Специфика логопедической реабилитации в остром периоде
Ведение пациентов с речевыми нарушениями в остром периоде имеет следующую специфику.
1.Независимо от конкретной формы речевого расстройства на начальном этапе работы ставится задача установления контакта с больным. Для этого используется метод беседы на различные близкие пациенту темы. Систематические клинические
наблюдения показывают, что работу с пациентами в остром
периоде надо начинать с оказания психологической поддержки, информирования и обучения пациента и его родственников компенсаторным коммуникативным стратегиям. 2.Работа с больным должна быть строго дозирована в зависимости от особенностей общего состояния пациента и носить щадящий характер.
3.Логопедическая работа при афатических нарушениях в остром периоде наиболее эффективным оказывается использование автоматизированных речевых рядов, пение, оречевление эмоционально значимых ситуаций, «оживление» речевых стереотипов, хорошо упроченных в прежней речевой практике.
4.При наличии дизартрических нарушений в комплекс логопедических занятий должны быть включены артикуляционная гимнастика, массаж, дыхательные и голосовые упражнения, направленные на повышение функциональной активности мышц, участвующих в речевом акте.
5.Подключение специфических «неречевых» видов деятельности (простейшего конструирования, срисовывания, манипуляций с предметами и т.д.) существенно дополняет и расширяет возможности логопедической работы.
6.Также у пациентов после инсульта и черепно-мозговой травмы помимо речевых отмечаются и эмоциональные расстройства. В тех случаях, когда у пациентов развиваются тревожность, пониженный фон настроения, фиксированность на своем заболевании, то формы и методы логопедической работы должны быть подобраны, исходя из особенностей психической деятельности и личности пациента. Негативизм, раздражительность, агрессия, отказ от речевого общения и пр., могут проявляться не только в структуре синдрома, но и зависеть от степени желания и стремления пациента восстановить утраченные функции, т.е. мотивированности пациента к реабилитации в целом. Поэтому логопеду очень важно уметь выстраивать психологически целесообразные отношения с пациентом, направленные на формирование позитивных лечебных и жизненных установок.
Цели логопедической работы при афазии
Моторная афазия
Стадия грубых расстройств
- преодоление расстройств понимания ситуативной и бытовой речи;
- растормаживание произносительной стороны речи;
- стимулирование простых коммуникативных видов речи;
- стимулирование глобального чтения и письма.
Восстановление письменной речи
Сенсорная афазия
Стадия грубых расстройств
- накопление обиходного пассивного словаря;
- стимуляция понимания ситуативной фразовой речи;
- подготовка к восстановлению письменной речи.
- восстановление чтения и письма.
Амнестическая афазия
Стадия расстройств средней и легкой степени выраженности
- расширение рамок слухового восприятия;
- преодоление трудностей называния.
- организация развернутого высказывания.
Логопедическая работа при дизартрии
В остром периоде инсульта и черепно-мозговой травмы чаще применяется классификация дизартрических расстройств с учетом локализации очага поражения.
Бульбарная
- формирование установки на коррекцию произносительной стороны речи;
- преодоление гипотонуса в мимической и артикуляционной мускулатуре;
- развитие подвижности мышц артикуляционного аппарата;
- нормализация речевого дыхания;
- нормализация фонетической окраски звуков;
- восстановление мелодико-интонационной стороны речи;
- развитие контроля над произносительной стороной речи.
Псевдобульбарная
- формирование установки на коррекцию произносительной стороны речи;
- преодоление гипертонуса в мимической и артикуляционной
мускулатуре;
- развитие подвижности мышц артикуляционного аппарата;
- нормализация речевого дыхания;
- нормализация фонетической окраски звуков;
- восстановление мелодико-интонационной стороны речи;
- развитие контроля над произносительной стороной речи.
Основное внимание в логопедической работе по преодолению корковой дизартрии следует уделять устранению симптомов кинетической и кинестетической апраксии.