Тема: Комплексное исследование лиц с ринолалией.

План:

1. Сбор анамнестических данных.

2. Роль биофакторов.

3. Роль социальных факторов.

4. Логопедическое обследование.

Вопросы для обсуждения:

1. Назовите принципы, лежащие в основе обследования детей с небной патологией. Раскройте задачи, стоящие перед логопедом при обследовании ребенка с врожденной расщелиной гу­бы и нёба.

2. Какие технические средства используются при об­следовании ребенка с ринолалией? Объясните цель их применения.

3. Какие сведения необходимо получить во время составления анамнеза при обследовании ребенка с ринолалией?

4. Почему при обследовании необходимо выяснить сроки хирургического вмешательства (было ли оно про­изведено, когда будет произведено; если, ребенок про­оперирован, то сколько времени тому назад)?

Практические задания:

1. Подготовьте конспект сбора анамнеза с подробным пе­речнем вопросов. Подумайте и объясните, почему нужно выяснить профессию родителей, характер пер­вой, половины беременности матери, отношение к ре­бенку в семье и т.д.

2. Составьте схему (перечень вопросов) обследова­ния строения и подвижности артикуляционного аппарата. Включите в нее обследование состояния (строе­ния) прикусов, зубного ряда, положения языка, его подвижности и т.д.

3. Подберите упражнения для обследования типа и характера физиологическою и речевого дыхания..

4. Можно ли обследовать состояние дыхательной функции с помощью спирометра? Опишите методику обследования.

5. Какие упражнения используются для обследова­ния голосовой функции? Как определить силу голоса, высоту, тембр? Вспомните характеристику голоса в ее зависимости от возраста ребенка.

6. Составьте фрагмент занятия по обследованию го­лоса. Не забудьте включить в занятие проверку состояния голоса при пении.

7. Подберите упражнения для обследования звукопроизношения. Каковы особенности обследования звукопроизношения у детей с ринолалией?

8. Подберите стихотворения, поговорки, сказки для обследования мелодико-интонационной стороны речи.

9. Составьте конспект занятия по обследованию со­стояния словаря и грамматического строя речи, учитывая возраст ребенка.

10. Вспомните, как обследуется состояние фонемати­ческого слуха. Подберите необходимые упражнения, таблицы (для детей младшего дошкольного возраста, старшего дошкольного возраста, младшего школьного возраста).

Литература:

1. Ермакова И. И. Коррекция речи при ринолалии у детей и
подростков. - М.: Просвещение, 1984. - С.3-140.

2. Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия /Под ред. О.Н.Усановой. -.11.: Просвещение, 1983. - С.5-93. /

3. Максаков А.И. Об особенностях слухового восприятия де­фектов произношения у ринолаликов / /Специальная школа. Выл. 5. 1968. - С.1СМ5.

4. Репина З.А. Недостатки речи у детей с дефектом анатоми­ческого строения речевого аппарата //Дефектология. N5. 1971. - С.8-10.

5. Чиркина Г.В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата. - М.: Педагогика, 1969. - С.3-114.

Назовите принципы, лежащие в основе обследования детей с открытой ринолалией:

1. принцип комплексности

2.принцип многоплановости, т.е. исследовать не только строение и функции речевого аппарата, но и состояния дыхания, движений, интеллекта, речи и ведущих видов деятельности

3.принцип направленности обследования ( причина, время возникновения дефекта, взаимосвязь первичных и вторичных дефектов)

4. принцип индивидуального подхода и дозировки нагрузки при обследовании

5. принцип наглядности и принцип эмоциональности

Опишите специальные условия проведения логопедического обследования детей с ринолалией.

В логопедической работе при ринолалии важно учитывать личностные особенности больных. Обследование ребенка с ринолалией должно выявить особенности его психического развития и подчеркнуть возможности развития личности. Подробное исследование симптоматики нарушения речи и других высших корковых функций обследуемого ребенка позволит правильно диагностировать нарушение и определить потенциальные возможности развития ребенка и пути коррекции его дефекта.

Раскройте задачи, стоящие перед логопедом при обследовании ребенка с врожденной расщелиной.

Изучение анамнеза. Строение и подвижность артикуляционного аппарата. Тип и характер физиологического и речевого дыхания (верхнеключичное, грудное или диафрагмальное; частота дыхания, его ритмичность и сила). Особенности голоса ребёнка. Общий характер деятельности речевого аппарата в процессе речи (изучение положения органов речи, направленность движений языка при фонации, особенно его кончика, спинки и корня), формы резонаторных полостей (степень раскрытия рта). Исследование звукопроизношения. Исследование грамматической стороны и связной речи. Исследование слуха. Исследование состояния высших психических функций (внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы, уровня притязаний).

Какие сведения необходимо получить во время составления анамнеза при обследовании ребенка с ринолалией ___ 1. Вид расщелины.

2. Сроки хирургического вмешательства.

3. Наследственность по прямой и косвенной линии. Есть ли у кого-нибудь из родственников расщелины губы и/или неба, а также другие нарушения строения артикуляционного аппарата.

4. От какой по счету беременности ребенок, чем закончились предыдущие беременности.

5. Протекание беременности: наличие токсикозов в 1-ой или 2-ой половине, травм (указать каких) в 1-ой или 2-ой половине, контакт с вредными веществами, химическими препаратами как до наступления беременности, так и во время ее протекания, острые и хронические заболевания матери во время беременности (грипп, ОРВИ, почечная и сердечная недостаточность и т. д.), резус-конфликт, психические травмы и стрессовые ситуации.

6. Протекание родов: срочные, недоношенность, время прохождения родов: быстрые, затяжные, с применением вспомогательных средств, асфиксия, родовые травмы.

7. Раннее физическое развитие ребенка: когда начал держать головку, сидеть, ходить.

8. Раннее речевое развитие: когда появились гуление, лепет, первые слова, фраза.

9. Занимался ли с логопедом, где, в течение какого времени, есть ли положительная динамика.

10. Заключения специалистов: хирурга-стоматолога, ортодонта, педиатра, оториноларинголога, невролога.

Из каких разделов состоит комплексное обследование ребенка с открытой ринолалией.

1. описание анатомических особенностей строения всего артикуляционного аппарата и врожденного дефекта

2. определение восстановления физиологического и речевого дыхания

3. выявление особенностей звукопроизношения

4. определение состояния речевой системы

5. обследование интеллектуального развития ребенка

6. изучение изменений в эмоционально-волевой сфере ребенка

Составьте схему обследова­ния строения и подвижности артикуляционного аппарата

1) губы - наличие послеоперационных рубцов, толстые, тонкие, без патологии. Уздечка верхней губы - норма, укорочена. Подвижность достаточна, ограничена. Переключаемость движений - достаточна, недостаточна.

2) зубы - крупные, мелкие, редкие, зубной ряд - сформирован, не сформирован.

3) прикус - нормальный, прогения, прогнатия, открытуй (боковой, передний). Сужение верхней челюсти, протрузия (выступание межчелюстной кости).

4) язык - форма и размер - обычные, массивный, маленький, длинный, короткий, широкий, узкий. Корень языка - норма, гипертрофия. Кончик языка - истонченный, широкий. Уздечка языка - норма, короткая, спайка с тканями подъязычной области. Позиция в полости рта - правильно стабилизирован, оттянут назад, лежит на дне полости рта. Подвижность языка достаточная, недостаточная. Переключаемость движений - достаточная, недостаточная. Проверка производится с помощью традиционных артикуляционных проб: “иголочка” ,“лопаточка” ,“чашечка” ,“часики”, “маляр”, “почисти зубки”, “лошадки” и т. д. Тонус мышц языка - норма, повышен, понижен. Наличие тремора (мелкого дрожания языка), девиации (отклонения языка в сторону), гиперсаливации (повышенного слюнотечения).

5) твердое небо- неоперированная расщелина, сформированное твердое небо - широкое, узкое, плоское, высокое, готическое (разновидность высокого), наличие дефектов переднего или среднего отделов твердого неба.

6) мягкое небо - неоперированная расщелина, сформированное мякое небо - короткое, длинное, подвижное, малоподвижное. Для того чтобы правильно определить степень подвижности мягкого неба, детям предлагаютпроизнести звук [а] на твердой атаке. Ребенка просят широко открыть рот и резко и громкокрикнуть [а]. В зависимости от того, насколько активно в этот момент движется небная занавеска, логопед выносит заключение о ее подвижности.

Наши рекомендации