Теоретико–методические особенности проведение уроков
Теоретико–методические особенности проведение уроков
Физической культуры с учащимися специальной медицинской группы.
Общая характеристика занятий физической культуры с учащимися специальной медицинской группы.
Согласно положению о врачебном контроле за физическим воспитанием населения все учащиеся распределяются по состоянию здоровья на медицинские группы.
На основании данных о состоянии здоровья и физическом развитии они распределяются для занятий физическими упражнениями на основную, подготовительную и специальную медицинские группы.
К основной группе относятся учащиеся без отклонений в состоянии здоровья или с незначительными отклонениями, но при наличии хороших показателей физического развития.
К подготовительной медицинской группе (далее ПМГ) относятся учащиеся, имеющие незначительные отклонения в состоянии здоровья, недостаточное физическое развитие и физическую подготовленность.
К специальной медицинской группе (далее СМГ) относятся учащиеся со значительными отклонениями в состоянии здоровья постоянного или временного характера, требующие существенного ограничения физических нагрузок, определенной учебной программой. С целью более дифференцированного подхода к назначению двигательных режимов детей, относящихся к СМГ по тяжести и характеру заболевания, рекомендуется подразделять на две подгруппы -«А» и «Б».
К подгруппе «А» относятся учащиеся, имеющие отклонения в состоянии здоровья обратимого характера, ослабленные в связи с различными заболеваниями. К подгруппе «Б» относятся школьники с органическими, необратимыми изменениями органов и систем (поражения сердечно-сосудистой, мочевыделительной системы, печени, высокая степень нарушения рефракции зрения с изменением глазного дна и др.). Деление на подгруппы - это тот фактор, который определяет режим занятий Дети и подростки со значительными отклонениями в состоянии здоровья направляются на занятия лечебной физической культурой в лечебно-профилактические учреждения (там, где это возможно) или им назначаются соответствующее лечение и наблюдение. Допустимой физической нагрузкой для них являются занятия по специальной учебной программе. Перевод из одной медицинской группы в другую производится совместно врачом и учителем, с учетом результатов дополнительного медицинского обследования и результатов, полученных во время занятий в предыдущей группе. Основными задачами физического воспитания учащихся, отнесенных к СМГ, являются:
- укрепление здоровья, улучшение физического развития, закаливание организма;
- расширение диапазона функциональных возможностей основных физиологических систем организма, ответственных за энергообеспечение; повышение защитных сил организма и его сопротивляемости;
- освоение основных двигательных навыков и качеств;
- воспитание морально-волевых качеств и интереса к регулярным самостоятельным занятиям физической культурой;
- разъяснение значения здорового образа жизни, принципов гигиены, правильного режима труда и отдыха, рационального питания, пребывания на воздухе и т.п.
Для проведения занятий привлекаются учителя физической культуры, имеющие физкультурное образование и прошедшие специальные курсы. Такие курсы организуются на базе института повышения квалификации работников образования. Оплата труда учителей, проводящих занятия с учащимися, отнесенными по состоянию здоровья к СМГ, должна производиться в соответствии с их тарификацией по ставкам заработной платы учителей
Характеристика внешних признаков утомления
Практика показывает, что больше внимания необходимо уделять развитию основных двигательных качеств, не забывая при этом о закаливании, пропаганде здорового образа жизни, знаний по медицине, гигиене, самоконтролю и т.д, причем эта работа должна осуществляться комплексно и обязательно регулярно.
Уроки обязательно должны дополняться системой домашних заданий, физкультминуток на уроках, организацией правильного двигательного режима на переменах, занятиями в группах продленного дня, проведением массовых спортивных мероприятий.
Оценка физического развития
С целью изучения и оценки показателей физического развития учащихся применяют методы наружного осмотра и антропометрических исследований. Определение роста в положении стоя и сидя, массы тела, окружностей грудной клетки, живота, талии, бедра, голени, плеча и предплечья, шеи, жизненной емкости легких, толщины жировой прослойки, а также формы ног, состояния свода стопы и типа телосложения.
2. Характеристика двигательных качеств
Методы определения двигательных качеств у учащихся к настоящему времени разработаны достаточно подробно и позволяют дать комплексную характеристику развития силы различных мышечных групп, их выносливости, проявляющихся в динамических и статических усилиях, быстроте движений, подвижности в суставах и многих других качествах. Для решения практических вопросов, возникающих в работе по физическому воспитанию с учащимися специальных групп, рекомендуют определять следующие показатели развития двигательных качеств..
Частоту движений кисти можно определить при помощи степ-теста. Испытуемый, взяв шариковую ручку или карандаш, по сигналу исследователя наносит точки на листок лежащей перед ним бумаги. Задание выполняют в течение строго определенного времени (10 или 15 с). Количество точек, сосчитываемое по следам на бумаге, указывает на частоту движений кисти.
Статическую выносливость мышц кисти определяют с помощью аппарата для измерения артериального давления. Соединив свернутую туго манжету с аппаратом и проверив герметичность системы, предлагают испытуемому с максимальной силой сжать грушу, соединенную с манжетой. Отметив величину этого усилия, испытуемому после кратковременного отдыха предлагают сжать грушу тонометра с половинным усилием. В момент сжатия манжеты начинают отсчет времени. Показатель статической выносливости определяют в секундах как время поддержания усилия, равного половине максимальной силы кисти.
Равновесие определяют наиболее простым способом по методу М.Е. Ромберга в предложенной позе (испытуемый стоит на одной ноге, руки на поясе, другая нога согнута в колене и пяткой касается колена опорной ноги). Определяют время удержания равновесия после принятия устойчивого положения в этой позе (в секундах). Отсчет времени ведут по секундомеру и прекращают в момент потери равновесия.
Усложненным вариантом пробы является выполнение упражнения в равновесии при закрытых глазах. Время удержания равновесия при этом значительно (в 2— 3 раза) сокращается.
Теоретико–методические особенности проведение уроков