Понятие «дефект», структура дефекта
Существовало и существует несколько подходов к рассмотрению дефекта. Ранее дефект понимался как только лишь количественное отставание в какой-либо сфере развития. Был важен лишь сам дефект а не ребенок с дефектом. Но затем стали появляться теории качественно исследующие дефект и его компенсацию. Штерн указывал на двойственную роль дефекта. Он влечет за собой не только лишь ухудшение какой-либо функции, но также и дает толчок к развитию других функций. К примеру, как у слепого повышается функция осязания. С одной стороны, дефект есть минус, ограничение, слабость, умаление развития; с другой - именно потому, что он создает трудности, он стимулирует повышенное, усиленное движение вперед. Центральное положение современной дефектологии следующее: всякий дефект создает стимулы для выработки компенсации. Поэтому динамическое и зучение дефективного ребенка не может ограничиваться установлением степени и тяжести недостатка, но непременно включает учет компенсаторных- замещающих, надстраивающихся, выравнивающих процессов в развитии и поведении ребенка. Липпс также рассматривал психическое развитие: если психическое событие прерывается или тормозится, то там, где наступает перерыв, задержка или препятствие, происходит "затопление", т. е. повышение психической энергии; препятствие играет роль запруды. Этот закон Липпс называл законом психической запруды. Энергия концентрируется в пункте, где процесс встретил задержку, и может преодолеть задержку или пойти окольными путями. Так на месте задержанного в развитии процесса образуются новые процессы, возникшие благодаря запруде. А. Адлер и его школа в основу своей психологической системы кладут учение о малоценных органах и функциях, недостаточность которых постоянно стимулирует повышенное развитие. Ощущение дефективности органов, по словам Адлера, является для индивида постоянным стимулом к развитию психики. Если какой-либо орган благодаря морфологической или функциональной неполноценности не справляется вполне со своими задачами, тогда центральная нервная система и психический аппарат человека принимают на себя задачу компенсировать затрудненное функционирование органа. Отталкиваясь от этих положений Выготский пишет: Самое важное то, что вместе с органическим дефектом даны силы, тенденции, стремления к его преодолению или выравниванию. Вот этих тенденций к повышенному развитию и не замечала прежняя дефектология. А между тем именно они придают своеобразие развитию дефективного ребенка; они создают творческие, бесконечно разнообразные, иногда глубоко причудливые формы развития, равных или подобных которым мы не наблюдаем в типическом развитии нормального ребенка.
Линия дефект, - компенсация и есть лейтлиния развития ребенка с дефектом какого-либо органа или функции. Положительное своеобразие дефективного ребенка и создается в первую очередь не тем, что у него выпадают те или иные функции, наблюдаемые у нормального, но тем, что выпадение функций вызывает к жизни новые образования, представляющие в своем единстве реакцию личности на дефект, компенсацию в процессе развития.
Дефект в современной дефектологии понимается как сложная структура. (сложная структура атипичного развития). Выготский выделяет в дефекте свою структуру. Выделяет первичную, вторичную и третичную составляющие. Первичный дефект связан с нарушением функционирования органа или нс. Вторичный с нарушениями, появляющимися в рез-те первичного дефекта. Третичный дефект возникает на основе двух остальных, формируется как личностное нарушение. Так, при глухоте первичным нарушением является выключение или грубая недостаточность слухового восприятия. Вторичный дефект – нарушение речевого развития, так как словесная речь при отсутствии у ребенка слуха самостоятельно не развивается. Нарушение речевого развития в свою очередь отрицательно сказывается на развитии мыслительной дея-ти, недостатки в формировании которой выступают уже как дефекты третьего порядка, ведущие далее к трудностям общения.
Первичный дефект может иметь характер недоразвития или повреждения. Часто наблюдается их сочетание (#при олигофрении – недоразвитие корковых систем плюс повреждение подкорковых). В тех случаях, когда субстрат болезненного процесса неизвестен, выделяется не первичный а основной дефект, кот определяется местос, занимаемым тем или иным нарушением в общей структуре психич недостаточности при данном заболевании.
Вторич дефект – основной дефект в пси изучении и коррекции. Его структура включает ряд компонентов, отражающих как своеобразие болезненного процесса, так и закономерности, определяющие особенности дизонтогенеза в дет возрасте. Механизм возникновения вторич нарушений различен. Вторично недоразвиваются те функции, кот-ые непосредственно связаны с поврежденной (#недоразвитие понимания речи у детей с наруш слуха). Вторичное недоразвитие характерно и для тех фун-ий, кот-ые в момент воздействия вредности находятся в сензитивном периоде. В рез-те разные вредности могут приводить к сходным рез-там. В зависимости от места первич дефекта направление вторичного недоразвития может быть «снизу вверх» или «сверху вниз». Выготский считал основной координатой вторичного недоразвития направление «снизу вверх» - от элементарных функций к более сложным.
В процессе развития изменяется иерархия между первичными вторичными, биологическими и социально обсуловленными нарушениями. Если на первых этапах основным препятствием к обучению и воспитанию яв-ся первич дефект, то затем вторично возникшие явления психич недоразвития, а также негативные личностные установки, нередко начинают занимать ведущее место в отношении к обучению.