Основы коррекционной педагогики

М.Б. Калашникова

ОСНОВЫ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ

И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Великий Новгород

Министерство образования Российской Федерации

Новгородский государственный университет имени Ярослава Мудрого

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

М.Б. Калашникова

ОСНОВЫ КОРРЕКЦИОННОЙ ПЕДАГОГИКИ

И

СПЕЦИАЛЬНОЙ ПСИХОЛОГИИ

Ученые материалы к курсу

Великий Новгород

ББК 88.5 Печатается по решению

К 17 РИС НовГУ

Рецензенты:

Сидоренкова Л.И., канд. психол. наук, доцент,

Калашникова М.Б.

К 17 Основы коррекционной педагогики и специальной психологии: Учебные материалы к курсу. - Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000 - 64 с.

Учебные материалы имеют целью активизировать учебную деятельность и обеспечить осознанное, глубокое усвоение курса " Основы коррекционной педагогики и специальной психологии". В пособии раскрываются особенности аномальных детей, закономерности их развития под воздействием специального обучения и воспитания.

Пособие предназначено для студентов педагогических специальностей, бакалавров педагогики и психологии.

ББК 88.5

© Новгородский государственный университет, 2007

© Калашникова М.Б., 2007

Введение

Учебные материалы позволят студентам выполнять несколько видов самостоятельной работы.

Во-первых, предварительное (до восприятия лекции) изучение развернутого плана изложения материала по той или иной форме, что обеспечивает знакомство с новой терминологией и содержанием основных понятий, создает установку на сознательное восприятие и осмысление материала лекции, открывает логику изложения материала и дает возможность сосредоточить внимание на ключевых проблемах темы.

Во-вторых, в процессе самостоятельной работы по закреплению пройденного материала учебные материалы могут служить опорной схемой, позволяющей отобрать и организовать в структуре конспекта необходимую информацию из дополнительной литературы.

В-третьих, контрольные задания к каждой теме обеспечивают эффективный контроль усвоения основного содержания.

Тема 1. Место коррекционной педагогики и специальной психологии в системе наук

План

1. Специальная психология как отрасль психологии.

2. Коррекционная педагогика как отрасль педагогического знания.

3. Понятие "дизонтогения" и ее основные формы.

4. Дефект и дефективность.

Специальная психология как отрасль психологии.

1.1. Специальная психология в системе наук.

1.1.1. Объект - дети с врожденными или приобретенными нарушениями психического или физического развития, т.е. аномальные дети (от греч. anomalos - неправильный).

В прошлом в России использовалось понятие "дефективный", которое отличается резко оскорбительным тоном, т.к. слишком однозначно характеризует личность в аспекте ее недостатков.

Во французской литературе используется понятие "инадаптированный", в англоязычной: maladjusted - неприспособленный; abnomal - аномальный; children with learning disabilities - дети с трудностями в обучении.

Предмет - закономерности развития и проявлений психики различных групп аномальных детей.

1.2. Специальная психология - отрасль психологии, изучающая людей, для которых характерно отклонение от нормального психического развития, связанное с врожденными или приобретенными дефектами формирования и функционирования нервной системы (5, с. 379).

Дефект и дефективность.

Дефект (лат. defectus - отпадение, убывание, недостаток) - недостаток, нарушение или повреждение, имеющие характер серьезного и относительно стабильного недостатка; потеря или отсутствие какой-либо функции или органа.

4.1. Виды дефектов.

- первичный, вызванный биологическим фактором;

- вторичный, возникающий под влиянием первичного дефекта в ходе последующего аномального развития

4.2. Л.С.Выготский о соотношении первичного дефекта и вторичных нарушений: "Чем дальше отстает симптом от первопричины, тем он более поддается воспитательному лечебному воздействию... то, что возникало в процессе развития ребенка как вторичное образование, принципиально говоря, может быть профилактически предупреждено или лечебно-педаго­гически устранено" (2, с. 291).

Особое место в группе вторичных дефектов занимают личностные реакции на вторичный дефект. Есть несколько типов личностного реагирования.

Игнорирование - часто встречается при олигофрении, связано с недоразвитием мышления и недостаточной критикой к успешности своей деятельности.

Вытеснение - относится к невротическому типу реагирования на дефект и проявляется в сознательном непризнании его существования, накоплении негативных эмоций.

Компенсация - такой тип реагирования, при котором происходит осознание дефекта и замещение утраченной функции за счет более сохранных.

Гиперкомпенсация - усиленное развитие сохранных функций, сочетающихся со стремлением доказать, что дефект не ведет к каким-либо проблемам.

Астенический тип реагирования приводит к возникновению заниженного уровня притязаний, низкой самооценке, фиксации на осознании своей неполноценности.

Контрольные вопросы и задания

1. Какие понятия используются для характеристики объекта специальной психологии?

2. Каково место коррекционной педагогики среди психолого-педагогических наук, как осуществляется их взаимосвязь?

3. Перечислите основные формы психического дизонтогенеза по В.В.Ле­бединскому, Г.Е.Сухаревой, Л.Каннеру, В.В.Ковалеву. Сравните различные классификации.

4. Причитайте статью Л.С.Выготского "Дефект и сверхкомпенсация". Выпишите те положения статьи, которые определяют направления педагогической коррекции.

Задача

Ростислав С., 11 лет. Учащийся 4 класса. Обратилась классный руководитель в связи с нарушениями поведения: оскорбляет одноклассников, уходит с уроков. Успеваемость хорошая.

Мальчик страдает легкой формой детского церебрального паралича, что привело к нарушению ходьбы и некоторой асимметрии лица. С первого класса начались конфликты с детьми: его дразнят из-за необычного внешнего вида. В данном учебном году мальчик по просьбе матери был переведен в параллельный класс, где сразу начал вести себя агрессивно.

Из беседы со Славой выяснилось, что такая форма поведения имеет осознанно защитный характер: "Чтоб боялись и не приставали".

1. Какой тип нарушений имеется в данном случае?

2. Каковы могут быть рекомендации родителям и учителям?

Развития аномальных детей

План

1. Медико-биологические причины.

2. Социально-психологические причины.

3. Закономерности развития аномальных детей.

Тератология - учение об аномалиях развития.

Литература к темам 1 и 2

1.Бородулин С.Ю. Коррекционная педагогика.- Ростов н/Д: «Феникс», 2004.

2. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6-ти т. - М., 1983. - Т. 5.

3. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.

4. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков - патопсихология. - М., 1996.

6. Специальная психология/Под ред. В.И.Лубовского.-М.: Издательский центр «Академия», 2003.

7.Саенко Ю.В. Специальная психология.- М.: Академический проект, 2006.

8. Трофимова Н.М., Дуванова С.П. и др. Основы специальной педагогики и психологии.- СПб., Питер, 2006.

План

1. Дети с нарушением слуха.

2. Дети с нарушением зрения.

3. Нарушения двигательных сферы.

4. Речевые расстройства.

Дети с нарушением слуха.

1.1. Виды нарушений:

1. - врожденные (зарощение наружного слухового аппарата);

- приобретенные (атрофия слухового нерва);

- временные (кондуктивная тугоухость);

- постоянные (глухота)

1.2. Диагностика нарушений слуха.

В России приблизительно 8 детей из тысячи страдают нарушением слуха. По данным Всемирной организации здравоохранения, у 7% человечества наблюдаются проблемы со слухом. Для диагностики нарушений слуха можно использовать следующую программу наблюдения.

НОВОРОЖДЕННЫЕ

Слух

1. Прислушивается ли ваш ребенок к обращенной речи?

2. Замирает или кричит от шума?

3. Просыпается от громких звуков?

Речь

4. Издает ли ваш ребенок звуки одобрения?

5. Когда вы играете с ним, смотрит ли он на вас, затем в другую сторону, потом снова на вас?

ДО ТРЕХ МЕСЯЦЕВ

Слух

1. Поворачивается к вам, когда вы говорите?

2. Улыбается, когда вы к нему обращаетесь?

3. Кажется ли вам,что ребенок узнает ваш голос и успокаивается при плаче, когда вы начинаете с ним говорить?

Речь

4. Часто ли ребенок повторяет звукигуления ("агу")?

5. Улыбается ли он, когда видит вас?

ОТ ЧЕТЫРЕХ ДО ШЕСТИ МЕСЯЦЕВ

Слух

1. Слушается, когда вы говорите "нет", "нельзя"?

2. Оглядывается на звонок, будильник, лай собак?

Речь

3. Произносит звуки, похожие на речь, с большим количеством гласных и согласных?

4. Дает понять (с помощью звука или жеста), когда он хочет, чтобы вы повторили какое-либо действие?

5. Лепечет, когда остается один?

ОТ СЕМИ МЕСЯЦЕВ ДО ГОДА

Слух

1. Поворачивается к вам, когда вы зовете его?

2. Слушает, когда вы с ним говорите?

3. Начал отзываться на слова "иди сюда", "еще хочешь"?

Речь

4. Говорит какие-либо слова, например, "папа", "мама", "баба", "нет", пусть и не очень внятно?

ГОДА

Слух

1. Может указать на рисунки в книге, когда вы их называете?

2. Показывает на части тела, если вы его просите?

Речь

3. Задает вопросы, состоящие из двух слов,например: "Где баба?", "Иди сюда", "Что это"?

4. Использует в своей речи словосочетания типа: "Хочу пить", "Еще пече­нье"?

При малейшем подозрении на снижение или отсутствие слуха у ребенка немедленно обратитесь к отоларингологу или педиатру!

1.4. Классификация детей с нарушениями слуха Р.М.Боскис.

В основу данной классификации легли следующие положения:

1) деятельность нарушенного слухового анализатора у ребенка отличается от деятельности такого же анализатора у взрослого;

2)учет взаимозависимости слуха и речи;

3) критерием оценки нарушения слуховой функции у ребенка является возможность использования остаточного слуха для развития речи;

Р.М.Боскис выделены две основные категории детей с недостатками слуха: глухие и слабослышащие.

1.5. Специальное образование глухих.

Сурдопедагогика – составная часть коррекционной педагогики, представляющая собой систему научных знаний об образовании и воспитании лиц с нарушениями слуха.

· Билингвистический подход предусматривает использование двух равноправных и равноценных средств образовательного процесса - русского словесного и русского жестового языка.

· Коммуникационная система предполагает развитие всех видов речевой деятельности – говорения, чтения, письма, дактилирования и т.д.

Дети с нарушением зрения.

2.1. Виды нарушений:

· врожденные (анофтальм слепота) и приобретенные (глаукома, миопия).

· прогрессирующие (миопия) и непрогрессирующие (астигматизм).

2.2. Принимая за основу степень нарушения зрительной функции, детей со стойкими дефектами зрения делят на слепых (полное отсутствие зрительных ощущений) и слабовидящих (острота зрения на лучше видящем глазу при использовании очков от 0,05 до 0,4).

2.3. Симптомы слепоты:

1-1,5 месяца - отсутствие "комплекса оживления";

5-7 месяцев - затруднения в принятии вертикального положения, боязнь пространства;

2 года - появление специализированных манипуляций и отдельных действий с предметами.

2.4. Специальное образование слепых

Тифлопедагогика – отрасль коррекционной педагогики, представляющая собой систему научных знаний об образовании и воспитании лиц с нарушением зрения.

Оптимальная зрительная нагрузка у слабовидящих школьников – 15-20 минут непрерывной работы. Для учеников с глубокими нарушениями зрения она не должна превышать 10-15 минут.

Речевые расстройства.

4.1. Клинико-педагогическая классификация речевых нарушений:

(по В.М.Астапову, 1994)

основы коррекционной педагогики - student2.ru основы коррекционной педагогики - student2.ru основы коррекционной педагогики - student2.ru

нарушения фонаци­онного оформления произносительной стороны речи: - дисфония - брадилалия - тахилалия - дислалия - дизартрия - заикание нарушения структурно-семантического (внутреннего) плана речи: - алалия - афазия   нарушения письменной речи: - дислексия - дисграфия  

Логопедия – наука о нарушениях речи, методах их предупреждения, выявления и устранения средствами специального обучения и воспитания.

Логопсихология – отрасль специальной психологии, которая изучает психические особенности человека, имеющего речевые нарушения первичного характера.

4.2. Критические периоды в развитии речи:

1- й – начало формирования речи (возраст 1-2 года), появление у ребенка повышенной потребности в общении;

2-й – интенсивное развитие речи (3 года) и возможные перенагрузки речевой системы, приводящие к эволюционным заиканиям;

3-й – овладение письменной речью (6-7 лет).

4.3. Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным состоянием мышц речевого аппарата.

4.3.1. Предрасполагающие причины:

· невропатическая отягощенность родителей;

· невропатические особенности заикающегося ребенка;

· конституциональная предрасположенность ребенка;

· наследственная отягощенность;

· поражение головного мозга во внутриутробном или постнатальном периоде развития вследствие инфекционных заболеваний.

4.3.2.Производящие причины:

· травмы головного мозга;

· органические нарушения мозга;

· острые и хронические психотравмы;

· полиглоссия;

· речевые перегрузки;

· подражание

4.3.3. Виды заикания: функциональное, генетическое, невротическое.

Контрольные вопросы и задания

1. Охарактеризуйте билингвистическую и коммуникационную педагогические системы обучения глухих языку.

2. Каковы основные причины нарушений зрения, слуха и речи у детей?

3. Проведите диагностику слуха у дошкольников, пользуясь предложенной выше программой наблюдения.

4. Найдите в литературе (журнале "Дефектология") конкретные методы коррекции некоторых речевых нарушений.

5. Можно ли полностью вылечить ДЦП?

6. Что такое "иппотерапия"?

7. Какие заболевания ЦНС у детей могут сопровождаться речевыми нарушениями?

8. В чем состоит особенность устного опроса заикающегося ученика в классе?

Задача

Андрей М., 9 лет. Обратилась учительница с жалобой, что учащийся не усваивает навыки чтения и письма, дублирует программу 3 класса. Поведение на уроках и переменах не нарушено. Успеваемость по математике и другим предметам - средняя.

Из беседы с матерью выяснилось, что ребенок родился, рос и развивался нормально. Развитие речи несколько запаздывало: говорить отдельные слова Андрей стал к 1,5 годам, фразовая речь появилась к 4 годам. Отмечались нарушения в произношении в произношении отдельных звуков, занимался в поликлинике в течение 3 месяцев. Андрей посещал детский сад, но к поступлению в школу знал только отдельные буквы, читать не умел. Во время обучения в школе мать регулярно занимается с ребенком дома, читает ему все задания вслух.

Отмечается некоторая истощаемость психических процессов по гипостеническому типу. Объем, концентрация и переключаемость внимания не нарушены. Слухоречевая память недостаточна, запоминание невербализованных фигур - высокая норма. При исследовании интеллекта отмечается неравномерность его развития: выполнение невербальных тестов - высокая норма, вербальных - нижняя граница нормы. Затруднен фонематический анализ и синтез слова, испытуемый путает отдельные фонемы: ш, с, ц; при фонематическом анализе к этому присоединяются пропуски гласных. Такого типа ошибки встречаются в письменной речи.

1. Какая предположительная причина неуспеваемости?

2. Консультация какого специалиста обязательна?

Литература

1.Головчиц Л.А. Дошкольная сурдопедагогика.- М., 2001.

2.Левченко И.Ю., Приходько О.Г. Технологии обучения и воспитания детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. -М.: Академия, 2001.

3.Смирнова И.А. Специальное образование дошкольников с ДЦП.- СПБ., 2003.

4.Трофимова Н.М., Дуванова С.П. и др. Основы специальной педагогики и психологии.- СПб., Питер, 2006.

5.Шипицина Л.М., Мамайчук И.И. Детский церебральный паралич.- СПб., 2001.

Тема 4. Дети с нарушениями интеллектуального
развития

План

1. Психическое недоразвитие. Умственно отсталые (УО) дети.

2. Поврежденное психическое развитие.

3. Аттитьюдыобщества к аномальным детям, системасоциальных институтов для детей с интеллектуальными нарушениями.

Задача

Оля С., 16 лет. Девочка находится на стационарном обследовании с целью решения вопроса об инвалидности. Из истории болезни известно, что роды у матери происходили патологически: извлечение при помощи щипцов. Раннее развитие запаздывало: головку держать девочка стала к 5 мес., сидеть - в 9, ходить - в 1 год и 9 мес. Отдельные слова - к 1,5 годам, фразовая речь - к 4-м. Детский сад Оля не посещала, в 8 лет пошла в первый класс обычной школы. В настоящее время она закончила 9 классов, не аттестована по большинству предметов. Нарушений в поведении нет. Оля житейски не ориентирована, выходит из дому только вместе с матерью, отличается высокой тревожностью.

Объем и концентрация внимания недостаточны. Механическое запоминание затруднено. Исключение и обобщение производятся по конкретно-ситуа­тивным признакам. Понимание пословиц, поговорок, аналогий недоступно. Критичность недостаточна. Вербальный IQ=52 балла, невербальный=60. Оказание помощи не улучшает результаты. Усвоение школьных навыков резко недостаточно: чтение с ошибками, затруднено понимание прочитанного, решение задач на 2 действие недоступно.

1. Какой тип нарушения психического развития имеет место?

2. В чем состоит первичный и вторичный дефект?

Литература

1.Бородулин С.Ю. Коррекционная педагогика.- Ростов н/Д: «Феникс», 2004.

2. Выготский Л.С. Собрание сочинений. В 6-ти т. - М., 1983. - Т. 5.

3. Гонеев А.Д. Основы коррекционной педагогики.- М.: Издательский центр «Академия», 2004.

4. Пожар Л. Психология аномальных детей и подростков - патопсихология. - М., 1996.

6. Специальная психология/Под ред. В.И.Лубовского.-М.: Издательский центр «Академия», 2003.

7.Саенко Ю.В. Специальная психология.- М.: Академический проект, 2006.

8. Трофимова Н.М., Дуванова С.П. и др. Основы специальной педагогики и психологии.- СПб., Питер, 2006.

План

1. Понятие о задержке развития.

2. Основные варианты задержки психического развития (ЗПР).

Задержка развития.

1.1. Под термином "задержка развития" понимаются синдромы временного отставания развития психики в целом или отдельных ее функций (моторных, сенсорных, речевых, эмоционально-волевых).

1.2. М.С.Певзнер и Т.А.Власова (1984) выделили 2 основные формы ЗПР:

- обусловленная психическими и психофизическими инфантилизмами (неосложненным и осложненным недоразвитием познавательной деятельности и речи, где основное место занимает недоразвитие эмоционально-волевой сферы);

- возникающая на ранних этапах жизни ребенка, обусловленная длительными астеническими и ценбрастеническими состояниями.

2. Основные варианты ЗПР.

2.1. ЗПР конституционального происхождения:

- истинный инфантилизм;

- гармонический или психофизический инфантилизм;

- психический инфантилизм.

При благоприятной микросреде прогноз благоприятный - основные черты инфантилизма корректируются.

2.2. Соматогенная задержка обусловлена длительным, хроническим заболеванием - стойкие астении приводят к задержке психического развития.

2.3. ЗПР психогенного происхождения связана с неблагоприятными условиями воспитания: 1) асоциальная семья, 2) воспитание по типу гиперопеки.

2.4. ЗПР церебрально-органического генеза обусловлена множественным микропоражением коры и подкорковых структур головного мозга, т.е. минимальной мозговой дисфункцией (ММД). Термин "минимальная мозговая дисфункция" был предложен Э.Депффом в 1959 г. для обозначения симптомов, возникающих в результате поражения мозга.

2.5. Общие особенности детей с ЗПР:

- снижение работоспособности вследствие возникающих у детей явлений церебрастении, психомоторной расторможенности, возбудимости;

- низкий уровень познавательной активности и замедленный темп переработки информации;

- не нарушены пороги абсолютной чувствительности;

- неустойчивость внимания, нарушения скорости переключения внимания, объем его снижен;

- память ограничена в объеме, преобладает кратковременная механическая над логической;

- наглядно-действенное мышление развито в большей степени, чем наглядно-образное и особенно словесно-логическое;

- имеются легкие нарушения речевых функций;

- незрелость эмоциональной сферы и мотивации, несформированность произвольного поведения.

Критерии дифференциальной диагностики (для детей младшего школьного возраста)

  Дебильность и разновидности ЗПР Параметры психического развития
Моторика Внимание Память Вербальный интеллект Способность к вербальному мышлению Невербальный интеллект Эмоции Волевая регуляция Критичность Самооценка Круг интересов Отношение к оценке Реакция на помощь
Дебильность недоразвита, выраженная недостаточность тонкой моторики инертно, произвольное – затруд­нено механическая нормаль­но развита; опосредованная хуже недостаточный IQ<70 очень низкая недостаточный развиты слабо, примитивные повышенная внушаемость, недостаточно развита произвольность отсутствует завышена примитивные, ограничиваются бытовыми потребностями оценка безразлична почти отсутствует
Разновидности ЗПР
Инфан­тилизм быстрая, подвижная произвольное недостаточно развито преиму­щественно непроизвольное запоминание в преде­лах нор­мы развита в преде­лах нор­мы лабильные, экспрессивные, неуправляемые неразвита недостаточная слабо дифференцирована игры слабая заинтересованность значительное улучшение результатов
Органический инфантилизм неуклюжесть произвольное недостаточно развито незначительное снижение неско­лько ниже нормы IQ<90 нижние пределы нор­мы в преде­лах нор­мы страхи или повышенное настроение не развита выраженная ориентация на мнение взрослых завышена или занижена игры, преиму­щественно стереотипные заинтересованное определенное улучшение резуль­татов
Соматогенные задержки в норме непостоянное, колеблется неско­лько снижена нижние пределы нор­мы IQ=85-95 развита в преде­лах нор­мы выраженная эмоциональная лабильность недостаточно развита в пределах нормы занижена игры, иногда стереотипные заинтересованное улучшение результатов
Педагогическая и микросоциальная запущенность в норме в норме не нарушена неско­лько ниже нормы IQ<90 развита в норме адекват­ные развита (при выполнении привычных заданий) недостаточная дифференцирована бытовые, игровые заинтересованное, иногда проявление негативизма резкое улучшение результатов
Церебрально-органическая задержка точная координация отсутствует, неуклюжесть недостаточная концентрация затруднено запоминание, особенно вербальное неско­лько ниже нормы, но выше, чем у дебилов IQ=70-90 Развита слабо нижний предел возрастной нормы выраженная инертность и аффективная взрывчатость не развита, выраженная импульсивность недостаточная слабо дифференцирована игры, иногда стереотипные в основ­ном безразличное, иногда заинтересованность незначительное улучшение

Контрольные вопросы и задания

1. Чем задержка психического развития отличается от олигофрении?

2. Перечислите основные особенности детей с ЗПР.

3. Чем ЗПР конституционального происхождения отличается от ЗПР церебрально-органического генеза?

4. Подумайте и предложите методики для обследования детей при приеме в коррекционные школы.

5. Сделайте прогноз развития детей с различными вариантами ЗПР.

Задача

Саша Ж., 11 лет. Направлен на обследование по инициативе классного руководителя. Со слов учителя известно, что ребенок крайне неравномерно, не усваивает программу 5-го класса, прогуливает, на уроке отвлекается, мешает другим заниматься. Часто приносит в школу игрушки. Из беседы с мамой выяснилось, что у ребенка в течение первых двух лет жизни было сотрясение мозга, он перенес тяжелую форму кори.

При патопсихологическом обследовании испытуемый особого интереса к заданиям не проявляет, но справляется с ними. Объем и произвольная концентрация внимания недостаточны. Отмечается истощаемость по гиперстеническому типу. Механическое запоминание затруднено: 3, 4, 3, 6: ассоциативное - несколько лучше. При обследовании интеллекта отмечается неравномерность его развития: выполнение вербальных тестов на уровне нижней границы нормы, невербальных - успешно, понимание пословиц затруднено. Недостаточная способность к аналогии. Отмечаются нарушения мелкой моторики, точной координации движений. Фон настроения неустойчивый, выражена двигательная расторможенность. Оказание помощи и поощрение улучшают результаты. Самооценка низкая, выраженная уверенность в негативном отношении со стороны взрослых. Познавательные интересы развиты слабо, отмечается умеренная школьная тревожность.

1. Какой тип ЗПР отмечается?

2. В чем состоит первичный дефект и вторичные личностные реакции?

Литература

2. 1.Блинова Л.Н. Диагностика и коррекция в образовании детей с задержкой психического развития.- М., 2003.

3. 2.Калашникова М.Б. Возрастная сензитивность у детей с задержкой психического развития.—Великий Новгород, 2002.

4. 3.Мамайчук И.И. Психологическая помощь детям с проблемами в развитии.-СПб., 2001.

5. 4.Мамайчук И.И., Ильина М.Н. Помощь психолога ребенку с задержкой психического развития.- СПб., 2004.

5. Слепович Е.С. Игровая деятельность дошкольников с задержкой психического развития. - М., 1990.

6. Ульенкова У.В. Шестилетние дети с задержкой психического развития. - М., 1990.

7.Яременко Б.Р.. Яременко А.Б., Горяинова Т.Б. Минимальные дисфункции головного мозга у детей.- СПб., 2002.

План

1. Ранний детский аутизм.

2. Депривированный ребенок.

Ранний детский аутизм.

1.1. Аутизм (греч. autos - сам) - предельное экстремальное одиночество ребенка, формирующее нарушение его социального развития вне связи с уровнем интеллектуального развития. Синоним - синдром Каннера.

1.2. Распространенность: 15-16 детей на 10 тыс. новорожденных. 75% аутистов - мальчики. Наиболее отчетливо проявляется в периоде от 2 до 3 лет.

1.3. Причины:

- особая патология, в основе которой лежит недостаточность ЦНС вследствие обменных нарушений и органических поражений, - первичный аутизм;

- воспитание в условиях эмоциональной депривации, постоянного давления родителей - вторичный аутизм;

- наследственная отягощенность (например, шизофрения у родителей).

1.4. Признаки:

- нарушение способности устанавливать отношения с людьми с начала жизни;

- крайняя отгороженность от внешнего мира с игнорированием раздражителей до тех пор, пока они не становятся болезненными;

- недостаточность принятия позы "готовности" при взятии на руки;

- недостаточность коммуникативного пользования речью;

- прекрасная механическая память;

- эхолалия;

- буквальность в употреблении слов;

- ранний страх определенных громких звуков;

- монотонное повторение звуков и движений;

- страх изменений в обстановке (Каннера феномен тождества);

- монотонные механические игры с неигровыми предметами;

- своеобразие мимики лица: сонно-задумчивое, с оттенком недоумения;

- "бегающий" взгляд;

- хорошее физическое здоровье.

1.5. Прогноз: у 10% детей диагностируется высокий уровень интеллекта, у 20% - норма интеллектуального развития (они обучаются в массовых школах), 50% - УО, 20% - ЗПР (обучение в специальных шко­лах).

1.6. Существует четыре группы детей с аутизмом в зависимости от интенсивности поражения базальной аффекивной сферы.

1-я группа - наиболее тяжелая степень поражения. Наблюдается полевое поведение. Эмоциональный контакт со взрослыми отсутствует, реакция на внешние и внутренние раздражители слабая. Речь отсутствует.

2-я группа отличается большей активностью. Ребенок реагирует на физические ощущения (голод, холод, боль). Дети активно требуют сохранения постоянства в окружающей среде. Проявления такого состояния заметны с 2-3 лет. Как правило, у детей этой группы встречаются стереотипные действия. Характерна чрезмерная связь с матерью.

3-я группа характеризуется наличием речи в виде эмоционально окрашенного монолога, ребенок способен выразить свои потребности. Часто встречаются агрессивные действия, пугающие сюжеты рисунков (изображение пожаров, бандитов и т.д.).

4-я группа РДА является наименее тяжелой. Дети способны к общению, у них сохранены интеллектуальные функции. Однако речь с аграмматизмами. Выражена чрезмерная потребность в защите, эмоциональной поддержке со стороны матери. Круг общения ограничен только близкими, хорошо знакомыми людьми.

Дети с аутизмом нуждаются в лечении, психолого-педагогической коррекции нарушений и прежде всего правильной воспитательной работе в семье. Для них нежелательным является разрыв с матерью, привычным семейным окружением. В вязи с этим желательно проведение обследования в присутствии матери, в некоторых случаях и дома у ребенка. Категорически противопоказано помещение этих детей в психический стационар.

При патопсихологическом обследовании детей с РДА желательно соблюдать следующие рекомендации:

- дать возможность ребенку обследовать помещение, убрав предварите­льно острые, бьющиеся и т.п. предметы;

- избегать зрительного и тактильного контакта с ребенком в первые минуты обследования;

- в течение всего обследования говорить тихим голосом, не делать резких движений, не использовать крупные, яркие, резко звучащие игрушки;

- предлагать ребенку 2-3 однотипных задания и сразу позволять ему прекращать деятельность, если наступает пресыщение.

Депривированный ребенок.

2.1. Депривация - психическое состояние, возникающее в результате жизненных ситуаций, когда субъекту не представляется возможности для удовлетворения некоторых его основных (жизненных) психических потребностей в течение длительного времени.

2.2. Причины:

- социальная изоляция - недостаточное поступление стимулов (социальных, чувственных, сенсорных и др.);

- сепарация - прекращение создавшейся ранее связи между ребенком и его микросредой.

На депривацию ребенка в семье влияют:

- недостаток взаимодействия между ребенком и матерью (как результат нежелательного ребенка);

- искажение связи (патернальная семья - семья без отца);

- прерывание связи (смерть матери);

- сепарационные реакции:

а) анаклитическая депрессия - синдром, развивающийся у новорожденных и грудных младенцев в связи с их изоляцией от матери. Обычно возникает после 3 месяцев разлуки. Чаще наблюдается в возрасте после 6 месяцев, когда привязанность к матери полностью сформирована;

б) госпитализм - синдром психической и физической отсталости в результате долгой изоляции в стационаре.

2.3. Типы депривации:

Д. стимульная (сенсорная),

Д. значений (когнитивная),

Д. эмоциональных отношений (аффективная),

Д. идентичности (социальная),

основы коррекционной педагогики - student2.ru основы коррекционной педагогики - student2.ru По степени выраженности

полная (сочетание всех частичная (преобладание какого-

четырех типов депривации) либо одного типа депривации)

2.3.1. Депривационные поражения:

- задержка речевого развития: косноязычие, крикливость, алалия;

- депрессивные проявления;

- тревожность, фобии, энурез;

- задержка интеллектуального развития;

- изменения в личности;

Мальчики дают реакцию на депривацию в 2 раза чаще девочек.

2.4. Типы депривированной личности ребенка в социальных учреждениях:

- социальная гиперактивность;

- социальная провокация: (агрессивность, конфликтность);

- подавленный тип;

- хорошо приспособленные;

- замещенный тип - замещение аффективных и социальных потребностей биологическими (обжорство).

Контрольные вопросы и задания

1. Перечислите основные причины аутизма.

2. Посмотрите художественный фильм "Человек дождя". Выпишите основные признаки аутизма.

3. Каковы причины депривации в семье?

4. Приведите примеры (широко известные в психологии) различных типов депривации.

5. Почему различия в интеллектуальном развитии детей, воспитыва­ющихся в семье и в социальном учреждении, заметны в возрасте 3 лет?

6. Каковы последствия полной депривации?

Задача

Даниил К., 8 лет. Обращение к психологу по инициативе матери и учительницы. Заканчивает 1 класс. Учительницу беспокоят странности в поведении ребенка, неравномерная успеваемость. Со слов мамы известно, что ребенок родился путем кесарева сечения. В течение первого года жизни был пассивен, часто раскачивался в кровати, играть не пытался, водил руками перед глазами. Ходить стал в 15 мес., первые слова - в 1,5 года. Фразовая речь сформировалась к 4 годам, к этому возрасту он считал до 20, знал много стихов и сказок, но не пересказывал их по просьбе. В 5 лет свободно читал. Употребление слова "я" появилось в 6 лет, до этого называл себя "он". В 6 лет впервые начал самостоятельно есть и одеваться. С детьми не общается, на уход матери не реагирует. <

Наши рекомендации