Условия компенсации нарушений психического развития в детском возрасте.
всякое повреждениеили вредоносное воздействие на организм вызывает со стороны последнего защитныереакции, гораздо более энергичные и сильные, чем те, которые нужны, чтобыпарализовать непосредственную опасность. Организм представляет относительнозамкнутую и внутренне связанную систему органов, обладающую большим запасомпотенциальной энергии, скрытых сил. Он действует в минуты опасности как единоецелое, мобилизуя скрытые запасы накопленных сил, сосредоточивая в местеопасности с большей расточительностью горазд о большие дозы противоядия, чемдоза грозящего ему яда. Таким путем, организма не только компенсируетпричиненный ему вред, но всегда вырабатывает излишек, перевес над опасностью,приводящий его в более высокое состояние защищенности, чем то, которое у негобыло до .возникновения опасности.К месту, в которое проникла зараза, белые кровяные шарики устремляются вгораздо большем количестве, чем нужно для того, чтобы справиться с заразой. Этои есть сверхкомпенсация. Если лечат туберкулезного больного, впрыскивая емутуберкулин, т. е. туберкулезный яд, то рассчитывают на сверхкомпенсациюорганизма. Это несоответствие раздражения и реакции, неравенство действия ипротиводействия в организме, излишек противоядия, прививка сверхздоровья черезболезнь, поднятие на высшую ступень через прео доление опасности важны длямедицины и педагогики, для лечения и воспитания. И в психологии это явлениеполучило широкое применение, когда стали изучать психику не изолированно оторганизма, как отрешенную от тела душу, а в системе организма, как егосвоеобразную и высшую функцию.
Компенсация – сложный многообразный процесс перестройки функций при нарушении, либо утрате какой-либо функции. В процессе компенсации функция поврежденных органов или структур либо начинает осуществляться непострадавшими непосредственно системами путем усиления их дея-ти, либо происходит перестройка частично нарушенной функции.
Компенсация функций на уровне сложных психических процессов осуществляется путем сознательного переобучения, обычно с использованием вспомогательных средств. Компенсация функций при повреждении анализаторов имеет специфический характер , в связи с тем, что изменяется поступающая из внешней среды в организм и регулирующая его де-ть сигнализация. Поэтому вначале процесса компенсации используется афферентация с других сохранных анализаторов. На дальнейших этапах, сформировавшиеся связи стабилизируются.
6. Закономерности психического развития при различных вариантах дизонтогенеза.
После становления научного этапа спец психологии и становления практики обучения детей с отклонениями в первую очередь необходимым было именно глубокое психологическое изучение познавательных процессов. Это было необходимо для понимания возможностей детей в усвоении материала, для разработки методик обучения в спец школах и др учреждениях. В ходе этого изучения было выявлено, что закономерности, обнаруживаемые в психическом развитии нормального ребенка те же, что и у ребенка с отклонениями в развитии. Вот важные моменты этого развития:
5. Темп психического развития – неравномерность, в разные периоды проходит ускоренно или замедленно.
6. Созревание пси функций проходит поэтапно, в каждом последующем возрастном периоде наступает их качественное преображение и совершенствование.
7. Психол развитие зависит от общения со взрослыми, обучения, воспитания.
8. Развитие и формирование психики проходит в различ видах дея-ти. Ведущая деят-ть схожа, порядок тот же.
Что специфичного у детей с аномальным развитием:
6. Изменяются временные рамки психол новообразований
7. Изменяются способности к познанию окруж мира
8. Изменяются коммуникации между людьми
9. Замедление темпов развития мышления
10. Чем более выражен эффект нарушения – тем более выражены вторичные и третичные нарушения
Швальбе в 1927 ввел понятие дизонтогенеза – отклонение внутриутробного формирования структур организма от их норм развития.
Сейчас дизонтогенез понимается более глубоко. Дизонтогенез – различные формы нарушения отногенеза, включая и постнатальный, преимущественно ранний период, ограниченный теми сроками развития, когда морфологические системы организма еще не достигли своей зрелости.
При патологии наблюдается нарушение межфункциональных связей, диспропорции в развитии, что обуславливает асинхронию. Асинхрония: 1. Ретардация (незавершенность – отставание в отдел периодах развития), 2.акселерация (ускорение ).
Лебединский В.В. разработал классификацию и выделил 6 видов дизонтогенеза:
8. Недоразвитие – общее стойкое отставание в развитии всех функций вследствие раннего органического поражения мозга. Поражение может иметь наследственную природу или быть рез-том внешних факторов, действующих во внутриутробный, природовой периоды или в раннем детстве. Самая распростран форма умственной отсталости – олигофрения.
9. Задержанное развитие – замедление темпа всего психического развития, возникающее чаще всего в рез-те слабо выраженных органических поражений коры гм или длительных и тяжелых соматических заболеваний.
10. Поврежденное психич развитие – нурашение психич развития в конце раннего возраста или уже после 3 лет вследствие травм гм, нейроинфекций, наследственных заболеваний. Распростран форма – органическая деменция.
11. Дефицитарное развитие – наруш зрения, слуха, речи, опорно-двиг аппарата.
12. Искаженное психич развитие – разные варианты сложных сочетаний общего недоразвития, задержанного, ускоренного и поврежденного. #Ранний детский аутизм.
13. Дисгармоническое псих развитие – связано с нарушением формирования эмоционально-волевой сферы. #психопатии, неврозы.
14. Среди представителей каждого типа нарушенного развития наблюдаются значит индивидуально-групповые различия, кот. зависят от причин нарушения, периода действия и интенсивности фактора, вызвавшего нарушение.
7. Умственная отсталость. Виды умственной отсталости. Развитие высших психических функций при умственной отсталости.
УО-стойкое необратимое недоразвитие познават дея-ти, возникшее на основе раннего органич поражения ЦНС.
Диагноз ставитя, когда травма была до 3 лет. Далее диагноз деменция.
Причины: 1. Цитомегаловирус, таксоплазмос, герпес. 2. Травмы родовой дея-ти, 3. Травмы голов мозга в раннем возрасте. 4. Токсичные медикаменты в раннем возрасте. 5.наследственный фактор. 6.злоупотребление алкоголем и др. у матери.
Классификация:
1. Дебильность – 1 степень
2. Имбицильность – 2 степень
3. Идиотия – 3 степень
Идиотия наиболее тяжелая степень умственной УО: не владеют речью, навыками самообслуживания, грубые наруш моторики, неспособны самост передвигаться.
Имбицильность – глубокая УО. Дети малоспособны к целенаправленной дея-ти, недоравитие всех ВПФ и эмоц-волевой сферы. Можно сформировать простейшие навыки самообслуживания в быту, ручного труда, они могут работать в учебно-трудовых мастерских.
Дебильность – легкая степень УО. Таким детям доступна речь. Недоразвитие мышления, вторично речи и др. психич функций. Способны овладеть навыками письма, чтения, счета. Осваивают спец программу – программа 8 вида обучения – программа обычного школьника с 1 по 5 класс. Недоразвитие эмоц-волевой сферы: инфантилизм, сниженная критичность, отсутствует перенос усваиваемых способов дея-ти на аналогичный материал.
УО-кольцевой дефект:
Органич поражение – наруш мышления – наруш др впф – наруш мышления – органич пораж
При УО подсказка в выполнении задания не помогает.
8. Клинико-психологическая структура умственной отсталости и задержки психического развития. Дифференциальный подход.
При ЗПР порциальность дефекта, при УО тотальность дефекта. При ЗПР есть перенос, при УО нет. Тест Векслера – график УО-плато, ЗПР в каких-то ВПФ выше, в каких-то ниже (может даже выше нормы где-то).
УО-стойкое необратимое недоразвитие познават дея-ти, возникшее на основе раннего органич поражения ЦНС.
Диагноз ставитя, когда травма была до 3 лет. Далее диагноз деменция.
Причины: 1. Цитомегаловирус, таксоплазмос, герпес. 2. Травмы родовой дея-ти, 3. Травмы голов мозга в раннем возрасте. 4. Токсичные медикаменты в раннем возрасте. 5.наследственный фактор. 6.злоупотребление алкоголем и др. у матери.
Классификация:
1. Дебильность – 1 степень
2. Имбицильность – 2 степень
3. Идиотия – 3 степень
Идиотия наиболее тяжелая степень умственной УО: не владеют речью, навыками самообслуживания, грубые наруш моторики, неспособны самост передвигаться.
Имбицильность – глубокая УО. Дети малоспособны к целенаправленной дея-ти, недоравитие всех ВПФ и эмоц-волевой сферы. Можно сформировать простейшие навыки самообслуживания в быту, ручного труда, они могут работать в учебно-трудовых мастерских.
Дебильность – легкая степень УО. Таким детям доступна речь. Недоразвитие мышления, вторично речи и др. психич функций. Способны овладеть навыками письма, чтения, счета. Осваивают спец программу – программа 8 вида обучения – программа обычного школьника с 1 по 5 класс. Недоразвитие эмоц-волевой сферы: инфантилизм, сниженная критичность, отсутствует перенос усваиваемых способов дея-ти на аналогичный материал.
УО-кольцевой дефект:
Органич поражение – наруш мышления – наруш др впф – наруш мышления – органич пораж
При УО подсказка в выполнении задания не помогает.
ЗПР - замедление темпа всего психического развития, возникающее чаще всего в рез-те слабо выраженных органических поражений коры гм или длительных и тяжелых соматических заболеваний. Причинами ЗПР могут быть тяжелые инфекц заболевания матери во время беременности, токсикозы беременности, хронич гипоксия плода, травмы во время беремен и родах, генетич факторы, асфиксия, нейроинфекции, хронич соматич заболев, неблагоприят условия раннего развития.
Классификация ЗПР на 4 группы: конституционная, соматогенная, психогенная, церебрально-органич генеза (Они отстают в развитии внимания, восприятия, мышления, памяти, речи, проивзол регуляции дея-ти и др функций. По ряду показателей оказываются часто близкими к УО. Но у них обнаруживаются значительно большие потенциальные возможности. Существенным проявлением ЗПР явл-ся очень низкий уровень активности во всех сферах психич дея-ти. Снижение по сравнению с нормой скорости и уменьшение объема приема и переработки инф-ии. В рез-те этого у них замедленно формируются представления, понятия, различ навыки и умения. Поведение этих детей соответствует более младшему возрасту, они более зависимы от взрослого, значительно менее активны, безыинициативны, слабо выражены познават интересы. Значительно отстают по сформированности регуляции и саморегуляции поведения, в рез-те чего не могут сосредоточиться а одном занятии; недоразвитие эмоц-волевой сферы, примитивность эмоций и их неустойчивость.)
Характерна мозаичность поражения, при которой наряду с дефицитарными функциями имеются и сохранные. Явления асинхронии связаны с тем, что первичный дефект чаще нарушает развитие отдельных базальных звеньев психических процессов, высшие же уровни страдают вторично (ведущая координата нарушения развития—«снизу вверх»). Парциальность поражения — с недостаточностью отдельных корково-подкорковых функций и большей сохранностью высших регуляторных систем, преимущественно нейродинамического характера, отличает задержанное развитие от стойкого психического недоразвития по типу олигофрении и определяет лучший прогноз динамики развития и коррекции.
9. Клинико-психологическая структура поврежденного психического развития.
Поврежденное психич развитие – нурашение психич развития в конце раннего возраста или уже после 3 лет вследствие травм гм, нейроинфекций, наследственных заболеваний. Распростран форма – органическая деменция.
Характерной моделью поврежденного психического развития является органическая деменция. Ее этиология связана с перенесенными инфекциями, интоксикациями, травмами нервной системы, наследственными дегенеративными, обменными заболеваниями мозга. В отличие от олигофрении, которая также нередко имеет аналогичное происхождение, деменция возникает либо начинает грубо прогрессировать в возрасте после 2—3 лет. Этим хронологическим фактором в значительной мере определяется отличие патогенеза и клинико-психологической структуры деменции от олигофрении.
Сложное сочетание явлений повреждения и недоразвития, разная экстенсивность поражения, вариабельность его локализации.
здесь нет тотальности, нет иерархичности нарушения психических функций, характерных для олигофрении. Наоборот, на первый, план выступает парциальность расстройств. В одних случаях это грубые локальные корковые и подкорковые нарушения (гностические расстройства, нарушения пространственного синтеза, движений, речи и т. д.), недостаточность которых иногда более выражена, чем неспособность к отвлечению и обобщению.
Большое значение в структуре дефекта при органической деменции имеют нарушения целенаправленности мышления, которые при прочих равных условиях также выражены более грубо, чем при олигофрении. Весьма характерны нарушение критичности, отсутствие понимания и переживания своей несостоя тельности, равнодушие к оценке, отсутствие планов на будущее даже у детей старшего возраста. Б. В. Зейгарник (1962) выделяет три преимущественных типа нарушения мышления при органической деменции у взрослых больных: 1) снижение функции обобщения; 2) нарушение логического строя мышления; 3) нарушения критичности и целенаправленности. Изменения личности большей частью диссоциируют с уровнем интеллектуального снижения. В одних случаях они выступают очень резко и особенно проявляются в малой привязанности к родным и близким, частом отсутствии чувства стыда, жалости и других симпатических эмоций. В ряде же случаев, наоборот, личностные изменения выражены менее грубо, чем нарушения интеллекта. Более грубо, чем при неосложненной олигофрении, выражены у одних — адинамия, вялость и аспонтанность, слабость побуждений, у других — психомоторная расторможенность, эйфория либо дисфория с угрюмостью, злобностью, склонностью к агрессии, патология влечений (прожорливость, сексуальность и т. д.). Иногда влечения носят извращенный характер (стремление к самоповреждению, садистические тенденции и т. д.).
Таким образом, структура психического дефекта при органической деменции представляет значительную сложность и отличается большим полиморфизмом, чем при олигофрении. Это касается как интеллектуальных нарушений, так и эмоционально-волевой сферы и личности в целом.
Г. Е. Сухарева (1965), исходя из специфики клинико-психологической структуры, выделяет четыре типа органической деменции у детей.
Первый тип характеризуется преобладанием низкого уровня обобщения.
При втором типе на передний план выступают грубые нейродинамические расстройства, резкая замедленность и плохая переключаемость мыслительных процессов, тяжелая психическая истощаемость, неспособность к напряжению. Отмечаются нарушение логического строя мышления, выраженная наклонность к персеверациям.
При третьем типе органической деменции более всего выступает недостаточность побуждений к деятельности с вялостью, апатией, резким снижением активности мышления.
При четвертом — в центре клинико-психологической картины находятся нарушения критики и целенаправленности мышления, с грубыми расстройствами внимания, резкой отвлекаемостью, «полевым поведением». Наиболее частыми типами являются два последних.