Как организовать обязательный периодический медосмотр?
Порядок организации проведения периодических медосмотров может различаться в зависимости от категории лиц, подлежащих данным медосмотрам, от сферы деятельности работодателя, особенностей выполняемой работы.
Так, например, Порядок проведения предварительных и периодических медицинских осмотров работников, занятых на работах по уничтожению химического оружия, утвержден Приказом Минздрава России от 21.03.2000 N 101 во исполнение абз. 6 ч. 1 ст. 14 Федерального закона от 02.05.1997 N 76-ФЗ "Об уничтожении химического оружия".
Обращаем внимание, что далее рассмотрен порядок организации проведения периодических медосмотров, применяемый в отношении категорий лиц, перечисленных в п. 1 Порядка проведения медосмотров.
Полагаем, что данным Порядком можно руководствоваться и при направлении на медосмотр категорий работников, которые не названы в упомянутом пункте, если для данных категорий не определен специальный порядок проведения периодических медосмотров.
Учитывая положения указанного Порядка, организовывать проведение периодических медосмотров работодателю целесообразно следующим образом.
Шаг 1. Составить список контингента работников, подлежащих периодическому медосмотру
Работодателю следует действовать так же, как и в аналогичном шаге.
Шаг 2. Заключить договор на проведение периодических медосмотров
Работодателю следует действовать так же, как и в аналогичном шаге.
Шаг 3. Составить поименный список работников для периодических медосмотров
Периодические осмотры проводятся на основании поименных списков работников (далее - поименные списки). Это следует из п. 19 Порядка проведения медосмотров.
Составляет и утверждает такие списки работодатель (его уполномоченный представитель), что следует из п. 23 Порядка проведения медосмотров.
Поименные списки разрабатываются на основании утвержденного списка контингента работников, подлежащих прохождению предварительного и периодического медосмотра. Это следует из абз. 1 п. 19, абз. 1 п. 22 Порядка проведения медосмотров.
В поименные списки подлежат включению работники, относящиеся к категориям, которые названы в абз. 3 - 4 п. 19 Порядка проведения медосмотров.
В списке нужно указать (п. 22 Порядка проведения медосмотров):
- фамилию, имя, отчество, профессию (должность) работника, подлежащего периодическому медосмотру;
- наименование вредного производственного фактора или вида работы;
- наименование структурного подразделения работодателя (при наличии).
После того как список утвержден, работодатель должен направить его в медицинскую организацию, с которой заключен договор. Сделать это нужно не позднее чем за два месяца до согласованной с медицинской организацией даты начала проведения периодического медосмотра. Данные выводы следуют из п. 23 Порядка проведения медосмотров.
Шаг 4. Ознакомить работников с планом периодического медосмотра
Медицинская организация в 10-дневный срок с момента получения от работодателя поименного списка, но не позднее чем за 14 дней до согласованной с работодателем даты начала проведения периодического осмотра составляет на основании указанного списка календарный план проведения осмотра (абз. 1 п. 25 Порядка проведения медосмотров).
Данный план согласовывается с работодателем (его представителем) и утверждается руководителем медицинской организации (абз. 2 п. 25 Порядка проведения медосмотров).
Работодатель должен ознакомить с календарным планом работников, подлежащих периодическому осмотру, не позднее чем за 10 дней до согласованной с медицинской организацией даты начала проведения осмотра (п. 26 Порядка проведения медосмотра).
Рекомендуем знакомить работников с календарным планом письменно (под подпись). Для этого можно, например, оформить специальный журнал или сделать лист ознакомления в произвольной форме. Наличие такого письменного подтверждения, в частности, не позволит работнику, который уклонился от прохождения медосмотра (не прошел медосмотр по своей вине), обоснованно ссылаться на то, что он не знал о дате проведения медосмотра.
Последствия непрохождения работником по его вине периодического медосмотра