Тема 1. Ринолалия как нарушение речи 8
Асмаловская О.А.
Логопедия
Ринолалия
Рабочая тетрадь
Тула
Издательство ТГПУ им. Л. Н. Толстого
Фамилия _Бельская________________________
Имя _Анастасия________________________
Отчество Михайловна__________________________
Группа____________________________________________
Специальность______________________________________________________________________________________
Форма обучения___________________________________
Учебный год
СОДЕРЖАНИЕ
ВВЕДЕНИЕ 5
Тема 1. Ринолалия как нарушение речи 8
Тема 2. Структура дефекта. Раннее развитие детей
С расщелинами губы и неба 24
Тема 3. Комплексное исследование лиц с ринолалией 29
Тема 4. Коррекционная работа по преодолению
Ринолалии 38
Тема 5. Дисграфия и дислексия у детей с расщелинами 59
Губы и неба
Лабораторные занятия 68
Тестовые задания 69
Вопросы к экзамену
Основная и дополнительная литература
ВВЕДЕНИЕ
Основные задачи дисциплины «Логопедия. Ринолалия»:
- ознакомить студентов с современным состоянием теории и
практики данного курса с учетом знаний, полученных студентамипри изучении медицинских и психолого-педагогических дисциплин:
"Анатомия, физиология и патология органов слуха и речи", "Основы невропатологии", "Психопатология детского возраста", "Специальная психология", "Дошкольная педагогика (общая и коррекционная)" «Введение в логопедическую специальность», «Основы логопедии», «Дислалия»и др.;
- доказать необходимость раннего выявления и коррекции нарушений в развитии;
- научить умениям практического применения методов медико-психолого-педагогической диагностики детей с врожденными расщелинами губы и неба
- познакомить студентов с методиками коррекционного воздействия при ринолалии.
Дисциплина ориентирует на коррекционно-развивающий, диагностико-аналитический, консультативный и учебно-воспитательный виды профессиональной деятельности, ее изучение способствует решению следующих типовых задач:
в области коррекционно-развивающей деятельности:
- изучение современного состояния теории и практики данного курса с учетом знаний, полученных студентами при изучении медицинских и психолого-педагогических дисциплин;
- знакомство с методиками коррекционного воздействия при ринолалии;
в области диагностико-аналитический деятельности:
практическое применение методик медико-психолого-педагогического обследования и диагностики детей с врожденными расщелинами губы и неба;
в области консультативной деятельности:
- консультирование детей с расщелинами губы и неба, их родителей и педагогов;
в области учебно-воспитательной деятельности:
- использование современных научно-обоснованных приемов и средств обучения.
Структура рабочей тетради включает в себя пять разделов, соответствующих пяти базовым темам в курсе «Логопедия. Ринолалия».
Тема 1. «Ринолалия как нарушение речи».В рамках изучения этой темырассматриваются анатомо-физиологические особенности небно-глоточного аппарата при ринолалии, раскрываются причины нарушения, механизм нарушения. Подробно изучаются формы ринолалии: открытая, закрытая, смешанная, дается классификация врожденных расщелин губы и неба.
Тема 2. «Структура дефекта. Раннее развитие детей с расщелинами губы и неба»В содержание данной темы входит изучениевторичных нарушений при ринолалии: нарушений фонематического слуха и фонематического восприятия; нарушений лексико-грамматического строя речи; задержки речевого развития; снижения уровня познавательной деятельности; задержки психического развития; особенностей личности; нарушения коммуникации. Раскрываются особенности раннего развития детей с расщелинами: физическое развитие; соматическое состояние; сенсомоторное развитие.
Тема 3. «Комплексное исследование лиц с ринолалией»посвящена изучению методов и приемов комплексного обследования детей с ринолалией.
Тема 4. «Коррекционная работа по преодолению ринолалии»служит рассмотрению основных задач, принципов, методов и приемов коррекционной работы при ринолалии в дооперационный и послеоперационной периоды.
Тема 5. «Дисграфия и дислексия у детей с расщелинами губы и неба»рассматривает особенности чтения и письма у детей с ринолалией.
Каждый раздел рабочей тетради включает теоретические и практические задания, необходимые для осуществления самостоятельной работы студентов, в процессе выполнения которых решаются следующие задачи:
1. Усваиваются основные понятия о ринолалии, знания об особенностях речи детей сданным нарушением.
2. Дается психолого-педагогическая характеристика и представление о клинической типологии детей данного контингента.
3. Раскрывается методика работы логопеда в группе для детей с ринолалией.
4. Студенты формируют практические навыки и умения по планированию и проведению коррекционно-педагогической работы с детьми с ринолалией.
Данное пособие является удобной формой для подготовки студентов обучающихся по специальности 050715.65 «Логопедия», 050716.75 «Специальная психология» с дополнительной специальностью «Логопедия», 050717.75 «Специальная дошкольная педагогика и психология» с дополнительной специальностью «Логопедия» для подготовки к семинарским занятиям, для организации их самостоятельной работы по изучению анатомо-физиологических механизмов ринолалии, методов диагностики и коррекции голоса и речи, а также для предоставления отчетности после проведения лабораторных занятий.
Семинарское занятие 1 (2 ч)
Дайте определение ринолалии
Ринолалия - это тяжелое речевое расстройство, при котором отмечается тотальное нарушение звукопроизношения специфического характера и открытый носовой оттенок голоса вследствие патологии небно-глоточного затвора.
Ринолалия:страдает произношение и согласных (звонких и глухих), и гласных звуков. Страдает не только звукопроизношение, но и голос.
РИСУНОК НАЙТИ
Вследствие тесной функциональной связи мягкого нёба и гортани малейшее напряжение и движение мышц нёбной занавески вызывает соответствующее напряжение и двигательную реакцию в гортани. При расщелинах нёба мышцы, поднимающие и растягивающие его, вместо того чтобы быть синергистами, работают как антагонисты. При этом из-за понижения функциональной нагрузки в них, как и в мышцах глотки, идет дистрофический процесс. Патологические изменения глоточного кольца начинают проявляться в 4--5 лет. Слизистая оболочка становится бледной, истонченной, атрофичной, перестает реагировать на прикосновение, боль, термические раздражители. Хронаксия мышц с возрастом удлиняется, а затем они вообще перестают сокращаться. Глоточный рефлекс резко понижается и исчезает. Эти симптомы свидетельствуют об атрофии мышечных волокон и дегенеративных изменениях в чувствительных и трофических волокнах сжимателя глотки. Патологический дистрофический процесс в мышцах и приводит к их асимметрии и асимметрии резонаторных полостей гортани и асимметричному движению голосовых складок.
Классификация врожденных расщелин верхней губы: а)______________________________________________________________________б)______________________________________________________________________в)______________________________________________________________________________________________________________________________________________
Гласных фонем
Акустическая характеристика гласных искажается при ринолалии за счет носового резонанса, который усиливается вследствие изменения формы резонаторов и подъема спинки языка. Выраженность носового оттенка каждой гласной связана с плотностью нёбно-глоточного смыкания, степенью сужения губ и изменением формы глотки. Наименьший объем глотки наблюдается при артикуляции фонемы а, а наибольший -- при и, у. Расширение глотки при отсутствии, укорочении или ограничении подвижности нёбной занавески приводит к увеличению просвета между краем мягкого нёба и задней стенкой глотки. Клинически это выражается увеличением носового оттенка при ринофонии от а к у в последовательности а -- о – э у
Губных согласных фонем
Губно-губные п, п', б, б' бывают беззвучными, или заменяются выдохом, или артикулируются с таким сильным носовым резонансом, что превращаются соответственно в м, м или образуются на уровне глотки (п, п') или гортани (б, б'),превращаясь в звуки, сходные с к, г
Губно-зубные звуки [ф], [ф`], [в], [в`]могут заменяться коротким выдохом при отсутствии правильного положения органов артикуляции. В некоторых случаях оказывается затруднено сближение нижней губы с верхними зубами из-за наличия деформаций зубного ряда, например, протрузии (выступании) межчелюстной кости.
Язычных согласные фонем
Заднеязычные к, гобразуются подобным же образом, поскольку дефект делает невозможным контакт спинки языка и нёба. Звук гбывает также фрикативным глоточным. Переднеязычные т, т', д, д' ослабляются или замещаются на н, н',заменяются гортанной или глоточной смычкой
Переднеязычные [ т ], [ т' ], [ д ], [ д' ] ослабляются или замещаются на [ н ], [ н' ]; заменяются гортанной или глоточной смычкой.
Изобразите на логопедическом профиле положение органов артикуляции при произношении звуков ш, ж, у ребенка с ринолалией на почве врожденной небной патологии. Сравните эти артикулемы с артикулемами шипящих звуков в норме.
В норме
Звук Ш.
Звук ш согласный, глухой, твердый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет.
При произнесении звука ш в норме органы речи принимают следующее положение:
· губы несколько выдвинуты вперед;
· кончик языка поднят к небу (к альвеолам), но не касается его, образуя щель;
· боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам или твердому небу, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха. Таким образом, язык принимает форму ковшика или чашечки.
· голосовые связки разомкнуты, струя выдыхаемого воздуха свободно проходит между ними;
· воздушная струя выдыхается равномерно посередине языка, она сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.
Звук Ж.
Звук ж согласный, звонкий, твердый. Парного ему мягкого звука в русском языке нет.
При произнесении звука ж в норме органы речи принимают следующее положение:
· губы несколько выдвинуты вперед;
· кончик языка поднят к небу (к альвеолам), но не касается его, образуя щель;
· боковые края языка прижимаются изнутри к верхним коренным зубам или твердому небу, не пропуская по бокам струю выдыхаемого воздуха. Таким образом, язык принимает форму ковшика или чашечки.
· голосовые связки сомкнуты и колеблются под напором струи выдыхаемого воздуха;
· воздушная струя выдыхается равномерно посередине языка, она сильная, широкая, теплая, легко ощущается тыльной стороной руки, поднесенной ко рту.
Как образуются заднеязычные звуки к, г, х у ребенка с ринолалией? Нарисуйте их логопедические профили, сравните с образованием этих звуков в норме
Заднеязычные звуки [к], [к`], [г], [г`] могут отсутствовать или образуются на уровне глотки или гортани. Происходит так называемая фарингализация звуков за счет напряжения стенок глотки.
С расщелинами губы и неба
Семинарское занятие 2 (2 ч)
Соматическое состояние
Соматическое состояние детей с врожденными расщелинами губы и нёба усугубляется необходимостью неоднократного оперативного вмешательства. Так, лечение детей с врожденной расщелиной губы и нёба начинается с первых часов жизни ребенка, затем в грудном возрасте, нередко заучиваясь к 16-18 годам. Повторное использование наркоза и влияние операционной травмы при коррекции врожденной расщелины является дополнительной стрессовой ситуацией, часто приводящей к обострению имеющейся сочетанной патологии или проявлению патологии скрытой. Данные факторы ведут к снижению результатов хирургического лечения и, как следствие, значительно затрудняют и ухудшают формирование нового речевого стереотипа.
Сенсомоторное развитие
Наблюдается отставание в развитии общей и мелкой моторики ведущей руки. Мышцы пальцев и кисти слабые, быстро устают, движения недостаточно координированы. Речь нередко сопровождается напряжением растопыренных пальцев обеих кистей. Дети позднее начинают держать голову, сидеть и ходить. Нервно-мышечный аппарат речи рано приспосабливается к своеобразным условиям глотания и дыхания. С запаздыванием развитие речи и теми перенапряжениями и усилиями, которые при этом спонтанно затрачивает, ребенок на артикуляцию, постепенно образующиеся патологические компенсации еще больше увеличиваются и закрепляются.
Развитие речи при ринолалии:
Семинарское занятие 3 (2 ч)
Занятие 4
Дооперационный период
Раскройте основные задачи дооперационной логопедической работы с детьми при открытой ринолалии ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Назовите принципы логопедической работы в дооперационный период________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Какие этапы выделяются в подготовительном периоде коррекционно-педагогической работы? Раскройте цели каждого этапа.
1этап формирование речевого дыхания при дифференциации вдоха и выдоха через нос и рот;
Формирование речевого дыхания проводится на протяжении всей работы с ребенком. В подготовительном периоде эта работа ограничивается формированием только длительного ротового выдоха.
В основе предлагаемой системы работы -- использование физиологического дыхания, образование физиологически естественных, ненапряженных дифференцировок речевых движений.
2этап формирование длительного ротового выдоха при реализации артикулем гласных звуков (без включения голоса) и фрикативных глухих согласных звуков . Параллельно с работой по развитию диафрагмального дыхания проводится гимнастика артикуляционного аппарата на артикулемах гласных и согласных звуков.
Объясните, почему ребенку с расщелиной неба (когда не наблюдается дифференцирование ротового и носового выхода) предлагаются упражнения на дифференциацию носового и ротового дыхания .
При выполнении этих упражнений возрастают объём и глубина дыхания, сила и выносливость дыхательных мышц, координируются и ритмизируются общие и дыхательные движения, и в целом улучшается функциональная деятельность всех органов и систем организма.
Объясните, почему при ринолалии большое значение имеют профилактические мероприятия (вспомните структуру дефекта при ринолалии)
Осуществление работы в данном направлении необходимо для предупреждения постепенного нарастания патологической симптоматики. В последние годы отмечается направленность на раннее выявление отклонений в речевом развитии детей с расщелиной неба и необходимость проведения коррекционных мероприятий в раннем возрасте. Немаловажным фактором, определяющим речевое развитие детей с небными расщелинами, является возраст, в котором произведена операция по восстановлению неба, и связанный с этим фактором хирургический режим (тактика лечения). Цель коррекционно-педагогического воздействия - наименьшая потеря условных рефлексов (навыков) в процессах кормления, сна и деятельности детей в период их пребывания в условиях стационара. Важно не только сохранить выработанные привычки и умения, но и продолжить их развитие. Необходимо проведение психотерапевтических мероприятий с членами семьи ребенка с целью предупреждения трудностей поведения и коррекции его личности. Особенно актуальна данная работа при выявлении неправильного семейного воспитания. Одним из факторов, влияющих на речевое развитие детей, является состояние слуховой функции. Даже небольшое ухудшение слуха ведет за собой нарушение восприятия речи. Анатомический дефект артикуляционного аппарата при ринолалии значительно усугубляет влияние нарушения слуха на фонетический строй речи. Чем раньше у ребенка возникло снижение слуха, тем отчетливее будет проявляться речевая патология, поэтому необходимо раннее выявление нарушения и своевременное медико-педагогическое воздействие. Необходимо соблюдение четко организованной системы профилактики нарушений слуха у детей с врожденной расщелиной верхней губы и неба. Для правильной организации коррекционной работы необходимо провести своевременное подробное исследование речи ребенка. Немаловажное значение для речевого развития детей с небной патологией имеет вопрос о сроках начала логопедического воздействия.
Занятие 5 (2 ч)
Тема «Приключения мышонка».
Цель способствовать активизации стенки глотки и мягкого нёба, усилению чёткости кинестезий и устранению назализации, формировать длительный ротовой выдох при реализации артикулем передних гласных.
Задачи: учить длительному речевому выдоху на звуке «У», «Ы», упражнять в утрированном произнесении этих звуков; продолжать обучать выполнению артикуляторных упражнений, активизирующих работу губ, языка.
Оборудование:
панно с прорезями для работы с демонстрационным материалом из серии «Сказка за сказкой» к сказке «Маша и медведь»; плоскостные изображения мышонка, филина, медведя, медвежат.
Этап занятия. Содержание этапа занятия.
Мы с тобой уже знаем о том, как мышонок нашёл свою песенку и отправился домой. А по дороге он решил навестить своего друга, который жил под пенёчком на лесной поляне. А чтобы было не скучно бежать по лесной тропинке, мышонок тихонько напевал свою песенку (логопед даёт в руку ребёнку мышонка и просит помочь спеть его песенку - 4-5 раз сопряжённо с опорой на зрительный и речевой образец логопеда. По окончании упражнения, ребёнок вставляет « мышонка» в панно). Вдруг, сквозь звуки своей песенки, мышонок услышал: «ЫЫЫ, ЫЫЫ,ЫЫЫ» - это медведь нашёл кусты сладкой лесной малины и громко призывал своих медвежат. Но медвежата, наверное, далеко и не слышат, давай поможем медведю: «медведь» помещается в панно и логопед, показывая правильное положение языка в ротовой полости, вместе с ребёнком артикулирует длительный «Ы». Обязательно контролируется вдох -выдох. Если качественного выполнения не получается, подключить тактильный контроль (ладошка или зеркальце). Не беда, если поначалу «Ы» будет приближен к «И», главное, чтобы язык удерживался в нижнем положении и губы принимали активное участие в артикулировании.Медвежата услышали и поспешили на зов медведя. Ах, как нравилась им сладкая малина, они с удовольствием ели её и причмокивали - вот так: логопед показывает утрированно, просит ребёнка показать как медвежата ели малину. По ходу выполнения внимание обращается на сильную смычку губ. Мышонок был тоже очень голоден, ведь он с самого утра ничего не ел, поэтому он тоже поел вкусной малинки и побежал дальше. Чуть-чуть пробежал - слышит, где-то недалеко филин «ухает»: «УХ, УХ, УХ». Мышонок испугался и побежал быстрее, но филин опустился ещё ниже, летел почти над самой травой и всё время ухал: логопед вкладывает в руку ребёнка «филина» и вместе выполняют звукоподражание. Ставится задача удлинения выдоха на звуке «У», но тем не менее нужно ориентироваться на возможности ребёнка. Иначе неумение делать довдох при окончании воздуха, может вызвать экспираторное поджимание диафрагмы.
Мышонок бежал всё быстрее и быстрее и очень обрадовался, когда увидел перед собой знакомый пенёк - ведь это был домик его друга. Очень ловко юркнул мышонок в норку между корнями старого пня и замер, боясь пошевелиться. Филин, покружив над пеньком, улетел, а мышонок стал звать своего друга, вот так: пиии....пиии....пииии (длительно, протяжно), помогай мышонку! Из глубины норки прибежал мышонок Пип и сказал, что он уже укладывался спать и не ждал своего друга в гости. Но, все равно я очень рад тебе, проходи. Мышонок Пип разбудил светлячка, чтобы в норке стало светло. А, когда светлячок зажёг свой маленький фонарик, мышонок Пип посмотрел на гостя и рассмеялся: «Ты где это так испачкался, у тебя вся мордочка красная!». Это я лесную малину ел, а умыться не успел, - ответил мышонок. Тогда Пип сказал, что нужно попросить (имя ребёнка) научить нас чисто облизываться. Логопед, обращаясь к ребёнку с просьбой научить мышат, даёт образец выполнения артикуляционного упражнения «Вкусное варенье», сначала с верхней губы, потом вкруговую. Необходимо добиваться качественного выполнения упражнения с открытым ртом, так как традиционно дети «надсаживают» язык кверху нижней губой, закрывая при этом рот.
Мышата сказали: «Большое спасибо» и стали укладываться спать, потому что было уже очень поздно, и у мышонка закрывались глазки. Давай пожелаем им: «Спокойной ночи» и попрощаемся до новой сказки.
Подберите упражнения, соответствующий дидактический материал, картинки, игры на развитие голоса для работы над голосовой функцией ребенка с ринолалией после операции.
После операции работа над голосом состоит из дыхательной гимнастики, удлиняющей выдох и активизирующей внутренние межреберные мышцы и подвижность диафрагмы, усиление нёбно-глоточного смыкания, выработки навыка правильного голосоведения, расширения диапазона голоса, увеличения его силы, а также компенсации расстройства двигательной функции гортани, если таковое уже имеется. Все фонопедические мероприятия тесно переплетаются и проводятся в комплексе с другими, направленными на исправление фонетической стороны речи.
Непосредственно голосовые упражнения начинаются на I этапе с постановки гласных фонем. На II этапе они продолжаются в виде вокальных упражнений, которые дают наилучший эффект в решении основной задачи -- развитии подвижности нёбной занавески. Применение вокальных упражнений в обучении лиц с нёбно-глоточной недостаточностью и расщелинами нёба основано на тесной филогенетической и функциональной связи мягкого нёба и гортани. В норме при пении мышечный тонус нёбной занавески резко повышается с возрастанием мышечного тонуса в гортани и глотке. Мягкое нёбо рефлекторно поднимается и примыкает к задней стенке глотки.
Вокальные упражнения растягивают нёбную занавеску, растормаживают и одновременно активизируют всю мускулатуру гортаноглотки, заставляют ребенка шире открывать рот, увеличивать силу звука. Методика проведения фонепедических упражнений и их последовательность при ринолалии имеют ряд особенностей.
На II этапе эти упражнения сводятся к пению гласных: вначале звуков аи э, через 2--3 урока прибавляется о, еще через неделю ии последниму. При ежедневных занятиях сроки сокращаются.
Начинаются вокальные упражнения с пения терций, что детям довольно трудно, особенно при сниженном слухе. Но интервалы меньше двух тонов, как правило, недоступны детям с ринолалией, поскольку они не привыкли петь, не слышат разницы в высоте тонов, а новизна материала и ощущений и восприятие музыкальных тонов еще больше затрудняет слуховые дифференцировки.
К вокальным упражнениям приступают на 3--4-м занятии после повторения гласных, когда появляется хотя бы незначительная подвижность мягкого нёба. Его тренируют пением гласных в диапазоне терции первой октавы с детьми и трезвучия с подростками и взрослыми.
При практически неподвижной нёбной занавеске или лишь при подергивании ее края начинают с пения «а» или «э» на одной ноте. Затем переходят к пению терций, потом трезвучия. Чтобы определить допустимую нагрузку, первые попытки осуществляют только под контролем логопеда. При расслаблении нёба занятия немедленно прекращают. Обычно поют гласные по 2--3 раза подряд до 12 раз в день под аккомпанемент фортепиано.
Начинают пение с низкого тона. Последующий переход к более высокому тону резко активизирует мышцы гортани и глотки, что помогает значительно дольше удерживать сегменты неба в высокой позиции. Поэтому при снижении слуха подросткам и взрослым целесообразно петь интервалы, охватывающие 3,5--4 тона.
Поют трезвучия и терции не менее трех недель. Чтобы удлинить выдох и увеличить продолжительность смыкания мягкого нёба с задней стенкой глотки, повторяют верхнюю ноту трезвучия дважды, не прерывая фонации. Для развития голоса и усиления смыкания поют достаточно громко, но не форсируют голос, поскольку активность нёба быстро истощается и оно провисает, вследствие чего звук назализуется. Все вокальные упражнения выполняют стоя.
Чтобы расширить диапазон, увеличить силу голоса, развить интонацию, упражнения модифицируют: меняют тональность, поют тихо, громко.
Подбор вокальных упражнений должен быть строго дифференцированным для каждого обучающегося, поскольку в пении участвуют все отделы голосового аппарата, и очень важно, чтобы они работали без всякого напряжения и насилия, вредно отражающихся на голосе. Детский голос требует максимально щадящего отношения, которое должно проявляться в соблюдении следующих требований: петь только в соответствующем возрасту диапазоне, при пении не использовать крайние ноты присущего данному возрасту диапазона, петь на коротких певческих фразах, петь негромко, без напряжения. Эти требования основаны на анатомических и физиологических особенностях детского организма. Пренебрежение ими ведет к нарушению голосовой функции.
Можно рекомендовать детям пение начальных двух фраз из песен «Машенька-Маша» (сд. и муз. С. Невельштейна), «Грибок» (муз. М. Раухвергера, сл. О. Высотской), «Неваляшки» (муз. З. Левиной, сл. О. Петровой), «Веселый музыкант» (муз. К. Филиппенко, сл. Т. Волгиной), «Как на тоненький ледок» (нар. в обработке М. Иорданского). Взрослым -- «Как ходил-гулял Ванюша» (муз. и сл. народные), «Ты, соловушко, умолкни» (муз. М. Глинки), «Как прекрасен этот мир» (муз. Д. Тухманова, сл. В. Харитонова), «Мелодия» (муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравов ).
Для заключительных вокальных упражнений подбирают песни, фразах которых тоны располагаются по звукоряду, то есть интервалы между ними не превышают одного тона. На заключительном этапе вокальных упражнений дети могут петь фразы из песен «Зима» (муз. В. Карасевой, сл. Л. Френкеля), «Лягушка» (муз. и сл. А. Карасева), «Веселые гуси» (муз. и сл. народные), а подростки и взрослые -- из песен <Дубинушка» (муз. и сл. народные), «Не повторяется такое никогда» (муз. С. Туликова, сл. М. Пляцковского), «Надежда» (муз. А. Пахмутовой, сл. Н. Добронравова), «Лес горит, пылают горы» (муз. М. Полнареффа, сл. В. Крылова).
Занятие 1 (4ч)
РЕЧЕВАЯ КАРТА
Анкетные данные:
Фамилия, имя ребёнка_________________________________________________________________
Дата рождения ________________________________________________________________________
Домашний адрес ________________________________________________________________________
Фамилия, имя, отчество родителей, место работы:
Мать____________________________________________________________________
Отец____________________________________________________________________
Речь родителей
Наследственные заболевания ________________________________________________________________________
Краткий анамнез:
Внутриутробное развитие (ранний токсикоз, поздний токсикоз, травмы, психозы, соматические заболевания, инфекции) _________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________Роды (стремительные, затяжные, преждевременные, стимулирование, асфиксия плода, природовая травма)__________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________Перенесённые заболевания (частые простудные заболевания, детские инфекции, ушибы, травмы головы и т.д)
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Речевое развитие:
Лепет (в норме от 4 – 8 мес.)______ ________________Первые слова (в норме около года)______________Первые фразы (в норме от 1,5 – 2 лет) ____________________
Прерывалось или нет речевое развитие (по какой причине) ________________________________________________________________________
Отношение членов семьи к речевому дефекту (безразличное; дефект остаётся незамеченным; постоянно фиксируют внимание; переживают, но не принимают мер)____________________________________________________________________________________________________________________________________________
Логопедическое обследование:
Анатомическое строение артикуляционного аппарата:
Губы (толстые, тонкие, расщелина, шрамы, без особенностей)___________________________________________________________
Зубы (редкие, кривые, мелкие, вне челюстной дуги, отсутствие зубов, двойной ряд зубов, без особенностей) ________________________________________________________________________Прикус (прогнатия, прогения, открытый боковой, открытый передний)
________________________________________________________________________
Твёрдое нёбо (высокое, узкое, готическое, плоское, укороченное, субмукозная щель, наличие расщелин) __________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________ ______________________________
Мягкое нёбо (укороченное, раздвоенное, отсутствие маленького язычка, наличие расщелин)_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Язык (массивный, «географический», маленький с укороченной подъязычной связкой) ______________
Состояние голосовой функции:
Громкость (нормальный, тихий, чрезмерно громкий) ________________________________________________________________________________________________________________________________________________ Наличие (отсутствие) носового оттенка ________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
Особенности динамической стороны речи:
Темп___________________________________________Ритм____________________
Правильность употребление основных видов интонации
(повествовательной, вопросительной, побудительной)__________________________________________________________
Исследование двигательной функции губ | |
Исследование двигательной функции челюсти | |
Исследование двигательной функции языка | |
Исследование двигательной функции нёба | |
Исследование продолжит-ти и силы выдоха | |
Исследование динамической организации движений арт. аппарата | |
Исследование объёма и качества движений мышц лба | |
Исследование объёма и качества движений мышц глаз | |
Исследование объёма и качества движений мышц щёк | |
Исследование возможности произвольного формирования определённых мимических поз |
Состояние звукопроизношения
Звуки | Звуки | ||
Состояние словарного запаса
Называние предметов, изображённых на картинках | |
Называние обобщённых слов по группе однород предметов | |
Подбор определений к предметам | |
Подбор слов-антонимов | |
Подбор слов-синонимов | |
Подбор слов-действий |
Состояние связной речи
Составление простого предложения по картинке | |
Составление рассказа по картинке | |
Составление рассказа по серии сюжетных картинок | |
Пересказ прослушанного текста |
Логопедическое заключение_____________________________________________________________________________________________________________________________________
ПЛАН КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ
____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
_____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________