Тема 2. Структура дефекта. Раннее развитие детей
С расщелинами губы и неба 24
Тема 3. Комплексное исследование лиц с ринолалией 29
Тема 4. Коррекционная работа по преодолению
Ринолалии 38
Тема 5. Дисграфия и дислексия у детей с расщелинами 59
Губы и неба
Лабораторные занятия 68
Тестовые задания 69
Вопросы к экзамену
Основная и дополнительная литература
ВВЕДЕНИЕ
Основные задачи дисциплины «Логопедия. Ринолалия»:
- ознакомить студентов с современным состоянием теории и
практики данного курса с учетом знаний, полученных студентамипри изучении медицинских и психолого-педагогических дисциплин:
"Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи", "Основы невропатологии", "Психопатология детского возраста", "Специальная психология", "Дошкольная педагогика (общая и коррекционная)" «Введение в логопедическую специальность», «Основы логопедии», «Дислалия»и др.;
- доказать необходимость раннего выявления и коррекции нарушений в развитии;
- научить умениям практического применения методов медико-психолого-педагогической диагностики детей с врожденными расщелинами губы и неба
- познакомить студентов с методиками коррекционного воздействия при ринолалии.
Дисциплина ориентирует на коррекционно-развивающий, диагностико-аналитический, консультативный и учебно-воспитательный виды профессиональной деятельности, ее изучение способствует решению следующих типовых задач:
в области коррекционно-развивающей деятельности:
- изучение современного состояния теории и практики данного курса с учетом знаний, полученных студентами при изучении медицинских и психолого-педагогических дисциплин;
- знакомство с методиками коррекционного воздействия при ринолалии;
в области диагностико-аналитический деятельности:
практическое применение методик медико-психолого-педагогического обследования и диагностики детей с врожденными расщелинами губы и неба;
в области консультативной деятельности:
- консультирование детей с расщелинами губы и неба, их родителей и педагогов;
в области учебно-воспитательной деятельности:
- использование современных научно-обоснованных приемов и средств обучения.
Структура рабочей тетради включает в себя пять разделов, соответствующих пяти базовым темам в курсе «Логопедия. Ринолалия».
Тема 1. «Ринолалия как нарушение речи».В рамках изучения этой темырассматриваются анатомо-физиологические особенности небно-глоточного аппарата при ринолалии, раскрываются причины нарушения, механизм нарушения. Подробно изучаются формы ринолалии: открытая, закрытая, смешанная, дается классификация врожденных расщелин губы и неба.
Тема 2. «Структура дефекта. Раннее развитие детей с расщелинами губы и неба»В содержание данной темы входит изучениевторичных нарушений при ринолалии: нарушений фонематического слуха и фонематического восприятия; нарушений лексико-грамматического строя речи; задержки речевого развития; снижения уровня познавательной деятельности; задержки психического развития; особенностей личности; нарушения коммуникации. Раскрываются особенности раннего развития детей с расщелинами: физическое развитие; соматическое состояние; сенсомоторное развитие.
Тема 3. «Комплексное исследование лиц с ринолалией»посвящена изучению методов и приемов комплексного обследования детей с ринолалией.
Тема 4. «Коррекционная работа по преодолению ринолалии»служит рассмотрению основных задач, принципов, методов и приемов коррекционной работы при ринолалии в дооперационный и послеоперационной периоды.
Тема 5. «Дисграфия и дислексия у детей с расщелинами губы и неба»рассматривает особенности чтения и письма у детей с ринолалией.
Каждый раздел рабочей тетради включает теоретические и практические задания, необходимые для осуществления самостоятельной работы студентов, в процессе выполнения которых решаются следующие задачи:
1. Усваиваются основные понятия о ринолалии, знания об особенностях речи детей сданным нарушением.
2. Дается психолого-педагогическая характеристика и представление о клинической типологии детей данного контингента.
3. Раскрывается методика работы логопеда в группе для детей с ринолалией.
4. Студенты формируют практические навыки и умения по планированию и проведению коррекционно-педагогической работы с детьми с ринолалией.
Данное пособие является удобной формой для подготовки студентов обучающихся по специальности 050715.65 «Логопедия», 050716.75 «Специальная психология» с дополнительной специальностью «Логопедия», 050717.75 «Специальная дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью «Логопедия» для подготовки к семинарским занятиям, для организации их самостоятельной работы по изучению анатомо-физиологических механизмов ринолалии, методов диагностики и коррекции голоса и речи, а также для предоставления отчетности после проведения лабораторных занятий.