Чем отличаются душевные болезни от духовных?

Известный психиатр и глубоко верую­щий человек профессор Дмитрий Евгеньевич Мелехов говорил: «Человек может болеть душевной болезнью, но может болеть духовным заболеванием, это совершенно разные заболевания. Люди, больные духов­ными заболеваниями, — это бесноватые; они одержимы жаждой убийств, непреодо­лимым желанием совершать зло, пытать, истязать, оскорблять, вся их духовная сущ­ность пропитана злом, они могут покло­няться злу — демоническим силам. Вспом­ните двух бесноватых, живших во гробах, их одержимость (Мф. 8, 28). Вспомните следователей НКВД, проводивших до­просы с применением ужасающих пыток, надругательств над допрашиваемыми. Эти следователи были тяжело духовно больны... Этих людей психиатрия не может лечить, это — одержимость...».

Можно ли привести к больному в психи­атрическую больницу священника?

Духовное окормление у священника в условиях больницы вполне возможно. Это положение закреплено законодательно.

Все зависит от желания больного и его пси­хического состояния.

Расскажите о помощи психически боль­ным людям.

Помощь психически больным должна быть многообразной. Уповая на милосер­дие Господне, в ряде случаев надлежит ле­читься медикаментозно. Не нужно проти­вопоставлять лечение у врача и духовную помощь. «...Дай место врачу, ибо и его соз­дал Господь, и да не удаляется он от тебя, ибо он нужен» (Сир. 38, 12). Надо и мо­литься, и лечиться. По возможности, в пси­хиатрических больницах следует формиро­вать православную среду. Крещеных боль­ных с сохранной критикой надо призывать к покаянию. Делать это лучше в периоды между приступами заболевания или во время ремиссии.

Хорошо, если в лечебницах будет больше верующих врачей, медсестер. В та­ком случае, убежден, те же лекарства бу­дут действовать эффективнее. Страдания больных нужно облегчать не только таб­летками и уколами, но и молитвой о здра­вии сих болящих рабов Божиих. Они очень нуждаются в молитве за них, так как их душевные силы расстроены, ослаб­лены тяготами болезни. Следует пригла­шать в клиники священников, служить молебны, распространять православную литературу. Опыт подобной деятельности уже есть.

Держу в руках письмо: «Я состою на учете по психическому заболеванию уже 15 лет, но началось все намного раньше, когда мне было 14 лет. Я принимаю свою болезнь как крест от Господа. Это мой путь к Богу. Как долго я шла к нему, пока не осознала это. Благодарю Бога за все и слава Богу за все. Н., 43 года».

Что Вы можете посоветовать род­ственникам тяжело психически больных?

Я бы дал им несколько рекомендаций:

1. Не ищите психологических причин, оправдывающих поведение и самочувствие больных. Их недуг развивается по другим механизмам и мало связан с ситуацион­ными факторами.

2. Если у больного бред, то запомните, что бред — это болезненное, ложное умоза­ключение, не поддающееся переубежде­нию. Бредового больного не переубедить.

3. Учитесь улавливать предвестники ухудшения психического состояния боль­ных (например, стойкая бессонница, агрес­сия, усиление замкнутости и др.).

4. Не меняйте без особых причин леча­щего врача. Стремитесь к тому, чтобы боль­ной регулярно встречался с психиатром.

5. В периоды возможных ухудшений психического состояния обязательно ин­формируйте духовника или приходского священника и решите с ним вопросы ду­ховного окормления болящего (дома или в стационаре).

6. Усильте молитву за болящего. Пода­вайте имена для поминовения на Боже­ственную литургию, молебны. Окружайте больных святынями.

7. Помните, что от Господа равную мзду иметь будут болящий, терпя скорби безро­потно, и усердно служащий ему.

Психическая болезнь — это крест или отвержение?

«Психическое заболевание не умаляет достоинства человека. Церковь свидетель­ствует, что и душевнобольной является но­сителем образа Божия, оставаясь нашим собратом, нуждающимся в сострадании и помощи...»

(Из «Основ социальной концепции Русской Православной Церкви»).

Передо мной психически больной мо­лодой человек. На прием его привело не ухудшение самочувствия, а желание быть выслушанным. Он страдает такой формой психоза, при которой личность остается относительно сохранной. Болезнь как бы проходит на его глазах. Усталым голосом он произнес: «Доктор, мне иногда кажется, что Господь оставил меня, что моя жизнь бесполезна, бесцельна. Я обуза для ста­ренькой мамы, у меня нет работы, пенсии не хватает даже на то, чтобы свести концы с концами...».

Трудный был у нас разговор. Молодому человеку очень тяжело. Он нуждается в по­мощи. И, конечно, Господь не забыл о нем. На все воля Божия. Надо только веровать, что от Всеблагого Господа нам все подается во спасение. Не надо поддаваться унынию. Пред Богом важны не должности и успехи, а вера, смирение, безропотное несение сво­его креста.

Протоиерей Владимир Воробьев по этому поводу пишет: «Священник должен объяснить человеку, что болезнь душев­ная — это не позор. Это крест. Такой чело­век чего-то не может делать так, как делают здоровые люди. Но он может смиряться и должен смиряться. Он многого не пони­мает, но должен слушаться. И если такому больному удастся объяснить, что он дол­жен смиряться, тогда все в порядке. Он обязательно реабилитируется и сможет жить в Церкви благополучно. Для него не закрыто ни Царство Божие, ни жизнь благодатная... Часто говорят: «А почему вы благословляете пить таблетки? Разве от ду­шевного заболевания можно лечить таблет­ками? Я вот пришла в Церковь, прошу бла­годати Божией, хочу, чтобы Бог исцелил мою больную душу. А почему вы посылаете к врачам? Что, благодать Божия не дей­ствует?»

Благодать Божия действует, и любого, даже самого больного человека Бог может в одно мгновение исцелить от любой бо­лезни. Хромого может сделать целым, сле­пого может сделать зрячим, а психически больного может сделать здоровым. Это без­условно. Но почему же Господь не делает этого? Вот ты хромой и хромай всю жизнь. Почему? А потому, что Господь тебя сми­ряет таким образом, потому, что Богом по­ложен на тебя такой крест. А может быть, ты сам себе этот крест когда-то выбрал.

Надо смиряться. Вот тебе не дано ви­деть двумя глазами, а только одним. А ты будешь глухой... Точно так же с любой другой болезнью, и с психической тоже. Господь может тебя исцелить. Но сегодня или, может быть, всю жизнь Он хочет, чтобы ты обращался за помощью к врачу. Это вовсе не значит, что тебе не надо при­чащаться и что это тебе вместо Прича­стия...

Духовная жизнь только тогда возможна, когда человек согласится признать истин­ное положение вещей и смирится, согла­сится жить с тем крестом, который Господь дал ему».

В каких случаях больной может быть го­спитализирован в стационар без его согласия?

Таких случаев только два: это опас­ность для себя или для окружающих (или то и другое одновременно). В любом слу­чае решение это принимает только врач- психиатр.

ДЕПРЕССИЯ

Сейчас много говорят и пишут о депрес­сии. Расскажите подробнее, какие у нее осо­бенности, как она возникает?

Внекоторых случаях депрессия связана с тем, что в мозговых структурах такие био­химические вещества (нейромедиаторы), как серотонин, дофамин, норадреналин, «сходят» практически на ноль и человек испытывает пессимистическое, подавлен­ное настроение. Он неактивен. А родствен­ники, знакомые пытаются на него как-то повлиять: «Устройся на работу, побольше молись». А он не может этого сделать, по­тому что болен. И на первом этапе нужна врачебная помощь. А уж по мере выздоров­ления будет преобладать помощь психоло­гическая и духовная.

А бывают депрессии — и их значительно больше — как следствие поработивших душу греховных страстей уныния и печали. Этот момент очень существенен. И нужно различать, в том числе и священнослужи­телю, где грех, а где болезнь. Вообще же де­прессия по распространенности вышла на одно из лидирующих мест в мире среди прочих болезней. Потребление психотроп­ных препаратов, антидепрессантов вышло из-под контроля медиков и не поддается никакому учету. Более того, депрессия по­молодела, сегодня мы все чаще говорим о детской депрессии.

Наши рекомендации