Психастеническая психопатия и акцентуация характера
Основные психастенические черты – это нерешительность, неуверенность в себе, чувство собственной неполноценности, склонность к постоянным сомнениям и трудности в принятии решения.
Из-за этих черт психастеники не приспособлены к жизни. Они проявляют пониженную активность, склонность к самоанализу и болезненному мудрствованию, недостаточную живость и яркость восприятия.
С самого детства они отличаются пугливостью, робостью, застенчивостью, конфузливостью, малой двигательной активностью. У таких детей сон бывает тревожным, со вскрикиванием, вздрагиванием и кошмарными сновидениями, от которых они в страхе просыпаются.
Их тревожная боязливость, впервые проявившись в ответ на психотравмирующую ситуацию, в последующем обнаруживается в любой сложной ситуации. Если такого ребёнка оставить ненадолго одного в общественном месте, он страшно пугается, что с родителями что-то случилось или что его бросили навсегда.
В школьном возрасте усиливаются тревожность и ранимость. Самые обычные требования вызывают глубокие переживания, психастеники очень болезненно переносят выговоры и наказания. Чтобы не получить замечание, они придирчиво рассматривают себя в зеркале, тщательно причёсываются и всегда ходят в идеально чистой школьной форме, не допуская никаких вольностей в одежде, что позволяют себе их одноклассники.
Боясь опоздать в школу, они рано встают и приходят раньше всех, по несколько раз перепроверяют содержимое своего портфеля из опасения что-нибудь забыть.
«Слабое место» у психастенической личности – это необходимость принимать быстрые решения, взять на себя ответственность или в короткий срок выполнить важную работу.
Вместе с тем большинство из них – мыслительного типа и обладают хорошим интеллектом. В детстве они рано обучаются считать и писать, много читают и предпочитают проводить время в уединении с интересной книжкой, а не в шумных играх со сверстниками. Поэтому такие дети хорошо развиты в интеллектуальном отношении. У них пытливый ум и стремление дотошно докапываться до сути вещей.
Психастеники аккуратны во всём, вплоть до педантизма. Они не любят получать замечания даже от родителей, поэтому в своей комнате стараются поддерживать чистоту и порядок, все вещи и учебники разложены у них по своим местам.
Но вызов к доске и необходимость отвечать урок перед классом – мучителен для школьника с психастеническими чертами характера. Он краснеет и запинается, хотя прекрасно знает урок и неоднократно повторял его дома.
Свою робость и неуверенность психастеник может компенсировать какими-либо движениями или действиями – держится за край парты или стола, вертит в руках ручку, покусывает губу, поправляет волосы.
В подростковом возрасте многие психастеники страдают комплексом неполноценности.У некоторых ребят формируется комплекс по поводу их внешности или фигуры. Они уверены, что у них есть какой-то физический недостаток, подолгу разглядывают себя в зеркале, и никто не может их переубедить, что их внешность ничем не хуже, чем у других сверстников.
В выраженных случаях может быть стойкая убеждённость в наличии у себя физического уродства, не поддающаяся коррекции со стороны родителей и педагогов. Это расстройство называется дисморфобиейи требует лечения у психиатра.
Выбрав в качестве идеала известную киноактрису или манекенщицу, они начинают изнурять себя диетами, слабительными и клизмами, чтобы похудеть. Это называется нервной анорексией. В этом случае лечение у психиатра строго обязательно, иначе подросток (чаще всего девочка) может довести себя до тяжёлого истощения и расстройства здоровья. Возможен даже смертельный исход.
Особенно трудно психастенику общаться с противоположным полом. Влюблённость чаще всего приносит подросткам психастеникам обоего пола одни лишь переживания, они слишком робки, чтобы каким-либо образом обратить на себя внимание предмета любви.
В отличие от двух предыдущих типов психопатии, психастеническая психопатия – это как раз тот вариант, когда в наибольшей степени страдает сам человек, а не общество.
В выраженных случаях психастеник занят бесплодной умственной работой – так называемой умственной жвачкой. Он бесконечно анализирует собственные поступки, сомневается в правильности принятого решения или выполненного задания, редко доволен собой и склонен к заниженной самооценке.
Из-за этого многие больные страдают различными навязчивостями – в виде навязчивых сомнений, идей и страхов. Они могут докучать окружающим своими болезненными сомнениями, постоянно советуясь по пустяковым вопросам.
У психастеников повышенное чувство ответственности и долга, доходящее до степени гиперсоциальности.
Это прекрасные исполнители, о таком подчинённом может мечтать любой начальник – каждое порученное дело будет исполнено точно в срок и качественно.
Психастеники чрезвычайно совестливы, соблюдают общепринятые нормы и все условности в поведении, постоянно чем-то обеспокоены и озабочены, что нередко мешает им испытывать удовольствие от обычных человеческих радостей.
Они исполнительны, но не инициативны. В школе они не являются активистами и инициаторами. Психастеники панически бояться сцены и публичных выступлений, это для них мука мученическая. Они ночами сидят над текстом, тщательно анализируя его и отшлифовывая стиль, зубрят текст наизусть, но бояться, что, выйдя на трибуну, всё забудут. Перед выступлением у них могут быть вегетативные нарушения – сердцебиение, дрожь в руках и чувство внутренней дрожи, потливость, похолодание рук и ног, бледность и даже желудочные расстройства.
В семейной жизни мужчины-психастеники – верные мужья. Чаще всего они однолюбы. Он – идеальный муж для истерички. Никто, кроме психастеника, не в состоянии выдержать настоящую истерическую психопатку. Нередко в её бурной утрированной эмоциональности они находят то, чего нет у них самих. Они полные антиподы, и именно вследствие этого такие браки чаще всего постоянны. Психастеник безропотно терпит все причуды и скандальность жены, во всём с ней соглашается, а жена-истеричка становится тираном и полностью подавляет его.
Но для нормальной, не истеричной женщины семейная жизнь с психастеником может оказаться нелёгкой, когда всё больше выявляется его нерешительность и невозможность принимать самостоятельные решения. Нередки конфликты на этой почве, когда жена называет мужа-психастеника «тряпкой» и тому подобное.
Как правило, психастеники очень привязаны к детям. Не умея и не смея бурно выражать свою любовь, они, тем не менее, являются хорошими родителями. Но часто их собственная неуверенность передаётся и детям. Будучи сам робким и неуверенным, психастеник не может им привить самостоятельность и уверенность. Хорошо, если второй родитель не имеет психастенических черт, тогда это влияние может быть как-то компенсировано.
Женщина с психастеническими чертами – это чаще всего покорное, тихое создание, полностью подчинённое мужу и выполняющее все его требования. Она неуверена в себе, начисто лишена женского кокетства и считает себя «дурнушкой». Даже если у неё вполне симпатичная внешность, она сама недооценивает себя, конфузится, когда мужчины говорят ей комплименты, не любит косметики, всегда скромно одета. Она любит чистоту, порядок и своих детей, уважает (а иногда и боится) мужа, и если «муж сказал», - то это закон.
Если не будет никаких потрясений в личной жизни, женщина с психастеническими чертами характера может спокойно прожить свою жизнь «серой мышкой», будучи верной и преданной женой и хорошей матерью.
Трагедией становится жизнь такой женщины, когда её привычное течение резко меняется, например, в связи со смертью мужа или в ситуации, когда у мужа появляется другая женщина, и он сообщает о разводе. Некоторые женщины даже согласны примириться с супружеской неверностью, лишь бы муж не оставлял семью. Для них не столь важно изменение материального положения, сколько ломка привычного уклада жизни.
Но если семейная жизнь рушится – это для женщины большое потрясение, может произойти декомпенсация, так как психика её слаба и ранима, и может возникнуть множество различных психических нарушений – неврозы, психогенные депрессии, затяжные депрессивные состояния, попытки самоубийства и другие.
Некоторые женщины с психастеническими чертами не выходят замуж и остаются старыми девами. С возрастом они становятся чудаковатыми, заводят множество животных и всецело отдаются уходу за ними.
Неуверенность в себе отражается и в их сексуальной жизни. Мужчины избегают сексуальных контактов с женщинами. Многие страдают функциональной (то есть вызванной психологическими причинами) импотенцией именно из-за своих опасений, что могут оказаться несостоятельными в сексуальном отношении.
Наибольшие сложности у психастеников возникают, когда неуверенного в себе, робкого сына властная, деспотичная мать растит одна. Чаще всего это бывает в тех случаях, когда сын унаследовал психастенические черты своего отца. Властная мама тиранит сына, полностью лишая его инициативы и ещё больше усугубляя психастенические черты его личности.
У многих психастеников отмечаются нарушения коммуникации (способности к общению). Мальчики-психастеники стесняются девочек, не умеют за ними ухаживать, а девочки-психастеники шарахаются от мальчиков, если те проявляют внимание. Из-за этого происходит задержка психосексуального развития. Такие юноши и девушки не знают элементарных вещей о взаимоотношениях с противоположным полом. Робость и неуверенность в своих сексуальных способностях не позволяет ему (ей) вовремя начать половую жизнь. Некоторые психастеники начинают половую жизнь в 25-30 лет и позже, не могут решиться вступить в брак, а некоторые так и остаются одинокими на всю жизнь.
Шизоидный тип психопатии
Шизоидная психопатия характеризуется эмоциональной холодностью, неспособностью выражать живые чувства и привязанность, скрытностью, патологической замкнутостью и недостатком контактов с другими людьми, неспособностью переживать наслаждение, сниженным интересом к сексуальному общению, оторванностью от реальности и погружённостью в свой внутренний мир, фантазированием про себя, недостаточной реакцией на похвалу или порицание, затруднением в усвоении общепринятых норм поведения, что проявляется в эксцентричных поступках.
Одна из наиболее рельефных характеристик этого типа психопатии – замкнутость и необщительность.
Необычные черты появляются уже в возрасте 3-4 лет. Такие дети не любят шумных забав и подвижных игр, предпочитают тихие, уединённые занятия и не стремятся к активному общению с ровесниками. С самых первых лет жизни дети предпочитают играть одни. В детских учреждениях, когда их пытаются вовлечь в групповые игры, они могут подчиниться, но при первой возможности отходят в сторону и сидят, чем-то занимаясь, в одиночестве. Воспитатели обращают внимание родителей на то, что ребёнок молчалив, редко улыбается и необщителен.
Родители отмечают, что ребёнок очень серьёзен, надолго замирает, как бы обдумывая что-то про себя. Например, во время еды он может застыть с ложкой в руке, уставившись в одну точку или в окно.
У таких детей иногда наблюдаются необычные вкусы в еде, например, ребёнок ест, только если смешать сладкие и солёные блюда, заедает селёдку вареньем, отказывается от любых рыбных или мясных блюд и тому подобное.
Наряду с нормальным интеллектуальным развитием, ранним развитием речи и богатым словарным запасом, у детей-шизоидов возможны затруднения в приобретении двигательных навыков и навыков самообслуживания. Часто такие дети бывают неуклюжими, неловкими, малоподвижными, медлительными. Им трудно научиться одеваться, причёсываться и обслуживать себя, они могут часами сидеть с расчёской или предметом одежды в руке.
Ребёнок-шизоид предпочитает сверстникам общество взрослых, так как взрослые мало обращают на него внимания, и он может быть предоставлен сам себе. Иногда такие дети подолгу молча слушают беседы взрослых, не мешая им и не докучая. С самого детства они проявляют холодность и недетскую сдержанность.
В подростковом возрасте шизоиды резко отличаются от своих сверстников. Замкнутость, отгороженность от ровесников бросается в глаза. Вследствие этого у окружающих возникает к шизоидам особое отношение. С детства их считают странными, относятся к ним настороженно и сторонятся их. Они всегда стоят особняком от компании ребят. Больше всего интересуют книги, зрелища, спокойные настольные игры, конструирование, рисование, лепка. Поэтому контакты со сверстниками весьма избирательны и зависят от интересов.
Начитанность шизоидов, способность к логическому мышлению, интерес к отвлечённым, абстрактным понятиям, сложным философским проблемам, сохранение в памяти значительной информации, способность ответить на многие сложные вопросы, придумав им неожиданное, оригинальное освещение, - всё это обращает внимание родителей и учителей.
Подростку-шизоиду неинтересно общаться с более примитивными сверстниками. На школьной перемене он не выходит в коридор, где одноклассники устраивают шумную возню, а достаёт принесённую с собой книгу и углубляется в чтение. Погружённость в себя и свои увлечения, неумение играть в обычные игры и эмоциональная негибкость отталкивает сверстников от подростка-шизоида.
«Слабое место» шизоида – это запреты или попытки вторгнуться в его внутренний мир, его необычные увлечения и фантазии.
Например, если ему запрещают много читать или препятствуют увлечениям, подросток может оскорбить своих родных, не выбирая выражений, и подчас даже очень обидеть язвительными характеристиками и презрительными прозвищами.
Обнаруживая развитое логическое мышление, прекрасные способности и развитую эрудицию, шизоиды в то же время оказываются совершенно беспомощными в простых житейских ситуациях и не могут найти из них правильного выхода.
Большинство шизоидных подростков страдают от своего одиночества и неспособности найти друга по душе.
В семье подросток-шизоид может не обращать внимания на других детей и родителей, если они его не трогают и не мешают его увлечениям. Если в семье создаётся конфликтная обстановка из-за запретов родителей и требований «быть как все дети», то это может вызвать декомпенсацию, с последующим формированием отрицательного отношения ко всем людям, вплоть до антропофобии(боязнь людей).
В психотравмирующей ситуации возникают невротические реакции – навязчивые опасения, страхи, фобии.
У подростка –шизоида чувство собственной неполноценности бывает связано со стойкой убеждённостью в наличии у себя физического недостатка и даже уродства, из-за которого его отвергают сверстники. Эта озабоченность носит болезненный характер, она не поддаётся переубеждению и коррекции и называется дисморфофобией.
Обычно стремление к самостоятельности у шизоидного подростка ограничивается требованием невмешательства окружающих в его личную жизнь. Вместе с тем подросток может про себя или вслух критиковать существующие правила поведения и порядки в коллективе, насмехаться над идеалами и духовными ценностями общества, его условностями и отсутствием свободы личности. Это называется нонконформизмом.
Шизоиды не любят поступать так, как все, как принято вести себя в обществе. Внутренний мир шизоида закрыт для других людей. Он заполнен необычными фантазиями, предназначенными для него самого. В отличие от истерических фантазий, в которые сам истерик верит, у шизоида нет погружённости в фантастические вымыслы, он чётко отделяет реальную жизнь от своих красочных грёз и фантазий.
Большинство шизоидов любят читать и предпочитают чтение всем остальным развлечениям.
Хобби шизоида необычны и могут поражать своим несоответствием возрасту или общему интеллектуальному развитию, например увлечение древними языками, древнегреческой философией, генеалогией русских царей или китайских императоров, импрессионизмом или абстракционизмом в живописи, эстетикой и тому подобным.
Шизоиды предпочитают профессии, связанные с их увлечениями, например, становятся искусствоведами, историками, философами, математиками, шахматистами, занимаются творческой деятельностью.
Оригинальное мышление и вкус шизоидов часто сочетается с художественной одарённостью, и из них получаются художники-новаторы, поэты и писатели со своим, весьма своеобразным, стилем и языком, полным символических значений и новых, никому не известных, слов, драматурги, создающие новые направления в драматургии, композиторы с весьма своеобразной музыкой, рассчитанной на тонкий, неординарный вкус.
Но, несмотря на значительные достижения в творческой, научной или иной профессиональной деятельности, они остаются совершенно непрактичными в повседневной жизни, не знают простейших обыденных вещей, из которых состоит жизнь большинства людей.
Их необычность проявляется и во внешнем облике. В одежде они либо подчёркнуто изысканны, аристократичны, либо нарочито небрежны, экстравагантны. То же самое с причёской. Необычны их движения, посадка головы, походка, мимика и интонации.
Эмоциональные проявления шизоидов неожиданны и порой непонятны окружающим. У них нет ответной эмоциональной реакции на чужие переживания, они не умеют найти правильную манеру в общении с другими людьми.
С этим тесно связан недостаток сопереживания – неумение разделить радость и горе других людей, понять их огорчения и обиды, волнения и беспокойство.
Всё вместе обусловливает эмоциональную холодность шизоидов. На них часто обижаются другие люди, расценивая многие их поступки как жестокие. Но их внешне кажущаяся жестокость не связана с садистическими наклонностями, а вызвана неспособностью прочувствовать и понять страдания других людей.
Шизоидам свойственно отсутствие внутреннего единства и последовательности всей психической деятельности, причудливость и парадоксальность психики, эмоций и поведения. Эмоциональная диспропорция у шизоидов характеризуется повышенной чувствительностью (это называется гирерэстезией) и эмоциональной холодностью (это называется анестезией) с одновременной отчуждённостью от людей. Об эмоциональности шизоидов психиатры говорят, что это сочетание «дерева и стекла», то есть одновременно и твёрдость, и хрупкость.
С годами шизоиды в качестве компенсации за особое к ним отношение окружающих всё больше отдаляются от других людей, отдаваясь своим чудачествам и необычным хобби. Нарастает замкнутость, эмоциональная холодность, утрированная привязанность к кому-либо в сочетании с отчуждённостью от всех остальных людей, эгоизм и чёрствость к другим и повышенная чувствительность к себе.
Не все шизоиды одинаковы. Среди них есть тонкие, чувствительные натуры и равнодушные, тупые. Бывают мелочные педанты, сухие чёрствые, ироничные, язвительные, встречаются и человеконенавистники, а также скупердяи. Но могут быть и деловые, целеустремлённые в достижении своих высших целей и сметающие на своём пути всё, что им мешает, настойчивые и упорные. Могут быть крайне ранимые и холодные, безжалостные, даже жестокие к другим людям.
Спиртное шизоиды обычно употребляют ради облегчения контактов с людьми, устранения чувства неловкости и собственной неполноценности в общении. Но дозы алкоголя для облегчения отношений обычно невелики, и к алкоголизму это, как правило, не приводит.
Некоторые шизоиды, особенно представители творческих профессий, алкоголю предпочитают наркотики, способные вызвать у них не только психическую, но и физическую зависимость, и прогноз наркомании неблагоприятен.