Тема: Дооперационная работа при врожденных незаращениях твердого и мягкого неба.

План:

1. Развитие артикуляционной моторики.

2. Подготовка сегментов мягкого неба к велофарингеальному смыканию.

3. Работа по предотвращению атрофии глоточного кольца.

4. Коррекция дыхания и коррекция звукопроизношения, приближенного к норме.

Вопросы для обсуждения:

1. Раскройте основные задачи дооперационной ло­гопедической работы с детьми при ринолалии.

2. Назовите принципы логопедической работы в дооперационный период. Для ответа на вопрос ознакомь­тесь с работой А.Г.Ипполитовой «Открытая ринолалия»
(М., 1983).

3. Какие этапы выделяются в подготовительном пе­риоде коррекционно-педагогической работы? Раскройте цели каждого этапа.

4. Объясните, почему ребенку с рас­щелиной неба (когда не наблюдается дифференцирова­ние ротового и носового выхода) предлагаются упражне­ния на дифференциацию носового и ротового дыхания.

5. Объясните, почему при ринолалии большое значение имеют профилактические мероприятия (вспомни­те структуру дефекта при ринолалии).

6. Какие виды физиологического дыхания вы знаете? Охарактеризуйте каждый. Перечислите дыхательные упражнения для фор­мирования речевого дыхания. Объясните отличие рече­вого дыхания от физиологического.

7. Охарактеризуйте особенности работы над артику­ляционной моторикой в подготовительном периоде до операции. На каких звуках проводится артикуляционная гимнастика?

8. При каких дефектах строения артикуляционного аппарата до операции можно сформировать заднеязыч­ные звуки? Докажите, почему это возможно.

9. Когда в дооперационный период при ринолалии можно начать работу с ребенком над голосом? Обоснуй­те свой ответ.

Практические задания:

1. Назовите упражнения для развития физиологиче­ского дыхания, выполните их с товарищами по группе. Описание подобранных упражнений оформите в виде альбома.

2. Подберите упражнения для нормализации поло­жения языка (корень языка опущен, кончик находится у нижних резцов, спинка языка тоже опущена). Поупраж­няйтесь на себе в выполнении этих упражнений.

3. Составьте схему и обоснуйте последовательность работы над звуками в подготовительном периоде до oneрации.

4. Составьте конспект занятия по вызыванию како­го-либо звука (по выбору); подберите необходимые уп­ражнения, дидактический материал. Предусмотрите ис­пользование нескольких приемов.

5. Составьте план занятия по озвончению гласных звуков. Проведите занятие с товарищами по группе.

6. Составьте реферативное сообщение на одну из перечисленных ниже тем:

1) Оптимальные сроки и значение хирургического вмешательства при наличии у ребенка расщелины губы

2) Система коррекционно-педагогического воздей­ствия на речь и личность ребенка, страдающего ринолалией.

3) Использование взаимосвязи звуков при коррекции произношения у детей с ринолалией.

4) Система обследования детей, страдающих ринола­лией. Использование технических средств.

5) Основные направления Профилактической работы при врожденных расщелинах губы и неба.

Литература:

1. Ермакова И. И. Коррекция речи при ринолалии у детей и
подростков. - М.: Просвещение, 1984. - С.3-140.

2. Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия /Под ред. О.Н.Усановой. -.11.: Просвещение, 1983. - С.5-93. /

3. Максаков А.И. Об особенностях слухового восприятия де­фектов произношения у ринолаликов / /Специальная школа. Выл. 5.1968. - С.1СМ5.

4. Репина З.А. Недостатки речи у детей с дефектом анатоми­ческого строения речевого аппарата //Дефектология. N5. 1971. -С.8-10.

5. Чиркина Г.В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата. - М.: Педагогика, 1969. - С.3-114.

Назовите основные этапы коррекционной работы при ринолалии

1.______________________________________________________________________________________________________________________________________________2.______________________________________________________________________________________________________________________________________________3.______________________________________________________________________________________________________________________________________________

4._____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Проанализируте методику работы при ринолалии А.Г. Ипполитовой, используя следующую литературу:Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия /Под ред. О.Н.Усановой. -.11.: Просвещение, 1983. - С.5-93. /

Дооперационный период

Раскройте основные задачи дооперационной ло­гопедической работы с детьми при открытой ринолалии ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Назовите принципы логопедической работы в дооперационный период________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Какие этапы выделяются в подготовительном пе­риоде коррекционно-педагогической работы? Раскройте цели каждого этапа.

1этап формирование речевого дыхания при дифференциации вдоха и выдоха через нос и рот;

Формирование речевого дыхания проводится на протяжении всей работы с ребенком. В подготовительном периоде эта работа ограничивается формированием только длительного ротового выдоха.

В основе предлагаемой системы работы -- использование физиологического дыхания, образование физиологически естественных, ненапряженных дифференцировок речевых движений.

2этап формирование длительного ротового выдоха при реализации артикулем гласных звуков (без включения голоса) и фрикативных глухих согласных звуков . Параллельно с работой по развитию диафрагмального дыхания проводится гимнастика артикуляционного аппарата на артикулемах гласных и согласных звуков.

Объясните, почему ребенку с рас­щелиной неба (когда не наблюдается дифференцирова­ние ротового и носового выхода) предлагаются упражне­ния на дифференциацию носового и ротового дыхания .

При выполнении этих упражнений возрастают объём и глубина дыхания, сила и выносливость дыхательных мышц, координируются и ритмизируются общие и дыхательные движения, и в целом улучшается функциональная деятельность всех органов и систем организма.

Объясните, почему при ринолалии большое значение имеют профилактические мероприятия (вспомни­те структуру дефекта при ринолалии)

Осуществление работы в данном направлении необходимо для предупреждения постепенного нарастания патологической симптоматики. В последние годы отмечается направленность на раннее выявление отклонений в речевом развитии детей с расщелиной неба и необходимость проведения коррекционных мероприятий в раннем возрасте. Немаловажным фактором, определяющим речевое развитие детей с небными расщелинами, является возраст, в котором произведена операция по восстановлению неба, и связанный с этим фактором хирургический режим (тактика лечения). Цель коррекционно-педагогического воздействия - наименьшая потеря условных рефлексов (навыков) в процессах кормления, сна и деятельности детей в период их пребывания в условиях стационара. Важно не только сохранить выработанные привычки и умения, но и продолжить их развитие. Необходимо проведение психотерапевтических мероприятий с членами семьи ребенка с целью предупреждения трудностей поведения и коррекции его личности. Особенно актуальна данная работа при выявлении неправильного семейного воспитания. Одним из факторов, влияющих на речевое развитие детей, является состояние слуховой функции. Даже небольшое ухудшение слуха ведет за собой нарушение восприятия речи. Анатомический дефект артикуляционного аппарата при ринолалии значительно усугубляет влияние нарушения слуха на фонетический строй речи. Чем раньше у ребенка возникло снижение слуха, тем отчетливее будет проявляться речевая патология, поэтому необходимо раннее выявление нарушения и своевременное медико-педагогическое воздействие. Необходимо соблюдение четко организованной системы профилактики нарушений слуха у детей с врожденной расщелиной верхней губы и неба. Для правильной организации коррекционной работы необходимо провести своевременное подробное исследование речи ребенка. Немаловажное значение для речевого развития детей с небной патологией имеет вопрос о сроках начала логопедического воздействия.

Наши рекомендации