Тест № 1 для самопроверки по темам № 1-5

1. Расположите понятия в логической последовательности: идиотия, пренатальное патогенное воздействие, олигофрения, имбецильность, общее стойкое недоразвитие, дизонтогенез.

2. Перечислите основные факторы, определяющие характер дизонтогенеза.

3. Физический или психический недостаток, вызывающий нарушение онтогенеза называется:

а) синдром;

б) дефект;

в) аномалия.

4. Основные перинатальные причины аномального развития:

а) ранняя депривация;

б) генетические нарушения;

в) асфиксия плода;

г) экология;

д) внутричерепные родовые травмы.

5. Причиной болезни Дауна является:

а) асфиксия;

б) резус - несовместимость родителей;

в) хромосомная аномалия.

6. К врожденным аномалиям зрения относятся:

а) анофтальм;

б) миопия;

в) глаукома.

7. Симптомом слепоты ребенка является:

а) частый плач ребенка в 1,5 месяца;

б) отсутствие "комплекса оживления" в 1,5 месяца;

в) отсутствие хватательного рефлекса в 1,5 месяца.

8. К нарушениям структурно-семантического плана речи относятся:

а) дисграфия;

б) алалия;

в) тахилалия;

г) заикание;

д) афазия.

9. Интеллектуальные нарушения наблюдаются при следующих формах ДЦП:

а) болезнь Литтля;

б) атонически-астеническая форма;

в) двойная гемиплегия;

г) гиперкинетическая форма.

10. Перечислите отличия органической деменции от олигофрении.

11. Наиболее тяжелой формой олигофрении является __________.

12. Отбор детей в специальные школы в России может осуществля­т­ь:

а) директор школы;

б) ПМПК;

в) районный психиатр.

13. Последствием минимальной мозговой дисфункции является:

а) психический инфантилизм;

б) синдром гиперактивности;

в) олигофрения.

14. Наиболее развитый вид мышления у детей с ЗПР:

а) наглядно-действенное;

б) наглядно-образное;

в) словесно-логическое.

(Ответы даны на с. 51).

Критерии успешности:

7-9 правильных ответов - "удовлетворительно";

10-12 правильных ответов - "хорошо";

13-14 правильных ответов - "отлично".

Тема 6. Искаженное психическое развитие

План

1. Ранний детский аутизм.

2. Депривированный ребенок.

Ранний детский аутизм.

1.1. Аутизм (греч. autos - сам) - предельное экстремальное одиночество ребенка, формирующее нарушение его социального развития вне связи с уровнем интеллектуального развития. Синоним - синдром Каннера.

1.2. Распространенность: 15-16 детей на 10 тыс. новорожденных. 75% аутистов - мальчики. Наиболее отчетливо проявляется в периоде от 2 до 3 лет.

1.3. Причины:

- особая патология, в основе которой лежит недостаточность ЦНС вследствие обменных нарушений и органических поражений, - первичный аутизм;

- воспитание в условиях эмоциональной депривации, постоянного давления родителей - вторичный аутизм;

- наследственная отягощенность (например, шизофрения у родителей).

1.4. Признаки:

- нарушение способности устанавливать отношения с людьми с начала жизни;

- крайняя отгороженность от внешнего мира с игнорированием раздражителей до тех пор, пока они не становятся болезненными;

- недостаточность принятия позы "готовности" при взятии на руки;

- недостаточность коммуникативного пользования речью;

- прекрасная механическая память;

- эхолалия;

- буквальность в употреблении слов;

- ранний страх определенных громких звуков;

- монотонное повторение звуков и движений;

- страх изменений в обстановке (Каннера феномен тождества);

- монотонные механические игры с неигровыми предметами;

- своеобразие мимики лица: сонно-задумчивое, с оттенком недоумения;

- "бегающий" взгляд;

- хорошее физическое здоровье.

1.5. Прогноз: у 10% детей диагностируется высокий уровень интеллекта, у 20% - норма интеллектуального развития (они обучаются в массовых школах), 50% - УО, 20% - ЗПР (обучение в специальных шко­лах).

1.6. Существует четыре группы детей с аутизмом в зависимости от интенсивности поражения базальной аффекивной сферы.

1-я группа - наиболее тяжелая степень поражения. Наблюдается полевое поведение. Эмоциональный контакт со взрослыми отсутствует, реакция на внешние и внутренние раздражители слабая. Речь отсутствует.

2-я группа отличается большей активностью. Ребенок реагирует на физические ощущения (голод, холод, боль). Дети активно требуют сохранения постоянства в окружающей среде. Проявления такого состояния заметны с 2-3 лет. Как правило, у детей этой группы встречаются стереотипные действия. Характерна чрезмерная связь с матерью.

3-я группа характеризуется наличием речи в виде эмоционально окрашенного монолога, ребенок способен выразить свои потребности. Часто встречаются агрессивные действия, пугающие сюжеты рисунков (изображение пожаров, бандитов и т.д.).

4-я группа РДА является наименее тяжелой. Дети способны к общению, у них сохранены интеллектуальные функции. Однако речь с аграмматизмами. Выражена чрезмерная потребность в защите, эмоциональной поддержке со стороны матери. Круг общения ограничен только близкими, хорошо знакомыми людьми.

Дети с аутизмом нуждаются в лечении, психолого-педагогической коррекции нарушений и прежде всего правильной воспитательной работе в семье. Для них нежелательным является разрыв с матерью, привычным семейным окружением. В вязи с этим желательно проведение обследования в присутствии матери, в некоторых случаях и дома у ребенка. Категорически противопоказано помещение этих детей в психический стационар.

При патопсихологическом обследовании детей с РДА желательно соблюдать следующие рекомендации:

- дать возможность ребенку обследовать помещение, убрав предварите­льно острые, бьющиеся и т.п. предметы;

- избегать зрительного и тактильного контакта с ребенком в первые минуты обследования;

- в течение всего обследования говорить тихим голосом, не делать резких движений, не использовать крупные, яркие, резко звучащие игрушки;

- предлагать ребенку 2-3 однотипных задания и сразу позволять ему прекращать деятельность, если наступает пресыщение.

Депривированный ребенок.

2.1. Депривация - психическое состояние, возникающее в результате жизненных ситуаций, когда субъекту не представляется возможности для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в течение длительного времени.

2.2. Причины:

- социальная изоляция - недостаточное поступление стимулов (социальных, чувственных, сенсорных и др.);

- сепарация - прекращение создавшейся ранее связи между ребенком и его микросредой.

На депривацию ребенка в семье влияют:

- недостаток взаимодействия между ребенком и матерью (как результат нежелательного ребенка);

- искажение связи (патернальная семья - семья без отца);

- прерывание связи (смерть матери);

- сепарационные реакции:

а) анаклитическая депрессия - синдром, развивающийся у новорожденных и грудных младенцев в связи с их изоляцией от матери. Обычно возникает после 3 месяцев разлуки. Чаще наблюдается в возрасте после 6 месяцев, когда привязанность к матери полностью сформирована;

б) госпитализм - синдром психической и физической отсталости в результате долгой изоляции в стационаре.

2.3. Типы депривации:

Д. стимульная (сенсорная),

Д. значений (когнитивная),

Д. эмоциональных отношений (аффективная),

Д. идентичности (социальная),

Тест № 1 для самопроверки по темам № 1-5 - student2.ru Тест № 1 для самопроверки по темам № 1-5 - student2.ru По степени выраженности

полная (сочетание всех частичная (преобладание какого-

четырех типов депривации) либо одного типа депривации)

2.3.1. Депривационные поражения:

- задержка речевого развития: косноязычие, крикливость, алалия;

- депрессивные проявления;

- тревожность, фобии, энурез;

- задержка интеллектуального развития;

- изменения в личности;

Мальчики дают реакцию на депривацию в 2 раза чаще девочек.

2.4. Типы депривированной личности ребенка в социальных учреждениях:

- социальная гиперактивность;

- социальная провокация: (агрессивность, конфликтность);

- подавленный тип;

- хорошо приспособленные;

- замещенный тип - замещение аффективных и социальных потребностей биологическими (обжорство).

Контрольные вопросы и задания

1. Перечислите основные причины аутизма.

2. Посмотрите художественный фильм "Человек дождя". Выпишите основные признаки аутизма.

3. Каковы причины депривации в семье?

4. Приведите примеры (широко известные в психологии) различных типов депривации.

5. Почему различия в интеллектуальном развитии детей, воспитыва­ющихся в семье и в социальном учреждении, заметны в возрасте 3 лет?

6. Каковы последствия полной депривации?

Задача

Даниил К., 8 лет. Обращение к психологу по инициативе матери и учительницы. Заканчивает 1 класс. Учительницу беспокоят странности в поведении ребенка, неравномерная успеваемость. Со слов мамы известно, что ребенок родился путем кесарева сечения. В течение первого года жизни был пассивен, часто раскачивался в кровати, играть не пытался, водил руками перед глазами. Ходить стал в 15 мес., первые слова - в 1,5 года. Фразовая речь сформировалась к 4 годам, к этому возрасту он считал до 20, знал много стихов и сказок, но не пересказывал их по просьбе. В 5 лет свободно читал. Употребление слова "я" появилось в 6 лет, до этого называл себя "он". В 6 лет впервые начал самостоятельно есть и одеваться. С детьми не общается, на уход матери не реагирует. В 7 лет пошел в школу, долго не мог привыкнуть к дисциплине: терял ранец, вскакивал с места, ходил по классу, мог молча уйти в середине урока. Письмо грамотное, счет без ошибок. При пересказе с трудом передает последовательность событий. Детей избегает, на переменках остается в классе.

При патопсихологическом обследовании контакт остается формальным, отношение к заданиям безразличное. Произвольная концентрация внимания несколько затруднена. Механическое запоминание успешно: 8, 10. Вербальный интеллект - 118 баллов, невербальный - 80 (по методике Векслера). Самооценка противоречивая, нет представлений об отношении к себе со стороны окружающих, не сформировано отношение к ним. Реакция на поощрение отсутствует, при оказании помощи - полное прекращение деятельности. Эмоции проявляются слабо.

1. Какой тип нарушений психического развития у Даниила?

2. Какова может быть психологическая помощь ребенку?

Литература

1. Гиллберг К., Хеллгрен Л. Психиатрия детского и подросткового возраста.- М., 2004.

2. Каган В.Е. Преодоление: неконтактный ребенок в семье. - СПб., 1996.

3. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок.- м., 2005.

4.Микиртумов Б.Е., Кощавцев А.Г., Гречаный С.В. Клиническая психиатрия раннего детского возраста.-СПб, 2001.

5. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. - М., 1990.

6. Ремшмидт Х. Аутизм.- М., 2003.

Наши рекомендации