Общие закономерности онтогенеза. физическое развитие и половое созревание. физиологическая характеристика детских возрастных периодов
Лекция 14
ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ
ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОНТОГЕНЕЗА. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ПОЛОВОЕ СОЗРЕВАНИЕ. ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТСКИХ ВОЗРАСТНЫХ ПЕРИОДОВ
ПЛАН
Понятие онтогенеза и закономерности его течения. Факторы, определяющие возрастное развитие.
Теории механизмов онтогенеза.
Показатели физического развития и полового созревания. Их возрастная динамика.
Акселерация и ретардация ростовых процессов.
Общая характеристика детских возрастных периодов.
Особенности внутренней секреции, НД, нервно-мышечного аппарата, вегетативных и двигательной функций в различные детские возрастные периоды.
Индивидуальные особенности детей и подростков. Определение биологического возраста.
Понятие онтогенеза и закономерности его течения. Факторы, определяющие возрастное развитие.
Возрастная физиология изучает особенности жизнедеятельности организма в различные периоды индивидуального развития или онтогенеза (греч.: онтос – особь, генезис – развитие). (СЛАЙД 4).
Онтогенез складывается из одновременно протекающих противоположно направленных процессов: эволюции и инволюции. (СЛАЙД 5).
• Эволюция – рост, развитие.
• Инволюция – обратное развитие, угасание, старение.
В понятие онтогенеза включают все стадии развития организма от момента оплодотворения яйцеклетки до конца жизни человека, выделяя пренатальный этап (до рождения) и постнатальный (после рождения).
Под развитием понимают 3 основных процесса: (СЛАЙД 6).
1. рост– увеличение числа клеток (в костях, легких и других органах) или увеличение размеров клеток (в мышцах и нервной ткани), т.е. количественный процесс;
2. дифференцирование органов и тканей;
3. формообразование, т.е. качественные изменения.
Основными закономерностями возрастного развития являются: (СЛАЙД 7).
· периодизация,
· неравномерность и непрерывность роста и развития,
· гетерохрония,
· явления опережающего созревания жизненно важных функциональных систем.
В ходе онтогенеза наблюдаются определенные периоды формирования отдельных функций и органов, ускорение и замедление их роста. Периоды ускорения развития различных функций не совпадают. Наиболее интенсивный рост длины тела происходит на протяжении 1 года жизни и в период полового созревания: в среднем, у девочек в 12-13 лет, у мальчиков в 14-15 лет.
Речь формируется до 2-3 лет, а речевая регуляция движений с 4-5 лет. В возрасте 6-7 начинается смена молочных зубов на постоянные.
Основные позы тела осваиваются до 1 года, а основной фонд движений закладывается до 3-х лет. В возрасте 6— 12 лет достигается максимальное развитие иммунной ткани в организме. До 8 лет увеличивается длина шага, а с 8-9 лет нарастает темп ходьбы и бега. После 14 лет заметно нарастают вес тела и вес сердца.
Периодизация в развитии мозга проявляется в более раннем созревании первичных (проекционных) полей коры больших полушарий (до рождения и первые годы после рождения), затем — вторичных полей (зон опознания и осмысления информации) и в наиболее позднем созревании ассоциативных третичных полей (зон афферентного синтеза, прогнозирования и формирования программ поведения). Анатомически (по толщине и занимаемой территории) третичные поля к 7-8 годам созревают лишь на 80% от размеров взрослого мозга, а функциональное их развитие продолжается вплоть до 18-20 лет и более.
В связи с основными закономерностями возрастной периодизации строится программа обучения детей в школе, нормирование физических и умственных нагрузок, определение размеров мебели, обуви, одежды и пр. Закономерности роста и развития человека учитываются в законодательстве — возможность получить работу, вступить в брак, нести ответственность за проступки, получать пенсию и пр.
ПОЛОВОЕ СОЗРЕВАНИЕ
Процесс полового созревания затрагивает все органы и системы организма. В этот период происходит формирование индивидуального морфотипа человека со специфическими особенностями формы и размеров тела, соотношения мышечной и жировой ткани. Завершаются процессы становления типологических особенностей поведенческих реакций, характеристик личности подростка.
(СЛАЙД 14).К специфическим особенностям переходного периода относится формирование первичных половых признаков (развитие половых желез и половых органов) и вторичных половых признаков (характерное оволосение, изменение тембра голоса, рост молочных желез).
В процессе полового созревания девочки опережают мальчиков на 1-2 года. Длительность этого периода имеет большие межиндивидуальные различия, зависящие от генетических особенностей индивидуума и ряда условий внешней среды.
(СЛАЙД 15).
Выделяют 5 стадий полового созревания, определяемых по комплексу первичных и вторичных половых признаков.
I стадия, которая, начинаясь еще в младшем школьном возрасте в 7-8 лет, охватывает в основном препубертатный период — возраст 10-12 лет. Она характеризуется отсутствием вторичных половых признаков, но уже обнаруживает некоторые половые различия в деятельности ряда функциональных систем.
II стадия характеризуется активацией гипофиза. Она относится к 1-й фазе пубертата (у девочек это возраст 11-13 лет, у мальчиков — 13-15 лет). Эту стадию у мальчиков отличает небольшое увеличение яичек и слабое оволосение лобка, у девочек набухание молочных желез. Активация функций гипофиза сопровождается усиленной секрецией гонадотропного и соматот-ропного гормонов, а также повышенной секрецией половых гормонов. У девочек в большей степени растет концентрация соматотропина и раньше начинается пубертатный скачок роста (около 13 лет).
III стадия также соответствует 1-й фазе пубертата (у девочек до 13лет, у мальчиков до 15лет). Она характеризуется активацией половых желез. В крови растет концентрация половых гормонов. У мальчиков увеличиваются размеры яичек и длина полового члена, усиливается оволосение лобка. У девочек усиливается развитие молочных желез и оволосение лобка, начинается оволосение подмышечных впадин. На этой стадии особенно повышается у мальчиков содержание в крови соматотропина и наблюдается пубертатный скачок роста (около 14 лет). Усиленное выделение соматотропина происходит ночью («человек растет во сне») и замедляется в дневное время.
IV с т а д и я отмечается во 2-й фазе пубертата (у девочек в 13-14 лет, у мальчиков в 15-16лет). Она характеризуется максимальным уровнем активности половых желез. Их секреция достигает максимальных значений в 14-15 лет. У мальчиков происходит утолщение полового члена, усиленное оволосение лобка, появление волос на лице и в подмышечной впадине. К характерным признакам этой стадии относят также появление у них на лице юношеских угрей и связанную с удлинением голосовых связок ломку голоса — смену высоких обертонов на более низкие. У девочек заметного развития достигают молочные железы, оволосение лобка приближается к взрослому типу. Увеличиваются запасы подкожного жира. В 12-13 лет появляются первые менструации (так называемые менархе), которые свидетельствуют о начале созревания в яичниках яйцеклеток и становлении периодических процессов женского организма — овариально-менструального цикла (ОМЦ). У мальчиков в 15 лет появляются первые поллюции — выход созревших сперматозоидов из семенных пузырьков вместе с выделениями предстательной железы. Они происходят 1 -3 раза в месяц или реже, с перерывами в 10-60 дней.
Гормон роста — соматотропин сохраняется на повышенном уровне у мальчиков, которые продолжают вытягиваться в длину, но у девочек его содержание снижается и их рост замедляется. В мышцах подростка усиленно формируются быстрые и мощные гликолитические волокна, достигая 50% объема мышцы. Это обусловливает высокий прирост силы. Однако повышенные физические нагрузки в этот период угнетают выделение соматотропного гормона и замедляют процессы полового созревания. Они должны тщательно дозироваться, особенно у девочек.
V стадия завершает 2-ю фазу пубертата (у девочек к 15-летнему возрасту, у мальчиков — к 17-летнему возрасту). Эта стадия определяется достижением зрелого уровня первичных и вторичных половых признаков. Она характеризуется созреванием в мужском организме функционально зрелых сперматозоидов и готовностью женского организма к детородной функции. У девушек происходит созревание в яичниках яйцеклеток и стабилизируется ОМЦ.
Особенности ВНД.
Высшим отделом ЦНС являются большие полушария головного мозга, от функционирования которых зависит поведение человека. Поведение человека представляет собой высшую нервную деятельность (ВДН). Высшая нервная деятельность проявляется в виде сложных условно-рефлекторных реакций, которые с возрастом совершенствуются и усложняются.
К рождению ребенка высшие отделы ЦНС еще малоактивны, превалирует роль подкорковых структур. На протяжении первого года жизни для правильного развития ребенка очень важным является строгий режим сна, бодрствования, прогулок. С конца первого года жизни нарастает роль экстероцептивных раздражении. Это означает, что для него важен не только режим (стереотипы вегетативных процессов), но и внешняя обстановка. Одним из компонентов комплекса раздражителей является слово. Постепенно слово приобретает значение самостоятельного сигнала.
С развитием ходьбы и речи отношение ребенка к окружающему миру коренным образом изменяется. Поведение ребенка 1-3 лет отличается бурной и настойчивой исследовательской деятельностью.
На 2-м году жизни начинается усиленное развитие речи. Понимание речи развивается быстрее активной речи. В процессе развития речи чрезвычайно большую роль играет двигательный анализатор (обусловлено близостью двигательной проекционной зоны к речевым областям). Имеется высокая корреляция уровня развития речи и тонких движений пальцев рук (что широко используется в практике развития ребенка).
Особенностью ВНД детей первых лет жизни является то, что выработанные в это время условные связи отличаются особой прочностью и сохраняют свое значение в течение всей последующей жизни человека. Эти системы могут быть заторможены на длительное время, но легко восстанавливаются и подавляют позднее выработанные связи. Это связано с остротой восприятия, свойственной маленьким детям. В возрасте 5-7 лет существенно возрастают сила и подвижность нервных процессов, а, следовательно, повышается работоспособность коры головного мозга, отмечается стабильность всех видов внутреннего торможения. К 7-летнему возрасту происходит созревание лобного отдела больших полушарий, ребенок может удерживать программу действий из ряда движений. Это возраст формирования всех основных проявлений ВНД.
В раннем школьном возрасте основные свойства нервных процессов приближаются к характеристикам взрослых людей. У подростков отмечается явное преобладание возбуждения, реакции по силе и характеру часто неадекватны вызвавшим их раздражителям, имеет место развитие фазовых состояний в ВНД.
Появляется широкая генерализация возбуждения, которая выражается в том, что все реакции сопровождаются дополнительными сопутствующим движениями рук, ног, туловища (особенно у мальчиков), подобно тому, как это было в раннем возрасте. Изменяется речь: ответы лаконичны и стереотипны, речь замедляется. Это обусловлено ослаблением функции 2-й сигнальной системы и усилением функции 1-й сигнальной системы.
В подростковом возрасте наблюдается психическая неуравновешенность с резкими переходами из одного состояния в другое, чрезвычайная обидчивость, у девочек - склонность к слезам.
У девочек оценивается:
рост и степень развития волосяного покрова на лобке (Р), рост и степень развития волосяного покрова в подмышечных впадинах (Ах), развитие грудных желез (Ма) и возраст наступления первой менструации (Ме).
У девочек ВПП оцениваются из 4 баллов.
У мальчиков оценивается:
рост и степень развития волосяного покрова на лобке (Р), рост и степень развития волосяного покрова в подмышечных впадинах (Ах), мутация голоса (V), оволосение лица (F), формирование кадыка (L). Все эти признаки в зависимости от степени выраженности обозначаются цифровыми индексами.
У мальчиков, в связи с большой информативностью признаков и большей площади охваченных зон, оволосение на лобке и лице оценивается из 6 баллов, а в подмышечных впадинах из 5 баллов.
Степень выраженности вторичных половых признаков у девочек:
Развитие волосяного покрова на лобке: Ро - отсутствие волос; Р1 - единичные короткие волосы; Р2 - волосы в центральной части лобка более густые длинные; РЗ - волосы густые, вьющиеся на всем треугольнике лобка; Р4 - волосы расположены по всей области лобка, переходят на бедра и вдоль белой линии живота.
Развитие волосяного покрова в подмышечной впадине: АхО -отсутствие волос; Axl - единичные волосы; Ах2 - волосы густые на центральном участке впадин; АхЗ - волосы густые, вьющиеся, длинные по всей подмышечной впадине.
Развитие грудных желез: МаО - детская стадия; Ma1 - железы не выдаются, сосок поднимается над околососковым кружком; Ма2
- околососковый кружок больших размеров, вместе с соском образует один конус, железа несколько выдается; МаЗ - железа довольно большой величены, сосок и околососковый кружок сохраняют форму конуса; Ма4 - сосок приподнимается над околососковым кружком, тело железы принимает размеры и форму железы взрослой женщины.
Возраст появления первой менструации (менархе) обозначается индексом, например, Me 12, при отсутствии менструация -Me 0.
Для нормально протекающего пубертатного периода характерна определенная последовательность появления вторичных половых признаков: сначала развиваются молочные железы, затем лонное и подмышечное оволосение и, наконец, - первая менструация.
Степень выраженности вторичных половых признаков у мальчиков.
Развитие волосяного покрова на лобке: Р0 - отсутствие оволосения; Р1 - единичные волосы; Р2 - редкие волосы, расположенные на центральном участке лобка; РЗ - густые прямые волосы, неравномерно расположенные по всей поверхности лобка без четких ровных границ; Р4 - густые прямые волосы, неравномерно расположенные по всей поверхности лобка в виде перевернутого треугольника; Р5 - густые, вьющиеся волосы, распространяющиеся на внутреннюю поверхность бедер и в направлении к пупку.
Развитие волосяного покрова в подмышечной впадине: АхО -отсутствие оволосения; Axl - единичные волосы; Ах2 - редкие волосы в центральном участке впадин; АхЗ - густые прямые волосы по всей впадине; Ах4 - густые вьющиеся волосы.
Изменение тембра голоса: V0 - детский голос; V1 - мутация (ломка) голоса; V2 - мужской тембр голоса.
Рост щитовидного хряща гортани: L0 - отсутствие признаков роста; L1 - небольшое, начинающееся выпячивание щитовидного хряща гортани; L2 - отчетливое выпячивание (кадыка).
Оволосение лица: F0 - отсутствие оволосения; F1 - начинающееся оволосение над верхней губой (волосы пигментированы, но мягкие); F2 - жесткие волосы над верхней губой и в области подбородка; F3 - оволосение над верхней губой, в области подбородка с тенденцией к слиянию указанных зон, начало роста бакенбардов; F4 - слияние оволосения над верхней губой, подбородка и бакенбардов, оволосение в подчелюстных областях; F5 - слияние всех зон оволосения.
Выраженность стадии созревания подростков описывается в баллах полового развития (БПР). Для этого оценивается выраженность вторичных половых признаков, определяется сумма их показателей и сравнивается с табличными нормами.
При отклонении полового развития от средневозрастных на 1 год и более делают заключение об «опережении» или «отставании» развития.
В возрасте 10-12 лет следует оценивать оба показателя - зубной возраст и половое развитие.
Установлено, что половое созревание женского организма требует достижения определенного уровня массы тела и жировой клетчатки; менархе появляются при нарастании массы тела в среднем до 47 кг и жировой клетчатки на 24%, а половое созревание юношей связано с накоплением массы тела до 55 кг и жировой клетчатки на 5-28%. В зрелом возрасте снижение массы тела на 10-15 % вызывает растройства репродуктивной функции.
Лекция 14
ВОЗРАСТНАЯ ФИЗИОЛОГИЯ
ОБЩИЕ ЗАКОНОМЕРНОСТИ ОНТОГЕНЕЗА. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ И ПОЛОВОЕ СОЗРЕВАНИЕ. ФИЗИОЛОГИЧЕСКАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ДЕТСКИХ ВОЗРАСТНЫХ ПЕРИОДОВ
ПЛАН