Личностные особенности людей, страдающих неврозом
Личностные особенности являются важным звеном в процессе формирования невротических состояний. Выделяют личностные характеристики, особенно уязвимые для развития невроза, это — сенситивность, тревожная мнительность, эмоциональная лабильность, демонстративность, субдепрессивные черты, ригидность.
Карвасарский Б.Д. установил, что для лиц, страдающих неврастенией характерны повышенная ответственность и добросовестность в сочетании с высокой же чувствительностью к критике. Они отличаются хорошей работоспособностью и активностью при наличии высокой интенсивности и продолжительности эмоций и достаточно выраженной тревожности. Наряду с этим в характере больных неврастенией выявлены низкие показатели уступчивости при средней степени выраженности таких качеств, как решительность, фрустрационная толерантность и адаптивность. Эти сочетания личностных особенностей, установленные при статистическом анализе, наряду со стремлением к чрезмерным, превышающим реальные возможности усилиям в основных видах деятельности чаще всего способствуют развитию психологического конфликта неврастенического типа «хочу, но не имею сил».
Больные истерическим неврозом отличаются завышенной самооценкой, эгоистичностью и эгоцентричностью, относительно высокой активностью, сочетащшейся у них с такими свойствами, как низкая степень решительности и целенаправленности и значительная степень внушаемости и самовнушаемости. У них часто выявляются сочетания выраженной сенситивности и тревожности с лабильностью и импульсивностью, причем потребность в контактах и стремление к лидерству сочетаются со средней степенью уступчивости и ответственности.
Наряду с отдельными чертами психастенического типа у ряда больных этой группы отмечаются проявления некоторой шизоидности, которая выступает в виде высокой сенситивности, сочетающейся с эмоциональной холодностью, трудностью контактов и др. Эти сочетания личностных особенностей способствует формированию конфликта истерического типа «хочу, но не имею права».
Страдающие неврозом навязчивых состояний отличаются низкой степенью активности, уверенности в себе, решительности, целенаправленности в сочетании с высокой тревожностью и выраженной мнительностью, т.е. чертами, свойственными психоастеническому типу. Для части невротических личностей этого типа характерно сочетание повышенной впечатлительности и чрезмерной чувствительности при склонности к задержке внешних проявлений эмоциональных реакций и в связи с этим постоянной фиксацией на значимых для сложных жизненных обстоятельствах, чему способствует также склонность к самовнушению. С учетом высокой степени ответственности и добросовестности, высокой чувствительности к критике и средней степени способности к избеганию конфликтов более вероятной становится возможность формирования психологического конфликта обсессивно-фобического типа, чаще в области морально-этических установок личности/«я хочу, но боюсь».
В клинике НИИ Бехтерева исследовались особенности целеобразующих мотивов и уровня притязаний у страдающих истерическим неврозом и неврастенией и у здоровых. Установлено существенное возрастание роли мотива избегания неудачи при неврозах, завышенный (по отношению к возможностям) уровень притязаний у больных неврастенией. Отмечено исчезновение при неврозах ряда существенных связей между характеристиками целеобразующих мотивов и поведением в ситуации выбора.
В работе Г. Айзенка на основании экспериментально-психологических исследований рассматривается вопрос о значении уровня интеллекта в развитии неврозов. В работе приводятся данные, полученные на материале 3000 больных неврозами мужского и женского пола. По уровню интеллекта все испытуемые были разбиты на 5 градаций в соответствии с нормальным распределением для контрольной группы. Для больных неврозами кривая распределения (как для мужчин, так и для женщин) оказывается более пологой. Иными словами, в группе больных неврозами было гораздо меньше лиц со средним интеллектом, чем в контрольной группе, и на оба крайних отрезка кривой приходился больший процент лиц, чем в контрольной группе. В средней градации было 40,2% больных мужского и 40,6% женского пола сравнительно с 50% в контрольной группе (различия статистически достоверны). Для градации высокого и низкого интеллекта различия также статистически значимы. Из этих данных Айзенк делает вывод о том, что у людей со средним интеллектом невроз развивается реже, чем у отклоняющихся от среднего уровня.