Великомученика и целителя пантелеймона
Братья и сестры, в день памяти святого Пантелеймона мы решили пригласить на нашу передачу известного православного доктора Дмитрия Александровича Авдеева. *
* Эфир 41 -го выпуска русской редакции «Голос русского прихода». Лимасол, Кипр. 2003 г.
Приветствую вас, дорогие радиослушатели. Сегодня мы поговорим на тему «Православие и медицина». Особенно отрадно говорить об этом в день памяти святого угодника Божиего, великомученика и целителя Пантелеймона, которого по праву можно назвать предстателем за всех болящих, вопиющих ко Господу о прощении грехов и исцелениях телесных. Посмотрите, на какое важное обстоятельство нужно обратить внимание. Прежде всего — вера и покаяние, упование на милость Божию.
Господь Иисус Христос, исцеляя одержимых душевными и телесными недугами, говорил: отпускаются тебе грехи твои, вера твоя спасла тебя. Исцеление нужно было не столько само по себе, хотя и это важно. Через это исцеление человек должен был обрести веру, изменить свою жизнь.
Многие болезни — это следствие греховных страстей, пороков, греховного образа жизни. Вспомним эти страсти: гордость, тщеславие, уныние, печаль, чревоугодие, блуд, сребролюбие. Все страсти связаны друг с другом. Одна порождает другую.
Современная медицина говорит о том, что многие болезни развиваются на нервной почве. А откуда берется эта самая «нервная почва»? Она порой образуется и состоит из грехов. Грех, совершаясь в глубине человеческого духа, изменяет характер, он делает этот характер склонным к формированию тех или иных болезней.
И вот цепочка может быть представлена таким образом: грех — греховный характер — болезнь. Причем некоторые болезни являются прямым следствием греха. Это, прежде всего, алкоголизм, наркомания, игромания, токсикомания, злостное курение. За унынием следует невротическая депрессия. За чревоугодием — ожирение, аллергия, нарушение работы внутренних органов, в первую очередь желудочно-кишечного тракта. Гордость может стать причиной психических болезней. Блуд — венерических болезней, бесплодия, СПИДа.
В 70-х годах прошлого века вышла книга американских авторов «Поведение типа „А“ и ваше сердце». Эти авторы доказали, что существует особый амбициозный тип людей. Они его назвали «тип ,,А“». Так вот эти люди не находят себе места, даже если проигрывают в игре ребенку или если машина застревает в уличной пробке, любят сидеть в президиуме на собраниях, сильно зависят от похвалы и от производимого на людей впечатления. И кровь у этих людей сворачивается быстрее, и чаще у них бывают сбои сердечной деятельности. Статистически было подтверждено, что они склонны к сердечным катастрофам.
Я задам вам такой вопрос: можно ли с помощью лазерного луча, хирургического скальпеля или путем назначения каких-то сильных антибиотиков из блудника сделать целомудренного, из скупого — щедрого? Все это вызывает лишь грустную улыбку. Это невозможно.
Причина многих болезней в нравственной сфере. Вспомните тот же алкоголизм, наркоманию... Помочь человеку можно только тогда, когда он со слезами на глазах об этом будет просить, когда он будет готов покаяться, преобразиться изнутри, попросить у Бога помощи. По роду своей профессиональной деятельности я чаще встречаюсь с пограничными психическими состояниями. А это преимущественно неврозы. Вот, например, человек, которого мучает зависть. Да разве он обретет душевный мир, не победив в себе с Божией помощью этот мерзкий грех? А внешне картина может напоминать какую-нибудь неврастению.
До революции многие врачи, будучи православными людьми, прежде чем лечить больного, спрашивали у него: «Когда ты последний раз исповедовался и причащался?» И уже потом приступали к лечению тела. В лечебницах были больничные храмы, в палатах иконы, лампады. И как это было правильно. И священник — соборующий, причащающий, отпевающий. Отрадно, что сейчас, по милости Божией, в России эти традиции возрождаются. Конечно же, они существовали и здесь, на Кипре.
Нам с вами нужно помнить несколько очень важных духовных моментов. Прежде всего, «...многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие...» — читаем мы в деяниях святых апостолов. Скорби имеют врачующий смысл. Господь не наказывает нас ими — болезнями, скорбями, — а готовит нас к вечности, подвигает нас к покаянию. Замечательно сказал великий русский святой о. Иоанн Кронштадтский: «Всю жизнь нам надо бороться с тайным помыслом нашего сердца, что мы можем где-либо когда-либо хоть одно мгновение быть без Бога и вне Бога. Такого мгновения нет». В Киево-Печерской лавре почивают мощи преподобного Пимена Многоболезненного. Весь подвиг этого человека состоял в том, что он двадцать лет лежал в струпьях, в гное и болел. Но, братья и сестры, как он болел! Каких великих даров Святого Духа он сподобился. И дара чудотворения, и исцеления. Сколько он терпел! Этим терпением и стяжал он Царствие Небесное.
Во многих молитвах ко Господу мы обращаемся словами: «Врачу душ и телес наших». И это действительно так. Умом, сердцем и рукой врача движет сам Бог, если, конечно, этот врач обращается к Богу за помощью. И вот здесь очень важный вопрос, очень важная тема: благочестие самого врача. Если врач не подвизается в преображении своей собственной гордости, раздражительности, если он сам не пытается с Божией помощью склеивать осколки своей души, то кому же такой врач может помочь? «Врач, исцели себя сам», — сказано в Священном Писании. Слово врача будет подкреплено благодатью, если врач причащается, если врач не только совершенствуется профессионально, но еще и просит Бога о помощи.
Можно привести замечательные примеры. Вот недавно прославленный в лике святых святитель Лука (Войно-Ясенецкий). В ссылке, в, казалось бы, невероятных условиях, перочинным ножом, без всяких подручных средств делал замечательные операции, и, что характерно, не было никаких осложнений, никаких нагноений. Святитель Лука всегда молился перед операцией, даже когда коммунисты были у власти. У него в операционной была икона. Все знали об этом. И лишь однажды ее убрали. И вот как раз поступила на лечение жена какого-то партийного работника. И у святителя Луки было всего лишь одно условие чтобы вернули икону на место. И икону вернули.
Я хотел бы сегодня сказать еще о следующем: совершенно недопустимо обращаться к разного рода оккультным целителям, которые так широко распространились: экстрасенсам, колдунам, магам. «Лечиться любой ценой» — некоторые люди говорят именно так. Так вот — не любой ценой, цель не оправдывает средства. Эти «лекари» — от лукавого. Их «помощь» приносит только вред. Даже если будет какое-то временное облегчение, то совершенно неизвестно, как за это «облегчение» нужно будет расплачиваться. Точнее, известно, и даже с определенностью.
«Свят еси и во святых почивавши» — так мы говорим о Господе. Значит, святой человек — сосуд благодати Святого Духа. Так и святой великомученик и целитель Пантелеймон — это действительно сосуд благодати Святого Духа. Очень удивительна была кончина святого. Ведь когда его усекли, потекло молоко, и даже маслина, под которой он был усечен, соделалась целебной. Люди с верой вкушали ее плоды и исцелялись от различных болезней.
По милости Божией мне довелось неоднократно бывать в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне, прикладываться к мощам угодника Божиего, к его святой главе, молиться перед чудотворной иконой. Кстати, на которой сам великомученик изображен с целебным ларчиком в руках. Этим Божественным елеем он невидимо помазует обращающихся к нему с верой людей.
Когда привозили мощи великомученика в Москву, то мы стали свидетелями огромного количества чудесных исцелений. Люди стояли по 10—12 часов в очереди, чтобы приложиться к мощам, читали акафисты, молились. Даже издали несколько книг, в которых засвидетельствованы исцеления по молитвам к святому Пантелеймону.
ФОРМИРОВАНИЕ
ХРИСТИАНСКОГО ОТНОШЕНИЯ
К ПСИХИЧЕСКИМ ЗАБОЛЕВАНИЯМ
В мире на сегодняшний день насчитывается более 500 миллионов психически больных людей и число их постоянно увеличивается. В Российской Федерации на 100 тысяч населения приходится 2,5 тысячи психически больных. Подростки же болеют чаще: 3,8 тысячи на 100 тысяч населения. В нашей стране 38 миллионов человек страдают различными расстройствами «додиспансерного» уровня. При сплошном обследовании в одном из научно-производственных учреждений распространенность депрессии отмечалась у 261 человека на 1000 обследованных. Вдумайтесь: 36 человек на каждые 100 тысяч населения России заканчивают жизнь самоубийством.
А число незавершенных попыток на порядок больше. По данным Минздрава РФ, в стране зарегистрировано 2,5 миллиона алкоголиков, то есть людей с официальным медицинским диагнозом «хронический алкоголизм». В реальности людей, страдающих алкоголизмом, гораздо больше. Возраст приобщения к курению снизился до 10 лет у мальчиков и до 12 лет у девочек. Скажу для примера, что ежегодный каталог антидепрессантов 3-4 сантиметра толщиной.
Таким образом, становится совершенно понятно, что вопросы охраны психического здоровья не являются узкомедицинскими, а представляют собой одну из приоритетных государственных задач.
Каковы причины психических расстройств? В «Основах социальной концепции Русской Православной Церкви», принятых в 2000 году на юбилейном Архиерейском соборе, в параграфе о психических заболеваниях, в частности, сказано: «Церковьрассматривает психические заболевания как одно из проявлений общей греховной поврежденности человеческой природы. Выделяя в личностной структуре духовный, душевный и телесный уровни ее организации, святые отцы различали болезни, развившиеся „от естества“, и недуги, вызванные бесовским воздействием либо ставшие следствием поработивших человека страстей». Забегая вперед, скажу, что эти положения полностью подтверждаются и данными клинических наблюдений.
Одна из причин психических расстройств — естество человека, его индивидуально-биологические свойства.
Преподобный Антоний Киево-Печерский три года ухаживал за монахом, больным кататонией (одна из форм психозов), рассматривая его состояние как болезненное. Преподобный Иоанн Лествичник приводит определенные признаки, по которым он советует различать возникающие помимо воли монахов расстройства настроения духовного происхождения от таких же, не уступающих молитве и силе крестного знамения настроений, развитие которых зависит, как он пишет, «от естества».
В книге «Православное пастырское служение», говоря о психиатрии, архимандрит Киприан (Керн) указывает на то, что существуют состояния души, которые трудно определить категориями нравственного богословия и которые не входят в понятия добра и зла. Эти состояния, по мнению автора, принадлежат не к аскетической области, но к психопатологической, и развиваются от природы человека.
Преподобноисповедник старец-архимандрит Георгий (Лавров), подвизавшийся в свое время в Даниловой монастыре, очень четко различал психические болезни. Одним он говорил: «Ты, деточка, иди ко врачу», а другим: «Тебе у врачей делать нечего». Бывали случаи, когда старец, наладив духовную жизнь, рекомендовал сходить к психиатру или, наоборот, брал от психиатра людей к себе на духовное окормление.
Подводя некоторый итог вышесказанному, можно предположить, что душевные болезни могут быть, в этой плоскости сравнения, сопоставимы с телесными, и что те и другие, по попущению Божиему, посылаются человеку в целях споспешествования в деле спасения. В данном случае душевный недуг — это Господом возложенный крест.
Однако большая часть психических расстройств связана не с физиологическими или биохимическими проблемами. Греховные страсти — вот тот неведомый миру враг, о котором официальная медицина по понятным причинам умалчивает.
Если, к примеру, все психические расстройства взять за 100 %, то 20 % из них — это так называемые «большие психозы» (шизофрения и др.), а 80 % — это так называемая «малая», или «пограничная», психиатрия. К болезням этой многочисленной группы относятся неврозы, многие формы депрессий, личностные расстройства и др. Многолетние исследования показывают, что подавляющее большинство пограничной психической патологии имеют и духовные причины их возникновения.
Или еще пример. В структуре депрессивных расстройств лишь 3—4 % составляют эндогенные депрессии, то есть депрессии, не связанные с так называемыми психо-эмоциональными травмами и развивающиеся по естественно-биологическим причинам. А вот 96—97 % депрессивных расстройств имеют в своем происхождении преимущественно причины духовно-психологического характера.
Другой пример. Среди самоубийц лишь 10 % психически больных, а 90 % суици- дентов признаются людьми без видимых психических заболеваний, но, добавим, духовно глубоко поврежденных. Вот вам наглядные примеры необходимости христианской оценки психической патологии.
Неврозы. Это состояния внутреннего конфликта, столкновения противоположно направленных душевных мотивов. Клинику неврозов можно кратко обозначить как устойчивую потерю душевного мира. Точек зрения на природу неврозов, механизмов их развития — множество. Но в тени оставалась, да и остается, духовно-нравственная оценка невротических расстройств. Как часто я слышу во время врачебного приема: «Я всем завидую...», «Не разговариваю с матерью из-за обиды пять лет...», «Не могу простить мужа, сына». Вспыльчивости, раздражительности всегда предшествуют гордость, самомнение, самопревозношение. Неврозы зачастую можно считать своего рода противоположностью кротости, смирения, терпения и мирного устроения духа.
Алкоголизм, наркоманию, игроманию, интернетоманию и другие аддиктивные (зависимые) расстройства можно с уверенность отнести к греховным недугам. Наряду с медико-психологическими мероприятиями, которые обычно составляют начало лечения, совершенно необходимы духовные усилия для их уврачевания. Нужны, прежде всего, личная решимость и помощь Божия (как два крыла у птицы). Бог не спасает нас без нас. Таблеток и уколов от зависимых состояний нет. Все медикаментозные средства выполняют лишь симптоматическую и вспомогательную роль.
Устроение жизни по заповедям Христовым вкупе с трезвением, самоконтролем и воздержанием — слагаемые истинного, а не мнимого исцеления. Подобный опыт уже есть, и во множестве. Я принимал участие в разработке программы реабилитации наркозависимых в Московском душепопечительском центре во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского. Многократно бывал в различных православных реабилитационных центрах и общинах при монастырях и свидетельствую об истинности выбранного пути и замечательных терапевтических результатах.
Теперь о роли священнослужителя в деле духовного окормления психически больных. Прежде всего, хочу упомянуть Закон Российской Федерации от 02.07.1992 г. «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Так, в частности, в статье закона (ст. 37) о правах пациентов, находящихся в психиатрических стационарах, сказано о возможности «встречаться... со священнослужителем наедине; исполнять религиозные обряды, соблюдать религиозные каноны, в том числе пост, по согласованию с администрацией иметь религиозную атрибутику и литературу». Таким образом, духовное окормление психически больных законодательно закреплено. Это важно знать.
Можно выделить две основные обязанности священника в отношении больных: 1) побудить больного к врачебному обследованию и, в случае необходимости, к систематическому лечению; 2) помочь больному в борьбе с болезнью, в критическом осознании и преодолении своих аномалий характера и поведения. В этой связи становится понятной необходимость приобретения священнослужителем соответствующих знаний и подготовки в области психиатрии. Нужно суметь разобраться, где грех, а где болезнь. Нередко именно пастырь может оказаться первым человеком, который сталкивается с проявлением тех или иных психических расстройств. С учетом большой распространенности психических заболеваний значимость вышесказанного возрастает многократно.
Следует повсеместно распространять опыт организации молитвенных комнат, строительства часовен и больничных храмов при психиатрических лечебницах.
Психическое заболевание не умаляет достоинства человека. Церковь свидетельствует, что и душевнобольной является носителем образа Божия, оставаясь нашим собратом, нуждающимся в сострадании и помощи. Как-то я беседовал с одним больным, страдающим весьма тяжелым психическим заболеванием, и когда я попытался утешить его, то он спокойно и серьезно мне ответил: «Доктор! То положение, в котором я нахожусь, самое спасительное для меня».
Я был глубоко тронут таким его ответом.
Еще пример. Вот строки из письма больной: «Мне очень помогают молитвы — „Трисвятое“, „Отче наш“, Иисусова молитва, „Богородице Дево“. Когда я читаю молитвы, они как будто сшивают разорванную ткань моего рассудка (между прочим, есть русская сказка про то, как мужик штопал небо). А небо — это разум в человеке. Так что, возможно, мое ощущение, что молитва „сшивает“ разум, правильно. Молитва, постоянно повторяемая, восстанавливает здравый рассудок...»
Врач или психолог должны знать о духовных причинах возникновения психических расстройств, а в свою очередь священнослужитель — не забывать и о индивидуально-биологических причинах психической патологии. Как справедливо сказано в «Основах социальной концепции», «...представляется одинаково неоправданным как сведение всех психических заболеваний к проявлениям одержимости, что влечет за собой необоснованное совершение чина изгнания злых духов, так и попытка лечения любых духовных расстройств исключительно клиническими методами...» Соответственно, и терапия психических расстройств должна определяться причинами их возникновения.
В последние 10-15 лет по милости Божией в психиатрии вновь заговорили о духовности. Так, была открыта молельная комната в НИИ клинической психиатрии, восстановлен храм на территории ММА им. И. М. Сеченова. Освящен храм в Институте им. В. П. Сербского. Духовное окормление больных происходит и в больничных церквах клиник им. П. П. Кащенко, им. О. В. Кербикова, Научном центре психического здоровья. Совершаются богослужения в больничном храме во имя святого мученика Вонифатия в Областной психиатрической больнице (г. Москва). Больничные храмы при психиатрических лечебницах открываются и во многих других городах России. Теперь нередко проводятся научные и научно-богословские конференции с участием духовенства и врачей- психиатров.
Отдельно хочу сказать об одной биоэтической проблеме. В 1992 году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) исключила диагноз «гомосексуализм» из перечня диагнозов. Это было сделано под нажимом Американской психиатрической ассоциации (АПА), скорее какой-то ее (и даже не самой многочисленной) части. Дело в том, что около 70 % американских психиатров, заполняя анонимные анкеты, по-прежнему считают подобную форму полового поведения серьезным расстройством. Сейчас, спустя 17 лет, мы видим еще более тревожные перемены. Согласно DSM-4 (последнее издание «Справочника по диагностике и статистике»), человек больше не считается педофилом, если он просто пристает к детям или фантазирует на предмет интимного с ними контакта. Он считается педофилом только в том случае, если осознает, что поступает плохо, и испытывает на этот счет тревогу, либо если педофилия препятствует его нормальной жизни. Вот так. Комментарии, как говорится, излишни. Вот и поэтому совершенно необходимо формирование христианского отношения к душевным расстройствам. Врага нужно знать в лицо.
И наконец, несколько слов о психотерапии. На международном конгрессе в Оксфорде в 1983 году было предложено более 200 определений понятия «психотерапия». Многие клиницисты склонны считать, что психотерапия — это комплекс терапевтических воздействий на психику и через психику на весь организм. «Психе» в переводе с греческого — душа, «терапия» — лечение. То есть если мы соединим эти два слова, то у нас получится — лечение души, терапия души. Замечательный термин. Очень жалко, что в него порой вкладывается совершенно иное содержание. В 2007 году Европейская ассоциация психотерапии утвердила 31 модальность, то есть 31 направление психотерапии. В США на сегодня более 1000 методов психотерапии.
Известный тибетский учитель Трунгпа еще в 1974 году сказал, что буддизм придет на Запад через психологию. И слова этого тибетца, увы, сбываются. Огромное количество методов и направлений психотерапии не могут быть приемлемы для православного человека. Подробно об этом я писал в книге «Врачевание души: истинное и ложное». Слава богу, в последние годы появляется все больше верующих врачей и психологов.
Что открыло святое православие уверовавшему психотерапевту? Открыло ясную мировоззренческую основу. Открыло четкое понимание, говоря языком медицины, нормы и патологии. Открыло учение о силах души, о грехе и добродетелях. Грех стал восприниматься верующим психотерапевтом и как источник многих нервно-психических нарушений, психологических проблем, жизненных коллизий и нестроений.
Человек после грехопадения увиделся верующему православному специалисту с расщепленными силами души. После грехопадения наших праотцов у каждого из нас ум, сердце и воля пошли в три разные «дороги». Известный российский проповедник протоиерей Димитрий Смирнов говорит: «Человек — это вдребезги разбитый кувшин». И исцеление души начинается с момента осознания этого обстоятельства.
Профессор Л. Ф. Шеховцова выделяет две задачи православной психотерапии. Общая — это оказание человеку помощи в осознании им психологических страстных механизмов. Я совершенно с этим согласен. И задача частная — оказание помощи человеку в решении его конкретных проблем и жизненных затруднений. И тут очень важный момент. От проблемы к осознанию греха и способам его уврачевания. За проблемами очень часто кроется грех, греховные страсти.
Вот еще очень важное обстоятельство. Религиозный конфессиональный признак психотерапии указывает на использование религиозного опыта не вообще, а конкретно православной духовности. Вот поэтому я и многие коллеги используют термин православная психотерапия.
Две формы выделяют также в православной психотерапии. Это сугубо церковная. Весь уклад церковной жизни глубоко психотерапевтичен. Хотя Церковь это не психотерапия. Это четко надо понимать. И научно-практическая, то есть это помощь психотерапевта, клинического психолога, специалиста. Духовный опыт святых отцов и учителей Церкви не может и не должен быть трансформирован в какие-то психотехники. То есть здесь нам нужно подходить очень-очень аккуратно. Принципиальное условие — это воздействие на пациента словом. Словом врача православного. Обращаю ваше внимание на «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви». «В области психотерапии, — как сказано в „Основах“, — оказывается наиболее плодотворным сочетание пастырской и врачебной помощи душевнобольным при надлежащем разграничении сфер компетенции врача и священника. Нравственно недопустимы психотерапевтические подходы, основанные на подавлении личности больного и унижении его достоинства. Оккультные методики воздействия на психику, иногда маскирующиеся под научную психотерапию, категорически неприемлемы для Православия». Психотерапия может помочь человеку лучше понять себя, свое душевное устроение, глубже оценить ту или иную конфликтную ситуацию, успокоиться и т. п. Однако никакой психотерапии не под силу преодолеть в душе человека грехи и страсти, это, при условии его духовных усилий, возможно только Господу.
В 2005 году мной был организован Институт проблем формирования христианского отношения к психическим заболеваниям. За это время была оказана консультативная помощь более 7 тысячам человек. По данной проблематике изданы книги и брошюры. С лекциями и беседами мы побывали во многих городах России и за рубежом. Словом, работа в этом важном направлении началась, но многое еще предстоит сделать.
(Из выступления на конференции
«Богословие и светские науки:
традиционные и новые взаимосвязи».
Казанская духовная семинария, 2009).
ПРИЛОЖЕНИЯ
СВЯТЫЕ ОТЦЫ О БОЛЕЗНЯХ
«Болезнь посылается иногда для очищения согрешений, а иногда для того, чтобы смирить возношение».
Святой Иоанн Лествичник
«Болезнь есть вразумление нам Божие и служит к преуспеянию, если будем благодарить Бога. Не был ли Иов верным другом Божиим? Но чего не претерпел он, благодаря и благословляя Бога? И терпение привело его наконец к беспримерной славе. Потерпи и ты немного (в болезни), и узришь славу Божию (Ин. 11, 40). А что поститься не можешь (в болезни), не скорби. Бог ни от кого не требует трудов сверх силы. К тому же что такое пост, как не наказание тела для того, чтобы усмирить тело здоровое и сделать его немощным для страстей, по слову Апостола: егда немоществую, тогда силен есмь (2 Кор. 12, 10). А болезнь более сего наказания, и вменяется вместо поста, — и ценится даже более его. Кто переносит ее с терпением, благодаря Бога, тот через терпение получает плод спасения своего. Вместо того, чтобы ослабить силу тела постом, оно бывает уже ослаблено болезнию. Благодари же Бога, что ты освободился от труда поститься. Если и десять раз в день будешь есть, не печалься; ты не будешь осужден за то, так как поступаешь так не в поблажку себе».
Больному унывающему: «Облобызай страдания Спасителя нашего, — как бы и ты вместе с Ним терпел поношения, раны уничижения, оскорбление через оплевание, укоризну багряницы, позор тернового венца, оцет с желчию, боль от вонзения гвоздей, прободение копием, излияние воды и крови, — и заимствуй из сего отраду болезням твоим. Господь не оставит вотще труда твоего. Он попустил тебе потерпеть малую болезнь для того, чтобы ты не чужд был святых, когда увидишь их в оный час носящими плоды терпения скорбей и прославленными, но был сообщником их и Иисуса, имея дерзновение пред Ним со святыми. Не печалься же; Бог не забыл тебя, но печется о тебе, как об искреннем Своем сыне, а не как о прелюбодейчище».
Святые Варсонофий и Иоанн
«Все от Бога — и благое и скорбное, но одно — по благоволению, другое — по домостроительству, третье — по попущению. По благоволению, когда живем добродетельно; ибо угодно Богу, чтобы живущие добродетельно украшались венцами терпения; по домостроительству, когда, впадая в прегрешения, бываем вразумляемы; по попушению же, когда и вразумляемые не обращаемся. Опять домостроительно Бог наказует нас, согрешающих, чтоб не были мы осуждены с миром, как говорит Апостол: судимы от Господа наказуемся, да не с миром осудимся (см.: 1 Кор. 11, 32). В сем разуме — несть зло во граде еже Господь не сотвори (см.: Ам. 3, 6), таковы: голод, язвы, болезни, поражения, брани; ибо все это служит к очищению от грехов. Попускает же Бог и совершенно оставляет тех, которые или не хотят жить без греха, или вразумляемые не обращаются, но пребывают во грехе. Тогда Бог предает их в неискусен ум, то есть попускает их свободе творити неподобная» (см.: Рим. 1, 28).
Святой Ефрем Сирин
«Когда, например, больной расположится благодушно переносить болезнь свою, и переносит; враг, зная, что таким образом он утвердится в добродетели терпения, подступает расстроить такое его благорасположение. Для сего начинает приводить ему на ум многие добрые дела, которые мог бы он совершить, если б находился в другом положении, и старается убедить его, что если бы был здоров, как добре поработал бы Богу и сколько пользы принес бы и себе и другим: ходил бы в церковь, вел бы беседы, читал бы и писал в назидание ближним, и т. п. Заметив, что такие мысли принимаются, враг почаше приводит их в ум, размножает и раскрашивает, проводит до чувства, вызывает желания и порывы к делам тем, представляя, как хорошо шли бы у него те или другие дела, и возбуждая жаление, что связан по рукам и ногам болезнию.
Мало-помалу, при частых повторениях таких мыслей и движений в душе, желание переходит в недовольство и досадование. Прежнее благодушное терпение таким образом расстраивается, и болезнь представляется уже не как врачевство от Бога и поприще для добродетели терпения, а как нечто неприязненное делу спасения, и желание освободиться от нее делается неудержимым, все еще в видах получения чрез то простора для доброделания и угождения Богу всяческого.
Доведши до сего, враг украдает из ума его и сердца эту благую цель желания выздоровления и, оставляя одно желание здоровья, как здоровья, заставляет досадливо смотреть на болезнь не как на препону к добру, а как на нечто неприязненное само по себе. От сего нетерпеливость, не врачуемая благопомышлениями, берет силу и переходит в ропотливость, и лишает больного прежнего покоя от благодушного терпения. А враг радуется, что успел его расстроить.
Точь-в-точь таким же образом расстраивает враг бедного, терпеливо переносящего участь свою, рисуя ему, какими добрыми делами украсился бы он, если бы имел состояние.
От всех таких искушений избавляется легко, кто, имея опытного руководителя, советника и собеседника, с смиренною покорностию следует их указаниям. А кто лишен почему-либо такого блага, тот да внимает себе и строго учится различать доброе от худого по началам христианским, коими должна устроиться жизнь всех нас. Если случаи, мешающие, как нам кажется, развернуться шире нашему доброделанию, не от нашей воли, а посылаются Богом, то принимай их с покорностию и не слушайся никаких внушений, отклоняющих тебя от сей покорности. Послав такой случай, Бог ничего от тебя не ожидает, кроме того чтобы ты держал себя и действовал так, как требует и как дает возможность посетивший тебя случай.
Больной ли ты или бедный, терпи. Ничего, кроме терпения, Бог от тебя не требует. Терпя благодушно, ты будешь находиться непрерывно в добром деле. Когда ни воззрит на тебя Бог, будет видеть, что ты делаешь добро или пребываешь в добре, если благодушно терпишь, тогда как у здорового человека дела добрые идут с промежутками. Почему, желая перемены своего положения, ты желаешь променять лучшее на худшее?»
Святой Никодим Святогорец
«От всеблагого Бога только благое происходит, а не злое, — и самая болезнь твоя есть благо, а ты ропщешь, малодушествуешь, унываешь; терпи, благодари; за вольные сласти в юности — невольные болезни в старости.
Страдающий плотию перестает грешить (см.: 1 Петр. 4, 1). Вот почему страдания, крест необходимы для христианина: без страданий, без удручения плоть наша дурит, беснуется, грешит, Бога гневит, себе и душе напасти творит. О плоть окаянная, многострастная, из-за которой все беды в человечестве! О сердце многострастное, скверное! Исходящее из человека оскверняет человека. Ибо извнутрь, из сердца человеческого, исходят злые помыслы, прелюбодеяния, любодеяния, убийства, кражи, лихоимство, злоба, коварство, непотребство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство. Все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека (см.: Мк. 7, 20—23). Вот где источник зла в человеке — в сердце!»
Святой Иоанн Кронштадтский
Авва Пимен Великий говорил: «Равны следующие три: когда кто безмолвствует правильно; когда болен и благодарит Бога; когда кто находится в нелицемерном послушании. У этих трех одно делание».
Приложения
Канон за болящего
Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.
Трисвятое. Пресвятая Троице: Слава, и ныне: Отче наш: Господи, помилуй. (12 раз.) Слава, и ныне: Приидите, поклонимся (Трижды.) Псалом 50.
КАНОН, глас 3-й.
Песнь 1
Ирмос. Пресекаемое море жезлом древле, Израиль пройде яко по пустыни, и крестообразно яве, предуготовляет стези. Сего ради поим во хвалении чудному Богу нашему, яко прославися.
Припев:Милостиве Господи, услыши молитву раб Своих, молящихся Тебе.
В день печали нашедшия на ны к Тебе, Христе Спасе, припадающе, Твоея милости просим. Облегчиболезнь раба Твоего, изреки нам, яко сотнику: иди, се здрав есть отрок твой.
Милостиве Господи, услыши молитву раб Своих, молящихся Тебе.
Мольбы и моления с воздыханием к Тебе вопием, Сыне Божий: помилуй нас. Воздвигни со одралежащаго, яко разслабленнаго словом: возьми одр твой, глаголя отпущаются ти греси твои.
Слава: Твоего, Христе, образа подобию поклоняющиеся, верою целуем, и болящему здравия просим, подражающе кровоточивей, яже подольца риз Твоих коснуся и исцеление недуга прият.
И ныне: Пречистая Госпоже Богородице, всем известная Помощница, не презри нас к Тебе припадающих, моли яко блага Своего Сына и Бога нашего дати здравие болящему, да Тя с нами прославляет.
Песнь 3
Ирмос. Иже от не сущих вся приведый, словом созидаемая, совершаемая Духом Вседержителю Вышний, в любви Твоей утверди мене.
Милостиве Господи, услыши молитву раб Своих, молящихся Тебе.
Иже от тяжких болезней на земли повержен к Тебе,= Христе, с нами вопиет, подаждь здравие телеси его, якоже Иезекии плакавшуся к Тебе.
Милостиве Господи, услыши молитву раб Своих, молящихся Тебе.
Призри, Господи, на наше смирение и не помяни беззаконий наших, но веры ради болящего, яко прокаженнаго словом, исцели ему болезнь, да Твое, Христе Боже, славится имя.
Слава: Церковь, юже еси освятил, на ту, Христе, не даждь поношения, но воздвигни невидимо в недузе на одре лежащаго, в нейже молим ти ся: да не рекут невернии, где есть Бог их.
И ныне: К Твоему пречи