Коррекционная педагогика как отрасль педагогического знания.
2.1. Объект - дети с отклонениями в развитии и поведении.
Предмет – закономерности обучения и воспитания детей с проблемами в развитии и поведении.
2.2. Коррекционная педагогика – наук, изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития индивидуальности и личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, нуждающегося в специальных индивидуализированных методах воспитания и обучения, обусловленных наличием у него физического или психического недостатка.
2.3. Принципы коррекционно-педагогической деятельности:
1. Принцип единства коррекционных, профилактических и развивающих задач.
2.Принцип единства диагностики и коррекции.
3.Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка .
4.Деятельностный принцип коррекции.
5.Принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности.
6.Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения ребенка.
3. Понятие "дизонтогения" и ее основные формы.
Дизонтогенез (диз + греч. on - сущее, существо, genesis - происхождение) - нарушение психического развития.
3.1. Концепция В.В.Ковалева (1976). Основные типы психического дизонтогенеза следующие:
1) ретардация - запаздывание или приостановка всех сторон или преимущественно отдельных компонентов психики;
2) асинхрония - диспропорциональное, искаженное психическое развитие при выраженном опережении развития одних психических функций и отставании развития других;
3) дисфункция созревания - морфофункциональная возрастная незрелость центральной нервной системы (ЦНС).
3.2. Варианты психического дизонтегенеза по В.В.Лебединскому (1985):
- недоразвитие,
- задержанное развитие,
- поврежденное развитие,
- дефицитарное развитие, искаженное развитие,
- дисгармоничное развитие.
3.3. Психологические параметры дизонтогенеза: функциональная локализация нарушений, время поражения, взаимоотношения между первичным и вторичным дефектом.
Дефект и дефективность.
Дефект (лат. defectus - отпадение, убывание, недостаток) - недостаток, нарушение или повреждение, имеющие характер серьезного и относительно стабильного недостатка; потеря или отсутствие какой-либо функции или органа.
4.1. Виды дефектов.
- первичный, вызванный биологическим фактором;
- вторичный, возникающий под влиянием первичного дефекта в ходе последующего аномального развития
4.2. Л.С.Выготский о соотношении первичного дефекта и вторичных нарушений: "Чем дальше отстает симптом от первопричины, тем он более поддается воспитательному лечебному воздействию... то, что возникало в процессе развития ребенка как вторичное образование, принципиально говоря, может быть профилактически предупреждено или лечебно-педагогически устранено" (2, с. 291).
Особое место в группе вторичных дефектов занимают личностные реакции на вторичный дефект. Есть несколько типов личностного реагирования.
Игнорирование - часто встречается при олигофрении, связано с недоразвитием мышления и недостаточной критикой к успешности своей деятельности.
Вытеснение - относится к невротическому типу реагирования на дефект и проявляется в сознательном непризнании его существования, накоплении негативных эмоций.
Компенсация - такой тип реагирования, при котором происходит осознание дефекта и замещение утраченной функции за счет более сохранных.
Гиперкомпенсация - усиленное развитие сохранных функций, сочетающихся со стремлением доказать, что дефект не ведет к каким-либо проблемам.
Астенический тип реагирования приводит к возникновению заниженного уровня притязаний, низкой самооценке, фиксации на осознании своей неполноценности.
Контрольные вопросы и задания
1. Какие понятия используются для характеристики объекта специальной психологии?
2. Каково место коррекционной педагогики среди психолого-педагогических наук, как осуществляется их взаимосвязь?
3. Перечислите основные формы психического дизонтогенеза по В.В.Лебединскому, Г.Е.Сухаревой, Л.Каннеру, В.В.Ковалеву. Сравните различные классификации.
4. Причитайте статью Л.С.Выготского "Дефект и сверхкомпенсация". Выпишите те положения статьи, которые определяют направления педагогической коррекции.
Задача
Ростислав С., 11 лет. Учащийся 4 класса. Обратилась классный руководитель в связи с нарушениями поведения: оскорбляет одноклассников, уходит с уроков. Успеваемость хорошая.
Мальчик страдает легкой формой детского церебрального паралича, что привело к нарушению ходьбы и некоторой асимметрии лица. С первого класса начались конфликты с детьми: его дразнят из-за необычного внешнего вида. В данном учебном году мальчик по просьбе матери был переведен в параллельный класс, где сразу начал вести себя агрессивно.
Из беседы со Славой выяснилось, что такая форма поведения имеет осознанно защитный характер: "Чтоб боялись и не приставали".
1. Какой тип нарушений имеется в данном случае?
2. Каковы могут быть рекомендации родителям и учителям?