

14. Закрытая ринофония, определение, причины - органические и функциональные. Приемы устранения закрытой ринофонии.

15. Обследование больного с ринолалией. Сбор анамнеза, стоматологическое обследование

16. Особенности раннего развития детей с расщелинами.

17. Общие подходы и система коррекционной работы по устранению ринолалии.

18. Особенности дооперационной работы при врожденных расщелинах твердого и мягкого неба

19. Коррекция голоса при ринолалии.

20. Содержание послеоперационной работы при врожденных расщелинах твердого и мягкого неба

21. Развитие орального праксиса при ринолалии.

22. Формирование ритмической организации речи при ринолалии.

23. Методика работы по развитию фонематического слуха и восприятия при ринолалии.

24. Методика работы по развитию речевого дыхания при ринолалии.

25. Последовательность работы над звукопостановкой при ринолалии. Цепи опорных звуков.

26. Коррекция гласных звуков при ринолалии.

27. Коррекция губно-губных звуков при ринолалии.

28. Постановка губно-зубных звуков при ринолалии.

29. Постановка свистящих звуков при ринолалии.

30. Методика коррекции шипящих звуков у детей с ринолалией.

31. Методика постановки звуков [р, рь] при ринолалии.

32. Автоматизация, дифференциация звуков при ринолалии, введение поставленного звука в самостоятельную речь.

33. Влияние логопедического массажа при ринолалии на функции мышечной системы. Приемы массажа

34. Механизм нарушения произношения ротовых звуков при открытой
ринолалии. Программа коррекционного воздействия.

35. Структура дефекта при врожденных расщелинах неба.

36. Нарушения письменной речи при ринолалии.

ОСНОВНАЯ И ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ УЧЕБНАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная:

  1. Визель Т. Г. Логопедические упражнения на каждый день для выработки четкой речи./ Т.Г. Визель – М.: В.Секачев, 2005. – 16с.
  2. Логопедия / Под ред. Л.С. Волковой, -М.:Владос, 2004.
  3. Примерные конспекты индивидуальных занятий // Соломатина, Г. Н. Устранение открытой ринолалии у детей : методы обследования и коррекции / Г. Н. Соломатина, В. М. Водолацкий. - М. : Сфера, 2005.
  4. Соломатина Г.Н., Водолацкий В.М. Устранение открытой ринолалии у детей: методы обследования и коррекции. – М.:ТЦ Сфера, 2005.


Дополнительная:

  1. Бондаренко А.К. Словесные игры в детском саду./А.К. Бондаренко - М.: Просвещение, 1974.
  2. Будникова Т.А., Булатовская Б.Я. К вопросу о комплексной
    работе логопеда и врача с - детьми, имеющими врожденную расщелину губы и неба//Специальная школа. -. 1960. Вып. 4.
  3. Вансовская Л.И. Устранение нарушений речи при врож­денных расщелинах нёба. / Л.И. Ванасовская- СПб.: «Гиппократ», 2000.
  4. Вильсон Д.К. Нарушения голоса у детей./ Д.К. Вильсон - М., 1990. -446 с.

5. Волкова Г.А. Методика психолого-логопедического обследования детей с нарушением речи. Вопросы дифференциальной диагностики: учебно-методическое пособие. / Г.А. Волкова – СПб.:ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003.

  1. Воронцова Т.Н. Формирование речи детей с ринолалией
    второго года жизни //Обучение и воспитание детей с нарушениями речи. - М.:, 1983.

7. Диагностика нарушений речи у детей и организация работы в условиях дошкольного образовательного учреждения: Сб. методических рекомендаций. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2001.

  1. Дубов М.Д. Врожденные расщелины неба./ М.Д. Дубов - М., 1960.
  2. Ермакова И. И. Коррекция речи при ринолалии у детей и подростков./ И.И. Ермакова - М.: Просвещение, 1984. - С.3-140.
  3. Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия /Под ред. О.Н.Усановой. -.М.: Просвещение, 1983.
  4. Максаков А.И. Об особенностях слухового восприятия де­фектов произношения у ринолаликов / /Специальная школа.. 1968. - Выл. 5

12. Методы обследования речи детей: Пособие по диагностике речевых нарушений/ Под общ.ред. проф. Г.В.Чиркиной. – 3-е изд., доп. – М.:АРКТИ, 2003.

  1. Репина З.А. Недостатки речи у детей с дефектом анатоми­ческого строения речевого аппарата //Дефектология.. 1971. -N5
  2. Сереброва Н.И. Из опыта работа с детьми-ринолаликами в
    послеоперационный период //Нарушения речи у дошкольников. - М.: Просвещение, 1969. - С. 113-136.

15. Фролова Л.Е.Врожденные расщелины губы и неба /Л.В. Фролова. - М.,1973.-79 с

  1. Филичева Т.Б. Особенности формирования речи у детей дошкольного возраста./Т.Б. Филичева. -М.: Альфа, 1999.
  2. Чиркина Г.В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата./ Г.В. Чиркина. - М.: Педагогика, 1969.

18. Ястребова А.В. Коррекция нарушений речи у учащихся об­щеобразовательной школы. / А.В. Ястребова. - М., 1982.

Наши рекомендации