Практические аспекты генетики человека 163
вышен, проводятся повторные анализы и ультразвуковое обследование для того, чтобы исключить возможность двойни, подтвердить срок беременности и выявить признаки пороков развития нервной трубки. Если повышение уровня АФП в крови подтверждается, то проводят амниоцентез для определения уровня АФП в околоплодной жидкости. Такие скрининговые программы сложны для проведения и не совсем бесспорны, так как большинство женщин с повышенным уровнем АФП рожают нормальных детей, и оказывается, что им не нужно было подвергаться повторным анализам и волноваться. Чем ниже частота пороков развития нервной трубки в данной популяции, тем выше будет число «ложноположительных» результатов анализа АФП без дефектов нервной трубки. Скрининг уровня АФП полезен в тех популяциях, в которых частота пороков развития нервной трубки выше 1/1000, имеются хорошие лаборатории и опытный персонал, что позволяет проводить широкое консультирование и необходимые исследования с помощью ультразвука [2260].
Необходимы ли в будущем обширные исследования всех новорожденных для выявления полиморфизма? До сих пор речь шла о скрининге определенных наследственных заболеваний. Однако, как отмечалось при обсуждении генетических основ широко распространенных заболеваний (разд. 3.8.13), генетического полиморфизма (разд. 3.7), а также вопросов фармакогенетики и экогенетики (разд. 4.5), некоторые «нормальные» гены, продукты которых можно обнаружить, способны влиять на чувствительность к мультифакториальным заболеваниям во взаимодействии с определенными условиями среды. Встает вопрос, не могло бы в будущем оказаться полезным обследовать каждого новорожденного для выявления полиморфизма с тем, чтобы дать индивидуальный прогноз риска заболеваний. В зависимости от конкретных результатов такого обследования можно было бы рекомендовать превентивные меры типа отказа от определенных видов пищи, курения, алкоголя и наркотиков или устранения от связанных с профессиональной деятель-
ностью воздействий определенных условий среды, таких, как пыль или химические вещества. Таким образом удалось бы уменьшить риск определенных заболеваний, к проявлению которых более подвержены определенные генотипы.
Однако на эту проблему можно посмотреть и с другой стороны. Как реагировало бы общество на сведения о гом, что некоторые из его членов имеют неплохой шанс достигнуть пожилого возраста в достаточно добром здравии, другим для увеличения продолжительности жизни необходима защита от некоторых распространенных влияний внешней среды, а жизнь третьих относительно коротка при самых лучших условиях? Кто должен иметь доступ к такой информации? Как можно обеспечить секретность при хранении сведений в компьютере? Одержит ли верх общечеловеческая солидарность над этим видом генетического неравенства или группы с разными генотипами вступят в борьбу? Как повлияет на судьбу человека и его личное счастье детальное знание о присущей ему склонности к какому-то заболеванию? Это лишь некоторые из этических проблем, возникающих в связи с развитием генетики человека и, в частности, перспективами генетического скрининга. По-видимому, человечество нравственно еще не готово к решению таких проблем.
9.2. Манипуляции генами
В течение нескольких тысяч лет, занимаясь окультуриванием растений и одомашниванием животных, люди, сами того не зная, манипулировали их генами. Развитие сельского хозяйства является, стало быть, формой генной инженерии. Точно также выведение различных пород собак представляет собой пример манипуляции генами, влияющими на поведение [72].
Изменяя среду обитания человека и воздействуя на заболевания, имеющие генетическую природу, мы постоянно и во все большей мере косвенно воздействуем на генетический фонд человека как вида. Лечение и профилактика заболеваний влияют на генетический пул человека, сохраняя вредные гены, которые в отсутствие таких мер
164 9. Практические аспекты генетики человека
были бы элиминированы. Весьма вероятно, например, что из-за широкого применения антибиотиков в двух последних поколениях частота генов, участвующих в формировании предрасположенности к различным инфекциям, возрастет. В прежние времена такие гены исчезали вместе со смертью больного. Другой пример: при свободном выборе брачного партнера в брак вступают обычно люди, сходные по интеллектуальному развитию, поэтому распределение генов, влияющих на умственные способности (данные о существовании таких генов см. в разд. 8.2.1.3) будет неравномерным: большая часть генов, определяющих высокий уровень интеллекта окажется сконцентрированной среди потомков одаренных пар. Однако, если люди обсуждают вопрос о манипуляции генами, они обычно имеют в виду нечто совершенно иное, например создание человека по генетической инструкции в лабораторных условиях или чтонибудь не менее причудливое. Такие предположения высказывались уже давно, однако с Того момента, как Уотсон и Крик расшифровали структуру ДНК, эти предсказания обрели квазинаучную основу. В начале 60-х гг. перспективы развития генетики обсуждались на многих симпозиумах. Самым примечательным из них был симпозиум «Человек и его будущее» (1963) [308], где видные ученые обсуждали перспективы свободной манипуляции генами. Быстрое развитие молекулярной биологии за последние несколько лет снова привело к многочисленным дискуссиям относительно генной инженерии. Хотя мы еще далеки от возможности изменять гены человека, общественность сильно обеспокоена деятельностью «сумасшедших ученых», «вмешивающихся» в генный пул человека для модификации его свойств. Поскольку генетическая детерминация свойств личности, интеллекта, роста остается малопонятной и осуществляется многими генами, такими признаками пока невозможно манипулировать. Возможно, однако, что в отдаленном будущем мы будем знать больше о генетике человека и разработаем технологию прямого воздействия на некоторые его признаки. Поэтому важно рассматривать эти вопросы сейчас.
Представляется полезным разделить методы манипуляции генами на две группы: более консервативные, которые используют устоявшиеся биологические принципы и нуждаются лишь в некоторых технических усовершенствованиях, и более революционные методы, связанные с крупными достижениями в области молекулярной биологии.
«Консервативный» подход: гаметический выбор [2358]. Главным пропагандистом гаметического выбора был Г. Дж. Мёллер. Он неоднократно говорил о том, что будущие родители не должны полагаться только на собственные зародышевые клетки, а должны свободно выбирать между зародышевыми клетками многих индивидов, отбирая будущий фенотип своих детей на основе знаний о личности и достижениях тех индивидов, от которых берутся зародышевые клетки. По мнению Мёллера,
«...настоящего выбора нет до тех пор, пока нет многих возможностей; выбор проводится при наличии максимума знаний о возможных последствиях, и насколько это возможно, ему не должны мешать причины иррационального характера. .. Кроме того, ... окончательное решение относительно предстоящего выбора должно быть прерогативой заинтересованной пары. Все эти условия могут быть соблюдены только после создания богатого банка зародышевого материала, представляющего тех, кто оказался выдающимся в отношении ценных характеристик ума, души и тела. Следует вести каталоги, содержащие данные о результатах исследований физических и психических характеристик всех доноров, а также соответствующие факты из их жизни и жизни их родственников. .. .Лучше использовать зародышевый материал, который хранился по крайней мере 20 лет... (очевидно, что достижения донора окончательно можно оценить только через такое время). Для пары такое предприятие принимало бы характер высокоморального действия, акта служения обществу, что само по себе является наградой».
С технической точки зрения это предложение осуществимо уже теперь; сохранение человеческой спермы возможно. Искусственное осеменение хранившейся в специальных условиях спермой в широких масштабах используется при разведении крупного рогатого скота. У людей искусственное оплодотворение (обычно свежей спер-