Этические ценности социальной работы и этические принципы социальной защиты личности населения (нищего, барина, равного) и их роль в формировании здоровья человека.
Этические ценности здоровья являются одной из абсолютных и непреходящих ценностей жизни в целом. Они должны формироваться с первых дней жизни ребенка. При этом более обоснованно говорить не столько о профилактике болезней, сколько о санологии. Санология (sa-nitus – здоровье) – теория и практика охраны и укрепления, умножения, воспроизводства здоровья здоровых (Ю.П.Лисицын).Этические (альтернативные) ценности жизни:1. Ценности, реализуемые Мировым разумом(родиться или не родиться).2. Ценности жизни, реализуемые индивидуальным разумом.2.1. Прожить жизнь, достойную человека, на пути к высшему смыслу или просуществовать на биологическом уровне.2.2. Подняться на высший уровень этического сознания здорового образа жизни или оставаться на уровне элементарного знания.2.3. Сформировать стиль созидания или разрушения собственной жизни.показатели качества жизни:1) Удовлетворенность семейным положением.2) Удовлетворенность работой.3) Удовлетворенность жилищными условиями.4) Удовлетворенность материальным положением.
Интерпретация понятия «болезнь - стесненная в своей свободе жизнь». Примеры учений.
Болезнь сопряжена со снижением функциональных резервов, ограничением свободы выбора стереотипов, способов и масштабов реагирования («Жизнь, стесненная в своей свободе» по К. Марксу). Болезнь связана с ограничением «средоизменяющей активности» организма, нарушением генетически детерминированной фрактальности пато-саногенетических процессов и введением навязанных стереотипов регуляции или же с прямым нарастанием энтропии организма, отказом от антиэнтропийной направленности саногенетических процессов. Болезнь - это стесненная в своей информации жизнь или Болезнь как нарушение информационного процесса (В. А. Фролов). «Говоря более широко, патология тем и отличается от нормы, что биологическая система, израсходовав все возможности жестко не запрограммированных колебаний, начинает функционировать узконаправленно, максимально мобилизуясь для достижения необходимого эффекта, но это приводит к быстрому исчерпанию резервных возможностей организма, перенапряжению и возможному полому механизмов саногенеза… что различие между нормой и патологией (здоровьем и болезнью) заключается в объеме возможностей организма к адаптации. Уменьшение этого объема делает организм менее адаптируемым к меняющимся условиям, а, следовательно, более уязвимым к патогенному фактору. Таким образом, несколько уточняя положение Карла Маркса о том, что «болезнь есть стесненная в своей свободе жизнь», можно так сформулировать определение болезни: Болезнь - это стесненная в своей адаптации жизнь. Учитывая то, что снижение способности к адаптации связано, прежде всего, с тем, что организм вследствие возникающих в нем «поломов» начинает либо получать недостаточное количество информации, либо неполноценно ее обрабатывать и использовать, можно данное определение сформулировать более конкретно: болезнь – это стесненная в своей информации жизнь» (В. А. Фролов). Феномену саногенетической роли патогенетических механизмов можно дать следующее объяснение. На организм в течение его жизни воздействует такое количество патогенных факторов, что если бы он не выработал в процессе эволюции достаточно надежные механизмы приспособления и защиты, то не смог бы выжить. Болезнь есть инструмент эволюции, которая сверхточным образом показывает недостаточность «нормальности» органов или систем с целью их совершенствования.
Понятие об инвалидности, ограничении жизнедеятельности, социальной недостаточности и концепции последствий болезни в социальном законодательстве Республики Беларусь и международной практике.
Инвалидность — социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящая к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты.
Итак, по определению ВОЗ, «здоровье – это не только отсутствие болезни или увечья, но и полное физическое, психическое и социальное благополучие».
УРОВНИ ПОСЛЕДСТВИЙ БОЛЕЗНИ
Рассматриваются 3 уровняпоследствий болезни .
1 уровень – органный– морфофункциональные изменения со стороны отдельных органов или систем, например, при инсульте со стороны ЦНС – неврологический дефицит или дефект, характер и степень выраженности которого зависит от локализации и размера очага.
2 уровень – организменный– нарушение интегративных функций целостного организма, его способностей – передвижения, самообслуживания, ориентации, общения, обучения, участия в трудовой деятельности. Последствия этого уровня обозначаются как ограничениежизнедеятельности или повседневной активности, развивающиеся вследствие нарушения функций и приводящие к социальной недостаточности.
3 уровень – социальный– социальная недостаточность (дезадаптация) возникает, если нарушение жизнедеятельности приводит к ограничению мобильности, личной независимости, экономической самостоятельности, невозможности занятия своего времени и др.
Концепция последствий болезни определяет 3 цели реабилитации:
функциональное восстановление, восстановление жизнедеятельности
(повседневной деятельности) – социально-бытовая адаптация и профессиональное восстановление.
Первый уровень – это задача врачей лечебно-профилактических учреждений, которые обязаны перед направлением в организации социальной защиты сформулировать четкий этиологический,патогенетический, нозологический, а главное – функциональный диагноз.
Уметь прочитать этот диагноз и интерпретировать с социальных позиций, а также сформулировать социальный диагноз с учетом ограничений жизнедеятельности пациента, приводящих к социальной недостаточности, – задача специалиста по социальной работе.
Оценка последствий второго и третьего уровня, т.е. нарушения интегративных функций целостного организма, его способностей, а также оценка социальной недостаточности (дезадаптации) – это непосредственная задача специалистов по социальной работе.
Таким образом, специалистам по социальной работе необходимы знания для понимания и реализации мероприятий на различных уровнях следующей цепочки:
• болезнь;• функциональные нарушения;• дефект;• ограничение жизнедеятельности;• социальная недостаточность.