Роль тренера в организации проведения врачебно педагогического наблюдений. Пробы с дополнительными и повторными нагрузками, оценка результатов. Пульсометрия в управления УТП.

Врачебно-педагогические наблюдения это исследования, проводимые врачом совместно с преподавателем или тренером, на тренировке и условиях соревнованиях. Основная цель этой важнейшей совместной работы врача и тренера- совершенствование учебно-тренировочного процесса, улучшение здоровья и повышение специальной работоспособности спортсмена.

При проведении ВПН решаются следующие задачи:1) Оценка условий и организации учебно-тренировочньтх занятий с точки зрения соответствия их санитарно-гигиеническим нормативам. 2) Уточнение состояния здоровья лиц, занимающихся ФК и спортом, оценка динамики здоровья, выяаление предпатологических и патологвческих изменений, которые могут возникать непосредственно в ходе тренировочных занятий.

З) Определение функционального состояния организма для комплексной оценки уровня тренировавности. 4) Определение функционального состояния организма для решения вопроса об ацэкватности применяемых тренировочных нагрузок возможностям спортсмена, использование получаемых данных для управления тренировочным процессом. 5) Определение функционального состояния организма дня решения вопроса о выборе средств и методов восстановления после больших физических и соревновательных нагрузок. При решении первой задачи врач выступает в роли человека, контролирующего работу учителя физкультуры и тренера, что всегда вызывает у практиков ФК и спорта некоторую настороженность. Решение остальных задач ВПН, предполагающих определение функционального состояния организма спортсмена, самым тесным образом связано с организацией работы врача и педагога.

Метод дополнительных нагрузок:1) Иследование непосретственно на тренировочном занятие. Решается вопрос о правильности построения тренировочного занятия, о доступности по объему и интенсивности применяемых ФУ. Регестрация определенных показателей ЧСС в различные частях занятий и позволяет получить физиологическую кривую урока. 2) Исследование до тренировочного занятия и через 20-30 мин. после него. Можно оцент\ить степень утомления вызванного проделанной тренировочной работе. 3) Исследование до тренировочного занятия после него - через 20-30 мин.., через 4-6 часов, через 24 - 48 часов. данная форма организации ВПН предполагает исследование эффектов срочного и отставленного восстановления особенно в тех случаях, когда имело место, значительное утомление.

4) Исследование в день тренировки утром и вечером. Эта форма ВПН применяется у спортсменов, которые проводят по 2-3 тренировки в день. 5) Повторные исследования в течение микроцикла (утром ежедневно, ежедневно перед тренировочными занятиями, ежедневно утром и вечером) проводятся для решения вопросов планирования нагрузок в микроцикле, для оценки переносимости ударных тренировочных нагрузок, для определения степени восстановления после различных тренировок. 6) Исследования после дня отдыха. Эта форма ВПН позволяет оценить кумулятивный эффект одного из этапов тренировки, например, тренировочного сбора, или недельного микроцикла.

Для решения вопроса об адэкватности используемых тренировочных нагрузок функциональному состоянию организма спортсмена во ВПН часто прибегают к методу дополнительных нагрузок. Важность таких исследований диктуется необходимостью контроля за динамикой функционального состояния у спортсменов при применении ударных тренировок. В качестве дополнительной нагрузки может быть использована любая функциональная проба. Предпочтение отдается степ-тестам, велоэргометрическим пробам или специфическим стандартным функциональным пробам.

Метод повторных нагрузок ВПН:Более эффективным методом определения специальной работоспособности спортсмена является использование в ходе ВПН пробы с повторными специфическими нагрузками

Перед началом исследования с повторными нагрузками регистрируют все интересующие параметры (ЧСС. АД, частота дыхания. ЖЕЛ и тд). Эти же показатели регистрируются после разминки и в период восстановления между повторными нагрузками, которые должны выполняться спортсменом с максимально возможной для него интенсивностью. Специальная работоспособность оценивается тренером по показанному спортсменом результату (в секундах, минутах, баллах и т.д.). Различают несколько вариантов реакции организма на повторные нагрузки: 1) устойчивые высокие показатели работоспособности. умеренная реакция пульса и АД, быстрое восстановление - оптимальный вариант; 2) неустойчивые показатели работоспособности (то улучшение, то ухудшение результата). лабильность параметров ССС -недостаточный уровень специальной подготовленности: З) снижение показателей специальной работоспособности (результата) от повторения к повторению параллельно с ухудшением реакции ССС отражают низкий уровень специальной подготовленности; 4) сохранение работоспособности (стабильность результата от повторения к повторению) при ухудшении адаптации по данным показателей ССС — свидетельствует о том, что спортивный результат дается слишком высокой ценой (переутомление и даже перенапряжение. Пульсометрия в управление УТП можно регулировать состояние человека на тренировки. Как себя человек чувствует на тренировках. Регулярно чередовать нагрузку и отдых, чтобы у спортсмена не было переутомления.



Наши рекомендации