Тема: Структура дефекта при ринолалии.

План:

1. Открытая ринофония, определение, причины - органические и функциональные, центральные и периферические.

2. Структура дефекта.

Вопросы для обсуждения:

1. Дайте характеристику механизма небно-глоточного смы­кания при врожденных расщелинах.

2. Как известно, грудное вскармливание детей с вро­жденной расщелиной губы и неба затруднено. Объясни­те это положение.

  1. Почему дети с врожденной небной патологией час­то болеют воспалением легких, респираторными заболе­ваниями? Объясните это положение.
  2. По статистическим данным, у 60% детей, страдаю­щих ринолалией на почве врожденных небных расще­лин, имеется в большей или меньшей степени снижение слуха. Объясните этот факт.

5. Какие положения занимает язык у ребенка, страдающего ринолалией на почве врожденных рас­щелин неба? Чем это положение языка отличается от положения языка у детей с нормальным строением неба?

  1. Нарушается ли дыхательная функция у детей с врожденной небной патологией? Если нарушается, то почему, в какой степени и в каком возрасте?
  2. Почему у ребенка с ринолалией в процессе артику­ляции включаются мимические мышцы?
  3. Нарушается ли у детей с расщелинами губы и неба голосовая функция? Если нарушается, то как (сила го­лоса, высота, тембр), в какой степени и когда?
  4. Что влияет на формирование звукопроизношения у детей с врожденными небными расщелинами? Как отражается положение языка на качестве произ­носимых звуков?

10. Ответьте, можно ли считать, что для детей с рино­лалией на почве врожденной небной патологии харак­терно нарушение фонематического восприятия. В каких случаях у детей с небной патологией на­блюдается общее недоразвитие речи? Объясните эти случаи.

  1. Слышит ли ребенок с ринолалией дефекты своей речи? Если не слышит, объясните, почему наблюдается это явление.
  2. Может ли при ринолалии на почве врожденных расщелин неба наблюдаться задержка психического развития?
  3. Объясните, как формируется импрессивная речь детей с ринолалией.
  4. Неполноценность речи при ринолалии сказывает­ся на формировании всех психических функций ребен­ка, и в первую очередь на становлении личности. Рас­кройте это положение.
  5. Назовите причины нарушения тембра голоса: гиперназальность (определение, характеристика); характеристика голоса в дооперационный и послеоперационный периоды.
  6. Осветите акустико-артикуляционные особенности фонем при ринолалии: гласные фонемы, губные согласные фонемы, язычные согласные фонемы.
  7. Что такое астенический синдром: причины и характеристика.

Задания практического характера:

1. Изобразите на логопедическом профиле положе­ние языка ребенка с ринолалией; объясните, почему язык фиксируется в этом положении. Охарактеризуйте подвижность кончика языка.

  1. Какие нарушения свистящих звуков наблюдаются при ринолалии? Нарисуйте в тетрадях профили артику­ляции свистящих звуков. Объясните, почему звуки не­правильно сформированы, как искажается их звучание.
  2. Изобразите на логопедическом профиле положе­ние органов артикуляции при произношении звуков ш, ж, у ребенка с ринолалией на почве врожденной неб­ной патологии. Сравните эти артикулемы с артикулемами шипящих звуков в норме.
  3. Как образуются заднеязычные звуки к, г, х у ре­бенка с ринолалией? Нарисуйте их логопедические про­фили, сравните с образованием этих звуков в норме.
  4. Вспомните положение органов артикуляции при произношении звуков л и р в норме. Сравните артикуле­мы звуков л и р в норме с артикулемами этих звуков при ринолалии.Нарисуйте в тетрадях профили звуков лир у ребенка с небной патологией.
  5. Как нарушается при ринолалии звучание гласных звуков? Объясните причины отклонений. Нарисуйте профили артикуляции гласных звуков (при ринолалии).

7. Раскройте, ориентируясь на рекомендованную ли­тературу, структуру дефекта при ринолалии. Законспек­тируйте отдельные главы одного из источников.

8. Составьте реферат на тему «Структура дефекта ври ринолалии». Вспомните, какие симптомы носят первичный характер и какие являются вторичными наслоениями.

9. Составьте конспект сообщения в группе на тему «Сравнительная характеристика развития детей в онтогенезе и при врож­денной расщелине неба».

Литература:

  1. Ермакова И. И. Коррекция речи при ринолалии у детей и
    подростков. - М.: Просвещение, 1984. - С.3-140.
  2. Ипполитова А.Г. Открытая ринолалия /Под ред. О.Н.Усановой. -.11.: Просвещение, 1983. - С.5-93. /
  3. Максаков А.И. Об особенностях слухового восприятия де­фектов произношения у ринолаликов / /Специальная школа. Выл. 5. 1968. - С.1СМ5.
  4. Репина З.А. Недостатки речи у детей с дефектом анатоми­ческого строения речевого аппарата //Дефектология. N5. 1971. - С.8-10.
  5. Чиркина Г.В. Дети с нарушениями артикуляционного аппарата. - М.: Педагогика, 1969. - С.3-114.

Дайте характеристику вторичных нарушений при ринолалии:

фонематического слуха и фонематического восприятия

При ринолалии на периферическом конце речедвигательного анализатора формируются дефектные артикуляции, что на высших уровнях управления речевым процессом (в коре головного мозга) фиксируется в виде дефектных кинестезий. Таким образом, центральное звено управления речеобразованием оказывается вторично нарушенным. Сами дети с ринолалией воспринимают свою речь как фонетически правильную, не слышат дефекты своей речи. Таким образом, отклонения в фонематическом восприятии у детей с ринолалией бывают вызваны недостаточным артикуляционным опытом, а также недостаточностью физического слуха. недостаточностью физического слуха.

Наши рекомендации