В формировании здорового образа жизни.

Еще в 70-е гг. XX столетия социалгигиенисты (Ю.П.Лисицын и др.) пришли к заключению, что образ жизни как субъективный фактор общества является ведущим фактором, обуславливающим здоровье в современных условиях. По их расчетам образ жизни составил 50-55% всех факторов, обуславливающих здоровье. На втором месте по статистическому «весу» стоят факторы окружающей среды (экологические) – 20-25%, затем генетические, наследственные факторы – 15-20% и факторы, связанные с системой и службами здравоохранения – 8-10% (Ю.П.Лисицын. Теории медицины XX века. М., 1999). Эти данные, полученные в СССР, вначале были подвергнуты сомнению. Но потом проверены на больших массивах информации в ряде стране, включая США, и нашли свое подтверждение. Для расшифровки понятия образ жизни Ю.П.Лисицыным была предложена структура образа жизни, которая включает характер, сферу и виды активности: 1. Характер активности людей: интеллектуальная; физическая. 2. Сфера активности: трудовая; внетрудовая. 3. Виды (формы, элементы, блоки) активности: производственная; социальная; культурная, образовательная; бытовая; физическая; медицинская; другие формы активности. Исходя из трактовки образа жизни и факторной концепции эпидемии неинфекционных заболеваний (болезни цивилизации), для фактического применения в разных сферах человеческой деятельности можно рекомендовать схему формирования здоровья по Ю.П.Лисицыну, которая складывается из двух фаз: фаза I – преодоление факторов риска здоровью и фаза II – формирование факторов здорового образа жизни.

Уже прошло около полувека, как с легкой руки известного фремингемского исследования началось по всем странам широкое изучение факторов риска НИЗ. Из сотен изученных выделено около 10 факторов, которые определяют более 80% НИЗ. Но выяснилось и то, что популяции населения разных стран делятся на три примерно равные группы (по 30-35%): откликающиеся на профилактические предложения и выполняющие их; откликающиеся, но не выполняющие; не откликающиеся и не выполняющие рекомендаций. Из нашего опыта многолетнего наблюдения за популяцией мужчин г.Минска 40-59 лет – с 1979 г. по настоящее время, т.е. свыше 25 лет, можно продемонстрировать ряд экстравагантных отказов от приглашений на обследования («здоров, как бык, в лечении не нуждаюсь»; «сердце тянет как дизель, остановится, тогда приду»… ). Но один гражданин из этой третьей группы на обратной стороне вежливого письма-приглашения нарисовал фигу с кисточкой и преподнес под нос врачу в белом халате и с крестом на шее. Предприняв настойчивые усилия для выяснения состояния здоровья лиц, отказавшихся полностью от профилактических обследований, мы убедились, что как раз эта группа имеет наибольший риск НИЗ, она же имела и более низкий образовательный уровень. Надо полагать, что эти лица по своим психологическим особенностям относятся к интравертам, и с ними затруднены социальные контакты. Но в то же время последствиями более частых НИЗ среди них общество получает значимую часть болезней цивилизации, которые ограничивают жизнедеятельность и ведут к социальной недостаточности около 70% населения. Для помощи этим лицам недостаточно обычных информационных и образовательных технологий воздействия. Одно знание еще не гарантирует изменение поведения. Это хорошо демонстрируется феноменом курения врачей и учителей. Они, особенно врачи, профессионально изучают механизмы влияния курения и алкоголя на организм, а число лиц, страдающих этим видом девиации, среди них почти такое же, как в популяции в целом. Следовательно, мало дать обычные знания. Знание должно подтверждаться одобряемыми и отвергаемыми обществом традициями и стилем жизни. Надо обратить внимание, что в древности, при отсутствии высоких медицинских технологий лечения, здоровье общества поддерживалось здоровыми традициями. Именно они помогли людям выжить в сложных социальных условиях, при эпидемиях инфекционных заболеваний. Знание одобряемых обществом этических норм и правил само по себе не гарантирует их выполнения. Над этическими нормами не висит ни дамоклов меч закона, ни притягательная сила экономического расчета. Они регулируются совестью человека, сформированной на этическом сознании. Последнее формируется, но требует настойчивых усилий вслед за знанием сформировать этическое сознание и этическую потребность в действии. Применительно к факторной концепции НИЗ должна быть сформулирована потребность в реализации здорового образа жизни. Этическое действие в области здорового стиля жизни обеспечивают индивидуальные усилия одобряемыми обществом привычками здорового стиля поведения. Этический взгляд на проблему здоровья позволяет сформулировать понятие здоровый образ жизни – осознанный, закрепленный в убеждении, привычках и поведении стиль жизнедеятельности человека, обеспечивающий сохранение здоровья исключением известных факторов риска заболеваний и способствующий воспроизводству здоровья в будущих поколениях и социальном окружении. Этические ценности здоровья являются одной из абсолютных и непреходящих ценностей жизни в целом. Они должны формироваться с первых дней жизни ребенка. При этом более обоснованно говорить не столько о профилактике болезней, сколько о санологии. Санология (sa-nitus – здоровье) – теория и практика охраны и укрепления, умножения, воспроизводства здоровья здоровых (Ю.П.Лисицын). Этические ценности и здоровье не являются обособленными от этической ценности жизни вообще. Как известно, Альберт Швейцер настойчиво продвигал идею «благоговения перед жизнью». Борьба за здоровье до последнего вздоха, последнего сокращения миокарда, до появления несомненных признаков смерти – трупных пятен, была характерна медицинской этике Гиппократа. Этические ценности жизни можно представить в виде двух групп альтернатив, определяемых Высшим или Мировым разумом, сформированным в процессе филогенеза человека и индивидуальным разумом, вырабатываемым в период отногенетического развития человека.





Этические (альтернативные) ценности жизни:1.Ценности, реализуемые Мировым разумом: Родиться или не родиться, Выжить или умереть. Продлить ветвь жизни или прервать. 2. Ценности жизни, реализуемые индивидуальным разумом: Прожить жизнь, достойную человека, на пути к высшему смыслу или просуществовать на биологическом уровне. Подняться на высший уровень этического сознания здорового образа жизни или оставаться на уровне элементарного знания. Сформировать стиль созидания или разрушения собствен-

ной жизни.

Для формирования этического сознания на уровне стиля, действия по соблюдению здорового образа жизни, основанного на факторной концепции болезней цивилизации, каждый индивидуум сталкивается с альтернативой выбора. Повседневно и по много раз каждый решает дилемму. Надо быть готовым на подсознании решить ее в пользу здоровья. Если ты перед выбором, выбирай то, что служит созиданию здоровья, а не то, что отвечает вкусам и склонностям. Первое должно стать этическим правилом.

Наши рекомендации