Коррекционная педагогика как отрасль педагогического знания.

2.1. Объект - дети с отклонениями в развитии и поведении.

Предмет – закономерности обучения и воспитания детей с проблемами в развитии и поведении.

2.2. Коррекционная педагогика – наук, изучающая сущность, закономерности, тенденции управления процессом развития индивидуальности и личности ребенка с ограниченными возможностями здоровья, нуждающегося в специальных индивидуализированных методах воспитания и обучения, обусловленных наличием у него физического или психического недостатка.

2.3. Принципы коррекционно-педагогической деятельности:

1. Принцип единства коррекционных, профилактических и развивающих задач.

2.Принцип единства диагностики и коррекции.

3.Принцип учета индивидуальных и возрастных особенностей ребенка .

4.Деятельностный принцип коррекции.

5.Принцип комплексного использования методов и приемов коррекционно-педагогической деятельности.

6.Принцип интеграции усилий ближайшего социального окружения ребенка.

3. Понятие "дизонтогения" и ее основные формы.

Дизонтогенез (диз + греч. on - сущее, существо, genesis - происхождение) - нарушение психического развития.

3.1. Концепция В.В.Ковалева (1976). Основные типы психического дизонтогенеза следующие:

1) ретардация - запаздывание или приостановка всех сторон или преимущественно отдельных компонентов психики;

2) асинхрония - диспропорциональное, искаженное психическое развитие при выраженном опережении развития одних психических функций и отставании развития других;

3) дисфункция созревания - морфофункциональная возрастная незрелость центральной нервной системы (ЦНС).

3.2. Варианты психического дизонтегенеза по В.В.Лебединскому (1985):

- недоразвитие,

- задержанное развитие,

- поврежденное развитие,

- дефицитарное развитие, искаженное развитие,

- дисгармоничное развитие.

3.3. Психологические параметры дизонтогенеза: функциональная локализация нарушений, время поражения, взаимоотношения между первичным и вторичным дефектом.

Дефект и дефективность.

Дефект (лат. defectus - отпадение, убывание, недостаток) - недостаток, нарушение или повреждение, имеющие характер серьезного и относительно стабильного недостатка; потеря или отсутствие какой-либо функции или органа.

4.1. Виды дефектов.

- первичный, вызванный биологическим фактором;

- вторичный, возникающий под влиянием первичного дефекта в ходе последующего аномального развития

4.2. Л.С.Выготский о соотношении первичного дефекта и вторичных нарушений: "Чем дальше отстает симптом от первопричины, тем он более поддается воспитательному лечебному воздействию... то, что возникало в процессе развития ребенка как вторичное образование, принципиально говоря, может быть профилактически предупреждено или лечебно-педаго­гически устранено" (2, с. 291).

Особое место в группе вторичных дефектов занимают личностные реакции на вторичный дефект. Есть несколько типов личностного реагирования.

Игнорирование - часто встречается при олигофрении, связано с недоразвитием мышления и недостаточной критикой к успешности своей деятельности.

Вытеснение - относится к невротическому типу реагирования на дефект и проявляется в сознательном непризнании его существования, накоплении негативных эмоций.

Компенсация - такой тип реагирования, при котором происходит осознание дефекта и замещение утраченной функции за счет более сохранных.

Гиперкомпенсация - усиленное развитие сохранных функций, сочетающихся со стремлением доказать, что дефект не ведет к каким-либо проблемам.

Астенический тип реагирования приводит к возникновению заниженного уровня притязаний, низкой самооценке, фиксации на осознании своей неполноценности.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие понятия используются для характеристики объекта специальной психологии?

2. Каково место коррекционной педагогики среди психолого-педагогических наук, как осуществляется их взаимосвязь?

3. Перечислите основные формы психического дизонтогенеза по В.В.Ле­бединскому, Г.Е.Сухаревой, Л.Каннеру, В.В.Ковалеву. Сравните различные классификации.

4. Причитайте статью Л.С.Выготского "Дефект и сверхкомпенсация". Выпишите те положения статьи, которые определяют направления педагогической коррекции.

Задача

Ростислав С., 11 лет. Учащийся 4 класса. Обратилась классный руководитель в связи с нарушениями поведения: оскорбляет одноклассников, уходит с уроков. Успеваемость хорошая.

Мальчик страдает легкой формой детского церебрального паралича, что привело к нарушению ходьбы и некоторой асимметрии лица. С первого класса начались конфликты с детьми: его дразнят из-за необычного внешнего вида. В данном учебном году мальчик по просьбе матери был переведен в параллельный класс, где сразу начал вести себя агрессивно.

Из беседы со Славой выяснилось, что такая форма поведения имеет осознанно защитный характер: "Чтоб боялись и не приставали".

1. Какой тип нарушений имеется в данном случае?

2. Каковы могут быть рекомендации родителям и учителям?

Наши рекомендации