Назначение, задачи, структура службы медико-социальных экспертиз в решении проблем инвалидности. Задачи специалиста по социальной работе во МРЭК.
Медико–социальная экспертиза (МСЭ) – это самостоятельная область научных знаний и сфера практической деятельности, изучающая состояние жизнедеятельности человека и его трудоспособности, выявляющая степень их нарушения и преследующая цель их восстановления путем проведения комплекса лечебных и реабилитационных мероприятий. Предметом медико-социальной экспертизы является определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию.
Медико-социальная экспертиза (МСЭ) относительно новое понятие, которое пришло на смену «врачебно-трудовой экспертизе» после принятия в 1991 г. закона «О социальной защите инвалидов в Республике Беларусь». Согласно данному закону определена следующая структура МСЭ:
1) ВТЭК переданы в систему здравоохранения с последующей реорганизацией их в медико-реабилитационные экспертные комиссии (МРЭК)
2) под управлением министерства ЗО стала функционировать научно-практическая система медико-социальной экспертизы, включающая
а) республиканский научно-практический центр в виде Научно-исследовательского института медико-социальной экспертизы и реабилитации (НИИ МСЭиР)
б) областные, городские, межрайонные медико-реабилитационные экспертные комиссии (МРЭК)
в) отдельные службы и специалисты, занимающиеся вопросами МСЭ и реабилитации в стационарных и амбулаторных организациях республики.
Медико-социальная экспертиза представляет собой комплекс мероприятий по определению нуждаемости освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма. Экспертиза временной нетрудоспособности граждан проводится в организациях здравоохранения лечащим врачом или врачебно-консультационной комиссией. Экспертиза нарушения жизнедеятельности граждан (инвалидности) осуществляется медико-реабилитационными экспертными комиссиями. В то же время медико-социальную экспертизу необходимо определять и как самостоятельную область научных знаний и систему практической деятельности, функционирующую на стыке здравоохранения, социального страхования и социального обеспечения. Исходя из этого одним из основных предметов деятельности медико-социальной экспертизы является определение состояния трудоспособности лиц, у которых возникла необходимость путем экспертного обследования проверить наличие стойкой (или длительной временной) потери трудоспособности или значительного ее снижения вследствие заболевания, травмы или дефекта. То есть медико- социальная экспертиза является научно-методической основой, обеспечивающей правильное, рациональное осуществление всех видов и форм социального обеспечения рабочих и служащих в случае постоянной или длительной потери или значительного снижения у них трудоспособности, являются нормативным актом, определяющим право граждан на социальное обеспечение за счет государства в случае потери или снижения трудоспособности у них вследствие болезни или увечья. Характер и объем государственной и общественной помощи и льгот зависят от степени нарушения трудоспособности (ограничение или утрата трудоспособности), ее характера (временное нарушение трудоспособности или инвалидность), причины нарушения трудоспособности (общее заболевание, трудовое увечье, профессиональное заболевание и т. д.), условий труда освидетельствуемого, объема проведенных реабилитационных мероприятий.
Исходя из изложенного вытекают и основные задачи медико- социальной экспертизы:
1. Научно обоснованная оценка состояния трудоспособности Установление факта нетрудоспособности является не только социальным, но, прежде всего важным медицинским мероприятием.
2. Установление причин инвалидности.
3. Определение трудовых рекомендаций. Медико-социальная экспертиза и трудовая рекомендация являются научно-методической основой, нормативным и организующим началом государственной и общественной системы мероприятий по рациональному трудовому устройству инвалидов. Это обусловлено тем, что многие инвалиды даже при наличии тяжелых видов патологии могут не только успешно, но даже с пользой для их здоровья выполнять общественно полезную работу, если их труд определенным образом организован, протекает в требуемых санитарно-гигиенических условиях, надлежащим образом дозирован и соответствует функциональным возможностям их организма. Трудовая рекомендация имеет важное юридическое значение, так как будучи врачебным предписанием, она обязательна как для инвалидов, так и для администрации предприятий и учреждений, она является основой нормативного и научно-методического положения трудового устройства инвалида, разрешает и запрещает всякую или отдельную трудовую деятельность, те или иные условия труда. От правильности и научной обоснованности трудовой рекомендации обычно зависит успех всего процесса трудоустройства инвалида, восстановление его здоровья и трудоспособности или предупреждение утяжеления заболеваемости и нарушений трудоспособности. Основное внимание в трудовой рекомендации должно сосредотачиваться на перечне противопоказаний, ограждающих больного от недоступных видов и условий труда.
5. Содействие профилактике и лечению заболеваний, профилактике инвалидности.
6. Экспертный контроль за длительно болеющими.
7. Определение и изучение экономических (по классам болезней) и социальных причин инвалидности.
8. Установление степени потери трудоспособности рабочими и служащими, получившими увечье либо иное повреждение здоровья, связанное с их работой. Медико-социальные эксперты в соответствии с новым современным подходом к инвалидности помимо ограничений способностей к труду оценивают также ограничение способности к обучению, самообслуживанию, передвижению, общению, ориентации, контролю за своим поведением.
В практической деятельности эксперты руководствуются специально разработанными критериями, используемыми при осуществлении медико- социальной экспертизы.
Такой широкий и совершенно правомерный подход к вопросу установления группы инвалидности, охватывающий наиболее важные стороны жизнедеятельности человека, вызывает необходимость посреднического участия специалиста по социальной работе в организации медико- социальной экспертизы. По аналогии с врачом-экспертом, осуществляющим клиническую диагностику, специалист по социальной работе формулирует социальный диагноз. Установление социального диагноза включает ряд последовательных логических операций. Принципиально важным положением в осуществлении приемов социальной технологии является тесное взаимодействие специалиста по социальной работе с врачом-экспертом, психологом, реабилитологом. Первым этапом социальной технологии является выяснение социального статуса обследуемого. Он складывается из таких характеристик, как пол, возраст, общее и профессиональное образование, принадлежность к социальной группе населения (рабочий, крестьянин, служащий, пенсионер и т. д.). В последние годы появились новые характеристики социального статуса человека: беженец, иммигрант, переселенец, лицо без определенного места жительства, участник ликвидации аварии на Чернобыльской АЭС и др. Специалист по социальной работе должен выявлять эти обстоятельства. При определении образовательного уровня, характера профессии обследуемого при первичном обращении важно установление должности, соответствие ее полученной профессии. В зависимости от типа дефекта, формы патологии, вида и степени ограничения жизнедеятельности может возникнуть вопрос о переобучении, трудоустройстве обследуемого. Этот вопрос решает реабилитолог совместно с психологом. Выяснение семейного положения обследуемого в социальной технологии необходимо для принятия решения специалистом по социальной работе. В случае одинокого проживания обследуемого и при наличии выраженных функциональных нарушений, резко ограничивающих жизнедеятельность, встает вопрос либо о социальном обслуживании в дневном отделении территориального центра социального обслуживания населения, либо о надомном обслуживании, либо о помещении в стационарное учреждение социального обслуживания. В случае проживания обследуемого в семье специалист по социальной работе рассматривает семью как микросоциальную реабилитационную среду. В данном случае, возвращаясь к понятию «социальный диагноз», будет осуществляться социально-средовая диагностика. Выясняется статус обследуемого в семье (иждивенец, кормилец) и в каждом конкретном случае определяется тактика специалиста по социальной работе. Если обследуемый, имеющий ограничения жизнедеятельности, является единственным кормильцем, специалист по социальной работе по согласованию с реабилитологом ставит вопрос о необходимости трудоустройства и выборе места трудоустройства. Важное место отводится выяснению внутрисемейных отношений, позиций членов семьи, самого обследуемого. При необходимости (сложные межличностные отношения, конфликтная, напряженная обстановка) следует обеспечить психологическую консультацию, психокоррекционное воздействие. В ходе формирования социального диагноза специалист по социальной работе должен выявить социально-бытовую ситуацию, а точнее социально-бытовой статус обследуемого: выяснить характер жилища (собственный дом, квартира, комната в коммунальной квартире, комната в общежитии, снимаемая жилплощадь и др.), этаж поселения, благоустроенность жилого помещения, комфортность проживания, характер коммунальных удобств, наличие условий для выполнения работы на дому, оснащение квартиры вспомогательными приспособлениями для самообслуживания и передвижения, приготовления и приема пищи, досуговых занятий. Основываясь на клинических данных врача-эксперта, специалист по социальной работе должен быть хорошо осведомлен об основном инвалидизирующем заболевании обследуемого. В соответствии с этими данными он должен выяснить нуждаемость обследуемого в приспособлении жилья (устранение порогов в квартире, устройство широких дверных проемов для передвижения на кресле-коляске, необходимость достаточной площади для маневрирования кресла-коляски в прихожей и др.). Следует выяснить нуждаемость обследуемого в установке специальных опор, поручней и других устройств, облегчающих самостоятельное пользование ванной, туалетом. В ходе разработки социального диагноза важно выявить нуждаемость обследуемого в различных вспомогательных приспособлениях для самостоятельного передвижения, независимого приготовления и приема пищи, открывания форточек и дверей, самостоятельного раздевания и надевания одежды и обуви и т. д. 20 Специалист по социальной работе должен также выяснить нуждаемость инвалида в обучении пользованию вспомогательными средствами различного назначения, навыкам самообслуживания, безопасности жизни, передвижения, пользованию информацией, в широком смысле слова в обучение навыкам «жизни с инвалидностью». Выясняется также вопрос о нуждаемости семьи в обучении реабилитационным мероприятиям. В этом перечне, помимо социально-бытовой аспекта, присутствует также и социально-средовой, так как речь идет не только о бытовых условиях, но и о жилой среде, среде жизнедеятельности. Продолжением изучения социально-средовой ситуации является выяснение состояния оборудования и размера лестничной площадки, дающей возможность маневрирования кресла-коляски, широкого дверного проема лифта и площади кабины, высоты расположения кнопочного устройства, позволяющей самостоятельно пользоваться им человеку в кресле-коляске. Далее выясняется состояние подъезда, оборудование его пандусом, перилами, навесом. Специалист по социальной работе оценивает также досуг обследуемого, его интересы, потребности (музыка, книги, театр, спорт) и возможности реализации этих потребностей. На основании проведенного обследования специалист по социальной работе совместно с экспертом-реабилитологом составляет заключение о социально-бытовом и социально-средовом статусе клиента, предоставляет полученные им данные для составления индивидуальной программы реа- билитации (раздел социальной реабилитации), в дальнейшем осуществляет контроль за реализацией этого раздела и при необходимости вносит коррективы. Специалисты по социальной работе пользуются методами наблюдения, анкетирования, интервьюирования, применяют биографический метод, тестирование и т. д.