Общие закономерности онтогенеза. физическое развитие и половое созревание. физиологическая характеристика детских возрастных периодов

Лекция 14

ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ

ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОНТОГЕНЕЗА. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ПОЛОВОЕ СОЗРЕВАНИЕ. ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТСКИХ ВОЗРАСТНЫХ ПЕРИОДОВ

ПЛАН

Понятие онтогенеза и закономерности его течения. Факторы, определяющие возрастное развитие.

Теории механизмов онтогенеза.

Показатели физического развития и полового созревания. Их возрастная динамика.

Акселерация и ретардация ростовых процессов.

Общая характеристика детских возрастных периодов.

Особенности внутренней секреции, НД, нервно-мышечного аппарата, вегетативных и двигательной функций в различные детские возрастные периоды.

Индивидуальные особенности детей и подростков. Определение биологического возраста.

Понятие онтогенеза и закономерности его течения. Факторы, определяющие возрастное развитие.

Возрастная физиология изучает особенности жизнедеятельности организма в различные периоды индивидуального развития или онтогенеза (греч.: онтос – особь, генезис – развитие). (СЛАЙД 4).

Онтогенез складывается из одновременно протекающих противоположно направленных процессов: эволюции и инволюции. (СЛАЙД 5).

• Эволюция – рост, развитие.

• Инволюция – обратное развитие, угасание, старение.

В понятие онтогенеза включают все стадии развития организма от момента оплодотворения яйцеклетки до конца жизни человека, выделяя пренатальный этап (до рождения) и постнатальный (после рождения).

Под развитием понимают 3 основных процесса: (СЛАЙД 6).

1. рост– увеличение числа клеток (в костях, легких и других органах) или увеличение размеров клеток (в мышцах и нервной ткани), т.е. количественный процесс;

2. дифференцирование органов и тканей;

3. формообразование, т.е. качественные изменения.

Основными закономерностями возрастного развития являются: (СЛАЙД 7).

· периодизация,

· неравномерность и непрерывность роста и развития,

· гетерохрония,

· явления опережающего созревания жизненно важных функцио­нальных систем.

В ходе онтогенеза наблюдаются определенные периоды формиро­вания отдельных функций и органов, ускорение и замедление их ро­ста. Периоды ускорения развития различных функций не совпада­ют. Наиболее интенсивный рост длины тела происходит на протяже­нии 1 года жизни и в период полового созревания: в среднем, у девочек в 12-13 лет, у мальчиков в 14-15 лет.

Речь формируется до 2-3 лет, а речевая регуляция движений с 4-5 лет. В возрасте 6-7 начинается смена молочных зубов на постоянные.

Основные позы тела осваиваются до 1 года, а основной фонд движений закладывается до 3-х лет. В возрасте 6— 12 лет достигается максимальное развитие иммунной ткани в организме. До 8 лет увеличивается длина шага, а с 8-9 лет нарастает темп ходьбы и бега. После 14 лет заметно нарастают вес тела и вес сердца.

Периодизация в развитии мозга проявляется в более раннем со­зревании первичных (проекционных) полей коры больших полуша­рий (до рождения и первые годы после рождения), затем — вторич­ных полей (зон опознания и осмысления информации) и в наиболее позднем созревании ассоциативных третичных полей (зон афферен­тного синтеза, прогнозирования и формирования программ поведе­ния). Анатомически (по толщине и занимаемой территории) третич­ные поля к 7-8 годам созревают лишь на 80% от размеров взрослого мозга, а функциональное их развитие продолжается вплоть до 18-20 лет и более.

В связи с основными закономерностями возрастной периодизации строится программа обучения детей в школе, нормирование физичес­ких и умственных нагрузок, определение размеров мебели, обуви, одежды и пр. Закономерности роста и развития человека учитываются в законодательстве — возможность получить работу, вступить в брак, нести ответственность за проступки, получать пенсию и пр.

ПОЛОВОЕ СОЗРЕВАНИЕ

Процесс полового созревания затрагивает все органы и системы организма. В этот период происходит формирование индивидуального морфотипа человека со специфическими особенностями формы и размеров тела, соотношения мышечной и жировой ткани. Завершаются процессы становления типологических особенностей поведенческих реакций, характеристик личности подростка.

(СЛАЙД 14).К специфическим особенностям переходного периода относится формирование первичных половых признаков (развитие половых желез и половых органов) и вторичных половых признаков (характерное оволосение, изменение тембра голоса, рост молочных желез).

В процессе полового созревания девочки опережают мальчиков на 1-2 года. Длительность этого периода имеет большие межиндивидуальные различия, зависящие от генетических особенностей индивидуума и ряда условий внешней среды.

(СЛАЙД 15).

Выделяют 5 стадий полового созревания, определяемых по комплексу первичных и вторичных половых признаков.

I стадия, которая, начинаясь еще в младшем школьном возрасте в 7-8 лет, охватывает в основном препубертатный период — возраст 10-12 лет. Она характеризуется отсутствием вторичных половых признаков, но уже обнаруживает некоторые половые различия в деятельности ряда функциональных систем.

II стадия характеризуется активацией гипофиза. Она относится к 1-й фазе пубертата (у девочек это возраст 11-13 лет, у мальчиков — 13-15 лет). Эту стадию у мальчиков отличает небольшое увеличение яичек и слабое оволосение лобка, у девочек набухание молочных желез. Активация функций гипофиза сопровождается усиленной секрецией гонадотропного и соматот-ропного гормонов, а также повышенной секрецией половых гормонов. У девочек в большей степени растет концентрация соматотропина и раньше начинается пубертатный скачок роста (около 13 лет).

III стадия также соответствует 1-й фазе пубертата (у девочек до 13лет, у мальчиков до 15лет). Она характеризуется активацией половых желез. В крови растет концентрация половых гормонов. У мальчиков увеличиваются размеры яичек и длина полового члена, усиливается оволосение лобка. У девочек усиливается развитие молочных желез и оволосение лобка, начинается оволосение подмышечных впадин. На этой стадии особенно повышается у мальчиков содержание в крови соматотропина и наблюдается пубертатный скачок роста (около 14 лет). Усиленное выделение соматотропина происходит ночью («человек растет во сне») и замедляется в дневное время.

IV с т а д и я отмечается во 2-й фазе пубертата (у девочек в 13-14 лет, у мальчиков в 15-16лет). Она характеризуется максимальным уровнем активности половых желез. Их секреция достигает максимальных значений в 14-15 лет. У мальчиков происходит утолщение полового члена, усиленное оволосение лобка, появление волос на лице и в подмышечной впадине. К характерным признакам этой стадии относят также появление у них на лице юношеских угрей и связанную с удлинением голосовых связок ломку голоса — смену высоких обертонов на более низкие. У девочек заметного развития достигают молочные железы, оволосение лобка приближается к взрослому типу. Увеличиваются запасы подкожного жира. В 12-13 лет появляются первые менструации (так называемые менархе), которые свидетельствуют о начале созревания в яичниках яйцеклеток и становлении периодических процессов женского организма — овариально-менструального цикла (ОМЦ). У мальчиков в 15 лет появляются первые поллюции — выход созревших сперматозоидов из семенных пузырьков вместе с выделениями предстательной железы. Они происходят 1 -3 раза в месяц или реже, с перерывами в 10-60 дней.

Гормон роста — соматотропин сохраняется на повышенном уровне у мальчиков, которые продолжают вытягиваться в длину, но у девочек его содержание снижается и их рост замедляется. В мышцах подростка усиленно формируются быстрые и мощные гликолитические волокна, достигая 50% объема мышцы. Это обусловливает высокий прирост силы. Однако повышенные физические нагрузки в этот период угнетают выделение соматотропного гормона и замедляют процессы полового созревания. Они должны тщательно дозироваться, особенно у девочек.

V стадия завершает 2-ю фазу пубертата (у девочек к 15-летнему возрасту, у мальчиков — к 17-летнему возрасту). Эта стадия определяется достижением зрелого уровня первичных и вторичных половых признаков. Она характеризуется созреванием в мужском организме функционально зрелых сперматозоидов и готовностью женского организма к детородной функции. У девушек происходит созревание в яичниках яйцеклеток и стабилизируется ОМЦ.

Особенности ВНД.

Высшим отделом ЦНС являются большие полушария головного мозга, от функционирования кото­рых зависит поведение человека. Поведение человека представляет собой высшую нервную деятельность (ВДН). Высшая нервная дея­тельность проявляется в виде сложных условно-рефлекторных ре­акций, которые с возрастом совершенствуются и усложняются.

К рождению ребенка высшие отделы ЦНС еще малоактивны, превалирует роль подкорковых структур. На протяжении первого года жизни для правиль­ного развития ребенка очень важным является строгий режим сна, бодрствования, прогулок. С конца первого года жизни нарастает роль экстероцептивных раздражении. Это означает, что для него важен не только режим (стереотипы вегетативных процессов), но и внешняя обстановка. Одним из компонентов комплекса раздражителей явля­ется слово. Постепенно сло­во приобретает значение самостоятельного сигнала.

С развитием ходьбы и речи отношение ребенка к окружающе­му миру коренным образом изменяется. Поведение ребенка 1-3 лет отличается бурной и настойчивой исследовательской деятельно­стью.

На 2-м году жизни начинается усиленное развитие речи. По­нимание речи развивается быстрее активной речи. В процессе развития речи чрезвычайно большую роль играет двига­тельный анализатор (обусловлено близостью двигательной проек­ционной зоны к речевым областям). Имеется высокая корреляция уровня развития речи и тонких движений пальцев рук (что широко используется в практике развития ребенка).

Особенностью ВНД детей первых лет жизни является то, что выработанные в это время условные связи отличаются особой прочностью и сохраняют свое значение в течение всей последую­щей жизни человека. Эти системы могут быть заторможены на длительное время, но легко восстанавливаются и подавляют позд­нее выработанные связи. Это связано с остротой восприятия, свой­ственной маленьким детям. В возрасте 5-7 лет существенно возрастают сила и подвиж­ность нервных процессов, а, следовательно, повышается работо­способность коры головного мозга, отмечается стабильность всех видов внутреннего торможения. К 7-летнему возрасту происходит созревание лобного отдела больших полушарий, ребенок может удерживать программу действий из ря­да движений. Это возраст формирования всех основных проявлений ВНД.

В раннем школьном возрасте основные свойства нервных процессов приближаются к характеристикам взрослых людей. У подростков отмечается явное преобладание возбуждения, реакции по силе и характеру часто неадекватны вызвавшим их раздражите­лям, имеет место развитие фазовых состояний в ВНД.

Появляется широкая генерализация возбуждения, которая выражается в том, что все реакции сопровождаются дополнительными сопутствую­щим движениями рук, ног, туловища (особенно у мальчиков), по­добно тому, как это было в раннем возрасте. Изменяется речь: отве­ты лаконичны и стереотипны, речь замедляется. Это обусловлено ослаблением функции 2-й сигнальной системы и усилением функ­ции 1-й сигнальной системы.

В подростковом возрасте наблюдается психическая неуравновешенность с резкими переходами из одного состояния в другое, чрезвычайная обидчивость, у девочек - склонность к сле­зам.

У девочек оценивается:

рост и степень развития волосяного по­крова на лобке (Р), рост и степень развития волосяного покрова в подмышечных впадинах (Ах), развитие грудных желез (Ма) и возраст наступления первой менструации (Ме).

У девочек ВПП оцениваются из 4 баллов.

У мальчиков оценивается:

рост и степень развития волосяного покрова на лобке (Р), рост и степень развития волосяного покрова в подмышечных впадинах (Ах), мутация голоса (V), оволосение лица (F), формирование кадыка (L). Все эти признаки в зависимости от степени выраженности обозначаются цифровыми индексами.

У мальчиков, в связи с большой информативностью признаков и большей площади охваченных зон, оволосение на лобке и лице оценивается из 6 баллов, а в подмышечных впадинах из 5 баллов.

Степень выраженности вторичных половых признаков у дево­чек:

Развитие волосяного покрова на лобке: Ро - отсутствие волос; Р1 - единичные короткие волосы; Р2 - волосы в центральной части лобка более густые длинные; РЗ - волосы густые, вьющиеся на всем треугольнике лобка; Р4 - волосы расположены по всей облас­ти лобка, переходят на бедра и вдоль белой линии живота.

Развитие волосяного покрова в подмышечной впадине: АхО -отсутствие волос; Axl - единичные волосы; Ах2 - волосы густые на центральном участке впадин; АхЗ - волосы густые, вьющиеся, длинные по всей подмышечной впадине.

Развитие грудных желез: МаО - детская стадия; Ma1 - железы не выдаются, сосок поднимается над околососковым кружком; Ма2

- околососковый кружок больших размеров, вместе с соском обра­зует один конус, железа несколько выдается; МаЗ - железа довольно большой величены, сосок и околососковый кружок сохраняют форму конуса; Ма4 - сосок приподнимается над околососковым кружком, тело железы принимает размеры и форму железы взрос­лой женщины.

Возраст появления первой менструации (менархе) обозначает­ся индексом, например, Me 12, при отсутствии менструация -Me 0.

Для нормально протекающего пубертатного периода характерна определенная последовательность появления вторичных половых признаков: сначала развиваются молочные железы, затем лонное и подмышечное оволосение и, наконец, - первая менструация.

Степень выраженности вторичных половых признаков у маль­чиков.

Развитие волосяного покрова на лобке: Р0 - отсутствие ово­лосения; Р1 - единичные волосы; Р2 - редкие волосы, расположен­ные на центральном участке лобка; РЗ - густые прямые волосы, не­равномерно расположенные по всей поверхности лобка без четких ровных границ; Р4 - густые прямые волосы, неравномерно расположенные по всей поверхности лобка в виде перевернутого тре­угольника; Р5 - густые, вьющиеся волосы, распространяющиеся на внутреннюю поверхность бедер и в направлении к пупку.

Развитие волосяного покрова в подмышечной впадине: АхО -отсутствие оволосения; Axl - единичные волосы; Ах2 - редкие во­лосы в центральном участке впадин; АхЗ - густые прямые волосы по всей впадине; Ах4 - густые вьющиеся волосы.

Изменение тембра голоса: V0 - детский голос; V1 - мутация (ломка) голоса; V2 - мужской тембр голоса.

Рост щитовидного хряща гортани: L0 - отсутствие призна­ков роста; L1 - небольшое, начинающееся выпячивание щитовид­ного хряща гортани; L2 - отчетливое выпячивание (кадыка).

Оволосение лица: F0 - отсутствие оволосения; F1 - начинаю­щееся оволосение над верхней губой (волосы пигментированы, но мягкие); F2 - жесткие волосы над верхней губой и в области под­бородка; F3 - оволосение над верхней губой, в области подбородка с тенденцией к слиянию указанных зон, начало роста бакенбардов; F4 - слияние оволосения над верхней губой, подбородка и бакен­бардов, оволосение в подчелюстных областях; F5 - слияние всех зон оволосения.

Выраженность стадии созревания подростков описывается в баллах полового развития (БПР). Для этого оценивается выраженность вторичных половых признаков, определяется сумма их показателей и сравнивается с табличными нормами.

При отклонении полового развития от средневозрастных на 1 год и более делают заключение об «опережении» или «отставании» развития.

В возрасте 10-12 лет следует оценивать оба показателя - зуб­ной возраст и половое развитие.

Установлено, что половое созре­вание женского организма требует достижения определенного уровня массы тела и жировой клетчатки; менархе появляются при нарастании массы тела в среднем до 47 кг и жировой клетчатки на 24%, а половое созревание юношей связано с накоплением массы тела до 55 кг и жировой клетчатки на 5-28%. В зрелом возрасте снижение массы тела на 10-15 % вызывает растройства репродуктивной функции.

Лекция 14

ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ

ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОНТОГЕНЕЗА. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ПОЛОВОЕ СОЗРЕВАНИЕ. ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТСКИХ ВОЗРАСТНЫХ ПЕРИОДОВ

ПЛАН

Наши рекомендации