Особенности детских неврозов.

4.1. Невротические расстройства разной степени выраженности встре­чаются примерно у трети детей, посещающих детский сад. У мальчиков тяжелые неврозы наблюдаются чаще, чем у девочек.

Основная причина неврозов - психогения (психическая травма), но дополнительными факторами являются врожденная функциональная и органическая недостаточность ЦНС.

4.2. Своеобразие:

1) незавершенность, рудиментарность симптоматики;

2) преобладание сомато-вегетативных и двигательных расстройств;

3) отсутствие личностного переживания болезни;

4) преобладание моносимптомных неврозов, общие наблюдаются лишь с 10-12 лет;

5) самый частый симптом - страх, который может длиться 2-3 года, принимая характер фобии;

6) частые компульсивные влечения: кусание ногтей (онихофагия), трихотилломания (выдергивание волос);

7) тики и генерализованные тики (синдром Туретта);

8) заикание (логоневроз) - у 1% всех детей стойкий, 4% - кратковременный;

9) невротический энурез - у мальчиков его распространенность 12%, у девочек - 7%. К началу школьного возраста частота энуреза снижается до 4,5%.

В Международной классификации болезней (МКБ - 10) неврозы у детей в качестве самостоятельной болезни не выделяются, но описываются отдельные встречающиеся при них синдромы, в том числе указанные выше.

Контрольные вопросы и задания

1. Перечислите основные признаки неврозов.

2. Какие клинические синдромы неврозов наиболее часто встречаются у детей?

3. Перечислите основные формы неврозов. В чем их основные отличия?

4. Какие компульсивные действия наблюдаются у детей при неврозах?

5. Прочитайте книгу М.Буянова "Беседы о детской психиатрии" (1992). Выпишите описание школьного невроза. Каковы его основные причины и симптомы? Как предупредить школьный невроз?

6. Прочитайте описание нервной анорексии. Почему данный невротический симптом в последние годы встречаются все чаще?

Задача

Зоя Л., ученица 3 класса. Обратилась мама с жалобой на навязчивые движения у дочери - стремление выдергивать волосы. Учится девочка хорошо, в школе поведение примерное. Со слов мамы, родилась девочка недоношенной, в течение первого года жизни состояла на учете у невропатолога. Росла несколько медлительной, однако все навыки осваивала своевременно. С детьми общительная, но обидчивая, долго не может помириться после ссоры. В школу пошла вовремя, учится хорошо, стремится к лидерству, но некоторая медлительность и обидчивость не позволяют занять желаемое положение в классе. В последнее время появились навязчивые движения - выдергивание волос, которое усиливается при просмотре волнующих ее телепередач, тревогах.

При патопсихологическом обследовании отмечается снижение работоспособности, медленный темп сенсомоторики, истощаемость по гипостеническому типу. Объем внимания и переключаемость несколько недостаточны. Механическое запоминание - в границах нормы. Мышление логично, последовательно. Отмечается некоторая инертность эмоциональных состояний. Самооценка адекватная. Отмечается внутриличностный конфликт между высоким уровнем притязаний и страхом быть не на высоте.

Литература

1. Астапов В.М. Тревожность у детей. – М., 2001.

2. Захаров А.И. Неврозы у детей. - СПб., 1996.

4. Карвасарский Б.Д. Неврозы. - М., 1980.

5. Ковалев В.В. Семиотика и диагностика психических заболеваний у детей и подростков. - М., 1985.

6.Мамайчук И.И. Психокоррекционные технологии для детей с проблемами в развитии. СПб., 2003.

8. Настольная книга педагога-дефектолога.- Ростов н/Дону, 2006.

       
    Особенности детских неврозов. - student2.ru
  Особенности детских неврозов. - student2.ru
 

Тема 9. Асоциальное поведение несовершеннолетних

План

1. Девиантное и делинквентное поведение подростков.

2. Аддиктивное поведение.

Наши рекомендации