Уход за пациентами с явлениями деменции.
Ø В первую очередь необходимо установить определенный режим дня (это поможет избавить больного от принятия трудных решений, упорядочит его жизнь)
Ø Нужно помнить, что пребывание в одиночестве в течение длительного времени усиливает симптомы деменции
Ø Поддерживайте общение с пациентом (уважительно обращайтесь к нему, говорите отчетливо, внимательно слушайте его)
Ø Не обсуждайте в присутствие больного его состояние
Ø Не ругайте пациента при его неудачах
Ø Не показывайте пациенту своего неудовольствия
Ø Сохраняйте спокойствие
Ø Подбадривайте пациента
Ø Обеспечьте безопасность пациента (в доме, клинике) (уберите колющие, режущие предметы, лекарства, бытовую химию, электроприборы; перекройте газ; установите замки, которые он не сможет открыть; обеспечьте достаточное освещение; установите поручни; укрепите края ковров; мебель д.б. устойчивой)
Ø Пытайтесь поддерживать сохранившиеся привычки пациента
Ø Используйте любую возможность, чтобы поддержать способность больного к самообслуживанию
Ø Не торопите пациента при одевании, умывании, приема пищи
Ø Дверь туалета д.б. без замка
Ø Ограничьте потребление жидкости во второй половине дня
Ø При необходимости используйте памперсы
Ø Пища д.б. теплой (утеряно чувство горячего и холодного), не давайте ему больше одной порции (утрачено чувство насыщения)
Ø При склонности к уходам из дома нужно прикрепить к одежде бейджи с контактными телефонами родственников или положить в карманы записки с адресом и телефоном)
Ø При бреде и галлюцинациях не спорьте с пациентом, при испуге успокойте его
Ø В случае агрессии не показывайте своего страха, но к пациенту не приближайтесь, он может воспринять это как угрозу. Не проявляйте ответной агрессии. Постарайтесь переключить внимание пациента, занять его, выявите, что могло вызвать агрессию.
Уход за постинсультными больными.
1. Разговаривайте с больным медленно и ясно.
2. Если речь больного затруднена, решить проблему помогут специально подготовленные рисунки предметов или действий. Задавайте вопросы так, чтобы на них можно было ответить «да» или «нет».
3. Проводите профилактику запоров.
4. Проводите профилактику пролежней.
5. Проводите профилактику падений.
6. Если при приеме пищи больной нуждается в помощи, то при кормлении кладите пищу в ту сторону рта, которая не поражена парезом.
7. Не делайте за больно то, что он может сделать сам. Ему нельзя постоянно помогать, так кА он привыкнет к этому, и не будет делать попыток к самообслуживанию.
8. Важно ежедневное проведение реабилитационных упражнений. При невозможности активных движений в парализованной конечности, выполняйте пассивные упражнения.
9. При ходьбе парализованную конечность положите на поддерживающую косынку.
Возрастные особенности органов чувств.
Изменения органа зрения.
1. Увеличение размеров хрусталика, снижение его эластичности, ослабление мышц. Старческая дальнозоркость (в среднем на 1 Д каждое десятилетие, начиная с 40 лет).
2. Затруднение циркуляции внутриглазной мышцы, высокий риск глаукомы.
3. Ослабление насосной функции слезных канальцев – нарушение своевременного оттока слезы.
4. Наиболее распространенными заболеваниями у геронтов являются: глаукома и катаракта.
Глаукома – повышение внутриглазного давления, которое со временем приводит к атрофии зрительного нерва и основных элементов сетчатки с резким ухудшением зрения вплоть до слепоты.
Катаракта – помутнение хрусталика, сопровождающееся сначала частичной, а затем и полной потерей зрения.
Заболевания лечатся. Важна ранняя диагностика. И последующий уход и реабилитация.
Изменения органа слуха.
1. Сужение внутреннего слухового отверстия, обызвествление сочленений слуховых косточек, снижение амплитуды движений барабанной перепонки. Снижение порога восприятия звуков. Результатом этого является формирование «стареющего уха», проявлением которого является снижение слуха.
Этот процесс необратим. Основная задача – предотвращение или замедление прогрессирования процесса.
Назначают:
· АТФ
· Витамины А,В,Е
· Массаж шейных мышц
· Физлечение
· Лечение атеросклероза, АГ
2. Ослабление функции вестибулярного аппарата, снижение чувства равновесия. Результатом этого являются головокружения, падения.