Лекция 12. здоровый образ жизни и личная гигиена. гигиеническое обучение и воспитание.
ЛЕКЦИЯ 12. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА. ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ.
План лекции:
1.Здоровье,образжизнииегосоставляющие.
2.Гигиеническиетребованиякрежимудняиотдыха.
3.Значениефизическойактивности,закаливания,рациональногопитаниядлясохраненияиукрепленияздоровья.
4.Личнаягигиена.
5.Уходзакожей,волосами,ногтямииполостьюрта.
6.Гигиенаодеждыиобуви.
7.Организациягигиеническогообученияивоспитаниясцельюповышениясанитарнойкультурыграждан,профилактикизаболеванийираспространениязнанийоздоровомобразежизни.
8.Методыисредствагигиеническогообученияивоспитания.
Здоровье,образжизнииегосоставляющие
В преамбуле устава Всемирнойорганизацииздравоохранения(ВОЗ) записано, что,«здоровьеявляетсясостояниемполногофизического,душевногоисоциальногоблагополучия,анетолькоотсутствиемболезнейифизическихдефектов».Однакоэтоопределениенеможетбытьиспользованодляоценкиздоровьянапопуляционномииндивидуальномуровне.С точки зренияВОЗ,подздоровьемнаиндивидуальномуровнепонимаетсяотсутствиевыявленныхрасстройствизаболеваний,анапопуляционном–процесссниженияуровнясмертности,заболеваемостииинвалидности.
По оценкам специалистов,здоровьенаселенияболеечемна50%зависитотобразаиусловийжизни;в10–20%онообусловленовлияниемнаследственности;приблизительнотакоежевлияниеоказываетвнешняя,окружающаячеловекасредаилишьпримерно8–10%приходитсянасостояниепрактическогоздравоохранения(хотяпоследниецифрысталиувеличиваться).
Здоровыйобразжизниможноопределить,какповседневноеличностно-активноеповедениелюдей,направленныенасохранениеиулучшениездоровья,повышениезащитныхсистеморганизма,ивконечномитогепродолжительностижизни,полноценноевыполнениечеловекомсоциальныхфункций.
12.2.Гигиеническиетребованиякрежимудняиотдыха
Одноизусловийсохраненияи укрепления здоровья–соблюдаемыйрежимтруда,отдыха,сна,питания.Четкийиправильныйрежимрабочегоднязначительнооблегчаетлюбуюдеятельность,позволяетмаксимальноиспользоватьвсевозможностиорганизмачеловека,испытыватьменьшуюнагрузку.Условияжизнииособенностипрофессиональнойдеятельностиувсехразличныикаждыйможетсамсоставитьудобныйдлясебярежим.Приемпищи,сон,гигиеническиепроцедурыследуетвыполнятьводноитожевремя.Благодарярациональномураспределениювременивтечениедняорганизмиспытываетнормальнуюнагрузку,затраченныесилыбыстрееиполнеевосстанавливаются,организмменьшеизнашивается.
Различныеусловияжизни,трудаибыта,индивидуальныеразличиялюдейнепозволяютрекомендоватьодинвариантрежима днядлявсех.Однакоегоосновныеположениядолжнысоблюдатьсявсеми:выполнениеразличныхвидовдеятельностивстрогоопределенноевремя,правильноечередованиеработыиотдыха,регулярноепитание.
Беспорядочныйприемпищивразличноевремянеизбежноведеткжелудочно-кишечнымзаболеваниям,отходкоснувразличноевремя–кбессонницеинервномуистощению,нарушениепланомерногораспределенияработыиотдыхаснижаетработоспособность.
Режимимеетнетолькооздоровительное,ноивоспитательноезначение.Строгоеегособлюдениевоспитывает:дисциплинированность,аккуратность,организованность,целеустремленность.Режимпозволяетчеловекурациональноиспользоватькаждыйчас,каждуюминутусвоеговремени,чтозначительнорасширяетвозможностьразностороннейисодержательнойжизни.
Необходимособлюдатьследующийраспорядокдня: вставатьежедневноводноитожевремя,заниматьсярегулярноутреннейгимнастикой,естьвустановленныечасы,чередоватьумственныйтрудсфизическимиупражнениями,соблюдатьправилаличнойгигиены,следитьзачистотойтела,одежды,обуви,работатьиспатьвхорошопроветриваемомпомещении,ложитьсяспатьводноитожевремя.
Личнаягигиена.
Личнаягигиена–разделгигиены,изучающийвопросысохраненияиукрепленияздоровьяпутемсоблюдениянормиправилгигиенывповседневнойжизни.
Личнаягигиенаразработалаправилауходазателом,волосами,полостьюртанаосновефизиологическихфункцийкожиислизистыхоболочек,ихбарьернойивыделительнойфункций,значениябактерицидныхсвойствсекретовкожиислизистыхоболочек.
Традиционныйразделличнойгигиены–гигиенаодеждыиобуви–внастоящеевремяизменилсвоесодержаниевсвязисиспользованиемсинтетическихматериалов.Новыйразделличнойгигиены–психогигиена–тольконачинаетразрабатыватьсяиприобретатьсамостоятельность.
Гигиенаодеждыиобуви
Важнойсоставнойчастьюличнойгигиеныявляетсягигиенаодежды.
Внастоящеевремявпонятиепакетаодеждывходятследующиеосновныекомпоненты:белье(1-йслой),костюмыиплатья(2-йслой),верхняяодежда(3-йслой).
Поназначениюихарактеруиспользованияразличаютодеждубытовую,профессиональную(спецодежду),спортивную,военную,больничную,обрядовуюит.д.
Повседневнаяодеждадолжнасоответствоватьследующимгигиеническимтребованиям:
- обеспечиватьоптимальныйпододежныймикроклиматиспособствоватьтепловомукомфорту;
- незатруднятьдыхание,кровообращениеидвижения,несмещатьинесдавливатьвнутренниеорганы,ненарушатьфункцийопорно-двигательногоаппарата;
- бытьдостаточнопрочной,легкоочищатьсяотвнешнихивнутреннихзагрязнений;
- несодержатьвыделяющихсявовнешнююсредутоксическиххимическихпримесей,необладатьнеблагоприятновлияющиминакожуичеловеческийорганизмвцеломфизическимиихимическимисвойствами;
- иметьсравнительнонебольшуюмассу(до8–10%массытелачеловека).
Важнейшимпоказателемкачестваодеждыиеегигиеническихсвойствявляетсяпододежныймикроклимат.Притемпературеокружающейсреды18–22°Срекомендуютсяследующиепараметрыпододежногомикроклимата:температуравоздуха–32,5–34,5°С,относительнаявлажность–55–60%.
Гигиеническиесвойстваодеждызависятотсочетаниярядафакторов.Главныеизних–видткани,характереевыделки,покройодежды.Дляизготовлениятканииспользуютсяразличныеволокна–натуральные,химическиеискусственныеисинтетические.Натуральныеволокнамогутбытьорганическими(растительными,животными)инеорганическими.Крастительным(целлюлозным)органическимволокнамотносятсяхлопок,лен,сизаль,джут,пенькаипрочие,корганическимволокнамживотногопроисхождения(белковым)–шерстьишелк.Дляизготовлениянекоторыхвидовспецодеждымогутиспользоватьсянеорганические(минеральные)волокна,например,асбест.
Гигиеническиедостоинстваилинедостаткитехилииныхтканейпреждевсегозависятотфизико-химическихсвойствисходныхволокон.
Наиболееважноегигиеническоезначениеизэтихсвойствимеютвоздухо-ипаропроницаемость,влагоемкость,гигроскопичность,теплопроводность.
Воздухопроницаемостьхарактеризуетспособностьтканипропускатьчерезсвоипорывоздух,отчегозависятвентиляцияпододежногопространства,конвекционнаяотдачатепласповерхноститела.Воздухопроницаемостьтканизависитотееструктуры,пористости,толщиныистепениувлажнения.Воздухопроницаемостьтесносвязанасоспособностьютканипоглощатьводу.Чембыстреезаполняютсявлагойпорыткани,темменеевоздухопроводнойонастановится.
Паропроницаемостьхарактеризуетспособностьтканипропускатьчерезпорыводяныепары.Относительнаяпаропроницаемость–процентноеотношениеколичестваводяныхпаров,прошедшихчерезткань,кколичествуводы,испарившейсяизоткрытогососуда.Дляразличныхтканейэтотпоказательколеблетсяот15до60%.
Однимизнаиболееважныхвгигиеническомотношениисвойствтканиявляетсяеегигроскопичность,характеризующаяспособностьволоконтканипоглощатьводяныепарыизвоздухаисповерхностителаиудерживатьихприопределенныхусловиях.Наибольшейгигроскопичностьюобладаютшерстяныеткани(20%иболее),чтопозволяетимсохранитьвысокиетеплозащитныесвойствадажеприувлажнении.Минимальнойгигроскопичностьюобладаютсинтетическиеткани.Важнойхарактеристикойтканей(особенноиспользуемыхдляизготовлениябелья,рубашечно-платьевыхизделий,полотенец)являетсяихспособностьвпитыватькапельно-жидкуювлагу.Оцениваютэтуспособностьпокапиллярноститкани.Наиболеевысокаякапиллярностьухлопковыхильняныхтканей(110–120мм/чиболее).
Теплозащитныесвойстватканиопределяютсятеплопроводностью,котораязависитотеепористости,толщины,характерапереплетенияволоконит.д.Теплопроводностьтканейхарактеризуеттепловоесопротивление,дляопределениякоторогонеобходимоизмеритьвеличинутепловогопотокаитемпературукожи.
Основнымгигиеническимдостоинствомтканейизнатуральныхволоконявляетсяихвысокаягигроскопичностьихорошаявоздухопроводность.Именнопоэтомухлопчатобумажныеильняныетканииспользуютдляизготовлениябельяибельевыхизделий.Особенновеликигигиеническиедостоинствашерстяныхтканей–ихпористостьсоставляет75–85%,ониобладаютвысокойгигроскопичностью.
Вискозные,ацетатныеитриацетатныеткани,получаемыепутемхимическойобработкидревеснойцеллюлозы,характеризуютсявысокойспособностьюсорбироватьнасвоейповерхностиводяныепары,ониобладаютвысокойвлагопоглощаемостью.Однакодлявискозныхтканейхарактернадлительнаяиспаряемость,чтовызываетзначительныетеплопотерисповерхностикожииможетпривестикпереохлаждению.
Ацетатныетканипосвоимсвойствамблизкиквискозным.Однакоихгигроскопичностьивлагоемкостьзначительнониже,чемувискозных,приихноскеобразуютсяэлектростатическиезаряды.
Компонентыпакетаодеждывыполняютразличныефункции,поэтомуразличныгигиеническиетребованияктканям,изкоторыхониизготовлены.
Первыйслойпакетаодежды–нательноебелье.Основноефизиолого-гигиеническоеназначениеэтогослоя–поглощениепотаидругихвыделенийкожи.Поэтомуткани,изкоторыхизготавливаетсябелье,должныобладатьвысокойгигроскопичностью,бытьгидрофильными,воздухо-ипаропроницаемыми.Лучшевсегоэтимтребованиямотвечаютнатуральныеткани.
Второйслойодежды(костюмы,платья)долженобеспечитьсозданиеоптимальногопододежногомикроклимата,способствоватьудалениюиспаренийивоздухаизбелья.Вгигиеническомотношенииважнейшимсвойствомвторогослояодеждыявляетсявысокаяпаропроницаемость.Дляизготовлениякостюмовидругихвидоввторогослояможноиспользоватькакнатуральныеткани,такисинтетические.Наиболеецелесообразнысмешанныеткани(например,лавсанвсмесисшерстью),обладающиеулучшеннымисорбционнымисвойствами,пониженнойэлектризуемостью,высокойпаропроницаемостью,низкойтеплопроводностью,сочетающимисясхорошимиэксплуатационнымикачествами.
Основноефункциональноеназначениетретьегослоя(верхнейодежды)–защитаотхолода,ветра,неблагоприятныхпогодныхусловий.Тканидляэтогослоядолжныобладатьнизкойтеплопроводностью,большойветростойкостью,влагонепроницаемостью(низкойгигроскопичностью),прочностьюнаистирание.Этимтребованиямотвечаютнатуральныеилисинтетическиемеха.Целесообразноиспользоватькомбинацииразличныхтканей(например,сочетатьверхнийветро-ивлагозащитныйслойизсинтетическойтканистеплоизоляционнойпрокладкойизсмесиискусственногоинатуральногомеха,шерсти).
Дополнительныетребованияпредъявляютсякдетскойодежде.Из-заменеесовершенногомеханизматерморегуляции,значительнобольшегоудельногоотношениявеличиныповерхностителакединицемассыудетей,болееинтенсивногопериферическогокровообращения(большаямассакровипротекаетвпериферическихкапиллярах)онилегчеохлаждаютсявхолодноевремягодаиперегреваютсявлетнее.Поэтомудетскаяодеждадолжнаобладатьболеевысокимитеплоизоляционнымисвойствамизимойиспособствоватьтеплоотдачелетом.Приэтомважно,чтобыодежданебылагромоздкой,непрепятствоваладвижениям,невызываланарушенийвкостномышечныхтканяхисвязках.Вдетскойодеждедолжнобытьминимальноеколичестворубцов,швов,покройдолженбытьсвободным.
Различияприродно-климатическихусловийвРоссииопределяютгигиеническиетребованиякодежде.Выделено16зонсразличнымитребованиямиктеплозащитнымсвойствамодежды.Так,например,длязонысмешанныхишироколиственныхлесовсреднейполосыевропейскойчастиРоссиикомфортноесостояниевлетнеевремяобеспечиваетодеждатеплозащитой
Поназначениювыделяютобувьбытовую,спортивную,специальнуюрабочую,детскую,военную,лечебнуюит.д.
Обувьдолжнаотвечатьследующимгигиеническимтребованиям:
- обладатьнизкойтеплопроводностью,обеспечиватьоптимальныймикроклиматобувногопространства,еговентиляцию;
- бытьудобнойвиспользовании,ненарушатькровоснабжение,ростиформированиекостно-мышечныхэлементовстопы,незатруднятьсвободудвиженийприходьбе,занятияхфизкультуройитрудовыхпроцессах,обеспечиватьзащитустопотнеблагоприятныхфизических,химическихибиологическихвоздействий;
- невыделятьвобувноепространствохимическиевеществавконцентрациях,способныхвреальныхусловияхэксплуатацииоказыватьнеблагоприятноевоздействие(кожно-раздражающее,резорбтивное,аллергенноеит.д.)накожустопыиорганизмвцелом;
- отвечатьвозрастнымидругимфизиологическимособенностяморганизма;
- легкочиститьсяивысушиваться,продолжительноевремясохранятьпервоначальнуюконфигурациюигигиеническиесвойства.
Гигиеническиесвойстваобувизависятотматериала,изкоторогоонаизготовлена,соответствияразмеровиконфигурациистопы,конструктивныхособенностейиэксплуатационныхкачеств.Дляизготовленияобувииспользуютразличныенатуральныеиискусственныематериалы.Показатели,покоторымсудятодостоинствахилинедостаткахтогоилииногоматериала,совпадаютстеми,которыехарактеризуютгигиеническиесвойстватканейодежды–теплопроводность,влагопоглощаемость,воздухо-ипаропроницаемость.
Хорошимигигиеническимисвойствамиобладаютматериалыизнатуральнойкожи.Ониэластичны,умеренновоздухопроницаемы,имеютнизкуютеплопроводность,невыделяютвобувноепространствовредныехимическиевещества.
ЛЕКЦИЯ 12. ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ И ЛИЧНАЯ ГИГИЕНА. ГИГИЕНИЧЕСКОЕ ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ.
План лекции:
1.Здоровье,образжизнииегосоставляющие.
2.Гигиеническиетребованиякрежимудняиотдыха.
3.Значениефизическойактивности,закаливания,рациональногопитаниядлясохраненияиукрепленияздоровья.
4.Личнаягигиена.
5.Уходзакожей,волосами,ногтямииполостьюрта.
6.Гигиенаодеждыиобуви.
7.Организациягигиеническогообученияивоспитаниясцельюповышениясанитарнойкультурыграждан,профилактикизаболеванийираспространениязнанийоздоровомобразежизни.
8.Методыисредствагигиеническогообученияивоспитания.