Специальность: «Сестринское дело» (060109)
МЕТОДИЧЕСКОЕ ПОСОБИЕ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
«МАНИПУЛЯЦИОННАЯ ТЕХНИКА»
Дисциплина: «Педиатрия с детскими инфекциями»
Специальность: «Сестринское дело» (060109)
Вид занятия: практическое
Количество часов: 6
Год
Утверждено на заседании
Методического совета
Протокол№
«___»______2007года
Автор: Григорьева Н.В. - преподаватель педиатрии высшей квалификационной категории Медицинского колледжа №2
Департамента здравоохранения города Москвы
Рецензенты: Орехова М.А - преподаватель педиатрии высшей квалификационной категории
Медицинского колледжа №2
Департамента здравоохранения города Москвы
Мирошниченко Н.Н – главная медицинская сестра детской поликлиники №9
Департамента здравоохранения города Москвы
Согласовано с зам. Директора
По научно-методической работе
«___»___________2007г.
________________ М.М.Волкова
Одобрено на заседании ЦМК
Протокол №
«____»____________»2007г.
Председатель____________
Оглавление.
Раздел I. Уход за новорожденным ребенком…………………………………..4-15
Туалет новорожденного в роддоме………………........................4-7
Пеленание новорожденного……………………………………8-11
Туалет пупочной ранки…………………………………………12-13
Проведение гигиенической ванны……………………………..14-15
Раздел П. Антропометрия новорожденных и грудных детей………………17-20
Измерение массы тела на чашечных медицинских весах Измерение длины тела у грудных детей Измерение окружности головы и грудной клетки
Раздел Ш. Лечебные процедуры и манипуляции………………………………21-36
Применение пузыря со льдом………………………………………………………21
Применение грелки…………………………………………………………………22
Оксигенотерапия…………………………………………………………………...23-25
Закапывание капель в нос…………………………………………………………26
Закапывание капель в глаза………………………………………………………27
Закапывание капель в ухо…………………………………………………………28
Согревающий компресс на ухо……………………………………………………29
Введение газоотводной трубки…………………………………………………..30-31
Очистительная клизма……………………………………………………………32
Лекарственная клизма……………………………………………………………33
Обработка слизистой полости рта при стоматитах…………………………….34-35
Обработка пупочной ранки при гнойном омфалите……………………………36
Обработка кожи при везикулопустулезе………………………………………...37
Обработка кожи при пузырчатке…………………………………………………38
Кормление новорожденного через зонд…………………………………………39
Термометрия……………………………………………………………………….40
Раздел IV. Лабораторная диагностика инфекционных и паразитарных заболеваний.41-46
Бактериологическое исследование кала на патогенную кишечную флору………..41
Взятие материала на бациллу Леффлера (ВL)…………………………………… 42
Взятие материала на палочку Борде-Жангу………………………………………43
Взятие материала на энтеробиоз…………………………………………………..44-45
Сбор мочи для анализа у детей раннего возраста…………………………………46
Литература……………………………………………………………………………47
Раздел I. Уход за новорожденным ребенком (в условиях стационара).
Туалет новорожденного ребенка.
Утренний туалет ребенка.Утренний туалет ребенка проводится ежедневно и включает протирание лица и рук новорожденного, туалет глаз и носа, обработку естественных складок кожи, пеленание.
Перед тем, как приступить к утреннему туалету ребенка, взрослый, проводящий его, обязательно моет руки. Затем внимательно осматривает кожу ребенка, ее складки.
Включает:
· туалет лица;
· обработка кожных складок;
· подмывание,
· пеленание.
Техническая подготовка:
1. Вымыть руки и просушить, надеть перчатки.
2. На манипуляционный столик поставить:
· стерильный лоток;
· лоток для отработанного материала;
· крафт-пакет с ватными турундами, шариками и марлевыми салфетками;
· пинцет в дез. растворе;
· лекарственные средства (стерильное растительное масло или вазелиновое масло, стерильные растворы – дез. раствор, дистиллированная или кипяченая вода)
3. Проверить наличие стерильных пеленок.
4. Обработать дезинфицирующим раствором (например: макроцид-ликвид, терралин, сайдекс) пеленальный матрац, фартук.
5. Открыть бак для использованного белья.
6. Оставить включенным кран с водой +37С. Вымыть и просушить руки.
7. Расстелить на пеленальном столике пеленки.
8. Распеленать ребенка в кроватке.
Туалет лица
Обработка глаз
1. Ватный шарик полить (смочить) над нестерильным лотком дистиллированной или кипяченой водой и взять в правую руку
2. Левую руку положить на голову ребенка так, чтобы большой палец располагался на лбу, а 2,3,4,5 пальцы - на теменной области.
3. Глаза протирают от наружного глаза к переносице одним движением.
4. Ватный шарик сбрасывают в лоток для отработанного материала.
5. Повторяют манипуляции для другого глаза.
6. Сбросить шарики в емкость для использованного материала.
Обработка носовых ходов
1. В правую руку взять ватную турунду и смочить ее стерильным маслом, поливая над лотком.
2. Левую руку положить так на голову ребенка, чтобы 2,3,4, 5 пальцы располагались на теменной области головы, а первый палец приподнимал кончик носа ребенка.
3. Вращательным движением вводят ватную турунду на глубину 1- 1,5 см, затем вращательными движениями на себя освобождают носовые ходы от слизи или корочек.
4. Использованную турунду сбрасывают в лоток для отработанного материала.
5. Манипуляцию повторяют для другого носового хода.
6. Сбросить турунды в емкость для использованного материала.
Умывание ребенка
1. В правую руку взять ватный шарик или салфетку полить его над нестерильным лотком раствором (дистиллированной или кипяченой водой).
2. Левую руку положить на теменную часть головы для фиксации.
3. Обработку проводить в следующей последовательности - лоб, щеки, вокруг рта.
4. При необходимости просушить лицо сухим ватным шариком.
5. Сбросить шарики в емкость для использованного материала.
Подмывание ребенка
1. Отрегулировать температуру воды до 36-37оС.
2. Снять с ребенка запачканную одежду.
Положение ребенка при подмывании
. Важно запомнить! Нельзя держать ребенка под струей воды из-за возможного изменения ее температуры.
3. Выполнение процедуры.
• положить ребенка на левое предплечье так, чтобы голова его лежала на локтевом сгибе руки взрослого, подмывающего ребенка, лицом кверху, а кисть удерживала бедро ребенка;
• другой рукой, намыленной салфеткой движением спереди назад произвести подмывание;
• накинуть полотенце на нижнюю часть туловища ребенка;
• просушить кожу ребенка промокательными движениями;
· уложить ребенка на чистое белье;
• с помощью ватных шариков или салфеток смазать паховые, ягодичные, анальную складки растительным маслом;
• сбросить шарики в емкость для мусора;
• через несколько (3-5) минут запеленать ребенка;
· снять перчатки, вымыть и просушить руки.
Пеленание новорожденного.
Показания: Защита ребенка от потери тепла, предохранение постельного белья от загрязнения.
Общие сведения:
- пеленают перед каждым кормлением;
- смена пеленок - по мере загрязнения;
- до заживления пупочной ранки белье кипятят и проглаживают с обеих сторон;
- белье новорожденного не должно иметь грубых рубцов, пуговиц и складок;
- распашонку надевают наизнанку, швами наружу.
Способы пеленания:
• Широкое пеленание - наиболее физиологичное. Бедра ребенка разводятся в стороны подгузником (памперсом), это благоприятно для окончательного формирования тазобедренного сустава. Производится от рождения до трех месяцев.
I. Закрытый способ широкого пеленания - это пеленание вместе с руками в первые дни жизни.
Варианты:
1. Голова ребенка покрывается пеленкой (необходимо в первые часы после рождения - в роддоме).
2. Голова ребенка не покрыта пеленкой.
II. Открытое или свободное широкое пеленание.
Новорожденному надевают распашонку, оставляя руки свободными (для предупреждения потери тепла, травмирования лица и глаз ее рукава наглухо зашиты).
- исключается сдавливание грудной клетки:
- способствует двигательной активности.
I. Подготовительный этап.
1. Приготовить:
• байковое одеяло;
• клеенку;
• фланелевую пеленку;
• тонкую хлопчатобумажную пеленку;
• подгузник, в качестве которого используют в несколько раз сложенную пеленку (или одноразовые штанишки);
• тонкую хлопчатобумажную распашонку;
• теплую (фланелевую) распашонку.
2. Расположить белье послойно:
― байковое одеяло;
― клеенка;
― фланелевая пеленка;
― тонкая хлопчатобумажная пеленка;
― подгузник (или одноразовые штанишки).
II. Выполнение процедуры.
• положить ребенка на пеленальный столик;
• надеть на ребенка тонкую распашонку разрезом назад;
• расправить ее на спине, чтобы не образовывались складки;
• подогнуть распашонку по окружности;
• надеть на ребенка теплую (фланелевую) распашонку разрезом вперед;
• запахнуть распашонку спереди;
• подогнуть распашонку по окружности так, чтобы ее нижний край оказался выше пупка;
• используемую в качестве подгузника пеленку подвернуть между ног ребенка;
• завернуть ребенка в тонкую пеленку:
― один край пеленки провести между ножек;
― другим краем пеленки обернуть ребенка;
― подвернуть нижний край пеленки, оставляя пространство для свободного движения ножек и завернуть на животе или вокруг ножек;
• аналогичным образом завернуть ребенка в теплую пеленку;
• уложить ребенка в кроватку;
• при необходимости (если температура в комнате, где находится ребенок, ниже +20оС) укрыть ребенка байковым или шерстяным одеялом с пододеяльником или подшитым простыней.
Широкое пеленание (закрытый способ): а— последовательность размещения пеленок, б – проведение подгузника между ног ребенка, в, г – фиксация подгузника, д, е – пеленание туловища и конечностей, ж – фиксация предыдущих слоев наружной пеленкой.
Широкое пеленание (открытый способ):
а — последовательность размещения пеленок н одевание ситцевой и фланелевой распашонок; б — проведение подгузника между ног ребенка; в, г — фиксация подгузника пеленкой ("штанишками"); д — фиксация предыдущих слоев второй
'пеленкой, отделение голеней и стоп; с, ж — фиксация предыдущих слоев наруж-
ной пеленкой.
Туалет пупочной ранки
Техническая подготовка
1. Вымыть руки и просушить.
2. На манипуляционный столик поставить:
• стерильный лоток;
• лоток для отработанного материала;
• крафт-пакет с ватными шариками, помазками и марлевыми салфетками;
• пинцет в дез. растворе;
• лекарственные средства: 3% раствор пероксида водорода, 5% раствор калия перманганата, 70% спирт.
3. Проверить наличие чистых пеленок;
4. Обработать дезинфицирующим раствором ( макроцид-ликвид, терралин, сайдекс) пеленальный матрац;
5. Открыть бак для использованного белья.
6. Вымыть и просушить руки, надеть перчатки.
7. Расстелить на пеленальном столике пеленки.
8. Распеленать ребенка в кроватке. (Подмыть его, кожу просушить- если есть необходимость).
9. Положить ребенка на подготовленный пеленальный столик.
Выполнение манипуляции
1. Левой рукой развести края пупочного кольца.
2. Помазок смочить 3%р-ром перекиси водорода путем полива над лотком для использованного материала.
3. Обильно покрыть пупочную ранку перекисью водорода, одним движением, вводя помазок перпендикулярно к пупку ранку, вращая помазок на 360°, движением похожим на запятую.
4. Помазок сбросить в лоток для отработанного материала.
5. Левой рукой развести края пупочного кольца, сухим помазком просушить ранку (вводя помазок перпендикулярно к пупку ранку движением похожим на запятую).
6. Помазок сбросить в лоток для отработанного материала.
7. Новый помазок смочить 70% этиловым спиртом.
8. Левой рукой развести края пупочного кольца, обработать ранку движением похожим на точку, вводя помазок перпендикулярно к пупку .
9. Помазок сбросить в лоток для использованного материала.
10. По назначению врача: помазком, смоченным 5% раствором калия перманганата обработать только ранку, не касаясь кожи; точечным движением. Помазок сбросить.
Подготовительный этап
1. Вымыть и высушить руки.
2. На пеленальном столике разложить пеленки.
3. Поставить в устойчивое положение ванночку (предварительно обработанную дез. раствором или вымытую с детским мылом).
4. Ванну заполняют - на 1/2 или 1/3 ее объема.
5. Добавляют 5% раствор перманганата калия до слабо-розового раствора.
6. Измерить Т ° воды термометром.
Выполнение манипуляции:
1. Раздеть ребенка. После дефекации подмыть проточной водой. Грязное белье бросить в бак для использованного материала.
2. Взять ребенка двумя руками: положить ребенка на левую руку взрослого, согнутую в локте, так, чтобы голова ребенка находилась на локтевом сгибе; этой же рукой захватить левое плечо ребенка.
3. Поместить ребенка в ванночку, начиная с ножек так, чтобы вода доходила до линии сосков ребенка.
4. Ножки после погружения остаются свободными. Уровень погружения - до сосковой линии.
5. В течение нескольких минут обмывать шею и грудь ребенка.
6. Мытье туловища:
· надеть рукавичку;
· намылить рукавичку гелем, или мылом, или шампунем;
· бережно намылить тело ребенка;
· помыть складки ребенка намыленной рукавичкой;
· ополоснуть ребенка.
Мытье головы:
· голову желательно мыть в последнюю очередь, так как эта процедура может вызвать негативную реакцию ребенка).
· смочить волосы (ото лба к затылку), поливая их водой из ковша (кувшина);
· нанести шампунь или пену на волосы;
· бережно массируя голову, вспенить шампунь или пену;
· смыть мыльную пену водой по направлению ото лба к затылку так, чтобы мыльная вода не попала в глаза;
· перевернуть ребенка над ванночкой спиной вверх;
· ополоснуть ребенка водой из кувшина
6. Извлечь ребенка из воды в положении - лицом книзу.
7. Ополоснуть водой из кувшина и умыть.
8. Набросить полотенце или пеленку на ребенка, положить на пеленальный столик и осушить кожу. Мокрую пеленку бросить в бак.
9. Заключительный этап
1. Обработать кожные складки растительным маслом.
2. Обработать пупочную ранку, провести туалет носовых и слуховых ходов.
3. Запеленать ребенка.
4. Слить воду и обработать ванночку.
5. Вымыть и высушить руки.
И грудных детей.
Включает измерения:
1. Массы тела (на медицинских чашечных и электронных весах).
2. Длины тела (на горизонтальном ростомере и сантиметровой лентой).
3. Окружности головы (сантиметровой лентой).
4. Окружности груди (сантиметровой лентой). Показания: Для оценки физического развития.
Заключительный этап.
1. Обработать сантиметровую ленту дез. раствором, ополоснуть под проточной водой, просушить.
2.Вымыть и высушить руки.
Особенности антропометрии новорожденных в родильном зале.
· Взвешивают в стерильной пеленке.
· Длину тела, окружность головы, окружность груди определяют стерильной сантиметровой лентой или стерильной тесьмой по обычной методике
Оценка физического развития включает в себя оценку по центильным таблицам длины тела, массы тела и гармоничности развития, при этом за основу оценки физического развития берется длина тела ребенка, затем определяется соотношение массы и роста, которое позволяет судить о состоянии питания ребенка. Центильные таблицы представляют собой таблицы, составленные на основании массовых обследований определенных возрастно-половых групп детей, обозначаемые в заголовках таблиц. В срединной зоне таблицы (25-75 центили) располагаются средние показатели изучаемого признака, в зоне 3 центиля располагаются очень низкие значения показатели, в зоне 10 центиля – показатели ниже среднего; в зоне 90 – показатели выше среднего, в зоне 97 – очень высокие; за пределами 3 и 97 центилей находятся зоны патологии. Для оценки показателей физического развития необходимо провести антропометрические измерения; определить и дать оценку признака по его положению в одной из 7 центильных зон (табл. 2.1 – 2.4); определить гармоничность физического развития по табличной форме оценки (табл. 2.5); сделать итоговую запись антропометрического исследования, указав: дату измерения; возраст ребенка (воспользовавшись данными таблицы (1.1); результат измерения в см и кг (в скобках указываются номера центильных зон); заключение о физическом развитии (среднее, выше среднего, высокое, очень высокое, очень низкое, ниже среднего; гармоничное, дисгармоничное, резко дисгармоничное). Таблица 2.1 – Распределение длины тлановорожденных и грудных детей (мальчики)
Возраст | Центили | |||||
0 мес. | 48,0 | 48,9 | 50,0 | 53,2 | 54,3 | 55,1 |
1 мес. | 50,5 | 51,5 | 52,8 | 56,3 | 57,5 | 58,7 |
2 мес. | 53,4 | 54,3 | 55,8 | 59,5 | 61,0 | 62,1 |
3 мес. | 56,1 | 57,0 | 58,6 | 62,4 | 64,0 | 65,5 |
4 мес. | 58,6 | 59,5 | 61,3 | 65,6 | 67,0 | 68,7 |
5 мес. | 61,0 | 61,9 | 63,4 | 67,9 | 69,6 | 70,9 |
6 мес. | 63,0 | 64,0 | 65,6 | 69,9 | 71,3 | 72,5 |
7 мес. | 65,0 | 65,9 | 67,5 | 71,4 | 73,0 | 74,1 |
8 мес. | 66,6 | 67,6 | 68,9 | 73,0 | 74,5 | 75,7 |
9 мес. | 67,8 | 68,8 | 70,1 | 74,5 | 75,9 | 77,1 |
1 0 мес. | 68,8 | 69,9 | 71,3 | 76,1 | 77,4 | 78,8 |
11 мес. | 6,9 | 71,0 | 72,6 | 77,3 | 78,9 | 80,4 |
12 мес. | 71,0 | 72,0 | 73,8 | 78,5 | 80,3 | 81,7 |
Таблица 2.2 – Распределение длины тела новорожденных и грудных детей
(девочки)
Возраст | Центили | |||||
0 мес. | 47,0 | 48,0 | 49,2 | 52,1 | 53,3 | 54,5 |
1 мес. | 49,7 | 50,7 | 52,4 | 55,3 | 56,9 | 57,7 |
2 мес. | 52,2 | 53,3 | 55,0 | 57,9 | 59,9 | 60,8 |
3 мес. | 55,1 | 56,1 | 57,9 | 61,5 | 63,0 | 63,9 |
4 мес. | 57,4 | 58,6 | 60,5 | 64,1 | 65,6 | 66,4 |
5 мес. | 59,9 | 61,0 | 62,8 | 66,4 | 67,8 | 68,8 |
6 мес. | 62,1 | 63,0 | 64,3 | 68,2 | 69,8 | 70,8 |
7 мес. | 63,7 | 64,2 | 66,4 | 70,0 | 71,6 | 72,7 |
8 мес. | 65,2 | 66,1 | 67,7 | 71,6 | 73,1 | 75,2 |
9 мес. | 66,5 | 67,5 | 69,3 | 72,8 | 74,5 | 75,8 |
10 мес. | 67,7 | 68,8 | 70,5 | 74,2 | 75,9 | 77,1 |
11 мес. | 69,0 | 70,3 | 71,7 | 75,7 | 77,1 | 78,3 |
12 мес. | 70,3 | 71,4 | 72,8 | 76,3 | 78,3 | 79,3 |
Таблица 2.3 – Распределение массы тела новорожденных и грудных детей
(мальчики)
Возраст | Центили | |||||
0 мес. | 2,4 | 2,7 | 3,0 | 3,7 | 4,0 | 4,4 |
1 мес. | 3,1 | 3,5 | 3,8 | 4,5 | 5,2 | 5,6 |
2 мес. | 3,9 | 4,3 | 4,6 | 5,5 | 6,2 | 6,6 |
3 мес. | 4,5 | 4,9 | 5,4 | 6,4 | 7,0 | 7,5 |
4 мес. | 5,2 | 5,5 | 6,2 | 7,2 | 7,9 | 8,4 |
5 мес. | 5,8 | 6,2 | 6,8 | 7,9 | 8,6 | 9,1 |
6 мес. | 6,4 | 6,8 | 7,4 | 8,6 | 9,2 | 9,7 |
7 мес. | 6,9 | 7,4 | 7,9 | 9,1 | 9,8 | 10,3 |
8 мес. | 7,4 | 7,8 | 8,4 | 9,6 | 10,3 | 10,6 |
9 мес. | 7,8 | 8,3 | 8,9 | 10,1 | 10,9 | 11,3 |
10 мес. | 8,0 | 8,6 | 9,2 | 10,6 | 11,3 | 11,8 |
11 мес. | 8,3 | 8,9 | 9,5 | 11,0 | 11,8 | 12,3 |
12 мес. | 8,6 | 9,1 | 9,8 | 11,5 | 12,2 | 12,7 |
Таблица 2.4 – Распределение массы тела новорожденных и грудных детей
(девочки)
Возраст | Центили | |||||
0 мес. | 2,3 | 2,6 | 3,0 | 3,5 | 3,8 | 4,0 |
1 мес. | 3,0 | 3,3 | 3,7 | 4,3 | 4,6 | 4,9 |
2 мес. | 3,7 | 4,0 | 4,4 | 5,0 | 5,3 | 5,6 |
3 мес. | 4,4 | 4,6 | 5,0 | 5,7 | 6,1 | 6,5 |
4 мес. | 5,0 | 5,3 | 5,6 | 6,5 | 6,9 | 7,4 |
5 мес. | 5,5 | 5,8 | 6,2 | 7,2 | 7,7 | 8,2 |
6 мес. | 6,1 | 6,3 | 6,8 | 7,9 | 8,5 | 9,0 |
7 мес. | 6,5 | 6,8 | 7,3 | 8,5 | 9,1 | 9,7 |
8 мес. | 7,0 | 7,3 | 7,7 | 9,1 | 9,7 | 10,5 |
9 мес. | 7,4 | 7,7 | 8,2 | 9,6 | 10,4 | 11,2 |
10 мес. | 7,7 | 8,1 | 8,7 | 10,1 | 11,0 | 11,3 |
11 мес. | 8,1 | 8,5 | 9,1 | 10,6 | 11,5 | 12,2 |
12 мес. | 8,3 | 8,8 | 9,4 | 11,0 | 11,9 | 12,6 |
Пример.Во время профилактического приема девочки 7-ми месяцев были получены следующие результаты антропометрических измерений: длина тела – 67 см, масса тела – 8,5 кг.
По таблице 2.3 определяем положение показателя длины тела в центильной зоне. Она соответствует 25-й центили. По таблице 2.4 определяем положение показателя массы тела. Она находится в зоне 75 центили. Таким образом, в данном случае физическое развитие соответствует среднему гармоничному уровню.
Применение пузыря со льдом.
Показания:
- асфиксия;
- перинатальное поражение ЦНС;
- лихорадка (температура 38 градусов и выше);
- травма черепа;
- ушибы в первые сутки;
-кровотечения.
Техническая подготовка:
1. Пузырь для льда.
2. Лед и холодная вода.
3. Пеленка.
4. Вымыть руки/
Выполнение манипуляции:
1. Взять пузырь из шкафа и заполнить его колотым льдом на 2/3 объема.
2. Долить холодную воду из под крана.
3. Вытеснить из пузыря воздух.
4. . Плотно закрыть пробку.
5. Вытереть пузырь насухо.
6. Проверить герметичность.
7. Пузырь завернуть в пеленку, сложенную в два слоя.
8. Положить на расстоянии 10 см от назначенной для охлаждения области (головы) на 15-20 минут.
9. Повторное прикладывание возможно через перерыв в 10-15 минут.
Заключительный этап:
1. После оттаивания пузыря - воду вылить.
2. Наружную поверхность пузыря обеззаразить двукратным протиранием дезинфицирующим раствором с интервалом 15 минут.
Применение грелки.
Показания:
- согревание больных и недоношенных детей;
- рассасывание воспалительного очага.
Противопоказания:
- боли в животе;
- кровотечения;
- ушибы (первые сутки);
- гнойное местное или генерализованная инфекция.
Техническая подготовка:
1. Резиновая грелка.
2. Теплая вода (темп. 65 гр. или 45 гр.).
3. Пеленка.
Выполнение манипуляции:
Вымыть руки и осмотреть грелку на предмет целостности.
1. Грелку заполнить на 2/3 ее объема водой (темп. 60-70 гр.).
2. Вытеснить воздух из грелки, нажав на нее.
3. Плотно завинтить пробку.
4. Насухо вытереть грелку и проверить герметичность, перевернув ее пробкой вниз.
5. Обернуть пеленкой.
6. Одну грелку уложить на уровне стоп, две другие - вдоль туловища с обеих сторон на расстоянии 5-10 см. от завернутого в пеленку ребенка.
7. Накрыть ребенка одеялом, температура воздуха под одеялом - 28-30 градусов.
8. Грелки менять по мере остывания.
Заключительный этап:
1. Вылить из грелки воду.
2. Обеззаразить ее наружную поверхность (дву кратное протирание с интервалом 15 минут).
Оксигенотерапия
Методы подачи кислорода:
I. Ингаляционные
II. Гипербарические
III. Неингаляционные
I. Ингаляционные:
1. С помощью катетеров.
2. С помощью масок.
3. С помощью кислородных палаток.
4. С помощью интубационных и трахеотомических трубок.
5. В кувезе.
П. Гипербарическая оксигенация.
Используют барокамеру. Кислород подается под давлением более 1 атмосферы.
III. В желудочно-кишечный тракт - через прямую кишку, в желудок.
Общие правила подачи кислорода.
1.Строго соблюдать назначенную врачом концентрацию кислорода или
скорость потока кислородно-воздушной смеси. Оптимальная концентрация
кислорода во вдыхаемой смеси 30-40 % , кратковременно можно давать
90% кислород.
2.Превышение концентрации вызывает осложнения:
3.токсическое действие на ткани легкого, ЦНС ;
4.утрата зрения;
сухость слизистых дыхательных путей ;
остановка дыхания.
5.Увлажнение кислорода через аппарат Боброва достигает 50%. Используются
стерильные растворы: воды, изотонический раствор, 2% раствор бикарбоната натрия, сурфактантсберегающая смесь ( 1ч. глицерина + 4ч. 0,85 % раствор NaCI). Смена жидкости проводится один раз в сутки.
6.Обогащают кислород парами спирта.
7.Обогревают кислород до температуры тела.
8.(увлажнитель подогревать до 40-45°).
9.Контролируют время подачи кислорода.
10.Соблюдают технику безопасности.
Катетера.
Техническая подготовка:
Вымыть и высушить руки.
На манипуляционном столике подготовить:
- Пинцет в дез. растворе;
. - Лоток для стерильного материала;
- Лоток для отработанного материала;
- Стерильные салфетки из крафт-пакета;
- Стерильный носоглоточный катетер из крафт-пакета;
- Стерильный раствор для увлажнения катетера: физ. раствор, дистиллированную воду;
- Аппарат Боброва (заполнить жидкостью аппарат Боброва, длинную трубку аппарата погрузить в жидкость, а короткую к источнику кислорода);
- Лейкопластырь;
- Ножницы;
- Перчатки;
- Емкость с дез. растворами: для обеззараживания поверхности пеленального стола и для замачивания отработанного материала.
Выполнение манипуляции :
1. Вымыть руки, одеть перчатки.
2. Обработать дез. раствором матрац пеленального стола.
3. Вымыть руки, высушить.
4. Постелить пеленку на матрац пеленального стола, поднять изголовье матраца.
5. Положить ребенка.
6. Убедиться в проходимости дыхательных путей. При необходимости прочистить носовые ходы ребенка.
7. Измерить глубину введения катетера. Салфеткой взять в левую руку катетер и вводимую его часть расположить возле крыла носа, другую часть катетера - у козелка уха (не касаясь лица). Расстояние отметить стерильной полоской лейкопластыря.
8. Катетер взять в правую руку как писчее перо, па расстояние 3-5 см от вводимого конца.
9. Увлажнить катетер.
10. Ввести катетер по нижнему носовому ходу до метки.
11. Правильно введенный катетер виден в зеве, на 1 см ниже малого язычка.
12. Закрепить наружную часть катетера на щеке и за ухом полосками пластыря. {
13. Катетер присоединяют к резиновой трубки длиной не более 60 см , а резиновую трубку к короткой трубке увлажнителя.
14. Отрегулировать скорость подачи кислорода ротаметром.
15. Через 30-60 минут меняют положение катетера в другой носовой ход, после отключения подачи кислорода (профилактика пролежней и высушивания слизистой).
16. Извлечь катетер.
17. Закапать в нос 2-3 капли раствора адреналина и фурацилина.
Заключительный этап.
Использованный катетер, перчатки замочить в дез. растворе.
Вымыть и высушить руки.
Закапывание капель в нос.
Показания: воспалительный процесс слизистой оболочки полости носа и носоглотки.
- капли в нос закапывают после очищения носовых ходов от содержимого.
Техническая подготовка:
Вымыть и высушить руки.
На манипуляционный столик подготовить:
1. Пинцет в дез. растворе.
2. Лоток для стерильного материала.
3. Лоток для использованного материала.
4. Капли в нос.
5. Вазелиновое масло.
6. Стерильные ватные шарики и турунды из крафт-пакета - 4-6 шт. (в стерильный лоток).
7.2-е стерильные пипетки (в стер, лоток).
8. Емкости с дез. раствором.
Выполнение манипуляции:
1. Пеленальный стол обработать дез. раствором.
2. Вымыть и высушить руки.
3. Уложить ребенка на пеленальный стол.
4. При наличии слизи или корочек в носовых ходах - очистить их:
- смочить ватную турунду вазелиновым маслом;
- вращательным движением ввести в носовой ход на 1-1,5 см.;
- бросить использованную турунду в нестерильный лоток;
- манипуляцию повторить для другого носового хода.
5. Лекарственный раствор набрать в пипетку.
6. Левой рукой зафиксировать голову ребенка: повернуть в сторону той половины носа, куда закапывают капли. Большим пальцем приподнять кончик носа.
7. Закапать 3-4 капли.
8. Прижать пальцем крыло носа к носовой перегородке, помассиовать и ввести капли в другую половину носа.
Заключительный этап:
9. Использованную пипетку, турунды замочить в дез. р-ре.
10. Вымыть и высушить руки.
Закапывание капель в глаза.
Показания:
- профилактика гонобленореи;
- конъюнктивиты;
- для расширения зрачка;
- при наличии выделений из глаз перед закапыванием капель их промывают раствором фурациллина 1:5000.
Техническая подготовка:
1. Пинцет в дез. р-ре.
2. Лоток для стерильного материала.
3. Лоток для использованного материала.
4. Раствор фурациллина 1:5000 для промывания глаз.
5. Глазные капли.
6. Две стерильные пипетки (в лоток).
7. 4 ватных шарика из крафт-пакета (в лоток).
8. Емкость с дез. раствором.
Выполнение манипуляции:
1. Уложить ребенка на пеленальный стол (обработанный дез. раствором, застеленный пеленкой).
2. Вымыть и высушить руки.
3. При наличии гнойного отделяемого из глаз ватный шарик смочить раствором фурациллина.
4. Фиксировать голову ребенка левой рукой, правой - промыть глаз от наружного угла к внутреннему одним движением.
5. Использованный шарик сбросить в грязный лоток.
6. Повторить п.п. 3-4 для другого глаза.
7. Набрать лекарственный раствор в пипетку.
8. Левой рукой оттянуть тампоном нижнее веко.
9. Ближе к внутреннему углу глаза выпустить из пипетки 1-2 капли.
10. Сбросить тампон в лоток для использованного материала.
11. Для закапывания второго глаза повторить действия п.п. 6, 7, 8, 9.
Заключительный этап:
12. Использованные пипетки, ватные шарики замочить в дез. р-ре.
13. Вымыть и высушить руки.
Закапывание капель в ухо.
Показания: воспалительный процесс в среднем ухе.
- перед закапыванием капель их подогревают. Температура 37-38 гр.;
- капают на наружную стенку слухового прохода;
- спиртовые капли маленьким детям наносят на турунду, которую затем вводят в слуховой проход;
- при гнойном отите перед введением капель закапывают 3% раствор пероксида водорода, с последующим просушиванием.
Техническая подготовка:
1. Вымыть и высушить руки.
2. Подготовить:
- пинцет в дез. р-ре;
- лоток для стерильного материала;
- лоток для использованного материала;
- капли в уши;
- 3% раствор пероксида водорода;
- 2 стерильные пипетки (в лоток);
- ватные шарики 6 шт.(в лоток);
- емкость с теплой водой для подогрева капель;
- емкость с дез. р-ром.
Выполнение манипуляции:
1. Обработать пеленальный столик дез. р-ром. Вымыть и высушить руки. Постелить чистую пеленку.
2. Подогреть капли в теплой воде (темп. 36-37 гр.).
3. Положить ребенка на подготовленный пеленальный стол на бок, больное ухо - сверху.
4. Набрать лекарственный раствор в пипетку.
5. Выпрямить слуховой проход:
- левой рукой оттянуть ушную раковину детям до 3 лет - книзу и назад,
старшим детям - вверх и назад;
6. Закапать 5-6 капель на наружную стенку слухового прохода.
7. Пипетку положить в лоток для использованного материала.
8. Слуховой проход закрыть ватным шариком , нажать на козелок уха и помассировать, оставить на 10-15 минут.
Заключительный этап:
У. Пипетки и ватные шарики замочить в дез. растворе. 10. Вымыть и высушить руки.
Очистительная клизма.
Показания:
перед введением газоотводной трубки; перед лечебной клизмой; при запорах;
перед рентгенологическим, инструментальным исследованием органов брюшной полости.
Техническая подготовка:
Вымыть руки. На манипуляционный столик поставить:
1. Пинцет в дез. р-ре.
2. Лоток для оснащения.
3. Лоток для использованного материала.
4. Жидкость для введения в прямую кишку:
Для обычной очистительной клизмы- 0,9 % натрия хлорида или кипяченая
вода температура =26-30 градусов;
количество вводимой жидкости зависит от возраста ребенка:
- до 3-х месяцев - 25-30 мл.;
- до 2-х лет -10 мл. на месяц жизни;
- после 2-х лет - 240 мл. + 20 мл. на год жизни.
Выполнение манипуляции:
1. Надеть фартук, перчатки. Вымыть руки.
2. На пеленальный столик (или в кроватке) постелить клеенку, пеленку [дополнительно рядом положить 1-2 пеленки).
3. В баллон набрать необходимое количество жидкости.
Наконечник баллона смазать вазелиновым маслом.
4. Ребенка в распашонке уложить на спину на подготовленное место (после 6 месяцев жизни укладывают на левый бок с приведенными к животу ногами).
5. В правую руку взять баллон, нажатием на него освободить от воздуха.
6. Левой рукой развести ребенку ягодицы и без усилий ввести наконечник в прямую кишку на 3-4 см.
7. Выпустить из баллона жидкость и, не разжи<