Государственное управление охраной труда
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА
В федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ и субъектов РФ устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности (ч. 1 ст. 211 ТК РФ).
Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе (ч. 2 ст. 211 ТК РФ):
- при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов;
- при конструировании машин, механизмов и другого оборудования;
- при разработке технологических процессов;
- при организации производства и труда.
Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 3 ст. 211 ТК РФ). В соответствии с данной нормой принято Положение о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 N 1160) (далее - Положение).
Государственные требования охраны труда содержатся в следующих нормативных правовых актах, которые издает Минтруд России (п. п. 2, 6 Положения):
- стандарты безопасности труда. Они регламентируют осуществление социально-экономических, организационных, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных мер в области охраны труда (ч. 13 ст. 209 ТК РФ);
- правила и типовые инструкции по охране труда;
- государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы.
В частности, Минтруд России уполномочен принимать следующие документы:
- типовой перечень мероприятий по улучшению условий и охране труда в организациях (п. 5.2.20 Положения о Министерстве труда и социальной защиты РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 N 610; далее - Положение о Минтруде России);
- порядок обучения работников организаций по охране труда (п. 5.2.23 Положения о Минтруде России);
- рекомендации по структуре службы охраны труда в организации и численности работников данной службы (п. 5.2.25 Положения о Минтруде России);
- правила и типовые инструкции по охране труда (п. 5.2.28 Положения о Минтруде России).
Например, Минтрудом России приняты следующие документы:
- совместно с Минобразования России Постановление от 13.01.2003 N 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций";
- Постановление от 22.01.2001 N 10 "Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях";
- Постановление от 08.02.2000 N 14 "Об утверждении Рекомендаций по организации работы Службы охраны труда в организации".
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ЭКСПЕРТИЗА УСЛОВИЙ ТРУДА.
ОСНОВНЫЕ ВОПРОСЫ ДЛЯ РАБОТОДАТЕЛЯ
1. Кто и в какие сроки проводит госэкспертизу условий труда >>>
2. В каких случаях работодателю целесообразно инициировать госэкспертизу условий труда >>>
3. В каких случаях, помимо обращения работодателя, проводится госэкспертиза условий труда >>>
4. Как работодателю узнать о проведении госэкспертизы условий труда, если он ее не инициировал >>>
5. Оплата госэкспертизы условий труда >>>
6. Результаты и последствия госэкспертизы условий труда для работодателя >>>
В каких случаях работодателю целесообразно инициировать госэкспертизу условий труда
Как следует из анализа ч. 4 ст. 216.1 ТК РФ, п. 2, пп. "а" п. 3 Порядка проведения госэкспертизы, работодатель вправе инициировать проведение госэкспертизы.
Это даст ему возможность, в частности:
1) сократить затраты на предоставление гарантий и компенсаций;
2) исключить риск привлечения к административной ответственности.
Как работодателю узнать о проведении госэкспертизы условий труда, если он ее не инициировал
Рассмотрим, каким образом работодатель может узнать о проведении государственной экспертизы, которую он не запрашивал.
Ликвидация организации
Существенным риском для работодателя является то, что государственный инспектор может направить в суд требование о ликвидации юридического лица по причинам нарушений требований охраны труда (пп. "е" п. 13 Постановления Правительства РФ от 01.09.2012 N 875).
Ответственность работодателя за допуск работника к исполнению трудовых обязанностей без прохождения обязательного медосмотра, обязательного психиатрического освидетельствования либо при наличии медицинских противопоказаний
Допуск к исполнению трудовых обязанностей работника, который не прошел в установленном порядке обязательный предварительный или периодический медицинский осмотр, обязательный медицинский осмотр в начале рабочего дня (смены), обязательное психиатрическое освидетельствование или имеет медицинские противопоказания, может повлечь административное наказание по ч. 3 ст. 5.27.1 КоАП РФ, а именно наложение штрафа:
- на должностных лиц и индивидуальных предпринимателей - в размере от 15 до 25 тыс. руб.;
- на юридических лиц - от 110 до 130 тыс. руб.
Полагаем, что названные лица могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 1 ст. 5.27.1 КоАП РФ, если вопреки государственным нормативным требованиям охраны труда не организовали проведение иных предусмотренных законом медосмотров. К последним можно, например, отнести обязательный послерейсовый медосмотр водителя, который занят перевозкой пассажиров. Необходимость его проведения следует из ч. 3 ст. 213 ТК РФ, абз. 4 п. 3 ст. 23 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ.
В случае повторного совершения аналогичных правонарушений указанные лица могут быть привлечены к административной ответственности по ч. 5 ст. 5.27.1 КоАП РФ.
Ответственность работодателя за ненадлежащее выполнение требований законодательства, касающихся предрейсовых и послерейсовых медосмотров водителей
Отметим, что за нарушение требований охраны труда в ст. 143 УК РФ предусмотрена также уголовная ответственность, привлечение к которой возможно в случаях, когда нарушение, совершенное лицом по неосторожности, повлекло причинение тяжкого вреда здоровью человека, смерть человека, смерть двух или более лиц.
Полагаем, что привлечение работодателя к такой ответственности возможно, в том числе если он допустил работников к исполнению ими трудовых обязанностей без прохождения обязательных медосмотров или психиатрических освидетельствований, а также при наличии медицинских противопоказаний, в результате чего наступили перечисленные выше последствия. Данный вывод следует из анализа абз. 13 ч. 2 ст. 212 ТК РФ, ст. 143 УК РФ.
Кроме того, непроведение обязательных медосмотров или допуск работника к исполнению трудовых обязанностей при наличии медицинских противопоказаний для занятия соответствующей деятельностью могут в отдельных случаях рассматриваться как нарушение санитарного законодательства, что следует из анализа совокупности азб. 4 п. 1 ст. 2, п. 1 ст. 29, п. 1 ст. 34 Закона N 52-ФЗ. За такое нарушение в соответствии с законодательством РФ установлена административная (в частности, по ст. 6.3 КоАП РФ) и уголовная (по ст. 236 УК РФ) ответственность (ст. 55 Закона N 52-ФЗ).
Предварительный медицинский осмотр
1.1. Кто должен пройти предварительный медосмотр при приеме на работу? >>>
1.2. Как организовать предварительный медосмотр при приеме на работу? >>>
1.1. Кто должен пройти предварительный медосмотр при приеме на работу?
В случаях, предусмотренных Трудовым кодексом РФ и иными федеральными законами, работодатель должен организовать проведение за счет собственных средств обязательного предварительного (при поступлении на работу) медосмотра некоторых категорий лиц. Это следует из ст. 69, абз. 12 ч. 2 ст. 212 ТК РФ.
К таким лицам относятся, в частности:
- лица, поступающие на работу с вредными и (или) опасными условиями труда (в том числе на подземные работы). Данный вывод следует из ст. 69, ч. 1 ст. 213, ч. 1 ст. 330.3 ТК РФ.
Перечень вредных и (или) опасных производственных факторов, при наличии которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) (далее - Перечень факторов), а также Перечень работ, при выполнении которых проводятся обязательные предварительные и периодические медицинские осмотры (обследования) работников (далее - Перечень работ), утверждены Приказом Минздравсоцразвития России от 12.04.2011 N 302н (ч. 4 ст. 213 ТК РФ, ч. 1 ст. 24 Закона N 323-ФЗ).
ГОСУДАРСТВЕННЫЕ НОРМАТИВНЫЕ ТРЕБОВАНИЯ ОХРАНЫ ТРУДА
В федеральных законах и иных нормативных правовых актах РФ и субъектов РФ устанавливаются правила, процедуры, критерии и нормативы, направленные на сохранение жизни и здоровья работников в процессе трудовой деятельности (ч. 1 ст. 211 ТК РФ).
Требования охраны труда обязательны для исполнения юридическими и физическими лицами при осуществлении ими любых видов деятельности, в том числе (ч. 2 ст. 211 ТК РФ):
- при проектировании, строительстве (реконструкции) и эксплуатации объектов;
- при конструировании машин, механизмов и другого оборудования;
- при разработке технологических процессов;
- при организации производства и труда.
Порядок разработки, утверждения и изменения подзаконных нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда, в том числе стандарты безопасности труда, устанавливается Правительством РФ с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений (ч. 3 ст. 211 ТК РФ). В соответствии с данной нормой принято Положение о разработке, утверждении и изменении нормативных правовых актов, содержащих государственные нормативные требования охраны труда (утв. Постановлением Правительства РФ от 27.12.2010 N 1160) (далее - Положение).
Государственные требования охраны труда содержатся в следующих нормативных правовых актах, которые издает Минтруд России (п. п. 2, 6 Положения):
- стандарты безопасности труда. Они регламентируют осуществление социально-экономических, организационных, санитарно-гигиенических, лечебно-профилактических, реабилитационных мер в области охраны труда (ч. 13 ст. 209 ТК РФ);
- правила и типовые инструкции по охране труда;
- государственные санитарно-эпидемиологические правила и нормативы.
В частности, Минтруд России уполномочен принимать следующие документы:
- типовой перечень мероприятий по улучшению условий и охране труда в организациях (п. 5.2.20 Положения о Министерстве труда и социальной защиты РФ, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 19.06.2012 N 610; далее - Положение о Минтруде России);
- порядок обучения работников организаций по охране труда (п. 5.2.23 Положения о Минтруде России);
- рекомендации по структуре службы охраны труда в организации и численности работников данной службы (п. 5.2.25 Положения о Минтруде России);
- правила и типовые инструкции по охране труда (п. 5.2.28 Положения о Минтруде России).
Например, Минтрудом России приняты следующие документы:
- совместно с Минобразования России Постановление от 13.01.2003 N 1/29 "Об утверждении Порядка обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций";
- Постановление от 22.01.2001 N 10 "Об утверждении Межотраслевых нормативов численности работников службы охраны труда в организациях";
- Постановление от 08.02.2000 N 14 "Об утверждении Рекомендаций по организации работы Службы охраны труда в организации".
ГОСУДАРСТВЕННОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОХРАНОЙ ТРУДА
Государственное управление охраной труда осуществляется непосредственно Правительством РФ, а также по его поручению Минтрудом России (ч. 1 ст. 216 ТК РФ, Постановление Правительства РФ от 19.06.2012 N 610).
Федеральные органы исполнительной власти, которым предоставлено право осуществлять отдельные функции по нормативно-правовому регулированию, специальные разрешительные, надзорные и контрольные функции в области охраны труда, обязаны координировать свою деятельность и согласовывать принимаемые ими решения в области охраны труда с Минтрудом России (ч. 3 ст. 216 ТК РФ).
В целях государственного управления охраной труда Правительство РФ, уполномоченные федеральные органы исполнительной власти (ч. 5 ст. 216 ТК РФ):
- обеспечивают разработку нормативных правовых актов, определяющих основы государственного управления охраной труда;
- разрабатывают федеральные целевые программы улучшения условий и охраны труда и обеспечивают контроль за их выполнением;
- устанавливают порядок организации и проведения обучения по охране труда работников, в том числе руководителей организаций, работодателей - индивидуальных предпринимателей, проверки знания ими требований охраны труда, а также порядок организации и проведения обучения по оказанию первой помощи пострадавшим на производстве, инструктажа по охране труда, стажировки на рабочем месте;
- устанавливают порядок осуществления государственной экспертизы условий труда, порядок проведения специальной оценки условий труда;
- разрабатывают меры экономического стимулирования деятельности работодателей по обеспечению безопасных условий труда;
- обеспечивают взаимодействие федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов РФ, объединений работодателей, профессиональных союзов и их объединений по вопросам реализации государственной политики в области охраны труда;
- координируют научно-исследовательские работы в сфере охраны труда и обеспечивают распространение передового отечественного и зарубежного опыта работы по улучшению условий и охраны труда;
- организуют международное сотрудничество в области охраны труда;
- исполняют иные полномочия в сфере государственного управления охраной труда в соответствии с федеральными законами и иными нормативными правовыми актами РФ.
На территориях субъектов РФ государственное управление охраной труда осуществляется федеральными органами исполнительной власти и органами исполнительной власти субъектов РФ в области охраны труда в пределах их полномочий (ч. 4 ст. 216 ТК РФ). Эти полномочия перечислены в ч. 5, 6 ст. 216 ТК РФ.
Органам местного самоуправления могут быть переданы отдельные полномочия по государственному управлению охраной труда в порядке и на условиях, которые определяются федеральными законами и законами субъектов РФ (ч. 4 ст. 216 ТК РФ). На федеральном уровне передача отдельных полномочий по государственному управлению охраной труда органам местного самоуправления осуществляется в соответствии со ст. 132 Конституции РФ, ст. ст. 19 и 20 Федерального закона от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".