Детский церебральный паралич: виды нарушений, клинико-психологическая структура дефекта

ДЦП входит в более широкую категорию нарушений развития, которая включает в себя нарушения опорно-двигат аппарата.

В основе ранее повреждение и недоразвитие мозга, вследствие кот-ого возникают пси нарушения, повышения мышечного тонуса в сочетании со слабостью мышц, что приводит к ограничению или невозможности произвольных движений. Появление насильственных движений (гиперкинезы), наруш равновесия и координации движений, наруш ощущения движения тела и его частей. Причины: родовая травма, асфексия, инфекц заболевания во время беременности, наруш мозгового кровообращения, пороки развития НС, наследственные болезни нервной нервно-мышечной сис-м. нарушаются ядра переферич двигат нервов, переферич двигат нервы к мышцам, ядра подкорк отделов мозга.

Из-за недоразвития двига сферы страдает формирование ориентировочной реакции, этому способствует и ограничение полей зрения из-за нарушения моторного аппарата глаз. Двигат недостаточность обусловливает также недоразвитие предметных действий. Тяжелые двигат рас-ва, нарушения ряда высших корковых функций, служат причиной задержки интеллектуального развития. Нарушается развитие речи, правильное произношение из-за дефектности моторного комплекса. Недостаточность пространственного гнозиса из-за поражения теменных отделов. Поэтому возникают трудности с формированием восприятия формы, в соотнесении элементов в пространстве, в правильном восприятии пропорций.

ДЦП не имеет прогрессирующего течения. Однако по мере развития ребенка различные проявления недостаточности двигательных, речевых и др психи функций могут видоизменяться.

Тяжесть и распространённость ДЦП могут быть различными. В одних случаях могут быть тяжелые поражения всех четырех конечностей – двойная гемиплегия. Развитие двигат и психич функций крайне затруднено. При спастической диплегии поражаются преимущественно ноги. Большинство детей с этой формой при своевременном комлексном лечении осваивают ходьбу, у них развивается речь. У некот людей наблюдаются односторонние двигат нарушения – гемипарезы. Наличие насильственных движений и тонических спазмов в мышцах верхних конечностей резко затрудняет развитие у них манипулятивной дея-ти и навыков самообслуживания. При атонически-астатической форме дцп двигат нарушения определяются в первую очередь недостаточностью координации движений, несформированностью реакций равновесия, наличием низкого тонуса во всех группах мышц.

Виды ДЦП: 1. Спастико-регидный, 2. Спастико –гиперкинетический, 3.спастико-атаксический, 4. Спастико-паретический. Страдает при всех формах речевая сфера по типу дизартрии.

Нарушены тонкие дифференц движения, движения неточны, несоразмерны; наруш реципрокная координация (тест кулак ладонь); тремор, подергивание языка, губ; гримасничание, тремор языка, непроизвол открытие рта, насильственная улыбка.

Ранний органич дефект ЦНС обусловливает сложное сочетание двигат и психич недостатков, что и состалвяет специфич структуру психич дизонтогенеза. Особенностью яв-ся не только замедленный темп развития, но и своеобразная диспропорциональность, асинхронность созревания с появлением вторичных компенсаторных и гиперкомпенсаторных, часто патологических сипмтомокомплексов. Двигат нарушения при ДЦП представляют собой своеобразную аномалию моторного развития, которая оказывает неблагоприятное влияние на весь хд формирования нервно-психич функций и личности ребенка. При ДЦП имеют место недостатки зрения. Слуха, эмоц-волевой сферы, поведения, речи. 1)локальный дизонтогенез отдел психич функций(речи, пространст представлений, различ видов гнозиса, праксиса, внимания, память и др). 2)наруш умтсевнной работоспособности. 3)наруш проивзольной регуляции психич дея-ти. 4)специфич задержка психич развития, при сочетании представленных выше нарушений со стойко ограниченным запасом знаний и представлений об окружающем и специфическими особенностями мыслит дея-ти.

Задержка в развитии личностной саморегуляции и неравномерность развития различ высших психич функций, а также крайне ограниченный запас знаний и представлений об окружающем, недостаточность ручной моторики и зрительно-моторной координации, несформированность пространственных представлений и слабость кинетических ощущений в общей, ручной и речевой моторике определяют специфику и стойкость психического дизонтогенеза при ДЦП.

Дефекты мыслит дея-ти проявляются в недостаточной сформированности понятийного, абстрактного мышления. Как правило, отмечается ограниченное, часто сугубо индивидуальное понимание значения отдельных слов. Это может быть связано в первую очередь с ограниченным практическим опытом ребенка. Характерной особенностью яв-ся задержанное формирование регуляторной функции психич процессов, что в значит степени связано с замедленным созреванием переднелобных отделов коры.

Нарушения эмоц-волевой сфера чаще всего проявляются в виде повышенное эмоц возбудимости в сочетании с выраженной неустойчивостью вегетативных функций, повышенной истощаемостью НС. Кром повышенной эмоц возбедимости могут наблюдаться состояния полного безразличия, равнодушия, безучастности. Среди вариантов аномального развития личности при ДЦП наиболее часто отмечается задерж развитие по типу психического инфантилизма. В основе его лежит дисгармония созревания интеллектуальной и эмоц-волевой сфер при преобладающей незрелости последней. В своих поступках дети руководствуются в основном сиюминутными влечениями, эмоцией удовольствия. Они эгоцентричны, не способны сочетать свои интересы с интересами других. Интеллектуальные интересы выражены слабо. В основе формир-ия личности по типу психич инфантилизма лежит нарушение созревания лобных отделов коры.

Наши рекомендации