Закономерности развития аномальных детей.
3.1. Общие закономерности
· Неравномерность развития
· Иерархичность развития
· Пластичность
· Единство процессов интеграции и дифференциации
3.2. Специфические
· Замедление возрастного развития
· Снижение способности к приему, переработке, хранению и использованию информации.
· Трудность словесного опосредствования
· Замедление процесса формирования понятий
· Снижение психической активности
· Диспропорциональность между направленной и спонтанной сторонами развития
Контрольные вопросы и задания
1. Найдите в медицинской литературе описание следующих заболеваний: гипотериоз, кретинизм, краснуха, токсоплазмоз, фенилкетонурия, менингит, полиомиелит. Определите, к каким категориям причин аномалий развития они относятся. Каковы последствия этих заболеваний для ребенка?
2. Прочитайте повесть А.Кристи "Зеркало треснуло". Какие психологические явления описываются в ней?
3. Что представляют собой эндогенные и экзогенные причины отклонений в развитии?
4. Почему фактор экологии можно считать патогенным?
Литература к темам 1 и 2
1.Бородулин С.Ю. Коррекционная педагогика.- Ростов н/Д: «Феникс», 2004.
2. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6-ти т. - М., 1983. - Т. 5.
3. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.
4. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков - патопсихология. - М., 1996.
6. Специальная психология/Под ред. В.И.Лубовского.-М.: Издательский центр «Академия», 2003.
7.Саенко Ю.В. Специальная психология.- М.: Академический проект, 2006.
8. Трофимова Н.М., Дуванова С.П. и др. Основы специальной педагогики и психологии.- СПб., Питер, 2006.
Тема 3. Дети с нарушением анализаторных систем
План
1. Дети с нарушением слуха.
2. Дети с нарушением зрения.
3. Нарушения двигательных сферы.
4. Речевые расстройства.
Дети с нарушением слуха.
1.1. Виды нарушений:
1. - врожденные (зарощение наружного слухового аппарата);
- приобретенные (атрофия слухового нерва);
- временные (кондуктивная тугоухость);
- постоянные (глухота)
1.2. Диагностика нарушений слуха.
В России приблизительно 8 детей из тысячи страдают нарушением слуха. По данным Всемирной организации здравоохранения, у 7% человечества наблюдаются проблемы со слухом. Для диагностики нарушений слуха можно использовать следующую программу наблюдения.
НОВОРОЖДЕННЫЕ
Слух
1. Прислушивается ли ваш ребенок к обращенной речи?
2. Замирает или кричит от шума?
3. Просыпается от громких звуков?
Речь
4. Издает ли ваш ребенок звуки одобрения?
5. Когда вы играете с ним, смотрит ли он на вас, затем в другую сторону, потом снова на вас?
ДО ТРЕХ МЕСЯЦЕВ
Слух
1. Поворачивается к вам, когда вы говорите?
2. Улыбается, когда вы к нему обращаетесь?
3. Кажется ли вам,что ребенок узнает ваш голос и успокаивается при плаче, когда вы начинаете с ним говорить?
Речь
4. Часто ли ребенок повторяет звукигуления ("агу")?
5. Улыбается ли он, когда видит вас?
ОТ ЧЕТЫРЕХ ДО ШЕСТИ МЕСЯЦЕВ
Слух
1. Слушается, когда вы говорите "нет", "нельзя"?
2. Оглядывается на звонок, будильник, лай собак?
Речь
3. Произносит звуки, похожие на речь, с большим количеством гласных и согласных?
4. Дает понять (с помощью звука или жеста), когда он хочет, чтобы вы повторили какое-либо действие?
5. Лепечет, когда остается один?
ОТ СЕМИ МЕСЯЦЕВ ДО ГОДА
Слух
1. Поворачивается к вам, когда вы зовете его?
2. Слушает, когда вы с ним говорите?
3. Начал отзываться на слова "иди сюда", "еще хочешь"?
Речь
4. Говорит какие-либо слова, например, "папа", "мама", "баба", "нет", пусть и не очень внятно?
ГОДА
Слух
1. Может указать на рисунки в книге, когда вы их называете?
2. Показывает на части тела, если вы его просите?
Речь
3. Задает вопросы, состоящие из двух слов,например: "Где баба?", "Иди сюда", "Что это"?
4. Использует в своей речи словосочетания типа: "Хочу пить", "Еще печенье"?
При малейшем подозрении на снижение или отсутствие слуха у ребенка немедленно обратитесь к отоларингологу или педиатру!
1.4. Классификация детей с нарушениями слуха Р.М.Боскис.
В основу данной классификации легли следующие положения:
1) деятельность нарушенного слухового анализатора у ребенка отличается от деятельности такого же анализатора у взрослого;
2)учет взаимозависимости слуха и речи;
3) критерием оценки нарушения слуховой функции у ребенка является возможность использования остаточного слуха для развития речи;
Р.М.Боскис выделены две основные категории детей с недостатками слуха: глухие и слабослышащие.
1.5. Специальное образование глухих.
Сурдопедагогика – составная часть коррекционной педагогики, представляющая собой систему научных знаний об образовании и воспитании лиц с нарушениями слуха.
· Билингвистический подход предусматривает использование двух равноправных и равноценных средств образовательного процесса - русского словесного и русского жестового языка.
· Коммуникационная система предполагает развитие всех видов речевой деятельности – говорения, чтения, письма, дактилирования и т.д.
Дети с нарушением зрения.
2.1. Виды нарушений:
· врожденные (анофтальм слепота) и приобретенные (глаукома, миопия).
· прогрессирующие (миопия) и непрогрессирующие (астигматизм).
2.2. Принимая за основу степень нарушения зрительной функции, детей со стойкими дефектами зрения делят на слепых (полное отсутствие зрительных ощущений) и слабовидящих (острота зрения на лучше видящем глазу при использовании очков от 0,05 до 0,4).
2.3. Симптомы слепоты:
1-1,5 месяца - отсутствие "комплекса оживления";
5-7 месяцев - затруднения в принятии вертикального положения, боязнь пространства;
2 года - появление специализированных манипуляций и отдельных действий с предметами.
2.4. Специальное образование слепых
Тифлопедагогика – отрасль коррекционной педагогики, представляющая собой систему научных знаний об образовании и воспитании лиц с нарушением зрения.
Оптимальная зрительная нагрузка у слабовидящих школьников – 15-20 минут непрерывной работы. Для учеников с глубокими нарушениями зрения она не должна превышать 10-15 минут.