Особенности детских неврозов.
4.1. Невротические расстройства разной степени выраженности встречаются примерно у трети детей, посещающих детский сад. У мальчиков тяжелые неврозы наблюдаются чаще, чем у девочек.
Основная причина неврозов - психогения (психическая травма), но дополнительными факторами являются врожденная функциональная и органическая недостаточность ЦНС.
4.2. Своеобразие:
1) незавершенность, рудиментарность симптоматики;
2) преобладание сомато-вегетативных и двигательных расстройств;
3) отсутствие личностного переживания болезни;
4) преобладание моносимптомных неврозов, общие наблюдаются лишь с 10-12 лет;
5) самый частый симптом - страх, который может длиться 2-3 года, принимая характер фобии;
6) частые компульсивные влечения: кусание ногтей (онихофагия), трихотилломания (выдергивание волос);
7) тики и генерализованные тики (синдром Туретта);
8) заикание (логоневроз) - у 1% всех детей стойкий, 4% - кратковременный;
9) невротический энурез - у мальчиков его распространенность 12%, у девочек - 7%. К началу школьного возраста частота энуреза снижается до 4,5%.
В Международной классификации болезней (МКБ - 10) неврозы у детей в качестве самостоятельной болезни не выделяются, но описываются отдельные встречающиеся при них синдромы, в том числе указанные выше.
Контрольные вопросы и задания
1. Перечислите основные признаки неврозов.
2. Какие клинические синдромы неврозов наиболее часто встречаются у детей?
3. Перечислите основные формы неврозов. В чем их основные отличия?
4. Какие компульсивные действия наблюдаются у детей при неврозах?
5. Прочитайте книгу М.Буянова "Беседы о детской психиатрии" (1992). Выпишите описание школьного невроза. Каковы его основные причины и симптомы? Как предупредить школьный невроз?
6. Прочитайте описание нервной анорексии. Почему данный невротический симптом в последние годы встречаются все чаще?
Задача
Зоя Л., ученица 3 класса. Обратилась мама с жалобой на навязчивые движения у дочери - стремление выдергивать волосы. Учится девочка хорошо, в школе поведение примерное. Со слов мамы, родилась девочка недоношенной, в течение первого года жизни состояла на учете у невропатолога. Росла несколько медлительной, однако все навыки осваивала своевременно. С детьми общительная, но обидчивая, долго не может помириться после ссоры. В школу пошла вовремя, учится хорошо, стремится к лидерству, но некоторая медлительность и обидчивость не позволяют занять желаемое положение в классе. В последнее время появились навязчивые движения - выдергивание волос, которое усиливается при просмотре волнующих ее телепередач, тревогах.
При патопсихологическом обследовании отмечается снижение работоспособности, медленный темп сенсомоторики, истощаемость по гипостеническому типу. Объем внимания и переключаемость несколько недостаточны. Механическое запоминание - в границах нормы. Мышление логично, последовательно. Отмечается некоторая инертность эмоциональных состояний. Самооценка адекватная. Отмечается внутриличностный конфликт между высоким уровнем притязаний и страхом быть не на высоте.
Литература
1. Астапов В.М. Тревожность у детей. – М., 2001.
2. Захаров А.И. Неврозы у детей. - СПб., 1996.
4. Карвасарский Б.Д. Неврозы. - М., 1980.
5. Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. - М., 1985.
6.Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб., 2003.
8. Настольная книга педагога-дефектолога.- Ростов н/Дону, 2006.
Тема 9. Асоциальное поведение несовершеннолетних
План
1. Девиантное и делинквентное поведение подростков.
2. Аддиктивное поведение.