Тема: Комплексное исследование лиц с ринолалией.
План:
1. Сбор анамнестических данных.
2. Роль биофакторов.
3. Роль социальных факторов.
4. Логопедическое обследование.
Вопросы для обсуждения:
1. Назовите принципы, лежащие в основе обследования детей с небной патологией. Раскройте задачи, стоящие перед логопедом при обследовании ребенка с врожденной расщелиной губы и нёба.
2. Какие технические средства используются при обследовании ребенка с ринолалией? Объясните цель их применения.
3. Какие сведения необходимо получить во время составления анамнеза при обследовании ребенка с ринолалией?
4. Почему при обследовании необходимо выяснить сроки хирургического вмешательства (было ли оно произведено, когда будет произведено; если, ребенок прооперирован, то сколько времени тому назад)?
Практические задания:
1. Подготовьте конспект сбора анамнеза с подробным перечнем вопросов. Подумайте и объясните, почему нужно выяснить профессию родителей, характер первой, половины беременности матери, отношение к ребенку в семье и т.д.
2. Составьте схему (перечень вопросов) обследования строения и подвижности артикуляционного аппарата. Включите в нее обследование состояния (строения) прикусов, зубного ряда, положения языка, его подвижности и т.д.
3. Подберите упражнения для обследования типа и характера физиологическою и речевого дыхания..
4. Можно ли обследовать состояние дыхательной функции с помощью спирометра? Опишите методику обследования.
5. Какие упражнения используются для обследования голосовой функции? Как определить силу голоса, высоту, тембр? Вспомните характеристику голоса в ее зависимости от возраста ребенка.
6. Составьте фрагмент занятия по обследованию голоса. Не забудьте включить в занятие проверку состояния голоса при пении.
7. Подберите упражнения для обследования звукопроизношения. Каковы особенности обследования звукопроизношения у детей с ринолалией?
8. Подберите стихотворения, поговорки, сказки для обследования мелодико-интонационной стороны речи.
9. Составьте конспект занятия по обследованию состояния словаря и грамматического строя речи, учитывая возраст ребенка.
10. Вспомните, как обследуется состояние фонематического слуха. Подберите необходимые упражнения, таблицы (для детей младшего дошкольного возраста, старшего дошкольного возраста, младшего школьного возраста).
Литература:
1. Ермакова И. И. Коррекция речи при ринолалии у детей и
подростков. - М.: Просвещение, 1984. - С.3-140.
2. Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия /Под ред. О.Н.Усановой. -.11.: Просвещение, 1983. - С.5-93. /
3. Максаков А.И. Об особенностях слухового восприятия дефектов произношения у ринолаликов / /Специальная школа. Выл. 5. 1968. - С.1СМ5.
4. Репина З.А. Недостатки речи у детей с дефектом анатомического строения речевого аппарата //Дефектология. N5. 1971. - С.8-10.
5. Чиркина Г.В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата. - М.: Педагогика, 1969. - С.3-114.
Назовите принципы, лежащие в основе обследования детей с открытой ринолалией:
1. принцип комплексности
2.принцип многоплановости, т.е. исследовать не только строение и функции речевого аппарата, но и состояния дыхания, движений, интеллекта, речи и ведущих видов деятельности
3.принцип направленности обследования ( причина, время возникновения дефекта, взаимосвязь первичных и вторичных дефектов)
4. принцип индивидуального подхода и дозировки нагрузки при обследовании
5. принцип наглядности и принцип эмоциональности
Опишите специальные условия проведения логопедического обследования детей с ринолалией.
В логопедической работе при ринолалии важно учитывать личностные особенности больных. Обследование ребенка с ринолалией должно выявить особенности его психического развития и подчеркнуть возможности развития личности. Подробное исследование симптоматики нарушения речи и других высших корковых функций обследуемого ребенка позволит правильно диагностировать нарушение и определить потенциальные возможности развития ребенка и пути коррекции его дефекта.
Раскройте задачи, стоящие перед логопедом при обследовании ребенка с врожденной расщелиной.
Изучение анамнеза. Строение и подвижность артикуляционного аппарата. Тип и характер физиологического и речевого дыхания (верхнеключичное, грудное или диафрагмальное; частота дыхания, его ритмичность и сила). Особенности голоса ребёнка. Общий характер деятельности речевого аппарата в процессе речи (изучение положения органов речи, направленность движений языка при фонации, особенно его кончика, спинки и корня), формы резонаторных полостей (степень раскрытия рта). Исследование звукопроизношения. Исследование грамматической стороны и связной речи. Исследование слуха. Исследование состояния высших психических функций (внимания, памяти, мышления, эмоционально-волевой сферы, уровня притязаний).
Какие сведения необходимо получить во время составления анамнеза при обследовании ребенка с ринолалией ___ 1. Вид расщелины.
2. Сроки хирургического вмешательства.
3. Наследственность по прямой и косвенной линии. Есть ли у кого-нибудь из родственников расщелины губы и/или неба, а также другие нарушения строения артикуляционного аппарата.
4. От какой по счету беременности ребенок, чем закончились предыдущие беременности.
5. Протекание беременности: наличие токсикозов в 1-ой или 2-ой половине, травм (указать каких) в 1-ой или 2-ой половине, контакт с вредными веществами, химическими препаратами как до наступления беременности, так и во время ее протекания, острые и хронические заболевания матери во время беременности (грипп, ОРВИ, почечная и сердечная недостаточность и т. д.), резус-конфликт, психические травмы и стрессовые ситуации.
6. Протекание родов: срочные, недоношенность, время прохождения родов: быстрые, затяжные, с применением вспомогательных средств, асфиксия, родовые травмы.
7. Раннее физическое развитие ребенка: когда начал держать головку, сидеть, ходить.
8. Раннее речевое развитие: когда появились гуление, лепет, первые слова, фраза.
9. Занимался ли с логопедом, где, в течение какого времени, есть ли положительная динамика.
10. Заключения специалистов: хирурга-стоматолога, ортодонта, педиатра, оториноларинголога, невролога.
Из каких разделов состоит комплексное обследование ребенка с открытой ринолалией.
1. описание анатомических особенностей строения всего артикуляционного аппарата и врожденного дефекта
2. определение восстановления физиологического и речевого дыхания
3. выявление особенностей звукопроизношения
4. определение состояния речевой системы
5. обследование интеллектуального развития ребенка
6. изучение изменений в эмоционально-волевой сфере ребенка
Составьте схему обследования строения и подвижности артикуляционного аппарата
1) губы - наличие послеоперационных рубцов, толстые, тонкие, без патологии. Уздечка верхней губы - норма, укорочена. Подвижность достаточна, ограничена. Переключаемость движений - достаточна, недостаточна.
2) зубы - крупные, мелкие, редкие, зубной ряд - сформирован, не сформирован.
3) прикус - нормальный, прогения, прогнатия, открытуй (боковой, передний). Сужение верхней челюсти, протрузия (выступание межчелюстной кости).
4) язык - форма и размер - обычные, массивный, маленький, длинный, короткий, широкий, узкий. Корень языка - норма, гипертрофия. Кончик языка - истонченный, широкий. Уздечка языка - норма, короткая, спайка с тканями подъязычной области. Позиция в полости рта - правильно стабилизирован, оттянут назад, лежит на дне полости рта. Подвижность языка достаточная, недостаточная. Переключаемость движений - достаточная, недостаточная. Проверка производится с помощью традиционных артикуляционных проб: “иголочка” ,“лопаточка” ,“чашечка” ,“часики”, “маляр”, “почисти зубки”, “лошадки” и т. д. Тонус мышц языка - норма, повышен, понижен. Наличие тремора (мелкого дрожания языка), девиации (отклонения языка в сторону), гиперсаливации (повышенного слюнотечения).
5) твердое небо- неоперированная расщелина, сформированное твердое небо - широкое, узкое, плоское, высокое, готическое (разновидность высокого), наличие дефектов переднего или среднего отделов твердого неба.
6) мягкое небо - неоперированная расщелина, сформированное мякое небо - короткое, длинное, подвижное, малоподвижное. Для того чтобы правильно определить степень подвижности мягкого неба, детям предлагаютпроизнести звук [а] на твердой атаке. Ребенка просят широко открыть рот и резко и громкокрикнуть [а]. В зависимости от того, насколько активно в этот момент движется небная занавеска, логопед выносит заключение о ее подвижности.