Обработка полости рта при стоматите.
Общие правила:
- При обработке полости рта слизистую не травмировать.
- Обработку осуществлять промокательными движениями.
- Обрабатывать полость рта не менее 5-6 раз в сутки.
- В остром периоде стоматита концентрация используемого раствора должна быть меньше по сравнению с концентрацией в период заживления.
- Температура раствора 37-38 градусов С.
Молочница – грибковый стоматит.
- обрабатывать ежедневно последовательно;
- 2% раствор соды (орошать);
- 20% раствор буры в глицерине (промокать);
- противомикробные препараты (леворин, нистатин) присыпать, пимафуцин, дифлюкан;
- 2% водные растворы анилиновых красителей (смазывать).
Катаральный стоматит.
- орошать, полоскать дез. растворами;
- фурацилин (1:5000), раствор КMnО4 (1:6000), отвар коры дуба (2 ст.л. на ст. Н2О), настой шалфея (3% на 1\2 стакана воды), ромашка.
Герпетический стоматит.
- противовирусные препараты: теоброфен, интерферон, флореналь, оксолиновая (мази);
- при наличии болей -10% взвесь анестезина с глицерином; яичный белок сбить с 5 мл 2% новокаина, ретинол с анестезином.
- диета при стоматитах должна быть механически, химически и термически щадящей.
Р.S. Орошение из резинового баллончика или шприца (без иглы).
Мазь для обработки слизистой:
- интерферон 1амп;
- ланолин безводный 5г;
- масло персиковое 1г;
- анестезин 0,5г.
В стадии заживления – каролиновые масла (каролин, каротолин, шиповника, облепихи).
Тактика медсестры:
- прополоскать ротовую полость дез. раствором;
-обезболить слизистую;
-покормить протертой пищей;
-прополоскать ротовую полость дез. раствором;
-каждую эрозию – 3% Н2О2 , протеолитическими ферментами и лечебной мазью, в стадии репарации маслами + общее лечение ОРВИ.
-14-
Кормление ребенка через зонд.
Показания: отсутствие сосательного и глотательного рефлексов.
Оснащение: стерильный зонд, стерильный пинцет, стерильная пеленка, лоток, шприц или стерильная воронка, бутылочка с молоком, подогретым до 37°С.
Выполнение манипуляций:
1. Вымыть руки.
2. Определить длину, на которую зонд: от переносицы ребенка до конца мечевидного отростка грудины (10-12см).
3. Конец зонда смачивают стерильным глицерином или молоком.
4. Зонд взять в правую руку пинцетом или стерильной салфеткой, левой рукой открыть рот ребенку или руками, обработанными «Октенидерноле».
5. Зонд вводить до средней линии языка, до отметки.
6. Необходимо убедиться в правильном местонахождении зонда, ребенок должен спокойно дышать, нет цианоза, нет кашля. При попадании зонда в трахею ребенок синеет, кашляет, начинает давиться – зонд необходимо срочно извлечь, дать подышать кислородом.
7. Когда зонд прошел желудок, к зонду присоединяется шприц без поршня или воронка и медленно вливают молоко во избежание рвоты.
8. После введения порции молока, зонд быстро удаляют, зажав его пальцами.
9. Ребенку дают подышать кислородом до и после введения зонда.
10. После кормления уложить ребенка на бок.
Осложнения: нарушение акта дыхания, аспирация.
Р.S. Первое кормление провести физиологическим раствором. После кормления 3-5 минут подержать ребенка вертикально.
Кормление из бутылочки.
Показания: наличие у ребенка сосательного рефлекса.
Оснащение: стерильная бутылочка, стерильная соска, грудное молоко 36-37 градусов. Отверстие в соске должно быть маленьким, чтобы молоко не вытекало каплями.
Ход выполнения:
1. Вымыть руки.
2. Перепеленать ребенка.
3. Ребенка взять на руки.
4. Бутылочку во время кормления держать так, чтобы горловина ее была полностью заполнена молоком. Во избежание попадания воздуха в желудок ребенка.
5. Нельзя оставлять ребенка одного во время кормления.
6. После кормления бутылочку и соску промыть проточной водой.
-15-
Сбор мочи у детей раннего возраста.
Оснащение:
- Кукла-муляж.
- Кроватка.
- Резиновый круг. Тарелка.
- Пеленка – 2 шт.
- Чистая маркированная баночка.
- Пробирка или презерватив.
- Лейкопластырь.
- Целлофановый кулек.
- Подушка.
- Клеенка.
- Кран и раковина для подмывания ребенка.
- Салфетки – 2 шт.
- Одежда для ребенка.
- Направление в лабораторию на анализ мочи.
- Ручка.
- Мыло, индивидуальное полотенце.
Алгоритм действия: 1 вариант:
- Вымыть руки и осушить их индивидуальным полотенцем.
- Подмыть ребенка, осушить салфеткой.
- Девочку – уложить на резиновый круг, обернутый пеленкой, верхнюю часть туловища уложить на подушку.
- Под отверстие круга поставить тарелку.
- Мальчику – половой член поместить в пробирку или презерватив и зафиксировать к коже лобка лейкопластырем. Ножки обернуть пеленкой.
- Собранную мочу слить в чистую маркированную баночку.
- Подмыть ребенка. Одеть «ребенка».
- Заполнить направление и отправить мочу в лабораторию.
2 вариант:
Можно собрать мочу у детей обоего пола с помощью целлофанового кулька:
- Проверяем целостность целлофанового кулька.
- Ножками помещаем «ребенка» в кулек, фиксируя его край пеленкой на пояснице ребенка.
- Укладываем «ребенка» в постель.
- После мочеиспускания осторожно снимаем кулек, осторожно сливаем мочу в маркированную баночку.
- «Ребенка» подмываем под проточной водой по правилам подмывания мальчиков и девочек и обсушиваем салфеткой.
- Заполняем направление. Отправляем мочу в лабораторию.
3 вариант:
С помощью одноразового детского мочеприемника.
По Нечипоренко – собирается средняя порция (3-5мл) струи. В моче определяются форменные элементы крови.
-16-
Методика составления меню.
(Ребенку 9 месяцев – железодефицитная анемия).
1. Уточнить возраст и вид вскармливания.
2. Рассчитать суточный и разовый объем пищи.
3. Выбрать и рассчитать режим кормления.
4. Решить сколько основных блюд, а сколько блюд прикорма положено по возрасту.
5. Рассчитать сколько пищевых добавок положено по возрасту и рационально их совместить.