Особенности детско-родительской и супружеской любви
По мнению Горобец, супружество прежде всего необходимо для выполнения репродуктивной функции и обеспечения воспитания детей и социальной их защищенности. Здоровая половая жизнь в союзе с творческим потенциалом обоих супругов, который отражает социальные взаимоотношения и культурные особенности, и есть любовь; эта любовь является нравственной основой брачного союза. В браке любовь выступает в качестве синонима жизни, творческой свободы. Если альтруизм в любви заменяется на эгоизм и нежелание осознавать потребности другого, брак обречен на деструкцию (разрушение). Серьезной причиной тенденции снижения численности вступающих в брак Горобец называет молчаливое признание обществом нормы гражданского брака и безответственности за будущее детей [Горобец, 2006].
Вообще, авторы склонны не разделять мать и отца, а объединять их в слове «родители».
Спиваковская и Варга дали психологические трактовки понятия «родительская любовь». Спиваковская определяет родительскую любовь как «источник и гарантию эмоционального благополучия, поддержания телесного и душевного здоровья»[Спиваковская, 2000]; Варга: «Родительская любовь – это глубокое и осмысленное не раз чувство». Любить ребенка – значит уметь строить с ним контакт, видеть изменения в его развитии, доверять ребенку, учиться принимать его таким, каков он есть» [Варга, 1986].
А Фромм пишет о родительской любви следующее: «Мы часто заставляем детей соперничать в борьбе за нашу любовь… Ребенок начинает верить в себя, если убеждается, что мы относимся к нему с любовью… Наша любовь дает ему ощущение собственной значимости, вселяет веру в себя, рождает у него самолюбие…поскольку соперничество – это, по существу, попытка найти замену родительской любви, стоило бы понять, каким образом мы, родители, приводим ребят к тому, что наша любовь оказывается на первом месте в детской конкуренции. Нет сомнения, что, сами того не осознавая, мы даем детям бесчисленные поводы бороться за нашу любовь, соперничая между собой» [Фромм, 1996]
Овчарова пишет, что родители – это первая среда развития ребенка, обеспечивающая потребность в любви и привязанности. Родительская любовь – движущая сила развития ребенка, которая способствует удовлетворению его жизненно важных потребностей. Потребность в родительской любви – одна из наиболее сильных и длительных потребностей человека. В ней нуждается ребенок любого возраста. А. Лоуэн отмечает, что недостаток любви в ранние годы жизни влечет за собой эмоциональное недоразвитие человека. Родитель, как правило, испытывает потребность «отдать» любовь ребенку В родительскую любовь включен творческий акт, элемент импровизации. Она индивидуальна, сложна, изменчива и противоречива. Нет определенной нормы – идеала любящего родителя. Любящие родители могут совершать ошибки, сомневаться в своих чувствах к ребенку, наказывать его, а не только заботиться, приносить радость, удовлетворять все потребности ребенка. Психологическую структуру родительской любви составляют четыре компонента:психофизиологический (стремление родителя к пространственной близости с ребенком, увеличению частоты, длительности и интенсивности взаимодействия с ним); эмоционально-чувственный (это сфера глубоких личностных переживаний родителя по отношению к ребенку, оценки образа ребенка и себя как родителя); когнитивный (знания: о том, что такое родительская любовь, каковы ее проявления, способы выражения и т.д.); поведенческий (проявление родительской любви в конкретных действиях: уход, стиль общения и т.д.). Родительская любовь имеет гендерную специфику. Для материнской любви характерно: безусловное принятие ребенка, очевидность в проявлении любви к ребенку, общение с ребенком «на равных», участие в его делах, жертвенность. Для отцовской любви характерно: условное принятие ребенка, отказ от демократичности и равенства при общении с ребенком [Овчарова, 2006].
По мнению Изарда, любовь матери к ребенку – особый тип любви; особенность в том, что она жизненно необходима ребенку. Прежде всего материнство предполагает теплое и ласковое объятие, но человеку необходимы также проявления внимания психологической природы. Одной из характеристик материнства и материнской любви является привязанность или прочная эмоциональная связь между матерью и ребенком. Вторая характеристика – эмоциональная доступность – готовность дать ребенку свое тепло, свою нежность, понимание, поддержку, одобрение. Еще характеристика – чувствительность матери к потребностям ребенка и готовность удовлетворить их (без назойливости). Изард предполагает, что степень отзывчивости матери влияет на формирование личности ребенка, все описанные характеристики материнской любви способствуют развитию у ребенка чувства доверия к окружающему миру. Важную роль в материнской любви играет эмоция радости. Эта радость социальна по своей природе [Изард, 2000].
Таким образом, в литературе в общем, и в психологии в частности, нет одного, общего определения понятия любви. Природа любви разными авторами дается по-разному: внутренняя природа по Фромму; эволюционная, часть человеческой природы – в единстве биологического и социального по Изарду и Розеновой; связана с сексуальностью по Кернбергу, Ухтомскому и Маслоу.
Существующие теории, созданные в рамках психоанализа (Лоуэн А., Фрейд 3., Фромм Э., Хорни К., Эриксон Э., Юнг К.Г. и др.), когнитивно-бихевиоральной (Арон А., Дак С., Даттон Д., Кларк М., Миллс Дж., Уотсон Д.Б., Харви Дж., Флойд Дж., Шехтер С. и др.), гуманистической и экзистенциальной (Маслоу А., Роджерс К., Франкл В. и др.), гештальт-психологии (Мартель Б., Перлз Ф., Рейноутер Дж. и др.) акцентируют внимание на феноменологии и патологии любви, факторах ее возникновения, уделяя недостаточное внимание проблеме психологического анализа смысла любви.
В отечественной психологии показано влияние социокультурного контекста на представления о любви (Гозман Л.Я., Розин В.М. и др.), раскрыто значение любви как особой формы отношения к Другому для развития человека (Братусь Б.С.), проанализирован потребностный профиль полового поведения (Орлов Ю.М.). Созданы теоретико-методологические предпосылки для исследования различных уровней смысловых образований личности (Асмолов А.Г., Выготский Л.С., Клочко В.Е., Краснорядцева О.М., Леонтьев А.Н., Леонтьев Д.А., Серый А.В., Яницкий М.С. и др.), что позволило поставить задачу теоретического и эмпирического исследования представлений о смысле любви с позиций культурно-исторической психологии и деятельностного подхода.
Проблема смысла любви ставится лишь в отдельных работах по психологии любви и изучается без проведения эмпирических исследований на основе философского и теоретико-методологического анализа, обобщения клинического материала (Братусь Б.С., Маслоу А., Розин В.М., Франкл В., Фрейд 3., Фромм Э., Юнг К.Г. и др.). В этой связи смысл любви рассматривается как преимущественно универсальный, лишенный половозрастных особенностей, учет которых необходим для организации психотерапии и психологического консультирования проблем в любовных отношениях (Петрушин С.В, Кратохвил С., Малкина-Пых И.Г. и др.).