Акселерация и ретардация ростовых процессов.
(СЛАЙД 16).Наряду с характерными особенностями физического и психического развития для большинства детей определенной возрастно-половой группы, встречаются разнообразные отклонения, которые выделены в два типы:
акселерация развития - ускорение физического развития и функциональных систем организма, и
ретардация развития - задержка физического развития и формирования функциональных систем организма.
Термин «акселерация» употребляется в двух значениях: (СЛАЙД 17).
· акселерация эпохальная (ускорение развития в сравнении с предыдущими поколениями) и
· акселерация внутригрупповая (ускорение развития в определенных возрастных группах).
Под эпохальной акселерацией понимают ускорение роста, физического развития, полового созревания и психического развития организма человека, которое наблюдается с конца X1X в. — начала XX в. по сравнению с предыдущими годами. Употребляют также термин секулярный тренд (вековая тенденция). (СЛАЙД 18).
Проявлением эпохальной акселерации является ускорение полового созревания. В прошлом веке первые менструации у девушек наступали в 15-16 лет, в настоящее время - в 12-13 лет. Проявления акселерации наблюдаются в развитии энергетических систем и двигательной функции. Ускоряются средние темпы прохождения прогрессивной стадии онтогенеза, сократилась продолжительность роста: в настоящее время рост юношей и девушек в среднем заканчивается в 16-19 лет, а 50 лет назад - к 25-26 годам. Рука стала короче по отношению к ноге, увеличилось отношение ширины таза к ширине плеч у женщин. Эти различия отчетливо проявляются с 12-15 лет.
Как возможные причины акселерации отмечаются:
· урбанизация населения (увеличение удельного веса городского населения),
· увеличение уровня радиации на Земле,
· улучшение социально-гигиенических условий жизни населения промышленно-развитых стран. Особый интерес представляет воздействие режимов двигательной активности на процесс роста и развития: при оптимальном двигательном режиме эти параметры оптимальны.
Изменение длины тела взрослого мужчины во времени для населения Германии бассейна р. Эльбы (Bach H. и др., 1985 г.)
(СЛАЙД 19). Внутригрупповая акселерация отражает индивидуальные, генетически обусловленные особенности сверстников одного поколения по темпам развития и близка понятиям соматотип, тип конституции.
Дети, имеющие признаки внутригрупповой акселерации, в среднем составляют 13-20% от общего числа детей данного возраста. Для них характерны: более высокий рост, большая мышечная сила, большие возможности дыхательной системы. У них быстрее происходит половое созревание, раньше заканчивается рост в длину (обычно к 15-17 годам), несколько быстрее осуществляется психическое развитие.
Биологические механизмы ретардациифизического развития детей изучены недостаточно. Имеют значение и эндогенные (наследственные, врожденные и приобретенные органические нарушения) и экзогенные воздействия (различные факторы социального характера). Число детей с признаками ретардации внутри возрастных групп достигает 13-20%.
Критерием принадлежности к группе акселерантов или ретардантов большинством исследователей принята разница величин характеризующего признака на одну сигму. Если медианты (дети, развивающиеся средними темпами) имеют величину длины тела в пределах значения «М+- сигма» («сигма» - среднее квадратичное отклонение), то у акселерантов длина тела больше значения «М + сигма», а у ретардантов - меньше значения «М - сигма».
(СЛАЙД 20).Акселерация и ретардация в школьные годы могут быть гармоничной и негармоничной.
Для гармоничного варианта характерно синхронное ускорение или замедление роста: показателей физического развития, полового созревания, двигательных качеств (мышечной силы, быстроты движений, скоростно-силовых качеств). Однако скорость развития функций систем вегетативного обеспечения этими характеристиками не отличается. Для гармоничных акселерантов характерна слабая сила нервной системы, высокая подвижность процессов возбуждения и торможения и одаренность в видах спорта со скоростными физическими упражнениями. Полагают, что гармоничная акселерация развивается у детей из благополучных в материальном отношении семей, при правильном воспитании и хорошей наследственности. Для гармоничной ретардации основное значение имеет соответствующая наследственность.
У акселерантов преимущественно развивающимися двигательными качествами являются абсолютные величины мышечной силы, быстроты, скоростно-силовых качеств. Этим детям рекомендуются виды спорта: тяжелая атлетика, метание, спортивные игры, спринт.
Дети с ретардациейимеют относительные величины тех же двигательных качеств. Они могут быть рекомендованы в спортивную гимнастику, прыжки в воду, фигурное катание, теннис. Дети «без ростового сдвига» отличаются выносливостью в динамической циклической работе. Они успешны в локомоциях на длинные и сверхдлинные дистанции.
Чаще акселерация и ретардация бывают негармоничными, чаще это отмечается при акселерации. Внутригрупповая негармоническая акселерация может встречаться в виде интенсивного полового созревания, часто в сочетании с повышением тонуса симпатической нервной системы. Такая акселерация сопровождается ухудшением адаптации к кислородному голоданию и физическим нагрузкам, снижением физической работоспособности и статической выносливости. Негармоническая акселерация полового созревания приводит к понижению дефинитивного уровня мышечной силы и других двигательных качеств.
Отмечаемая в 60-70-е годы акселерация по заключению гигиенистов (Г.Н.Сердюковская, 1994) в настоящее время сменилась общей ретардацией развития, преобладанием в популяции детей со средним и сниженным уровнем физического развития. На развитии детей сказываются определенное ухудшение качества жизни в 90-е годы.