Интеллектуальная деятельность на нормальном и высшем уровнях
Выдающиеся достижения До сих пор наше внимание было сосредоточено на нижнем полюсе изменчивости, т. е. на тех людях, которые вследствие сниженных умственных способностей с трудом приспосабливаются к требованиям общества. В своей классической статье «Наследственность таланта и характера» (1865 [248]) и в последующей монографии «Наследственная гениальность» (1869) Ф. Гальтон впервые описал людей, чьи достижения по стандартам их общества рассматривались как выдающиеся Эта работа представляет одну из двух парадигм генетики человека. Гальтон показал, что люди, которых в британском обществе считали вы-
70 8, Генетика и поведение человека
дающимися, имели среди близких родственников мужского пола во много раз больше знаменитостей, чем можно было бы ожидать при случайном распределении высокой одаренности.
С тех пор неоднократно предпринимались попытки подтвердить наследование гениальности или особых талантов. Например, в качестве доказательства наследственной одаренности приводились родословные знаменитых музыкантов и ученых-Баха, Дарвина, Гальтона или Бернулли; публиковались обширные статистические данные [2093]. Во всех подобных случаях, однако, тесно переплетены наследственность и влияние окружающей среды, и нельзя сделать определенных заключений относительно роли генетических факторов.
Изменчивость в пределах нормы: природа интеллекта. Для того чтобы определить относительный вклад наследственности и среды в нормальное поведение человека, было проведено множество исследований. Жизненные успехи, несомненно, зависят от ряда факторов, которые можно разделить на интеллектуальные и личностные. В течение длительного времени основным предметом исследования в психологии были индивидуальные различия в умственных способностях. Однако не так давно это направление подверглось жесткой критике. Чтобы лучше разобраться в этой полемике, мы должны рассмотреть историю изучения интеллекта и некоторые современные представления о нем [168].
Интеллект и его исследование с помощью тестов. Умственная отсталость и выдающиеся способности были определены с использованием социальных критериев: отсталость - то, что делает индивидов неспособными к независимой социальной адаптации (разд. 8.2.1.2), а выдающиеся способности - те, которые дают возможность их обладателю считаться среди коллег по профессии лидером. Известно, что коэффициент интеллектуального развития или умственный возраст был введен Бине и использовался сначала как средство для распределения учащихся в школах и для классификации степени умственной отсталости. Таким образом, IQ представлял собой критерий для отграничения нормы от легких форм отсталости более четким, но и несколько более произвольным спосо-
бом, чем независимая социальная адаптация. Говорят, что сам Бине был недоволен тем направлением, в котором стали развиваться впоследствии исследования с IQ: акцент сместился к классификации нормальных лиц в соответствии с их IQ. Важным событием, которое способствовало этому, была первая мировая война, предоставившая американским психологам возможность проверить большое число новобранцев.
Столь широкий масштаб испытаний потребовал отбора задач и вопросов, которые могли бы заставить отвечающих давать правильные или неправильные ответы, допускающие количественную оценку. Поскольку проверяющие не вступали в непосредственный контакт с испытуемыми, причины, вызывавшие неправильные ответы, не могли быть проанализированы. Качественные различия приходилось игнорировать. Набранные баллы стали самым важным [2221]. После первой мировой войны интерес к количественной оценке сохранился, а тесты стали более тонкими. Современная система испытаний умственных способностей включает тесты, которые оценивают способность оперировать словами и вербальными конструкциями, обращаться с абстрактными понятиями и математическими задачами и исследуют пространственное воображение и память. Такие тесты оказались очень полезными: несмотря на множество критических замечаний относительно их смысла, они давали довольно надежный прогноз успехов в школе, колледже и высшем учебном заведении.
Для успешной деятельности в определенных сферах, таких, как архитектура, инженерное дело, наука и медицина, минимальный IQ должен быть выше среднего уровня. Неспособность достичь IQ выше среднего уровня обладает прогностической ценностью и означает, что такие лица, по-видимому, не будут успевать в средних и высших учебных заведениях, готовящих специалистов данной профессии. Однако познавательные способности, оцениваемые по тестам IQ, конечно, нельзя считать единственным критерием профессионального успеха.
Более ранние теоретические исследова-
8. Генетика и поведение человека 71
ния пытались ответить на вопрос, является ли интеллект неким основным качеством, которое необходимо при выполнении всех конкретных задач, какими бы разными они ни были, или разные задачи требуют разных способностей. Одним из методов решения этого вопроса является факторный анализ. Корреляции между показателями по отдельным задачам исследовали на предмет выявления групп, которые, как предполагалось, указывают на такие основные способности. Данные устойчиво демонстрировали относительно высокие корреляции между решением отдельных задач, указывая на наличие генерального фактора «общего интеллекта» (g), влияющего на показатели выполнения всех тестов (Спирман). Многие считают, что в дополнение к этому фактору g для выполнения вербальных и математических заданий, а также для пространственного восприятия необходимы особые способности.
Растущее беспокойство психологов по поводу тестовых исследований интеллекта. Несмотря на бесспорный успех в предсказании успеваемости, метод оценки интеллекта и понятие IQ вызывают растущее беспокойство психологов. Многие из них считают, что тест измеряет способность «разгадывать загадки», т. е. решать задачи, которые неинтересны сами по себе, но требуют некоторых специальных навыков чисто формального характера. Этим навыкам придается особое значение во всех системах обучения [2143]. Они необходимы также во многих профессиональных сферах, например во всех инженерных профессиях. Высочайшее умение разгадывать загадки необходимо для решения проблем в физических, естественных и общественных науках. Кун [257] даже охарактеризовал развитие науки как последовательное разгадывание загадок (см. Введение). Между тем проблемы повседневной жизни требуют «умного поведения в естественной ситуации», которое можно определить как «согласующееся с отдаленными и близкими целями индивида реагирование на текущие события и ситуации» [168]. Способности такого рода хуже оцениваются современной системой тестов IQ. Жители Африки,
которые никогда не контактировали с Западом, будут неадекватно отвечать на многие задачи теста.
Новые подходы к более глубокому пониманию человеческого интеллекта. Попытки лучше разобраться в том, как развивается разумное поведение и как формируются индивидуальные различия, предпринимались неоднократно. Мы не знаем, например, что собой представляют основные познавательные процессы, которые позволяют нам ориентироваться в окружающей обстановке. Насколько важны для этого кратковременная и долговременная память, или такие сложные явления как язык? Можно ли узнать что-то об этом, создавая компьютерные программы? Можно ли добыть соответствующую информацию, наблюдая индивидуальное поведение в естественных условиях [2017]? Многие исследователи в настоящее время подчеркивают важность взаимодействий внутренних и внешних факторов в индивидуальном развитии; психологи теперь находятся под влиянием данных Пиаже, показывающих, как дети постепенно осваивают логические понятия. Новые представления не отрицают практической ценности тестовых исследований интеллекта для предсказания успешности обучения, они подвергают сомнению пригодность тестов для сравнения групп людей.
Исследования семей и близнецов для оценки генетического вклада в нормальную изменчивость интеллекта. Когда появились методы измерения интеллекта, первые исследователи в этой области попытались определить, влияют ли и в какой мере среда и наследственность на нормальную изменчивость. Дух времени до и после первой мировой войны во многом определялся евгеническим движением (разд. 1.8). На многих ученых произвела большое впечатление идея Гальтона о том, что интеллект можно измерить и что статистическое сравнение близких родственников может помочь разрешить старую как мир проблему взаимодействия природы и воспитания в становлении интеллекта. Когда Сименс [869; 870] в 1924 г. первым показал, как