Тема 2. Причины нарушений и закономерности
Развития аномальных детей
План
1. Медико-биологические причины.
2. Социально-психологические причины.
3. Закономерности развития аномальных детей.
Тератология - учение об аномалиях развития.
Медико-биологические причины.
Время поражения | Последствия поражения |
1. Пренатальные факторы 1.1. Токсикозы матери 1й половины беременности 1.2. Эндокринные нарушения матери во время беременности 1.3. Химические интоксикации матери 1.4. Инфекции во время 1й половины беременности 1.5. Резус - несовместимость отца и матери Генные и хромосомные болезни (частота рождений - 5% всех новорожденных) | Задержка психического развития Интеллектуальные нарушения, пороки развития новорожденных Врожденные пороки развития Умственная отсталость, психические расстройства Нарушения сенсорной сферы Нарушения двигательной сферы Умственная отсталость в степени имбецильности и идиотии |
2. Перинатальные 2.1. Асфиксия плода (6-7% новорожденных) 2.2. Внутричерепные родовые травмы (до 25% новорожденных) | Минимальная моровая дисфункция |
3. Постнатальные 3.1. Инфекционные болезни головного мозга 3.2. Черепно-мозговые травмы. | Умственная отсталость, нарушения двигательной сферы |
Социально-психологические причины.
2.1. Ранняя депривация.
2.2. Неприятие ребенка.
2.3. Алкоголизм и наркомания родителей.
2.4. Различные варианты неправильного воспитания.
2.5. Неблагоприятная экология.
2.7. Низкий образовательный уровень родителей.
Модель действия и взаимодействия факторов риска, отягощающих и защитных факторов
(E.E.Werner, 1985)
Факторы риска к моменту рождения | Отягощающие факторы | Ребенок | Окружение |
- бедность семьи - низкий уровень образования - перинатальные осложнения - задержка развития - генетические аномалии - психологическая патология у родителей | - психологическая депривация в 1 год - рецидивирующие заболевания - болезнь родителей - наличие брата или сестры с нарушениями развития - развод родителей - отсутствие отца - внесемейное воспитание - беременность в подростковом возрасте | - положение 1го ребенка в семье - высокая активность в младенчестве - позитивное социальное поведение - способность к самопомощи - хорошие коммуникативные способности - наличие выраженных интересов - самоконтроль - позитивная Я-концепция | - социальное содействие - хорошие отношения между родителями и детьми - наличие друзей, товарищей - упорядоченный семейный быт - семейная сплоченность - возможность получить помощь и совет (от родителей, учителей). |
- + - + - +
Адаптация
Уязвимость
Преодоление
Дезадаптация
Процесс развития
Нарушения