Тема: Структура дефекта при ринолалии.
План:
1. Открытая ринофония, определение, причины - органические и функциональные, центральные и периферические.
2. Структура дефекта.
Вопросы для обсуждения:
1. Дайте характеристику механизма небно-глоточного смыкания при врожденных расщелинах.
2. Как известно, грудное вскармливание детей с врожденной расщелиной губы и неба затруднено. Объясните это положение.
- Почему дети с врожденной небной патологией часто болеют воспалением легких, респираторными заболеваниями? Объясните это положение.
- По статистическим данным, у 60% детей, страдающих ринолалией на почве врожденных небных расщелин, имеется в большей или меньшей степени снижение слуха. Объясните этот факт.
5. Какие положения занимает язык у ребенка, страдающего ринолалией на почве врожденных расщелин неба? Чем это положение языка отличается от положения языка у детей с нормальным строением неба?
- Нарушается ли дыхательная функция у детей с врожденной небной патологией? Если нарушается, то почему, в какой степени и в каком возрасте?
- Почему у ребенка с ринолалией в процессе артикуляции включаются мимические мышцы?
- Нарушается ли у детей с расщелинами губы и неба голосовая функция? Если нарушается, то как (сила голоса, высота, тембр), в какой степени и когда?
- Что влияет на формирование звукопроизношения у детей с врожденными небными расщелинами? Как отражается положение языка на качестве произносимых звуков?
10. Ответьте, можно ли считать, что для детей с ринолалией на почве врожденной небной патологии характерно нарушение фонематического восприятия. В каких случаях у детей с небной патологией наблюдается общее недоразвитие речи? Объясните эти случаи.
- Слышит ли ребенок с ринолалией дефекты своей речи? Если не слышит, объясните, почему наблюдается это явление.
- Может ли при ринолалии на почве врожденных расщелин неба наблюдаться задержка психического развития?
- Объясните, как формируется импрессивная речь детей с ринолалией.
- Неполноценность речи при ринолалии сказывается на формировании всех психических функций ребенка, и в первую очередь на становлении личности. Раскройте это положение.
- Назовите причины нарушения тембра голоса: гиперназальность (определение, характеристика); характеристика голоса в дооперационный и послеоперационный периоды.
- Осветите акустико-артикуляционные особенности фонем при ринолалии: гласные фонемы, губные согласные фонемы, язычные согласные фонемы.
- Что такое астенический синдром: причины и характеристика.
Задания практического характера:
1. Изобразите на логопедическом профиле положение языка ребенка с ринолалией; объясните, почему язык фиксируется в этом положении. Охарактеризуйте подвижность кончика языка.
- Какие нарушения свистящих звуков наблюдаются при ринолалии? Нарисуйте в тетрадях профили артикуляции свистящих звуков. Объясните, почему звуки неправильно сформированы, как искажается их звучание.
- Изобразите на логопедическом профиле положение органов артикуляции при произношении звуков ш, ж, у ребенка с ринолалией на почве врожденной небной патологии. Сравните эти артикулемы с артикулемами шипящих звуков в норме.
- Как образуются заднеязычные звуки к, г, х у ребенка с ринолалией? Нарисуйте их логопедические профили, сравните с образованием этих звуков в норме.
- Вспомните положение органов артикуляции при произношении звуков л и р в норме. Сравните артикулемы звуков л и р в норме с артикулемами этих звуков при ринолалии.Нарисуйте в тетрадях профили звуков лир у ребенка с небной патологией.
- Как нарушается при ринолалии звучание гласных звуков? Объясните причины отклонений. Нарисуйте профили артикуляции гласных звуков (при ринолалии).
7. Раскройте, ориентируясь на рекомендованную литературу, структуру дефекта при ринолалии. Законспектируйте отдельные главы одного из источников.
8. Составьте реферат на тему «Структура дефекта ври ринолалии». Вспомните, какие симптомы носят первичный характер и какие являются вторичными наслоениями.
9. Составьте конспект сообщения в группе на тему «Сравнительная характеристика развития детей в онтогенезе и при врожденной расщелине неба».
Литература:
- Ермакова И. И. Коррекция речи при ринолалии у детей и
подростков. - М.: Просвещение, 1984. - С.3-140. - Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия /Под ред. О.Н.Усановой. -.11.: Просвещение, 1983. - С.5-93. /
- Максаков А.И. Об особенностях слухового восприятия дефектов произношения у ринолаликов / /Специальная школа. Выл. 5. 1968. - С.1СМ5.
- Репина З.А. Недостатки речи у детей с дефектом анатомического строения речевого аппарата //Дефектология. N5. 1971. - С.8-10.
- Чиркина Г.В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата. - М.: Педагогика, 1969. - С.3-114.
Дайте характеристику вторичных нарушений при ринолалии:
фонематического слуха и фонематического восприятия
При ринолалии на периферическом конце речедвигательного анализатора формируются дефектные артикуляции, что на высших уровнях управления речевым процессом (в коре головного мозга) фиксируется в виде дефектных кинестезий. Таким образом, центральное звено управления речеобразованием оказывается вторично нарушенным. Сами дети с ринолалией воспринимают свою речь как фонетически правильную, не слышат дефекты своей речи. Таким образом, отклонения в фонематическом восприятии у детей с ринолалией бывают вызваны недостаточным артикуляционным опытом, а также недостаточностью физического слуха. недостаточностью физического слуха.