Клиническая медицина: педиатрия, гинекология и акушерство, психиатрия
Акушерство – учение о беременности, родах и послеродовом периоде. Гинекология – учение о женских болезнях. Эти направления до XIX в. не разделялись. Во второй половинеXVIII в. центрами акушерской наукистановятся Москва и Петербург. Введение наркоза, антисептики и асептики значительно расширили возможности акушерской и гинекологической практики. В середине XIX в. гинекология выделилась в самостоятельную медицинскую дисциплину в. Вклад в развитие гинекологии и акушерства внесли С.Ф.Хотовицкий, А.Я.Крассовский и др.
Педиатриядо XIX в. была тесно связана с практикой родовспоможения и врачеванием женских болезней. Как самостоятельная наука стала формироваться в 1830 – 1860-х гг. Основоположник научной педиатрии в России – Степан Фомич Хотовицкий(1796 – 1885). Став ординарным профессором, а затем заведующим кафедрой акушерства, женских и детских болезней вСПбМХА, он первым начал читать (с 1836 г.) отдельный курс детских болезней. В 1847 г. Хотовицкий издал его под названием «Педиятрика» – первое в России оригинальное руководство по педиатрии:детский организм изучался с учетом его анатомо-физиологических особенностей, качественно изменяющихся в процессе развития.Впервые в истории медицины С. Ф. Хотовицкий определил место педиатрии среди других медицинских специальностей, её цель, задачи и содержание. Безусловно новаторской мыслью Степана Фомича, высказанной им в «Педиятрике», следует считать идею периодизации детства: младенчество, собственно детство и отрочество.
С. Ф. Хотовицкий выполнил целую серию уникальных работ по судебной медицине. Плодом трудов в борьбе с эпидемией холеры(1830 – 1831) стала монография «О холере».
С. Ф. Хотовицкий не успел создать собственной педиатрической школы. После его отставки (1847) детские болезни на много лет были практически исключены из лекционного курса по акушерству. Внимание к педиатрии стало постепенно возвращаться с конца 1860-х гг.
Развитие клиники внутренних болезней, связанное с внедрением методов перкуссии, аускультации и патологоанатомических исследований, привело к созданию системы обследования ребенка, которая позволила детализировать симптоматику детских болезней.
Первая в России (и вторая в Европе) специальная детская больница на 60 коек была основана в Санкт-Петербурге в 1834 г. (ныне Детская инфекционная больница № 18 им. Н.Ф.Филатова). В 1842 г. открылась первая Московская детская больница на 100 коек – первая в мире больница для детей раннего возраста (ныне Детская клиническая больница № 13 им. Н.Ф.Филатова). Третья детская больница в России – Елизаветинская клиническая больница для малолетних детей – была открыта в Петербурге в 1844 г. Ее основное отличие заключалось в том, что она специализировалась на лечении детей до трехлетнего возраста. Детские больницы содержались в основном за счет благотворительных средств и частных пожертвований – государственные субсидии были незначительными. В этот же период организуются первые ясли и приюты для детей – прообраз детских садов.
Во второй половине XIX– начале XXвв. педиатрия стала самостоятельным направлением медицины и предметом преподавания на медицинских факультетах. Первая в России самостоятельная кафедра детских болезнейбыла создана в Петербургской МХА в 1870-е гг. Была разработана программа преподавания педиатрии, включавшая вопросы гигиены, физического воспитания детей и организации их лечения.В Московском университете первая клиника детских болезнейсоздана в 1866 г. Преподавание педиатрии началось с курса при кафедре акушерства, женских и детских болезней (в 1860-е гг.) и завершилось организацией в 1888 г. самостоятельной кафедры детских болезней. С 1891 г. ею руководил Н.Ф.Филатов.
Нил ФедоровичФилатов(1847–1902) – один из основоположников российской педиатрии, создатель крупной научной школы развивал клинико-физиологическое направление. Он впервые выделил и описал ветряную оспу и скарлатинозную краснуху, открыл ранний признак кори – отрубевидное шелушение эпителия на слизистой полости. Его труды «Семиотика и диагностика детских болезней», «Лекции об острых инфекционных болезнях у детей» и «Краткий учебник детских болезней» многократно переиздавались. Большой популярностью пользовались лекции Филатова. В 1892 г. Н.Ф.Филатов организовал Московское общество детских врачей, председателем которого он оставался до 1902 г.
В развитии педиатрии важную роль сыграли съезды детских врачей. Первый международный съезд педиатров состоялся в 1912 г. в Париже. Первый всероссийский съезд детских врачей – в 1912 г. в Санкт-Петербурге. Устанавливались тесные научные связи между отечественными и зарубежными педиатрами.
Предметом особого внимания и научных исследований российских педиатров была детская смертность. Увеличивалось и количество типов учреждений для детей, которые, в основном, существовали на общественные и благотворительные средства: организован приют для недоношенных детей, созданы первые в России «капли молока» (молочные кухни), первая консультация и лечебница для грудных детей, первые санатории, росло число яслей. Издавались научные журналы – «Детская медицина» и «Педиатрия».
Психиатриякак самостоятельная дисциплина начала развиваться в начале XIX в. Началась подготовка врачей-психиатров. Первое психиатрическое заведение в Российской империи в Риге в 1776 г. После земской реформы сеть психиатрических лечебницрасширялась.
Один из крупнейших психиатров мира, основоположник психиатрии в России–Сергей Сергеевич Корсаков (1854 – 1900). Корсаков впервые описал алкогольный полиневрит (докторская диссертация «Об алкогольном параличе») – «корсаковский психоз». С 1892 г. состоял профессором психиатрии Московского университета, с 1899 г. – директором психиатрической клиники.
Корсаков уделял большое внимание вопросам предупреждения психических заболеваний и организации психиатрической помощи. Добивался отмены любых насильственных мер при лечении душевнобольных, в первую очередь связывания и использования смирительных рубашек. Режим ухода, введенный Корсаковым, характеризовался дружелюбным отношением к пациентам, пониманием необходимости защиты их прав и заботой об их мелких потребностях – в той мере, в какой это возможно. Были упразднены изоляторы, сняты решётки на окнах, создана уютная обстановка в отделениях.