Тест № 1 для самопроверки по темам № 1-5
1. Расположите понятия в логической последовательности: идиотия, пренатальное патогенное воздействие, олигофрения, имбецильность, общее стойкое недоразвитие, дизонтогенез.
2. Перечислите основные факторы, определяющие характер дизонтогенеза.
3. Физический или психический недостаток, вызывающий нарушение онтогенеза называется:
а) синдром;
б) дефект;
в) аномалия.
4. Основные перинатальные причины аномального развития:
а) ранняя депривация;
б) генетические нарушения;
в) асфиксия плода;
г) экология;
д) внутричерепные родовые травмы.
5. Причиной болезни Дауна является:
а) асфиксия;
б) резус - несовместимость родителей;
в) хромосомная аномалия.
6. К врожденным аномалиям зрения относятся:
а) анофтальм;
б) миопия;
в) глаукома.
7. Симптомом слепоты ребенка является:
а) частый плач ребенка в 1,5 месяца;
б) отсутствие "комплекса оживления" в 1,5 месяца;
в) отсутствие хватательного рефлекса в 1,5 месяца.
8. К нарушениям структурно-семантического плана речи относятся:
а) дисграфия;
б) алалия;
в) тахилалия;
г) заикание;
д) афазия.
9. Интеллектуальные нарушения наблюдаются при следующих формах ДЦП:
а) болезнь Литтля;
б) атонически-астеническая форма;
в) двойная гемиплегия;
г) гиперкинетическая форма.
10. Перечислите отличия органической деменции от олигофрении.
11. Наиболее тяжелой формой олигофрении является __________.
12. Отбор детей в специальные школы в России может осуществлять:
а) директор школы;
б) ПМПК;
в) районный психиатр.
13. Последствием минимальной мозговой дисфункции является:
а) психический инфантилизм;
б) синдром гиперактивности;
в) олигофрения.
14. Наиболее развитый вид мышления у детей с ЗПР:
а) наглядно-действенное;
б) наглядно-образное;
в) словесно-логическое.
(Ответы даны на с. 51).
Критерии успешности:
7-9 правильных ответов - "удовлетворительно";
10-12 правильных ответов - "хорошо";
13-14 правильных ответов - "отлично".
Тема 6. Искаженное психическое развитие
План
1. Ранний детский аутизм.
2. Депривированный ребенок.
Ранний детский аутизм.
1.1. Аутизм (греч. autos - сам) - предельное экстремальное одиночество ребенка, формирующее нарушение его социального развития вне связи с уровнем интеллектуального развития. Синоним - синдром Каннера.
1.2. Распространенность: 15-16 детей на 10 тыс. новорожденных. 75% аутистов - мальчики. Наиболее отчетливо проявляется в периоде от 2 до 3 лет.
1.3. Причины:
- особая патология, в основе которой лежит недостаточность ЦНС вследствие обменных нарушений и органических поражений, - первичный аутизм;
- воспитание в условиях эмоциональной депривации, постоянного давления родителей - вторичный аутизм;
- наследственная отягощенность (например, шизофрения у родителей).
1.4. Признаки:
- нарушение способности устанавливать отношения с людьми с начала жизни;
- крайняя отгороженность от внешнего мира с игнорированием раздражителей до тех пор, пока они не становятся болезненными;
- недостаточность принятия позы "готовности" при взятии на руки;
- недостаточность коммуникативного пользования речью;
- прекрасная механическая память;
- эхолалия;
- буквальность в употреблении слов;
- ранний страх определенных громких звуков;
- монотонное повторение звуков и движений;
- страх изменений в обстановке (Каннера феномен тождества);
- монотонные механические игры с неигровыми предметами;
- своеобразие мимики лица: сонно-задумчивое, с оттенком недоумения;
- "бегающий" взгляд;
- хорошее физическое здоровье.
1.5. Прогноз: у 10% детей диагностируется высокий уровень интеллекта, у 20% - норма интеллектуального развития (они обучаются в массовых школах), 50% - УО, 20% - ЗПР (обучение в специальных школах).
1.6. Существует четыре группы детей с аутизмом в зависимости от интенсивности поражения базальной аффекивной сферы.
1-я группа - наиболее тяжелая степень поражения. Наблюдается полевое поведение. Эмоциональный контакт со взрослыми отсутствует, реакция на внешние и внутренние раздражители слабая. Речь отсутствует.
2-я группа отличается большей активностью. Ребенок реагирует на физические ощущения (голод, холод, боль). Дети активно требуют сохранения постоянства в окружающей среде. Проявления такого состояния заметны с 2-3 лет. Как правило, у детей этой группы встречаются стереотипные действия. Характерна чрезмерная связь с матерью.
3-я группа характеризуется наличием речи в виде эмоционально окрашенного монолога, ребенок способен выразить свои потребности. Часто встречаются агрессивные действия, пугающие сюжеты рисунков (изображение пожаров, бандитов и т.д.).
4-я группа РДА является наименее тяжелой. Дети способны к общению, у них сохранены интеллектуальные функции. Однако речь с аграмматизмами. Выражена чрезмерная потребность в защите, эмоциональной поддержке со стороны матери. Круг общения ограничен только близкими, хорошо знакомыми людьми.
Дети с аутизмом нуждаются в лечении, психолого-педагогической коррекции нарушений и прежде всего правильной воспитательной работе в семье. Для них нежелательным является разрыв с матерью, привычным семейным окружением. В вязи с этим желательно проведение обследования в присутствии матери, в некоторых случаях и дома у ребенка. Категорически противопоказано помещение этих детей в психический стационар.
При патопсихологическом обследовании детей с РДА желательно соблюдать следующие рекомендации:
- дать возможность ребенку обследовать помещение, убрав предварительно острые, бьющиеся и т.п. предметы;
- избегать зрительного и тактильного контакта с ребенком в первые минуты обследования;
- в течение всего обследования говорить тихим голосом, не делать резких движений, не использовать крупные, яркие, резко звучащие игрушки;
- предлагать ребенку 2-3 однотипных задания и сразу позволять ему прекращать деятельность, если наступает пресыщение.
Депривированный ребенок.
2.1. Депривация - психическое состояние, возникающее в результате жизненных ситуаций, когда субъекту не представляется возможности для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в течение длительного времени.
2.2. Причины:
- социальная изоляция - недостаточное поступление стимулов (социальных, чувственных, сенсорных и др.);
- сепарация - прекращение создавшейся ранее связи между ребенком и его микросредой.
На депривацию ребенка в семье влияют:
- недостаток взаимодействия между ребенком и матерью (как результат нежелательного ребенка);
- искажение связи (патернальная семья - семья без отца);
- прерывание связи (смерть матери);
- сепарационные реакции:
а) анаклитическая депрессия - синдром, развивающийся у новорожденных и грудных младенцев в связи с их изоляцией от матери. Обычно возникает после 3 месяцев разлуки. Чаще наблюдается в возрасте после 6 месяцев, когда привязанность к матери полностью сформирована;
б) госпитализм - синдром психической и физической отсталости в результате долгой изоляции в стационаре.
2.3. Типы депривации:
Д. стимульная (сенсорная),
Д. значений (когнитивная),
Д. эмоциональных отношений (аффективная),
Д. идентичности (социальная),
По степени выраженности
полная (сочетание всех частичная (преобладание какого-
четырех типов депривации) либо одного типа депривации)
2.3.1. Депривационные поражения:
- задержка речевого развития: косноязычие, крикливость, алалия;
- депрессивные проявления;
- тревожность, фобии, энурез;
- задержка интеллектуального развития;
- изменения в личности;
Мальчики дают реакцию на депривацию в 2 раза чаще девочек.
2.4. Типы депривированной личности ребенка в социальных учреждениях:
- социальная гиперактивность;
- социальная провокация: (агрессивность, конфликтность);
- подавленный тип;
- хорошо приспособленные;
- замещенный тип - замещение аффективных и социальных потребностей биологическими (обжорство).
Контрольные вопросы и задания
1. Перечислите основные причины аутизма.
2. Посмотрите художественный фильм "Человек дождя". Выпишите основные признаки аутизма.
3. Каковы причины депривации в семье?
4. Приведите примеры (широко известные в психологии) различных типов депривации.
5. Почему различия в интеллектуальном развитии детей, воспитывающихся в семье и в социальном учреждении, заметны в возрасте 3 лет?
6. Каковы последствия полной депривации?
Задача
Даниил К., 8 лет. Обращение к психологу по инициативе матери и учительницы. Заканчивает 1 класс. Учительницу беспокоят странности в поведении ребенка, неравномерная успеваемость. Со слов мамы известно, что ребенок родился путем кесарева сечения. В течение первого года жизни был пассивен, часто раскачивался в кровати, играть не пытался, водил руками перед глазами. Ходить стал в 15 мес., первые слова - в 1,5 года. Фразовая речь сформировалась к 4 годам, к этому возрасту он считал до 20, знал много стихов и сказок, но не пересказывал их по просьбе. В 5 лет свободно читал. Употребление слова "я" появилось в 6 лет, до этого называл себя "он". В 6 лет впервые начал самостоятельно есть и одеваться. С детьми не общается, на уход матери не реагирует. В 7 лет пошел в школу, долго не мог привыкнуть к дисциплине: терял ранец, вскакивал с места, ходил по классу, мог молча уйти в середине урока. Письмо грамотное, счет без ошибок. При пересказе с трудом передает последовательность событий. Детей избегает, на переменках остается в классе.
При патопсихологическом обследовании контакт остается формальным, отношение к заданиям безразличное. Произвольная концентрация внимания несколько затруднена. Механическое запоминание успешно: 8, 10. Вербальный интеллект - 118 баллов, невербальный - 80 (по методике Векслера). Самооценка противоречивая, нет представлений об отношении к себе со стороны окружающих, не сформировано отношение к ним. Реакция на поощрение отсутствует, при оказании помощи - полное прекращение деятельности. Эмоции проявляются слабо.
1. Какой тип нарушений психического развития у Даниила?
2. Какова может быть психологическая помощь ребенку?
Литература
1. Гиллберг К., Хеллгрен Л. Психиатрия детского и подросткового возраста.- М., 2004.
2. Каган В.Е. Преодоление: неконтактный ребенок в семье. - СПб., 1996.
3. Никольская О.С., Баенская Е.Р., Либлинг М.М. Аутичный ребенок.- м., 2005.
4.Микиртумов Б.Е., Кощавцев А.Г., Гречаный С.В. Клиническая психиатрия раннего детского возраста.-СПб, 2001.
5. Прихожан А.М., Толстых Н.Н. Дети без семьи. - М., 1990.
6. Ремшмидт Х. Аутизм.- М., 2003.