Что Вы можете сказать о гипнозе?
Гипноз, увы, широко используется официальной медициной, врачами-психотера-певтами. Адепты применения гипнотических трансов говорят об открытии особых психосоматических каналов во время использования гипноза, о влиянии на психику человека, минуя критику («без тормозов»), о раскрытии резервных возможностей организма, о потрясающих терапевтических эффектах.
Как специалист, я с уверенностью заявляю, что никаких исключительных эффектов нет. А если и бывает какая-то «польза» от гипноза, то неизвестно, как она еще аукнется в будущем... Точнее, известно, и даже с определенностью. Об этом гипнологи, в лучшем случае, и не помышляют.
Гипноз — это насилие над душой человека. К примеру, в третьей стадии гипноза сомнамбул (загипнотизированный) во всем беспрекословно подчиняется своему «гуру»: может видеть, слышать, ощущать несуществующие предметы, людей (галлюцинации); может не чувствовать боли; обнажать потаенные мысли, чувства, желания. Кстати, есть так называемый эффект постгипнотического внушения. Это когда указания гипнолога выполняются спустя определенное время после проведения сеанса.
Насколько оправдано лишать человека критики и рассудка, даже на короткое время, даже с благой, казалось бы, целью? Оправдания этому нет. Человек — величайшая тайна, и нам, грешным, просто не дано знать и видеть, что испытывает душа в гипнотическом состоянии, что происходит в глубине человеческого духа. Православию чужды методы, насильственно воздействующие на личность. Ни один святой не прибегал к тому, чтобы исцелять человека в измененном состоянии сознания. Кротко и смиренно угодники Божии являли дар целительства людям, который стяжали от Господа за святость жизни.
«Ужасное дело этот гипноз. Было время, когда люди страшились этого деяния, бегали от него, а теперь им увлекаются... извлекают из него пользу» (преподобный Нектарий Оптинский).
«И ведь вся беда в том, что это знание входит в нашу жизнь под прикрытием как будто могущего дать человечеству огромную пользу» (он же).
«Гипноз — злая, нехристианская сила» (преподобный Варсонофий).
«Если же вы, оставив Бога, прибегнете к магнетизму — противоестественному средству, — то я уже ничего не могу вам сказать» (преподобный Макарий).
Протоиерей Григорий Дьяченко отмечал, что в древности гипнозом пользовались маги и колдуны. Обличал использование гипноза и иеромонах Серафим (Роуз). Епископ Варнава (Беляев) писал: «Нельзя отрицать, что они проводят при этом силу, но силу — бесовскую».
Следует сказать, что гипноз со временем приобретает роль наркотика. Одни и те же люди ходят от гипнотизера к гипнотизеру, стремятся чаще испытывать «необыкновенные» состояния (это так называемая гипнофилия). Как жаль этих людей! И как преступно поступают те, которые приводят их к подобной зависимости. Описана также гипномания. Этот термин означает значительное усиление чувствительности к гетерогенным (от других лиц) внушениям.
В последние годы в специальной литературе появилось много публикаций, свидетельствующих о дезорганизации психической деятельности человека после частого применения к нему глубокого гипноза.
СЕКТЫ
Могут ли возникать психические нарушения у адептов тоталитарных сект?
Да, могут. Этот факт установлен доподлинно. В течение нескольких лет я вел врачебный прием в Душепопечительском центре во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского. Мне и моим коллегам постоянно приходилось заниматься реабилитацией лиц, пострадавших от пребывания в тоталитарных сектах или подвергавшихся оккультному воздействию. Палитра психических нарушений была очень разнообразная: от неглубоких невротических расстройств до явлений реактивного психоза, полной социальной дезадаптации или суицидального поведения.
Как человека могут психологически удерживать в секте?
Во-первых: лидеры секты осуществляют жесткий контроль за каждым членом секты (его социальными связями, окружением). Постепенно происходит «выдавливание» человека из его привычной среды и изоляция от людей, не принадлежащих секте (родные, друзья и т. д.).
Во-вторых: во время собраний и совместных молитв духовные лидеры той или иной секты используют определенные психовоздействия, изменяющие состояние сознания людей по типу гипнотического транса. Также происходит мощное воздействие на подсознание человека. Для этих целей используется, к примеру, нейролингвистическое программирование. То есть личностью манипулируют, а эффекты психотехник выдают за «снисхождение благодати».
В-третьих: почти в каждой секте имеется свой специфический язык, термины. Такой язык затрудняет общение с адептами секты и делает их невосприимчивыми к попыткам переубеждения обычными словами.
В-четвертых: принцип «доктрина выше личности». То есть не поощряется и даже запрещается анализировать личный опыт. Главное — твердо и непоколебимо верить в то, что является догмами секты.
В-пятых: «свои — друзья, чужие — враги». Смысл этого тезиса, думаю, понятен.
Существует и множество других уловок, удерживающих человека в секте. Это лишь краткий перечень возможных механизмов «зомбирования» личности.
Ко всему сказанному добавим, что часто имеют место материальные «привязки»: либо в секте одолжили какие-то деньги на жизнь (что бывает нечасто) и нет возможности вернуть долг, либо человек сам добровольно пожертвовал свое имущество и порвать с сектой означает для него оказаться на улице.
ЛЕЧЕНИЕ
Что является основой Вашего метода лечения?
Заповеди Божии определяют мировоззренческий базис врача, его отношение к своему делу, к приходящим за помощью и лечением людям. Главное для православного психотерапевта — самому быть со Христом! Нет какой-то в привычном понимании методики или какого-то универсального совета. В процессе психотерапии встречаются две души, два сердца. Прежде всего, важны христианская любовь, милосердие, сострадательность в сочетании с профессионализмом и искренним желанием помочь душе страждущего человека. Психотерапевты, соприкасаясь с душой своего подопечного, должны иметь чувство благоговения, ибо каждый человек — обладатель величайшего дара Божиего — святыни души, которая есть образ и подобие Творца.
Могли бы Вы привести пример из собственной лечебной практики, когда «христианская терапия» дала успешный результат?
Что понимать под успешным результатом? Случаи исцеления от психических заболеваний? Да, я видел подобные чудесные исцеления. Но, может быть, более важно другое. Смирение, обращение ко Христу, понимание духовных причин заболевания, христианское отношение к постигшей скорби или болезни. В случае так называемых «пограничных психических состояний», в происхождении которых большую роль играют греховные страсти, личность человека, исцеление может быть полным. Это не магия или волшебство. Это труд, помноженный на милость Божию.
Иногда встречаются случаи, когда верующий христианин впадает в глубокую депрессию, и ни врач, ни священник не могут ему помочь. Даже после длительного лечения антидепрессантами и духовной помощи человек не чувствует улучшений. Чем же это можно объяснить?
Надо верить в то, что с человеком ничего не может случиться по воле случая и каждый волосок на нашей голове зрится Господом. Надо потерпеть. Господь не даст искушений выше сил. Вспомните про евангельского расслабленного у Овчей купели. Он 38 лет ждал исцеления и не впадал в отчаяние, но терпел. Ждал он человека, который поможет ему, а дождался Бога. Способ, которым Господь спасает каждого из нас, мы не в силах исследовать и не должны этого делать. Но мы должны помнить, что Господь никого из нас никогда не забывал и не забудет. Жизнь и здоровье человека это тайна, известная только Господу. Цель не всегда оправдывает средства. Можно выздороветь от депрессии и ничего в себе не изменить, тем самым оставляя корни греховных наклонностей в своей душе. У человека может пройти депрессия и начаться патологическая увлеченность компьютерными играми или наркотическая привязанность. Исцеление от Бога — истинное, всеобъемлющее. Оно, как правило, случается не вдруг, а предшествует ему духовный труд.
Какими видами лекарственных препаратов лечат психические заболевания?
Психические заболевания лечат различными группами лекарственных средств (нейролептики, транквилизаторы, антидепрессанты и др.), которые принимаются исключительно по назначению врача. В аптеках их выдают строго по рецептам.
А можно ли самостоятельно принимать снотворные таблетки?
Казалось бы, чего проще: принял таблетку и уснул. Но далеко не всегда все так просто и замечательно. Во-первых, к большинству снотворных препаратов развивается привыкание. Человек со временем уже не может без таблеток спать, и дозу приходится все время повышать. Во-вторых, после приема снотворного страдает самочувствие на следующий день, и особенно первую его половину ощущаются тяжесть в голове, снижение работоспособности, возникает чувство разбитости. В-третьих, нарушаются механизмы естественного сна, и, чтобы нормализовать их, требуется время. Поэтому снотворные препараты надо принимать только по рекомендации врача.
Какими успокоительными препаратами можно пользоваться самостоятельно?
Вот примерный перечень успокоительных средств, которыми можно пользоваться самостоятельно — они отпускаются без рецепта: «Экстракт валерианы» (или настойка), «Персен», «Глицин», «Экстракт пустырника» (или настойка), «Ново-Пассит» (микстура или таблетки), «Деприм», «Гелариум», «Негрустин», «Сана-сон», препарат «Баю-бай», «Сборы успокоительные» № 2, 3, «Корвалол», «Валокордин» и др. Способ применения и дозы обозначены на вкладышах к препарату или на упаковке.