Что Вы можете сказать о гипнозе?

Гипноз, увы, широко используется официальной медициной, врачами-психотера-певтами. Адепты применения гипно­тических трансов говорят об открытии осо­бых психосоматических каналов во время использования гипноза, о влиянии на пси­хику человека, минуя критику («без тормо­зов»), о раскрытии резервных возможно­стей организма, о потрясающих терапевти­ческих эффектах.

Как специалист, я с уверенностью заявляю, что никаких исключительных эффектов нет. А если и бывает какая-то «польза» от гипноза, то неизвестно, как она еще аук­нется в будущем... Точнее, известно, и даже с определенностью. Об этом гипнологи, в лучшем случае, и не помышляют.

Гипноз — это насилие над душой чело­века. К примеру, в третьей стадии гипноза сомнамбул (загипнотизированный) во всем беспрекословно подчиняется своему «гу­ру»: может видеть, слышать, ощущать несу­ществующие предметы, людей (галлюци­нации); может не чувствовать боли; обна­жать потаенные мысли, чувства, желания. Кстати, есть так называемый эффект пост­гипнотического внушения. Это когда ука­зания гипнолога выполняются спустя опре­деленное время после проведения сеанса.

Насколько оправдано лишать человека критики и рассудка, даже на короткое время, даже с благой, казалось бы, целью? Оправдания этому нет. Человек — вели­чайшая тайна, и нам, грешным, просто не дано знать и видеть, что испытывает душа в гипнотическом состоянии, что происходит в глубине человеческого духа. Правосла­вию чужды методы, насильственно воздей­ствующие на личность. Ни один святой не прибегал к тому, чтобы исцелять человека в измененном состоянии сознания. Кротко и смиренно угодники Божии являли дар целительства людям, который стяжали от Господа за святость жизни.

«Ужасное дело этот гипноз. Было время, когда люди страшились этого деяния, бе­гали от него, а теперь им увлекаются... из­влекают из него пользу» (преподобный Нектарий Оптинский).

«И ведь вся беда в том, что это знание входит в нашу жизнь под прикрытием как будто могущего дать человечеству огром­ную пользу» (он же).

«Гипноз — злая, нехристианская сила» (преподобный Варсонофий).

«Если же вы, оставив Бога, прибегнете к магнетизму — противоестественному средству, — то я уже ничего не могу вам сказать» (преподобный Макарий).

Протоиерей Григорий Дьяченко отме­чал, что в древности гипнозом пользова­лись маги и колдуны. Обличал использова­ние гипноза и иеромонах Серафим (Роуз). Епископ Варнава (Беляев) писал: «Нельзя отрицать, что они проводят при этом силу, но силу — бесовскую».

Следует сказать, что гипноз со време­нем приобретает роль наркотика. Одни и те же люди ходят от гипнотизера к гипноти­зеру, стремятся чаще испытывать «необыкновенные» состояния (это так называемая гипнофилия). Как жаль этих людей! И как преступно поступают те, которые приводят их к подобной зависимости. Описана также гипномания. Этот термин означает значи­тельное усиление чувствительности к гете­рогенным (от других лиц) внушениям.

В последние годы в специальной литературе появилось много публикаций, сви­детельствующих о дезорганизации психи­ческой деятельности человека после ча­стого применения к нему глубокого гип­ноза.

СЕКТЫ

Могут ли возникать психические наруше­ния у адептов тоталитарных сект?

Да, могут. Этот факт установлен допод­линно. В течение нескольких лет я вел вра­чебный прием в Душепопечительском цен­тре во имя святого праведного Иоанна Кронштадтского. Мне и моим коллегам постоянно приходилось заниматься реаби­литацией лиц, пострадавших от пребыва­ния в тоталитарных сектах или подвергав­шихся оккультному воздействию. Палитра психических нарушений была очень разно­образная: от неглубоких невротических расстройств до явлений реактивного пси­хоза, полной социальной дезадаптации или суицидального поведения.

Как человека могут психологически удер­живать в секте?

Во-первых: лидеры секты осуществляют жесткий контроль за каждым членом секты (его социальными связями, окружением). Постепенно происходит «выдавливание» человека из его привычной среды и изоляция от людей, не принадлежащих секте (родные, друзья и т. д.).

Во-вторых: во время собраний и со­вместных молитв духовные лидеры той или иной секты используют определенные пси­ховоздействия, изменяющие состояние сознания людей по типу гипнотического транса. Также происходит мощное воздей­ствие на подсознание человека. Для этих целей используется, к примеру, нейролинг­вистическое программирование. То есть личностью манипулируют, а эффекты пси­хотехник выдают за «снисхождение благо­дати».

В-третьих: почти в каждой секте име­ется свой специфический язык, термины. Такой язык затрудняет общение с адептами секты и делает их невосприимчивыми к попыткам переубеждения обычными сло­вами.

В-четвертых: принцип «доктрина выше личности». То есть не поощряется и даже запрещается анализировать личный опыт. Главное — твердо и непоколебимо верить в то, что является догмами секты.

В-пятых: «свои — друзья, чужие — вра­ги». Смысл этого тезиса, думаю, понятен.

Существует и множество других уловок, удерживающих человека в секте. Это лишь краткий перечень возможных механизмов «зомбирования» личности.

Ко всему сказанному добавим, что ча­сто имеют место материальные «привязки»: либо в секте одолжили какие-то деньги на жизнь (что бывает нечасто) и нет возмож­ности вернуть долг, либо человек сам доб­ровольно пожертвовал свое имущество и порвать с сектой означает для него ока­заться на улице.

ЛЕЧЕНИЕ

Что является основой Вашего метода лечения?

Заповеди Божии определяют мировоз­зренческий базис врача, его отношение к своему делу, к приходящим за помощью и лечением людям. Главное для православ­ного психотерапевта — самому быть со Христом! Нет какой-то в привычном пони­мании методики или какого-то универ­сального совета. В процессе психотерапии встречаются две души, два сердца. Прежде всего, важны христианская любовь, мило­сердие, сострадательность в сочетании с профессионализмом и искренним жела­нием помочь душе страждущего человека. Психотерапевты, соприкасаясь с душой своего подопечного, должны иметь чувство благоговения, ибо каждый человек — обла­датель величайшего дара Божиего — свя­тыни души, которая есть образ и подобие Творца.

Могли бы Вы привести пример из соб­ственной лечебной практики, когда «христи­анская терапия» дала успешный результат?

Что понимать под успешным результа­том? Случаи исцеления от психических за­болеваний? Да, я видел подобные чудесные исцеления. Но, может быть, более важно другое. Смирение, обращение ко Христу, понимание духовных причин заболевания, христианское отношение к постигшей скорби или болезни. В случае так называе­мых «пограничных психических состоя­ний», в происхождении которых большую роль играют греховные страсти, личность человека, исцеление может быть полным. Это не магия или волшебство. Это труд, помноженный на милость Божию.

Иногда встречаются случаи, когда веру­ющий христианин впадает в глубокую де­прессию, и ни врач, ни священник не могут ему помочь. Даже после длительного лечения антидепрессантами и духовной помощи че­ловек не чувствует улучшений. Чем же это можно объяснить?

Надо верить в то, что с человеком ни­чего не может случиться по воле случая и каждый волосок на нашей голове зрится Господом. Надо потерпеть. Господь не даст искушений выше сил. Вспомните про еван­гельского расслабленного у Овчей купели. Он 38 лет ждал исцеления и не впадал в от­чаяние, но терпел. Ждал он человека, кото­рый поможет ему, а дождался Бога. Спо­соб, которым Господь спасает каждого из нас, мы не в силах исследовать и не должны этого делать. Но мы должны помнить, что Господь никого из нас никогда не забывал и не забудет. Жизнь и здоровье человека это тайна, известная только Господу. Цель не всегда оправдывает средства. Можно выздороветь от депрессии и ничего в себе не изменить, тем самым оставляя корни греховных наклонностей в своей душе. У человека может пройти депрессия и на­чаться патологическая увлеченность ком­пьютерными играми или наркотическая привязанность. Исцеление от Бога — ис­тинное, всеобъемлющее. Оно, как правило, случается не вдруг, а предшествует ему ду­ховный труд.

Какими видами лекарственных препара­тов лечат психические заболевания?

Психические заболевания лечат различ­ными группами лекарственных средств (нейролептики, транквилизаторы, антиде­прессанты и др.), которые принимаются исключительно по назначению врача. В ап­теках их выдают строго по рецептам.

А можно ли самостоятельно принимать снотворные таблетки?

Казалось бы, чего проще: принял таб­летку и уснул. Но далеко не всегда все так просто и замечательно. Во-первых, к боль­шинству снотворных препаратов развива­ется привыкание. Человек со временем уже не может без таблеток спать, и дозу прихо­дится все время повышать. Во-вторых, по­сле приема снотворного страдает самочувствие на следующий день, и особенно пер­вую его половину ощущаются тяжесть в го­лове, снижение работоспособности, возни­кает чувство разбитости. В-третьих, нару­шаются механизмы естественного сна, и, чтобы нормализовать их, требуется время. Поэтому снотворные препараты надо при­нимать только по рекомендации врача.

Какими успокоительными препаратами можно пользоваться самостоятельно?

Вот примерный перечень успокоитель­ных средств, которыми можно пользо­ваться самостоятельно — они отпускаются без рецепта: «Экстракт валерианы» (или настойка), «Персен», «Глицин», «Экстракт пустырника» (или настойка), «Ново-Пассит» (микстура или таблетки), «Де­прим», «Гелариум», «Негрустин», «Сана-сон», препарат «Баю-бай», «Сборы успоко­ительные» № 2, 3, «Корвалол», «Валокор­дин» и др. Способ применения и дозы обо­значены на вкладышах к препарату или на упаковке.

Наши рекомендации