Великомученика и целителя пантелеймона

Братья и сестры, в день памяти святого Пантелеймона мы решили пригласить на нашу передачу известного православного док­тора Дмитрия Александровича Авдеева. *

* Эфир 41 -го выпуска русской редакции «Голос русского прихода». Лимасол, Кипр. 2003 г.

Приветствую вас, дорогие радиослуша­тели. Сегодня мы поговорим на тему «Пра­вославие и медицина». Особенно отрадно говорить об этом в день памяти святого угодника Божиего, великомученика и це­лителя Пантелеймона, которого по праву можно назвать предстателем за всех боля­щих, вопиющих ко Господу о прощении грехов и исцелениях телесных. Посмотрите, на какое важное обстоятельство нужно об­ратить внимание. Прежде всего — вера и покаяние, упование на милость Божию.

Господь Иисус Христос, исцеляя одер­жимых душевными и телесными недугами, говорил: отпускаются тебе грехи твои, вера твоя спасла тебя. Исцеление нужно было не столько само по себе, хотя и это важно. Через это исцеление человек должен был обрести веру, изменить свою жизнь.

Многие болезни — это следствие гре­ховных страстей, пороков, греховного образа жизни. Вспомним эти страсти: гор­дость, тщеславие, уныние, печаль, чрево­угодие, блуд, сребролюбие. Все страсти связаны друг с другом. Одна порождает другую.

Современная медицина говорит о том, что многие болезни развиваются на нерв­ной почве. А откуда берется эта самая «нервная почва»? Она порой образуется и состоит из грехов. Грех, совершаясь в глу­бине человеческого духа, изменяет харак­тер, он делает этот характер склонным к формированию тех или иных болезней.

И вот цепочка может быть представлена та­ким образом: грех — греховный характер — болезнь. Причем некоторые болезни явля­ются прямым следствием греха. Это, пре­жде всего, алкоголизм, наркомания, игромания, токсикомания, злостное курение. За унынием следует невротическая депрес­сия. За чревоугодием — ожирение, аллер­гия, нарушение работы внутренних орга­нов, в первую очередь желудочно-кишеч­ного тракта. Гордость может стать причи­ной психических болезней. Блуд — венери­ческих болезней, бесплодия, СПИДа.

В 70-х годах прошлого века вышла книга американских авторов «Поведение типа „А“ и ваше сердце». Эти авторы дока­зали, что существует особый амбициозный тип людей. Они его назвали «тип ,,А“». Так вот эти люди не находят себе места, даже если проигрывают в игре ребенку или если машина застревает в уличной пробке, любят сидеть в президиуме на собраниях, сильно зависят от похвалы и от производи­мого на людей впечатления. И кровь у этих людей сворачивается быстрее, и чаще у них бывают сбои сердечной деятельности. Ста­тистически было подтверждено, что они склонны к сердечным катастрофам.

Я задам вам такой вопрос: можно ли с помощью лазерного луча, хирургического скальпеля или путем назначения каких-то сильных антибиотиков из блудника сделать целомудренного, из скупого — щедрого? Все это вызывает лишь грустную улыбку. Это невозможно.

Причина многих болезней в нравствен­ной сфере. Вспомните тот же алкоголизм, наркоманию... Помочь человеку можно только тогда, когда он со слезами на глазах об этом будет просить, когда он будет готов покаяться, преобразиться изнутри, попро­сить у Бога помощи. По роду своей про­фессиональной деятельности я чаще встре­чаюсь с пограничными психическими со­стояниями. А это преимущественно не­врозы. Вот, например, человек, которого мучает зависть. Да разве он обретет душев­ный мир, не победив в себе с Божией по­мощью этот мерзкий грех? А внешне кар­тина может напоминать какую-нибудь не­врастению.

До революции многие врачи, будучи православными людьми, прежде чем лечить больного, спрашивали у него: «Когда ты по­следний раз исповедовался и причащался?» И уже потом приступали к лечению тела. В лечебницах были больничные храмы, в палатах иконы, лампады. И как это было правильно. И священник — соборующий, причащающий, отпевающий. Отрадно, что сейчас, по милости Божией, в России эти традиции возрождаются. Конечно же, они существовали и здесь, на Кипре.

Нам с вами нужно помнить несколько очень важных духовных моментов. Прежде всего, «...многими скорбями надлежит нам войти в Царствие Божие...» — читаем мы в деяниях святых апостолов. Скорби имеют врачующий смысл. Господь не наказывает нас ими — болезнями, скорбями, — а гото­вит нас к вечности, подвигает нас к покая­нию. Замечательно сказал великий русский святой о. Иоанн Кронштадтский: «Всю жизнь нам надо бороться с тайным помыс­лом нашего сердца, что мы можем где-либо когда-либо хоть одно мгновение быть без Бога и вне Бога. Такого мгновения нет». В Киево-Печерской лавре почивают мощи преподобного Пимена Многоболезненного. Весь подвиг этого человека состоял в том, что он двадцать лет лежал в струпьях, в гное и болел. Но, братья и сестры, как он болел! Каких великих даров Святого Духа он сподобился. И дара чудотворения, и ис­целения. Сколько он терпел! Этим терпе­нием и стяжал он Царствие Небесное.

Во многих молитвах ко Господу мы обращаемся словами: «Врачу душ и телес наших». И это действительно так. Умом, сердцем и рукой врача движет сам Бог, если, конечно, этот врач обращается к Богу за помощью. И вот здесь очень важный вопрос, очень важная тема: благочестие са­мого врача. Если врач не подвизается в преображении своей собственной гордо­сти, раздражительности, если он сам не пытается с Божией помощью склеивать осколки своей души, то кому же такой врач может помочь? «Врач, исцели себя сам», — сказано в Священном Писании. Слово врача будет подкреплено благодатью, если врач причащается, если врач не только со­вершенствуется профессионально, но еще и просит Бога о помощи.

Можно привести замечательные при­меры. Вот недавно прославленный в лике святых святитель Лука (Войно-Ясенецкий). В ссылке, в, казалось бы, невероятных условиях, перочинным ножом, без всяких подручных средств делал замечательные операции, и, что характерно, не было ни­каких осложнений, никаких нагноений. Святитель Лука всегда молился перед опе­рацией, даже когда коммунисты были у власти. У него в операционной была икона. Все знали об этом. И лишь однажды ее убрали. И вот как раз поступила на лечение жена какого-то партийного работника. И у святителя Луки было всего лишь одно условие чтобы вернули икону на место. И икону вернули.

Я хотел бы сегодня сказать еще о следу­ющем: совершенно недопустимо обращаться к разного рода оккультным целите­лям, которые так широко распространи­лись: экстрасенсам, колдунам, магам. «Ле­читься любой ценой» — некоторые люди говорят именно так. Так вот — не любой ценой, цель не оправдывает средства. Эти «лекари» — от лукавого. Их «помощь» при­носит только вред. Даже если будет какое-то временное облегчение, то совер­шенно неизвестно, как за это «облегчение» нужно будет расплачиваться. Точнее, из­вестно, и даже с определенностью.

«Свят еси и во святых почивавши» — так мы говорим о Господе. Значит, святой человек — сосуд благодати Святого Духа. Так и святой великомученик и целитель Пантелеймон — это действительно сосуд благодати Святого Духа. Очень удивительна была кончина святого. Ведь когда его усекли, потекло молоко, и даже маслина, под которой он был усечен, соделалась це­лебной. Люди с верой вкушали ее плоды и исцелялись от различных болезней.

По милости Божией мне довелось неод­нократно бывать в Русском Свято-Пантелеимоновом монастыре на Афоне, прикладываться к мощам угодника Божи­его, к его святой главе, молиться перед чу­дотворной иконой. Кстати, на которой сам великомученик изображен с целебным ларчиком в руках. Этим Божественным елеем он невидимо помазует обращающихся к нему с верой людей.

Когда привозили мощи великомуче­ника в Москву, то мы стали свидетелями огромного количества чудесных исцеле­ний. Люди стояли по 10—12 часов в оче­реди, чтобы приложиться к мощам, читали акафисты, молились. Даже издали не­сколько книг, в которых засвидетельство­ваны исцеления по молитвам к святому Пантелеймону.

ФОРМИРОВАНИЕ

ХРИСТИАНСКОГО ОТНОШЕНИЯ

К ПСИХИЧЕСКИМ ЗАБОЛЕВАНИЯМ

В мире на сегодняшний день насчиты­вается более 500 миллионов психически больных людей и число их постоянно уве­личивается. В Российской Федерации на 100 тысяч населения приходится 2,5 ты­сячи психически больных. Подростки же болеют чаще: 3,8 тысячи на 100 тысяч насе­ления. В нашей стране 38 миллионов чело­век страдают различными расстройствами «додиспансерного» уровня. При сплошном обследовании в одном из научно-произ­водственных учреждений распространен­ность депрессии отмечалась у 261 человека на 1000 обследованных. Вдумайтесь: 36 человек на каждые 100 тысяч населения Рос­сии заканчивают жизнь самоубийством.

А число незавершенных попыток на поря­док больше. По данным Минздрава РФ, в стране зарегистрировано 2,5 миллиона ал­коголиков, то есть людей с официальным медицинским диагнозом «хронический ал­коголизм». В реальности людей, страдаю­щих алкоголизмом, гораздо больше. Воз­раст приобщения к курению снизился до 10 лет у мальчиков и до 12 лет у девочек. Скажу для примера, что ежегодный каталог антидепрессантов 3-4 сантиметра толщи­ной.

Таким образом, становится совершенно понятно, что вопросы охраны психического здоровья не являются узкомедицин­скими, а представляют собой одну из прио­ритетных государственных задач.

Каковы причины психических рас­стройств? В «Основах социальной концеп­ции Русской Православной Церкви», при­нятых в 2000 году на юбилейном Архие­рейском соборе, в параграфе о психиче­ских заболеваниях, в частности, сказано: «Церковьрассматривает психические забо­левания как одно из проявлений общей гре­ховной поврежденности человеческой при­роды. Выделяя в личностной структуре ду­ховный, душевный и телесный уровни ее ор­ганизации, святые отцы различали болезни, развившиеся „от естества“, и недуги, вы­званные бесовским воздействием либо ставшие следствием поработивших человека страстей». Забегая вперед, скажу, что эти положения полностью подтверждаются и данными клинических наблюдений.

Одна из причин психических рас­стройств — естество человека, его индивидуально-биологические свойства.

Преподобный Антоний Киево-Печер­ский три года ухаживал за монахом, боль­ным кататонией (одна из форм психозов), рассматривая его состояние как болезнен­ное. Преподобный Иоанн Лествичник при­водит определенные признаки, по которым он советует различать возникающие по­мимо воли монахов расстройства настрое­ния духовного происхождения от таких же, не уступающих молитве и силе крестного знамения настроений, развитие которых зависит, как он пишет, «от естества».

В книге «Православное пастырское слу­жение», говоря о психиатрии, архимандрит Киприан (Керн) указывает на то, что суще­ствуют состояния души, которые трудно определить категориями нравственного бо­гословия и которые не входят в понятия добра и зла. Эти состояния, по мнению ав­тора, принадлежат не к аскетической обла­сти, но к психопатологической, и развива­ются от природы человека.

Преподобноисповедник старец-архи­мандрит Георгий (Лавров), подвизавшийся в свое время в Даниловой монастыре, очень четко различал психические болезни. Одним он говорил: «Ты, деточка, иди ко врачу», а другим: «Тебе у врачей де­лать нечего». Бывали случаи, когда старец, наладив духовную жизнь, рекомендовал сходить к психиатру или, наоборот, брал от психиатра людей к себе на духовное окормление.

Подводя некоторый итог вышесказан­ному, можно предположить, что душевные болезни могут быть, в этой плоскости срав­нения, сопоставимы с телесными, и что те и другие, по попущению Божиему, посыла­ются человеку в целях споспешествования в деле спасения. В данном случае душев­ный недуг — это Господом возложенный крест.

Однако большая часть психических рас­стройств связана не с физиологическими или биохимическими проблемами. Грехов­ные страсти — вот тот неведомый миру враг, о котором официальная медицина по понятным причинам умалчивает.

Если, к примеру, все психические рас­стройства взять за 100 %, то 20 % из них — это так называемые «большие психозы» (шизофрения и др.), а 80 % — это так на­зываемая «малая», или «пограничная», психиатрия. К болезням этой многочис­ленной группы относятся неврозы, мно­гие формы депрессий, личностные рас­стройства и др. Многолетние исследова­ния показывают, что подавляющее боль­шинство пограничной психической патологии имеют и духовные причины их возникновения.

Или еще пример. В структуре депрессивных расстройств лишь 3—4 % состав­ляют эндогенные депрессии, то есть де­прессии, не связанные с так называемыми психо-эмоциональными травмами и разви­вающиеся по естественно-биологическим причинам. А вот 96—97 % депрессивных расстройств имеют в своем происхождении преимущественно причины духовно-­психологического характера.

Другой пример. Среди самоубийц лишь 10 % психически больных, а 90 % суици- дентов признаются людьми без видимых психических заболеваний, но, добавим, ду­ховно глубоко поврежденных. Вот вам на­глядные примеры необходимости христи­анской оценки психической патологии.

Неврозы. Это состояния внутреннего конфликта, столкновения противоположно направленных душевных мотивов. Кли­нику неврозов можно кратко обозначить как устойчивую потерю душевного мира. Точек зрения на природу неврозов, меха­низмов их развития — множество. Но в тени оставалась, да и остается, духовно-­нравственная оценка невротических рас­стройств. Как часто я слышу во время вра­чебного приема: «Я всем завидую...», «Не разговариваю с матерью из-за обиды пять лет...», «Не могу простить мужа, сына». Вспыльчивости, раздражительности всегда предшествуют гордость, самомнение, самопревозношение. Неврозы зачастую можно считать своего рода противополож­ностью кротости, смирения, терпения и мирного устроения духа.

Алкоголизм, наркоманию, игроманию, интернетоманию и другие аддиктивные (за­висимые) расстройства можно с уверен­ность отнести к греховным недугам. На­ряду с медико-психологическими меропри­ятиями, которые обычно составляют на­чало лечения, совершенно необходимы ду­ховные усилия для их уврачевания. Нужны, прежде всего, личная решимость и помощь Божия (как два крыла у птицы). Бог не спа­сает нас без нас. Таблеток и уколов от зави­симых состояний нет. Все медикаментоз­ные средства выполняют лишь симпто­матическую и вспомогательную роль.

Устроение жизни по заповедям Христо­вым вкупе с трезвением, самоконтролем и воздержанием — слагаемые истинного, а не мнимого исцеления. Подобный опыт уже есть, и во множестве. Я принимал уча­стие в разработке программы реабилита­ции наркозависимых в Московском душе­попечительском центре во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского. Мно­гократно бывал в различных православных реабилитационных центрах и общинах при монастырях и свидетельствую об истинно­сти выбранного пути и замечательных те­рапевтических результатах.

Теперь о роли священнослужителя в деле духовного окормления психически больных. Прежде всего, хочу упомянуть Закон Российской Федерации от 02.07.1992 г. «О психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании». Так, в част­ности, в статье закона (ст. 37) о правах па­циентов, находящихся в психиатрических стационарах, сказано о возможности «встречаться... со священнослужителем на­едине; исполнять религиозные обряды, со­блюдать религиозные каноны, в том числе пост, по согласованию с администрацией иметь религиозную атрибутику и литера­туру». Таким образом, духовное окормление психически больных законодательно закреплено. Это важно знать.

Можно выделить две основные обязан­ности священника в отношении больных: 1) побудить больного к врачебному обсле­дованию и, в случае необходимости, к систематическому лечению; 2) помочь боль­ному в борьбе с болезнью, в критическом осознании и преодолении своих аномалий характера и поведения. В этой связи стано­вится понятной необходимость приобрете­ния священнослужителем соответствую­щих знаний и подготовки в области психи­атрии. Нужно суметь разобраться, где грех, а где болезнь. Нередко именно пастырь мо­жет оказаться первым человеком, который сталкивается с проявлением тех или иных психических расстройств. С учетом большой распространенности психических за­болеваний значимость вышесказанного возрастает многократно.

Следует повсеместно распространять опыт организации молитвенных комнат, строительства часовен и больничных хра­мов при психиатрических лечебницах.

Психическое заболевание не умаляет достоинства человека. Церковь свидетель­ствует, что и душевнобольной является но­сителем образа Божия, оставаясь нашим собратом, нуждающимся в сострадании и помощи. Как-то я беседовал с одним боль­ным, страдающим весьма тяжелым психи­ческим заболеванием, и когда я попытался утешить его, то он спокойно и серьезно мне ответил: «Доктор! То положение, в котором я нахожусь, самое спасительное для меня».

Я был глубоко тронут таким его ответом.

Еще пример. Вот строки из письма больной: «Мне очень помогают молитвы — „Трисвятое“, „Отче наш“, Иисусова мо­литва, „Богородице Дево“. Когда я читаю молитвы, они как будто сшивают разорван­ную ткань моего рассудка (между прочим, есть русская сказка про то, как мужик што­пал небо). А небо — это разум в человеке. Так что, возможно, мое ощущение, что мо­литва „сшивает“ разум, правильно. Мо­литва, постоянно повторяемая, восстанав­ливает здравый рассудок...»

Врач или психолог должны знать о ду­ховных причинах возникновения психических расстройств, а в свою очередь священнослужитель — не забывать и о индивидуально-биологических причинах пси­хической патологии. Как справедливо ска­зано в «Основах социальной концепции», «...представляется одинаково неоправдан­ным как сведение всех психических забо­леваний к проявлениям одержимости, что влечет за собой необоснованное соверше­ние чина изгнания злых духов, так и по­пытка лечения любых духовных рас­стройств исключительно клиническими методами...» Соответственно, и терапия психических расстройств должна опреде­ляться причинами их возникновения.

В последние 10-15 лет по милости Бо­жией в психиатрии вновь заговорили о духовности. Так, была открыта молельная комната в НИИ клинической психиатрии, восстановлен храм на территории ММА им. И. М. Сеченова. Освящен храм в Ин­ституте им. В. П. Сербского. Духовное окормление больных происходит и в боль­ничных церквах клиник им. П. П. Ка­щенко, им. О. В. Кербикова, Научном цен­тре психического здоровья. Совершаются богослужения в больничном храме во имя святого мученика Вонифатия в Областной психиатрической больнице (г. Москва). Больничные храмы при психиатрических лечебницах открываются и во многих дру­гих городах России. Теперь нередко прово­дятся научные и научно-богословские конференции с участием духовенства и врачей- психиатров.

Отдельно хочу сказать об одной биоэтической проблеме. В 1992 году Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ) ис­ключила диагноз «гомосексуализм» из пе­речня диагнозов. Это было сделано под на­жимом Американской психиатрической ассоциации (АПА), скорее какой-то ее (и даже не самой многочисленной) части. Дело в том, что около 70 % американских психиатров, заполняя анонимные анкеты, по-прежнему считают подобную форму по­лового поведения серьезным расстрой­ством. Сейчас, спустя 17 лет, мы видим еще более тревожные перемены. Согласно DSM-4 (последнее издание «Справочника по диагностике и статистике»), человек больше не считается педофилом, если он просто пристает к детям или фантазирует на предмет интимного с ними контакта. Он считается педофилом только в том случае, если осознает, что поступает плохо, и ис­пытывает на этот счет тревогу, либо если педофилия препятствует его нормальной жизни. Вот так. Комментарии, как гово­рится, излишни. Вот и поэтому совер­шенно необходимо формирование христи­анского отношения к душевным расстрой­ствам. Врага нужно знать в лицо.

И наконец, несколько слов о психоте­рапии. На международном конгрессе в Оксфорде в 1983 году было предложено более 200 определений понятия «психотерапия». Многие клиницисты склонны считать, что психотерапия — это комплекс терапевтических воздействий на психику и через психику на весь организм. «Психе» в переводе с греческого — душа, «терапия» — лечение. То есть если мы соединим эти два слова, то у нас получится — лечение души, терапия души. Замечатель­ный термин. Очень жалко, что в него по­рой вкладывается совершенно иное содер­жание. В 2007 году Европейская ассоциа­ция психотерапии утвердила 31 модаль­ность, то есть 31 направление психотера­пии. В США на сегодня более 1000 мето­дов психотерапии.

Известный тибетский учитель Трунгпа еще в 1974 году сказал, что буддизм придет на Запад через психологию. И слова этого тибетца, увы, сбываются. Огромное коли­чество методов и направлений психотера­пии не могут быть приемлемы для право­славного человека. Подробно об этом я пи­сал в книге «Врачевание души: истинное и ложное». Слава богу, в последние годы по­является все больше верующих врачей и психологов.

Что открыло святое православие уверо­вавшему психотерапевту? Открыло ясную мировоззренческую основу. Открыло чет­кое понимание, говоря языком медицины, нормы и патологии. Открыло учение о си­лах души, о грехе и добродетелях. Грех стал восприниматься верующим психотерапев­том и как источник многих нервно-психи­ческих нарушений, психологических проб­лем, жизненных коллизий и нестроений.

Человек после грехопадения увиделся верующему православному специалисту с расщепленными силами души. После гре­хопадения наших праотцов у каждого из нас ум, сердце и воля пошли в три разные «дороги». Известный российский пропо­ведник протоиерей Димитрий Смирнов го­ворит: «Человек — это вдребезги разбитый кувшин». И исцеление души начинается с момента осознания этого обстоятельства.

Профессор Л. Ф. Шеховцова выделяет две задачи православной психотерапии. Общая — это оказание человеку помощи в осознании им психологических страстных механизмов. Я совершенно с этим согла­сен. И задача частная — оказание помощи человеку в решении его конкретных проб­лем и жизненных затруднений. И тут очень важный момент. От проблемы к осознанию греха и способам его уврачевания. За проб­лемами очень часто кроется грех, грехов­ные страсти.

Вот еще очень важное обстоятельство. Религиозный конфессиональный признак психотерапии указывает на использование религиозного опыта не вообще, а кон­кретно православной духовности. Вот по­этому я и многие коллеги используют тер­мин православная психотерапия.

Две формы выделяют также в православной психотерапии. Это сугубо церковная. Весь уклад церковной жизни глубоко психотерапевтичен. Хотя Церковь это не психотерапия. Это четко надо понимать. И научно-практическая, то есть это помощь психотерапевта, клинического психолога, специалиста. Духовный опыт святых отцов и учителей Церкви не может и не должен быть трансформирован в какие-то психо­техники. То есть здесь нам нужно подхо­дить очень-очень аккуратно. Принципи­альное условие — это воздействие на паци­ента словом. Словом врача православного. Обращаю ваше внимание на «Основы со­циальной концепции Русской Православ­ной Церкви». «В области психотерапии, — как сказано в „Основах“, — оказывается наиболее плодотворным сочетание пастыр­ской и врачебной помощи душевноболь­ным при надлежащем разграничении сфер компетенции врача и священника. Нрав­ственно недопустимы психотерапевтиче­ские подходы, основанные на подавлении личности больного и унижении его досто­инства. Оккультные методики воздействия на психику, иногда маскирующиеся под научную психотерапию, категорически не­приемлемы для Православия». Психотера­пия может помочь человеку лучше понять себя, свое душевное устроение, глубже оце­нить ту или иную конфликтную ситуацию, успокоиться и т. п. Однако никакой психотерапии не под силу преодолеть в душе че­ловека грехи и страсти, это, при условии его духовных усилий, возможно только Го­споду.

В 2005 году мной был организован Ин­ститут проблем формирования христиан­ского отношения к психическим заболева­ниям. За это время была оказана консультативная помощь более 7 тысячам человек. По данной проблематике изданы книги и брошюры. С лекциями и беседами мы по­бывали во многих городах России и за ру­бежом. Словом, работа в этом важном на­правлении началась, но многое еще пред­стоит сделать.

(Из выступления на конференции

«Богословие и светские науки:

традиционные и новые взаимосвязи».

Казанская духовная семинария, 2009).

ПРИЛОЖЕНИЯ

СВЯТЫЕ ОТЦЫ О БОЛЕЗНЯХ

«Болезнь посылается иногда для очи­щения согрешений, а иногда для того, чтобы смирить возношение».

Святой Иоанн Лествичник

«Болезнь есть вразумление нам Божие и служит к преуспеянию, если будем благо­дарить Бога. Не был ли Иов верным другом Божиим? Но чего не претерпел он, благо­даря и благословляя Бога? И терпение при­вело его наконец к беспримерной славе. Потерпи и ты немного (в болезни), и узришь славу Божию (Ин. 11, 40). А что по­ститься не можешь (в болезни), не скорби. Бог ни от кого не требует трудов сверх силы. К тому же что такое пост, как не на­казание тела для того, чтобы усмирить тело здоровое и сделать его немощным для стра­стей, по слову Апостола: егда немоществую, тогда силен есмь (2 Кор. 12, 10). А болезнь более сего наказания, и вменяется вместо поста, — и ценится даже более его. Кто пе­реносит ее с терпением, благодаря Бога, тот через терпение получает плод спасения своего. Вместо того, чтобы ослабить силу тела постом, оно бывает уже ослаблено болезнию. Благодари же Бога, что ты освободился от труда поститься. Если и десять раз в день будешь есть, не печалься; ты не бу­дешь осужден за то, так как поступаешь так не в поблажку себе».

Больному унывающему: «Облобызай страдания Спасителя нашего, — как бы и ты вместе с Ним терпел поношения, раны уничижения, оскорбление через оплевание, укоризну багряницы, позор тернового венца, оцет с желчию, боль от вонзения гвоздей, прободение копием, излияние воды и крови, — и заимствуй из сего от­раду болезням твоим. Господь не оставит вотще труда твоего. Он попустил тебе по­терпеть малую болезнь для того, чтобы ты не чужд был святых, когда увидишь их в оный час носящими плоды терпения скор­бей и прославленными, но был сообщни­ком их и Иисуса, имея дерзновение пред Ним со святыми. Не печалься же; Бог не забыл тебя, но печется о тебе, как об ис­креннем Своем сыне, а не как о прелюбодейчище».

Святые Варсонофий и Иоанн

«Все от Бога — и благое и скорбное, но одно — по благоволению, другое — по до­мостроительству, третье — по попущению. По благоволению, когда живем добродетельно; ибо угодно Богу, чтобы живущие добродетельно украшались венцами терпе­ния; по домостроительству, когда, впадая в прегрешения, бываем вразумляемы; по попушению же, когда и вразумляемые не обращаемся. Опять домостроительно Бог наказует нас, согрешающих, чтоб не были мы осуждены с миром, как говорит Апостол: судимы от Господа наказуемся, да не с ми­ром осудимся (см.: 1 Кор. 11, 32). В сем ра­зуме — несть зло во граде еже Господь не со­твори (см.: Ам. 3, 6), таковы: голод, язвы, болезни, поражения, брани; ибо все это служит к очищению от грехов. Попускает же Бог и совершенно оставляет тех, кото­рые или не хотят жить без греха, или вра­зумляемые не обращаются, но пребывают во грехе. Тогда Бог предает их в неискусен ум, то есть попускает их свободе творити неподобная» (см.: Рим. 1, 28).

Святой Ефрем Сирин

«Когда, например, больной располо­жится благодушно переносить болезнь свою, и переносит; враг, зная, что таким образом он утвердится в добродетели тер­пения, подступает расстроить такое его благорасположение. Для сего начинает приводить ему на ум многие добрые дела, которые мог бы он совершить, если б нахо­дился в другом положении, и старается убедить его, что если бы был здоров, как добре поработал бы Богу и сколько пользы принес бы и себе и другим: ходил бы в цер­ковь, вел бы беседы, читал бы и писал в на­зидание ближним, и т. п. Заметив, что та­кие мысли принимаются, враг почаше приводит их в ум, размножает и раскрашивает, проводит до чувства, вызывает желания и порывы к делам тем, представляя, как хо­рошо шли бы у него те или другие дела, и возбуждая жаление, что связан по рукам и ногам болезнию.

Мало-помалу, при частых повторениях таких мыслей и движений в душе, желание переходит в недовольство и досадование. Прежнее благодушное терпение таким об­разом расстраивается, и болезнь представ­ляется уже не как врачевство от Бога и по­прище для добродетели терпения, а как не­что неприязненное делу спасения, и жела­ние освободиться от нее делается неудер­жимым, все еще в видах получения чрез то простора для доброделания и угождения Богу всяческого.

Доведши до сего, враг украдает из ума его и сердца эту благую цель желания вы­здоровления и, оставляя одно желание здо­ровья, как здоровья, заставляет досадливо смотреть на болезнь не как на препону к добру, а как на нечто неприязненное само по себе. От сего нетерпеливость, не врачуе­мая благопомышлениями, берет силу и пе­реходит в ропотливость, и лишает больного прежнего покоя от благодушного терпения. А враг радуется, что успел его расстроить.

Точь-в-точь таким же образом расстра­ивает враг бедного, терпеливо перенося­щего участь свою, рисуя ему, какими доб­рыми делами украсился бы он, если бы имел состояние.

От всех таких искушений избавляется легко, кто, имея опытного руководителя, советника и собеседника, с смиренною покорностию следует их указаниям. А кто ли­шен почему-либо такого блага, тот да вни­мает себе и строго учится различать доброе от худого по началам христианским, коими должна устроиться жизнь всех нас. Если случаи, мешающие, как нам кажется, раз­вернуться шире нашему доброделанию, не от нашей воли, а посылаются Богом, то принимай их с покорностию и не слушайся никаких внушений, отклоняющих тебя от сей покорности. Послав такой случай, Бог ничего от тебя не ожидает, кроме того чтобы ты держал себя и действовал так, как требует и как дает возможность посетив­ший тебя случай.

Больной ли ты или бедный, терпи. Ни­чего, кроме терпения, Бог от тебя не тре­бует. Терпя благодушно, ты будешь нахо­диться непрерывно в добром деле. Когда ни воззрит на тебя Бог, будет видеть, что ты делаешь добро или пребываешь в добре, если благодушно терпишь, тогда как у здо­рового человека дела добрые идут с проме­жутками. Почему, желая перемены своего положения, ты желаешь променять лучшее на худшее?»

Святой Никодим Святогорец

«От всеблагого Бога только благое про­исходит, а не злое, — и самая болезнь твоя есть благо, а ты ропщешь, малодушеству­ешь, унываешь; терпи, благодари; за воль­ные сласти в юности — невольные болезни в старости.

Страдающий плотию перестает грешить (см.: 1 Петр. 4, 1). Вот почему страдания, крест необходимы для христианина: без страданий, без удручения плоть наша ду­рит, беснуется, грешит, Бога гневит, себе и душе напасти творит. О плоть окаянная, многострастная, из-за которой все беды в человечестве! О сердце многострастное, скверное! Исходящее из человека осквер­няет человека. Ибо извнутрь, из сердца че­ловеческого, исходят злые помыслы, пре­любодеяния, любодеяния, убийства, кра­жи, лихоимство, злоба, коварство, непо­требство, завистливое око, богохульство, гордость, безумство. Все это зло извнутрь исходит и оскверняет человека (см.: Мк. 7, 20—23). Вот где источник зла в человеке — в сердце!»

Святой Иоанн Кронштадтский

Авва Пимен Великий говорил: «Равны следующие три: когда кто безмолвствует правильно; когда болен и благодарит Бога; когда кто находится в нелицемерном послушании. У этих трех одно делание».

Приложения

Канон за болящего


Молитвами святых отец наших, Господи Иисусе Христе Боже наш, помилуй нас. Аминь.

Трисвятое. Пресвятая Троице: Слава, и ныне: Отче наш: Господи, помилуй. (12 раз.) Слава, и ныне: Приидите, поклонимся (Трижды.) Псалом 50.

КАНОН, глас 3-й.

Песнь 1

Ирмос. Пресекаемое море жезлом древле, Израиль пройде яко по пустыни, и крестообразно яве, предуготовляет стези. Сего ради поим во хвалении чудному Богу нашему, яко прославися.

Припев:Милостиве Господи, услыши молитву раб Своих, молящихся Тебе.

В день печали нашедшия на ны к Тебе, Христе Спасе, припадающе, Твоея милости просим. Облегчиболезнь раба Твоего, изреки нам, яко сотнику: иди, се здрав есть отрок твой.

Милостиве Господи, услыши молитву раб Своих, молящихся Тебе.

Мольбы и моления с воздыханием к Тебе вопием, Сыне Божий: помилуй нас. Воздвигни со одралежащаго, яко разслабленнаго словом: возьми одр твой, глаголя отпущаются ти греси твои.

Слава: Твоего, Христе, образа подобию поклоняющиеся, верою целуем, и болящему здравия просим, подражающе кровоточивей, яже подольца риз Твоих коснуся и исцеление недуга прият.

И ныне: Пречистая Госпоже Богородице, всем известная Помощница, не презри нас к Тебе припадающих, моли яко блага Своего Сына и Бога нашего дати здравие болящему, да Тя с нами прославляет.

Песнь 3

Ирмос. Иже от не сущих вся приведый, словом созидаемая, совершаемая Духом Вседержителю Вышний, в любви Твоей утверди мене.

Милостиве Господи, услыши молитву раб Своих, молящихся Тебе.

Иже от тяжких болезней на земли повержен к Тебе,= Христе, с нами вопиет, подаждь здравие телеси его, якоже Иезекии плакавшуся к Тебе.

Милостиве Господи, услыши молитву раб Своих, молящихся Тебе.

Призри, Господи, на наше смирение и не помяни беззаконий наших, но веры ради болящего, яко прокаженнаго словом, исцели ему болезнь, да Твое, Христе Боже, славится имя.

Слава: Церковь, юже еси освятил, на ту, Христе, не даждь поношения, но воздвигни невидимо в недузе на одре лежащаго, в нейже молим ти ся: да не рекут невернии, где есть Бог их.

И ныне: К Твоему пречи

Наши рекомендации